Сайт Образование и Православие > Образование > Проект документа «Образовательная концепция Русской Православной Церкви»

Проект документа «Образовательная концепция Русской Православной Церкви»


14.03.2016.
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Новая редакция Образовательной концепции Русской Православной Церкви после обсуждения на пленуме Межсоборного присутствия в январе 2015 года дорабатывалась профильной комиссией Присутствия под руководством митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, а затем специальной группой под руководством митрополита Волоколамского Илариона. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 1 июня сего года.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

КОНЦЕПЦИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

МОСКВА, 2016


 

1 ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

1.1. Богословские и исторические основания

1.2. Особенности образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях

1.3. Основные задачи и принципы образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях

2 ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

2.1. Уровни образования

2.2. Образовательные организации

2.3. Управление, координация и обеспечение образования

3 ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Образовательная концепция Русской Православной Церкви – основополагающий общецерковный документ, развивающий и дополняющий положения Основ социальной концепции[1]в сфере образования.

Концепция формулирует основания образовательной деятельности, осуществляемой Русской Православной Церковью, ее особенности, задачи и принципы на современном этапе; описывает пространство церковной образовательной деятельности в применении к различным уровням образования, учреждениям, имеющим различные организационно-правовые формы, а также к органам управления, координации и обеспечения образовательной деятельности.

 

1ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

 

Церковь понимает под образованием единый целостный процесс воспитания и обучения человека, направленный на наиболее полное раскрытие его способностей, приобщение к достижениям человечества в области наук, культуры, искусств, ремесел и иных. Образование совершается на протяжении всей жизни человека сообразно его дарованиям и задачам возрастного развития и является общественным благом, обеспечивая преемство духовного и культурного развития народов.

Образование должно затрагивать человека в его целостности, сказываться на жизни его духа, разуме, воле, чувстве, физическом развитии. Оно призвано не только повышать интеллектуальный уровень человека, но и оказывать влияние на его мировоззрение, нравственный облик, ценностные ориентиры, содействовать духовному возрастанию личности. В силу этого образование, лишенное мировоззренческой или воспитательной составляющей, не отвечает своему назначению.

Основными целями деятельности Церкви в сфере образования являются сохранение и передача православного Предания, наставление членов Церкви в христианской вере и нравственности, а также приобщение к ценностям Православия и проповедь Евангелия Христова как внутри, так и вне церковной ограды – в общественном и культурном пространстве разных стран и народов.

Образование неизменно является одним из приоритетных направлений церковной деятельности.

Под христианским образованием Церковь понимает такое образование, которое основано на христианском вероучении. Оно является неотъемлемой частью просветительной деятельности Церкви, наряду с миссией и катехизацией. В христианском образовании теоретическая сторона, включающая изучение вероучительных и нравственных истин, церковной истории и т.д., органично сочетается с духовно-практической, содействующей приобретению личного духовного опыта богопознания.

Иисус Христос – Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, – является абсолютным духовно-нравственным идеалом для православного христианина. Христианское образование призвано содействовать уподоблению человека Господу воспитать в нем верность учению Христа и стремление воплощать в жизнь Его заповеди. Вместе с тем оно приобщает верующего к двухтысячелетнему опыту Церкви, к богатому святоотеческому наследию, помогая ему тем самым достичь главной цели христианской жизни – нерушимого единства со своим Господом и Спасителем.

 

1.1. Богословские и исторические основания

 

Основанием деятельности Церкви в сфере образования является призыв Спасителя, обращенный к Его ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20). Исполнение этой заповеди было одной из важнейших составляющих служения апостолов, распространивших христианскую веру по всей земле. Свою миссию они воспринимали не иначе как миссию просвещения. В соответствии со словами Священного Писания о том, что Христос – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), миссия приобщения людей к Евангельскому учению на протяжении веков рассматривалась церковью именно как просвещение.

Понятие об образовании как целенаправленном процессе обучения и воспитания связано с понятием образ, что нашло отражение как в русском, так и в древних классических языках (греч. μόρφωσις, лат. formatio). Христианское учение о сотворении человека по образу и подобию Божию (Быт. 1, 27) указывает на призвание человека к усыновлению Богу по благодати, к духовному совершенству во Христе.

В результате грехопадения образ Божий в человеке был затемнен и искажен. При этом человек сохранил стремление к истине, красоте, добру, свободе, выразившееся, в частности, в том естественном нравственном законе, который в той или иной степени известен всем людям, ибо «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2, 15).

Воплотившееся Слово Божие Сын Божий Господь Иисус Христос искупил человека из рабства греху и явил человечеству совершенный образ Человека, пребывающего в единстве с Богом (1 Тим. 2, 5). Церковь Христова открывает возможность всякому человеку воспринять плоды Искупления и через веру, духовный подвиг и участие в таинствах, очищаясь от греха, возрастать «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

При этом исповедание христианской веры не только включает в себя признание Иисуса Христа Богочеловеком, Господом и Спасителем, но и предполагает следование заповеданным Им жизненным идеалам. Верность в исполнении Евангельских заповедей была одним из самых убедительных свидетельств истинности христианской веры на протяжении многих веков. Наиболее ярко это проявлялось в периоды гонений на Церковь благодаря подвигу мучеников и исповедников. Основанная на богооткровенном учении и подкрепляемая личным подвигом христиан, проповедь Евангелия стала мощнейшим духовно-нравственным фактором в истории человечества.

Неотъемлемое качество Церкви – непрерывно совершающееся в ней созидание и возрастание во Христе нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10). Это постоянное духовное возрастание совершается при содействии благодати Божией и направлено на осуществление замысла Создателя, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 4).

Полнота участия человека в жизни Церкви невозможна без знания христианского вероучения и нравственных норм, богослужебного строя и аскетической традиции.

Однако образовательные задачи Церкви не ограничиваются воспитанием православных верующих как участников литургической жизни и носителей христианской нравственности. Призывая своих чад к духовному преображению силою благодати Божией, Церковь поддерживает приобщение человека к сокровищам национальной и мировой культуры, что предполагает изучение различных наук и искусств.

Образовательный идеал Церкви заключается в воспитании христианина, который, будучи полноценным членом общества, вдохновляется идеалами служения Богу, Церкви и ближним, по образу Христа, сказавшего о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).

Созданная Спасителем Церковь на протяжении всей своей истории стремилась к воцерковлению культуры, включающей различные аспекты духовного и социального бытия человека, преображая ее и наполняя христианским содержанием.

Христианское образование впитало в себя наследие античной учености. Многие отцы и учители древней Церкви были высокообразованными людьми, ценили ученость и христианское «любомудрие», которое понимали не только как стремление к богопознанию, но и как расширение человеком своего интеллектуального и духовного горизонта за счет освоения «внешней» мудрости, то есть сложившихся вне Церкви философских традиций. Святитель Григорий Богослов пишет: «Полагаю же, что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость... но и ученость внешнюю… В науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и во глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия»[2].

Христианское образование, возникшее как синтез античных образовательных моделей и церковно-богословских традиций, всегда принимало и использовало те достижения внецерковного знания, которые не противоречили христианскому миропониманию. Христианское образование является не только важнейшей и неотъемлемой частью христианской культуры, но и необходимым условием ее исторического продолжения и развития. Распространение христианской проповеди содействовало национальному и культурному самоопределению многих народов. Церковные школы воспитывали просветителей, историков, писателей, ученых; вокруг этих школ формировались первые университеты.

В новое время произошло разделение некогда единой христианской культуры на светскую и религиозную. Этот процесс в ряде стран сопровождался ростом взаимного отчуждения и противостояния Церкви и внецерковной культуры, опирающейся на безрелигиозные ценности. Идеология секуляризма, рассматривающая религию как конкурента и вытесняющая ее в сферу частной жизни, способствовала тому, что государственное образование во многих странах приобрело безрелигиозный, а в некоторых случаях и открыто антирелигиозный характер.

Однако гуманистический идеал, заложенный в основу современного секулярного подхода к образованию, исторически формировался в тесном взаимодействии с христианской традицией, в частности – с тем пониманием свободы и достоинства личности, которое проистекает из Евангельского учения.

Исторический и духовный опыт Церкви убеждает в том, что образование только тогда является в полном смысле слова просвещением, когда оно свидетельствует о высших идеалах, превосходящих временные интересы и ориентирующих человека на подлинные вечные духовные ценности. Именно христианство сделало просвещение фактически синонимом образовательной деятельности, навсегда заложив в эту деятельность мощнейший внутренний императив самосовершенствования.

Имея свою собственную образовательную систему, развивая и укрепляя ее, Церковь одновременно ведет диалог со светской школой, взаимодействуя с ней в различных областях.

Церковь считает неправомерным отождествление светскости с такой формой секулярной идеологии, при которой антицерковность и антирелигиозность становятся ее неотъемлемой частью. Светский характер государства, с точки зрения Церкви, не является препятствием к общественному служению Церкви в сфере образования, просвещения и науки, к взаимодействию Церкви с образовательными и научными институциями, не имеющими церковного подчинения.

 

1.2. Особенности образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях

 

Русская Православная Церковь объединяет многомиллионную семью православных народов и сохраняет преемственность с двухтысячелетней восточно-христианской культурной традицией.

Цивилизационный выбор святого равноапостольного князя Владимира, приобщившего Русь к православной вере, на долгие века закрепил за Русской Церковью особую просветительную роль на всем пространстве исторической Руси. Множество святых подвижников, учителей нравственности и духовности, великих деятелей культуры и искусства, военачальников и героев, людей, определивших в разные эпохи ход отечественной истории, были воспитаны Русской Церковью.

Благодаря образовательному и просветительному служению Церкви светом Христовым были просвещены многие народы, ставшие христианскими не только по вере, но и по культуре. При участии Церкви создавались на Руси первые школы. Благодаря Церкви развивалось летописание, под эгидой Церкви осуществлялась обширная переводческая деятельность, Церковь стояла у истоков книгоиздательства. После появления системы светского образования Церковь активно взаимодействовала с нею. Даже в условиях нарастающей секуляризации духовные и церковно-приходские школы достойно осуществляли свое христианское образовательное призвание.

Послереволюционный период стал временем жесткого подавления Православия атеистическим государством и антирелигиозно настроенными общественными силами, вытеснения Церкви из общественной и культурной жизни. Гонения на Церковь в полной мере затронули и образовательную сферу. Все дореволюционные духовные академии и семинарии Русской Церкви в 20-е годы были закрыты, и лишь в послевоенный период Церкви было позволено в очень ограниченном объеме восстановить свой образовательный потенциал.

Однако даже в условиях прямых гонений Церковь продолжала исполнять свою образовательную миссию в той мере, в какой это было возможно в условиях внешней несвободы.

Развитие богословской науки продолжилось в рассеянии, где были основаны духовные учебные заведения, воспитавшие целую плеяду выдающихся ученых и церковных деятелей. Оказавшись в инославном окружении, православные богословы вступили в творческий диалог с учеными, принадлежавшими к иным христианским конфессиям. Во многом благодаря деятелям русской эмиграции православное богословие получило известность на Западе. Для самой же русскоязычной диаспоры развитие богословского образования стало одним из факторов сохранения ее религиозной и культурной идентичности.

Изменение государственного устройства в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви в конце ХХ века открыло возможности для качественного расширения деятельности Церкви в сфере просвещения, образования и науки. Церковью были созданы новые духовные учебные заведения, в университетское образование стала постепенно возвращаться теология как неотъемлемая составляющая человеческого знания. Богословская наука получила новый импульс для своего развития.

Жизнь Русской Церкви возрождается в условиях постатеистической, секулярной эпохи, определяющей содержание новых вызовов, стоящих перед Церковью в образовательной сфере. Атеистическая идеология, господствовавшая в предшествующий период, оставила после себя тяжелое наследие, которое усугубляется влиянием потребительской идеологии, кризисом семьи и разрушением связей между поколениями. Мировоззренческий и духовный кризис в значительной мере затронул и сферу образования, угрожая ее вырождением в «образовательные услуги», лишенные духовных устремлений и воспитательной функции.

В этих условиях Церковь видит свой долг в том, чтобы способствовать возвращению обществу утраченных православных культурно-религиозных ценностей, в том числе через различные формы воспитания и образования, нацеленные на становление духовной и нравственной личности, гражданина Отечества, а также понимания, что образовательная деятельность не может носить исключительно прикладной, профессиональный характер, не затрагивая нравственного, воспитательного и мировоззренческого измерений. В начале XXI века накопленные Русской Церковью сокровища богословского, исторического, культурного предания, ее духовно-нравственные идеалы становятся вновь востребованы.

 

1.3. Основные задачи и принципы образовательной деятельности Русской Православной Церкви в современных условиях

 

Основными задачами образовательной деятельности Русской Православной Церкви являются:

·в отношении содержания образования и подготовки кадров:

1)развитие богословского (теологического) образования и сопряженных с ним образовательных направлений;

2)подготовка священнослужителей и специалистов для основных направлений внутренней и внешней церковной деятельности;

3)развитие общего образования на мировоззренческой основе Православия;

4)сообщение знаний о Православии всем заинтересованным лицам в рамках образовательных программ всех уровней, а также вне рамок образовательных программ;

5)воспитание молодежи в духе Евангельских заповедей.

·в организационном отношении:

6)непрерывное повышение качества образования в образовательных организациях Русской Православной Церкви; совершенствование нормативного, научно- и учебно-методического, кадрового обеспечения высшего богословского и общего православного образования в образовательных организациях всех типов;

7)стимулирование научно-исследовательской деятельности образовательных и научных организаций Русской Православной Церкви; совершенствование деятельности церковных структур, отвечающих за развитие науки и образования;

8)создание и поддержка учебно-методических объединений, профессиональных и экспертных сообществ в области высшего богословского и общего православного образования;

9)создание и совершенствование системы церковной аккредитации образовательных программ, содержательно связанных с изучением Православия, во всех типах образовательных организаций;

10) информационная поддержка высшего богословского и общего православного образования, содействие реализации медийных проектов, способствующих приобретению богословских знаний и духовно-нравственному воспитанию.

·в области взаимоотношения Церкви с обществом и государством:

11) содействие полноценному обеспечению права граждан, исповедующих Православие, на приобщение их детей к православным культурно-историческим ценностям и получение образования на православной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных образовательных организациях;

12) развитие церковно-государственного и церковно-общественного партнерства в сфере образования.

 

Основными принципами образовательной деятельности Русской Православной Церкви являются:

Церковность. Образовательная деятельность Церкви, к участию в которой призваны все ее члены – священноначалие, клирики, монашествующие и миряне, – основана на церковном Предании и предполагает неразрывность теоретического усвоения богатства христианского наследия и его практического воплощения в жизни каждого члена Церкви, а также сохранение и преумножение традиций христианского образования в условиях современных обществ и государств.

Открытость. В своей образовательной деятельности Церковь открыта для сотрудничества с образовательными организациями разных типов, включая государственные, муниципальные и частные, а также с сообществами и отдельными лицами, готовыми реализовывать православные воспитательные и образовательные программы.

Доступность. Православное образование имеет нормативную основу, подтвержденную международным правом и гарантирующую право православных верующих на религиозное образование (в том числе на образование своих детей).

Системность. Образовательная деятельность Церкви подразумевает взаимосвязь соответствующих учреждений различных уровней и организационно-правовых форм, в совокупности представляющих собой единое образовательное пространство.

 

2ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Образовательная деятельность Церкви, являясь одним из способов сохранения и передачи православного учения и традиции, включает в себя:

1)преподавание основ православного вероучения;

2)духовно-нравственное воспитание;

3)профессиональную или предметную подготовку.

Эта деятельность осуществляется на уровне высшего, среднего профессионального и общего образования в форме образовательных программ, преподавания отдельных дисциплин и модулей, воспитательной активности, просветительного служения.

Для наиболее полного раскрытия возможностей человека необходимо, чтобы мировоззренческая, воспитательная и предметная составляющие образования были полноценными, взаимосвязанными и осуществлялись в согласии с семейным воспитанием.

Значительную роль в обеспечении образовательной деятельности Церкви играют научные исследования, прежде всего в области богословия и православной педагогики. Уровень научно-педагогического сообщества, специализирующегося в богословии и православной педагогике, а также развитие богословия как науки определяют качество научно-методического и кадрового обеспечения церковной активности в сфере образования.

В каждой из стран канонического присутствия Русской Православной Церкви ее образовательная деятельность призвана стать органичным элементом национальной системы образования, если последняя не окажется агрессивно антихристианской. При выстраивании модели взаимодействия с государственной системой образования Церковь учитывает местные условия и особенности.

В странах, исторически принадлежащих христианской цивилизации, наука, образование и духовно-нравственная традиция, основанные на христианском мировоззрении, являются неотъемлемой частью всей совокупности наук, образовательных и воспитательных традиций.

Пространство образовательной деятельности Русской Православной Церкви не ограничено находящимися в церковном подчинении учреждениями.

Церковь действует в системе собственно церковных (учрежденных Церковью или при ее участии) образовательных организаций, а также в государственных и негосударственных (внецерковного подчинения) образовательных организациях всех уровней и типов, если они изъявляют такое желание.

Сотрудничество Церкви с образовательными организациями внецерковного подчинения осуществляется по разным направлениям:

–преподавание знаний о религии, культурных и исторических традициях Православия;

–содействие в развитии системы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания от дошкольного уровня до высшей школы;

–совместные проекты по разработке учебно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс: программ, учебно-методических комплектов, мультимедийных материалов и др.;

–разработка научной проблематики в сфере духовно-нравственного образования (обучения и воспитания); в таких научных областях, как педагогика, психология, философия и социология образования;

–совместные сетевые проекты православного и муниципального образования: региональные школьные и студенческие научно-практические конференции, клубы, форумы, фестивали, выставки, олимпиады, конкурсы, научные и учебно-методические разработки, спортивные и гражданско-патриотические мероприятия и др.;

–поощрение углубленного, профильного изучения православной культуры в муниципальных образовательных организациях путем введения их общественной аккредитации;

–конфессиональная экспертиза примерных основных образовательных программ и учебно-методического сопровождения в части предметов, курсов, дисциплин, модулей православной культуры.

В рамках церковно-государственного и церковно-общественного партнерства Церковь выступает гарантом аутентичности связанных с Православием мировоззренческой, воспитательной и предметной (профессиональной) составляющих национальной системы образования.

Традиция церковного образования позволяет достигать результата, к которому устремлены национальные системы образования: воспитания нравственно и интеллектуально развитой личности, гражданина своего Отечества. В этом случае мировоззренческая, воспитательная и предметная составляющие образования выражены во всей полноте.

Мировоззренческая составляющая

Православное образование осуществляется на мировоззренческой базе православной веры и традиций церковной жизни и предполагает знакомство с православным вероучением, христианской нравственностью, Священным Писанием, агиографией, церковной историей, искусством и словесностью в контексте истории и культуры народа, края, страны и мира, а также приобретения навыка христианского осмысления исторических событий, произведений литературы и искусства. Это определяет содержание дисциплин вероучительного характера, а также занимает существенное место в курсах истории, литературы, мировой художественной культуры, краеведения и т.д.

Преподавание предметов, знакомящих с Православием и приобщающих учащихся к нравственным ценностям, историческим и культурным традициям православного христианства, требует и от самого педагога принадлежности к православной традиции и соответствующих компетенций.

Воспитательная составляющая

Православное воспитание состоит в усвоении христианских добродетелей, главная среди которых – любовь к Богу и ближнему. Понятие «духовно-нравственное воспитание» возникло в русле христианской традиции и имеет своим основанием заповедь Христа о любви. Оба начала – духовное, соединяющее человека с Богом, и нравственное, соединяющее с ближним, – в этом понятии неразрывно связаны и обусловлены одно другим.

Воспитание сопровождает учебный процесс, а также может осуществляться во внеурочное время в разных формах, таких, как, например, добровольческая социальная деятельность, духовное краеведение, экскурсионные программы, паломнические поездки, военно-спортивные лагеря, разнообразные патриотические проекты и прочее.

Православное воспитание противостоит острым социальным недугам – кризису семьи, демографическому кризису, распространению алкоголизма и наркозависимости.

Предметная составляющая

Церковь поддерживает стремление к повышению качества, глубины и фундаментальности образования, осуществляемого по национальным образовательным стандартам, включая православный компонент. Исходя из равенства всех людей перед Богом Церковь считает недопустимой излишнюю коммерциализацию образования как препятствующую доступности образования для всех слоев населения, включая малообеспеченные и социально незащищенные семьи.

Образование на основе православного мировоззрения осуществляется при условии сознательного выбора учащихся или их родителей (законных представителей).

Сотрудничая с государственными и общественными образовательными структурами, Церковь готова по мере сил участвовать в нормативном, научном, учебно-методическом, кадровом, организационном и информационном обеспечении образования.

 

***

Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в Концепции рассматривается в отношении:

1)содержания образования по его уровням;

2)образовательных организаций различных типов, их принадлежности;

3)управления, координации и обеспечения образовательного процесса.

Просветительной деятельности Русской Православной Церкви посвящен самостоятельный раздел.

 

2.1. Уровни образования

Высшее образование

Высшее образование, будучи областью подготовки профессиональных кадров, является необходимой основой развития всей образовательной деятельности Церкви.

Развитие всех направлений внутренней и внешней церковной деятельности, включая просвещение, миссию, социальную и молодежную работу, требует участия лиц с высшим богословским образованием.

Деятельность Церкви на уровне высшей школы направлена прежде всего на развитие богословия и связанных с ним специализаций смежных наук.

Богословие (теология)[3] как научное и образовательное направление изучает теоретически осмысленные в лоне Церкви источники и систему православного вероучения, исторические формы и практику церковной жизни в общенаучном, культурном (цивилизационном), межрелигиозном (межконфессиональном), общественном и других контекстах.

Богословие включает в себя совокупность научных областей, с которыми связаны профили высшего богословского образования. Одни из них составляют фундаментальное ядро богословия, как например: изучение Священного Писания, догматика, церковная история, патрология, изучение богослужения и иные. Другие обусловлены конкретными историческими обстоятельствами и запросом со стороны общества, например, церковно-государственные отношения, культура Православия.

Полноценное развитие и изучение Православного богословия невозможно в отрыве от духовного опыта Церкви, от ее традиции.

Являясь органичным компонентом научной области в целом, богословие наиболее тесно связано с гуманитарной сферой – с историей, философией, филологией, искусствоведением, педагогикой.

Присутствие богословия в научном пространстве способствует осмыслению цивилизационного многообразия человечества, помогает прийти к более глубокому пониманию вызовов современного глобального мира.

Потребность современного мира в богословском осмыслении основополагающих вопросов бытия, в мировоззренческом и этическом осмыслении научных парадигм становится особенно очевидной в связи с возникновением этико-антропологических проблем при быстром развитии биологии, генной инженерии и других наук, способных коренным образом изменить жизнь человеческого общества, семьи, личности.

С другой стороны, партнерство и сотрудничество богословов со светскими учеными, ведущими исследовательскую деятельность в области смежных наук, помогает Церкви при решении историко-богословских и церковно-практических вопросов, в развитии образовательной, просветительной и воспитательной работы. В этой связи целесообразно:

1)развитие системы научно-богословской аттестации на началах церковно-государственного партнерства: создание научно-богословских центров, диссертационных советов, богословских аспирантур и докторантур;

2)развитие научной работы преподавателей и студентов-богословов, научно-издательской деятельности, проведение научных и образовательных конференций на региональном, общенациональном и международном уровнях.

Церковь открывает и развивает собственные высшие учебные заведения. Вместе с тем для нее важно поддерживать доброжелательное партнерство со всей системой высшего образования как национальной, так и международной. В первую очередь это относится к подготовке теологов на базе государственного образовательного стандарта, а также – к преподаванию специальных богословских дисциплин, углубляющих профессиональную подготовку историков, филологов, педагогов и других гуманитариев, а также преподавание основ богословия для обучающихся по любой специальности в рамках курсов по выбору студента. Именно богословие, сохраняя мировоззренческую свободу учащихся, создает возможность для информированного мировоззренческого и нравственного выбора.

С этой целью при определяющем участии Церкви разрабатываются и совершенствуются образовательные программы разных объемов и профилей:

1)программы высшего теологического образования на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;

2)программы высшего образования по истории, философии, филологии, искусствоведению, педагогике, архитектуре, иконописи, церковной музыке и прочим направлениям для уровней специалитета, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, включающие богословский компонент;

3)отдельные богословские дисциплины в составе программ высшего образования любой специальности и любого уровня.

Гибко реагировать на образовательный запрос со стороны Церкви и общества позволяет форма дополнительного профессионального образования с программами разной длительности. В этой форме осуществляется подготовка к церковным служениям, в том числе в области катехизации, миссии, социальной и молодежной работы, повышение квалификации исследователей, преподавателей и священнослужителей, подготовка учителей к преподаванию православной культуры, чтение теологических дисциплин студентам иных специальностей, катехизация и прочее.

Перечисленные основные и дополнительные образовательные программы реализуются в образовательных организациях церковного подчинения (духовных академиях и семинариях, православных университетах и институтах, организациях дополнительного профессионального образования), в государственных и негосударственных вузах, а также образовательных организациях дополнительного и среднего профессионального образования и иных, не находящихся в церковном подчинении.

 

Среднее профессиональное образование

Основной деятельностью Церкви на данном образовательном уровне является обеспечение возможности православного мировоззренческого выбора и духовно-нравственного воспитания. Эта возможность осуществляется через преподавание богословских дисциплин в рамках основного учебного плана или дополнительных программ, а также через православные воспитательные программы.

Для ряда направлений богословские дисциплины являются частью не только мировоззренческой, но и профессиональной составляющей. Это относится к образованию регентов, иконописцев и иных церковных специалистов. Названные направления могут присутствовать как на уровне среднего профессионального, так и на уровне высшего образования.

 

Общее образование

Общее образование охватывает наибольшее число участников образовательных отношений, и Церковь уделяет этой сфере пристальное внимание.

В доступных в соответствии с государственным законодательством формах в рамках образовательных программ общего образования всех четырех уровней – дошкольного, начального, основного, среднего, а также дополнительного общего образования – в церковных, государственных, муниципальных и частных образовательных организациях по выбору родителей (законных представителей) ребенка может быть реализован православный компонент, который включает в себя мировоззренческую, воспитательную и предметную составляющие.

Реализация православного компонента в системе общего образования предполагает его интеграцию и в такие направления общего образования, как естественнонаучное, общегуманитарное (расширение блока гуманитарных предметов как обладающих бόльшим воспитательным потенциалом), военно-патриотическое (подготовка к военной или иной государственной службе), этнокультурное (изучение краеведения и местных традиций, фольклора, ремесел и тому подобное, если содержание программ не противоречит нравственным и аксиологическим принципам, исповедуемым Церковью).

Церковь придает большое значение развитию предпрофессиональной подготовки для абитуриентов, планирующих получать богословское образование или смежные специализации гуманитарных наук. Такая подготовка может осуществляться в рамках общего или дополнительного образования и включать углубленное изучение церковнославянского, древнегреческого, латинского и современных европейских языков, Священного Писания, церковной и всеобщей истории, элементов основных богословских дисциплин.

 

2.2. Образовательные организации

Православные образовательные организации различных организационно-правовых форм призваны беречь традиции, осуществляя одновременно признанные необходимыми реформы. Тип и назначение образовательной организации влияют на особенности реализации связанных с Церковью научных и образовательных направлений и воспитательных традиций.

 

Организации высшего профессионального образования

Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви наряду с управляемыми или признаваемыми Церковью богословскими (теологическими) подразделениями университетов формируют единую систему высшего богословского образования и науки, которая регулируется и координируется Церковью через профильные синодальные структуры и попечение епархиальных архиереев.

Единство системы обусловлено близостью нормативного, научно-методического и кадрового обеспечения богословского образования в вузах различного типа.

 

Духовные образовательные организации

Система духовного образования Русской Православной Церкви включает духовные семинарии, духовные академии, аспирантуры и докторантуры, а также осуществляющие пастырскую подготовку подразделения в составе православных университетов или действующие при них.

Духовные учебные заведения главной своей целью имеют подготовку священнослужителей, преподавателей и ученых в области богословия.

На базе духовных учебных заведений также осуществляется подготовка регентов, иконописцев, катехизаторов, миссионеров, специалистов по социальной работе, работе с молодежью и другим направлениям церковной деятельности, предоставляется богословское образование монашествующим.

В духовных учебных заведениях получение высшего богословского образования непременно соединяется с литургической жизнью, а для будущих кандидатов в священнослужители – и с воспитанием качеств, необходимых будущему пастырю.

Задача подготовки научно-педагогических богословских кадров является общей для всех образовательных организаций, дающих высшее богословское образование: духовных семинарий, духовных академий, аспирантур и докторантур, а также университетских теологических подразделений, управляемых или признаваемых Церковью.

Для осуществления этой ответственной миссии в системе духовных учебных заведений развиваются все уровни высшего образования и научно-богословской подготовки: бакалавриат, уже формирующий исследовательские компетенции[4], магистратура, аспирантура и докторантура. В данной системе должны быть обеспечены условия для научно-исследовательской работы аспирантов и преподавателей, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для клириков.

Духовные учебные заведения несут ответственность за высокий образовательный ценз духовенства Русской Православной Церкви. Именно они, в силу укорененности в православной духовной традиции, призваны быть гарантом развития православного богословия в строго церковном духе, в преемстве с русской богословской традицией и в неразрывной связи с литургической жизнью Церкви.

Пастырская подготовка может реализовываться в виде освоения/преподавания обособленного специального блока дисциплин, а может служить профилем осваиваемой теологической программы.

Духовные учебные заведения, не дающие высшего богословского образования, не могут считаться достаточными для подготовки своих выпускников к рукоположению.

В соответствии с традициями стран канонической ответственности Русской Православной Церкви и с учетом современных потребностей церковно-общественного взаимодействия в сфере науки, образования и просвещения как священнослужители, так и миряне Русской Православной Церкви, имеющие высшее богословское образование или богословские ученые степени, должны обладать правами и привилегиями лиц с высшим образованием и учеными степенями соответственно, наравне со специалистами в прочих областях научного знания. Маргинализация просветительной деятельности, образованного священства и богословов-мирян в советский период стала следствием политики государственного атеизма и в настоящее время является анахронизмом.

Выпускники духовных академий и семинарий должны получать права лиц с высшим образованием. Форма государственного признания дипломов духовных учебных заведений определяется местным законодательством.

Система духовных академий и семинарий реализует оптимальные программы пастырской подготовки для различных групп ставленников, учитывая, что, помимо вчерашних выпускников школ, призвание к служению подчас имеют семейные люди с жизненным опытом, в том числе уже получившие высшее богословское образование и несущие те или иные церковные послушания. Поступающим должны быть предоставлены выбор учебного заведения и возможность получить признаваемый государством диплом.

Подбор абитуриентов для духовных учебных заведений осуществляется на приходах и в монастырях. Священники должны находить достойных абитуриентов и оказывать им поддержку в подготовке к пастырской деятельности. Для поступления в духовное учебное заведение необходима рекомендация настоятеля или архиерея, который знает умонастроения абитуриента и может оценить серьезность его намерений и способности.

Также источником поступающих в духовные академии и семинарии являются система религиозного просвещения, катехизации и дополнительного теологического образования.

 

Православные университеты и институты

Православные университеты и институты – организации высшего профессионального образования, имеющие конфессиональное представление Русской Православной Церкви. Они состоят в ведении профильных синодальных структур и могут получать церковное финансирование. На епархиальном уровне попечение о православных вузах имеет епархиальный архиерей.

Университетская форма, предполагающая развитие совокупности наук в их взаимодействии, позволяет охватить широкий спектр приоритетных для Церкви направлений деятельности. Определяя набор специальностей, православный университет имеет возможность исходить из задач научного развития богословия и нужд церковной практики. Наличие специалистов в различных областях богословия (как например, Священное Писание, догматическое богословие, церковная история, патрология, литургика и иные) дает преимущества при развитии тех специализаций внутри гуманитарных наук и искусств, которые наиболее тесно связаны с церковной проблематикой. Также это позволяет наиболее полно раскрыть потенциал богословия как мировоззренческой компоненты высшего образования, предоставив студентам всех факультетов получить богословские знания в интересующем их объеме.

Для православного университета характерно регулярное участие студентов и преподавателей в богослужении и таинствах Церкви.

Ядро профессорско-преподавательской корпорации православного университета объединяет принадлежность к Православной Церкви и профессиональные интересы преимущественно в области богословия и смежных наук. В силу этого университет способен гибко реагировать на возникающие потребности Церкви в разработке новых богословских и смежных специализаций.

Университет ведет подготовку кадров для различных направлений церковного служения и церковной миссии в обществе, а также для профессиональной деятельности в различных государственных и общественных структурах.

Православные университеты служат ориентиром для теологических подразделений государственных вузов в отношении развития богословия в церковной традиции: они вырабатывает модель взаимодействия богословия с другими науками в рамках исследовательских проектов и в учебных планах разных специальностей.

 

Государственные и иные вузы внецерковного подчинения

Государственные и негосударственные вузы, учрежденные без участия Церкви, также могут осуществлять подготовку православных теологов, реализовывать связанные с церковной проблематикой профили смежных гуманитарных наук, предлагать отдельные богословские дисциплины студентам разных специальностей.

Потенциально такие университеты могут реализовывать ту же совокупность образовательных программ, что и православные вузы.

Центром связанных с Церковью специальностей и специализаций является теологическое подразделение (факультет, кафедра, отделение). Теологический факультет развивает богословскую проблематику и участвует в междисциплинарных научных и образовательных проектах. Здесь разрабатывается методологическая основа взаимодействия богословия и других гуманитарных наук: используются методы исторических и филологических наук внутри теологического исследования и, напротив, методы и результаты теологических наук – в контексте других научных направлений. Государственные и негосударственные внецерковные вузы являют собой площадку для развития церковно-общественного взаимодействия и мировоззренческого диалога.

Доброжелательное и энергичное сотрудничество Церкви с образовательными организациями различного подчинения помогает подготовить специалистов, способных решать церковно-общественные задачи, в частности: преподавателей высшей и средней школы, экспертов в области церковно-государственных отношений, сотрудников СМИ и иных специалистов, знакомых с богословием, а также сделать православное просвещение доступным для молодежи в масштабах государства.

На региональном уровне с университетскими теологическими подразделениями должны тесно взаимодействовать духовные академии и семинарии, имея согласованные планы развития богословского образования и программы работы с абитуриентами.

Университеты могут оказывать существенную научно-методическую поддержку духовным учебным заведениям. Студенты семинарий, не имеющих государственной аккредитации образовательных программ, могут поступать на заочные отделения теологических факультетов государственных вузов. В то же время университетская теология нуждается в сотрудничестве с духовными учебными заведениями, ибо православное богословие неотделимо от церковной жизни.

 

Организации среднего профессионального образования

Образовательные организации церковного подчинения

Связанные с Церковью направления профессиональной подготовки реализуются преимущественно на базе организаций высшего образования. Исключение составляют училища сестер милосердия и часть иконописных и регентских школ.

В учебные планы включаются необходимые богословские и междисциплинарные курсы. Обучение и воспитание здесь осуществляется на мировоззренческой основе Православия в соединении с литургической жизнью Церкви. В учебных заведениях могут действовать домовые храмы.

Оптимальное развитие организаций среднего профессионального образования требует учебно-методической и кадровой поддержки со стороны организаций высшего образования.

 

Образовательные организации внецерковного подчинения

В соответствии с социальным запросом и профессиональной необходимостью в государственных и прочих учреждениях среднего профессионального образования могут преподаваться богословские дисциплины и реализовываться православные воспитательные программы.

Ряд направлений среднего профессионального образования требует богословской подготовки. Прежде всего это относится к образованию учителей, преподающих предметы, связанные с православной культурой.

Изучение Православия также может входить в мировоззренческий компонент образования, а православные воспитательные практики – в воспитательную программу образовательной организации.

Богословские дисциплины должны преподавать специалисты, имеющие богословскую подготовку. Непрофильное гуманитарное образование не может считаться достаточным.

Учебно-методическое обеспечение совокупности богословских дисциплин для программ среднего профессионального образования должно проходить рецензирование в ведущих центрах высшего теологического образования или разрабатываться этими центрами.

 

Организации общего образования

Православные организации общего образования

Русская Православная Церковь учреждает православные школы, гимназии, лицеи, а также православные дошкольные образовательные организации: детские сады, ясли, дошкольные группы в центрах непрерывного образования.

Православная образовательная организация – организация, учрежденная религиозными организациями и (или) иными физическими и (или) юридическими лицами, имеющая действующее конфессиональное представление Русской Православной Церкви и реализующая православный компонент общего образования в соответствии с церковным стандартом в рамках образовательных программ, включенная в реестр православных общеобразовательных организаций.

Православные образовательные организации реализуют национальные государственные образовательные стандарты общего образования. Изучение вероучения и иных аспектов Православия встраивается в основные образовательные программы общего образования как православный компонент, отвечающий требованиям соответствующего церковного образовательного стандарта. Образовательные программы с православным компонентом разработанные православными образовательными организациями, проходят экспертизу в рамках конфессиональной аттестации. Требования к преподавателям предметов православного компонента определяются церковными нормативными документами.

Обучение и воспитание осуществляются на мировоззренческой основе Православия. В православных образовательных организациях, как правило, действуют домовые храмы, помогающие обеспечить литургическую жизнь верующих преподавателей и учащихся. Внутри собственно церковной системы образования большую роль играет институт штатных духовников (духовных попечителей) и законоучителей в священном сане.

Учащимся православных образовательных организаций должно быть доступно полноценное, соотнесенное с возрастом и развитием воспитанников изучение Православия и христианское осмысление отечественной и мировой истории и культуры.

Качество подготовки по общеобразовательным предметам в православных образовательных организациях должно быть не ниже требований государственных образовательных стандартов общего образования. Желательно также развивать профильное, углубленное изучение ряда предметов, выстраивать связи с учреждениями дополнительного образования для выявления и максимального развития особых детских дарований.

Православные школы служат базами практики для студентов семинарий, духовных академий и теологических подразделений, признаваемых Церковью.

Православные образовательные организации общего образования призваны служить ориентиром в области духовно-нравственного воспитания и изучения Православия для прочих образовательных организаций, реализующих программы православного образования, с этой целью они инициируют создание методических советов, проводят семинары для учителей-предметников и т.д.

 

Организации общего образования внецерковного подчинения

Русская Православная Церковь, выражая интересы своих чад, всех, кто идентифицирует себя с Православием, становится инициатором взаимодействия в вопросах образования и выражает готовность к сотрудничеству с государственными, муниципальными и общественными организациями, органами управления образованием, всеми традиционными религиями.

В согласии с национальным образовательным законодательством той или иной страны, которое предусматривает формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, по желанию обучающихся или их родителей (законных представителей) в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях внецерковного подчинения, Церковь выражает готовность нести знания о Православии как духовно-нравственном основании традиционной культуры народов России и других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, средоточии духовных и нравственных ценностей, оказавших и оказывающих влияние на историческое развитие и нравственное состояние стран и народов, человеческих сообществ и каждой личности.

Православно ориентированное образование в государственных, муниципальных и частных нецерковных организациях общего образования осуществляется на началах их сотрудничества с Церковью, эффективной реализации которого служит создание специальных совместных органов (попечительских, экспертных, координационных, учебно-методических и др.) с участием церковных организаций.

Преподавание курсов, дисциплин и модулей по православной культуре в системе общего образования осуществляется в доступных для обучающихся формах и не сопровождается обязательным обучением религиозной практике, участием в религиозной жизни и богослужениях.

Главная цель, которую ставят перед собой как Церковь, так и государство при введении данных курсов, дисциплин и модулей, – создать благоприятные условия для воспитания детей на основе традиционных православных христианских духовно-нравственных ценностей. Для этого данная предметная область должна быть представлена по всем годам обучения в школе. В ходе преподавания данных курсов происходит знакомство обучающихся с христианскими духовно-нравственными ценностями, духовно-нравственное воспитание на их основе, а также раскрытие смысла православного вероучения и традиций.

На всех уровнях общего образования возможны следующие формы знакомства с Православием:

1)реализация программ, предусмотренных стандартами православного образования, утвержденными профильным синодальным отделом (для частных школ – при наличии конфессионального представления, для государственных и муниципальных – вне рамок образовательной программы);

2)изучение православной культуры, в том числе в качестве предмета по выбору, входящего в комплекс дисциплин, посвященных различным религиозным культурам и гражданской этике;

3)включение знаний о православном вероучении, Священном Писании, истории, культуре, искусстве в предметы общегуманитарного профиля основной образовательной программы;

4)знакомство с христианской оценкой отдельных исторических событий, произведений литературы и искусства в курсах истории, литературы, мировой художественной культуры;

5)реализация православно ориентированных воспитательных программ.

Изучение православной культуры и иных аспектов Православия имеет определенные особенности в зависимости от аудитории. Для православных верующих на первый план выходит осмысление духовной традиции, в которую они включены через литургическую жизнь Церкви. Для носителей других мировоззрений – это осмысление связи между духовным опытом Православия и основанными на нем ценностями и культурными явлениями, его влиянием на историю.

Необходимыми условиями обеспечения аутентичности преподавания православной культуры и других аспектов Православия являются:

1)конфессиональная экспертиза учебников, пособий, образовательных программ, присвоение им грифа профильного синодального отдела;

2)специальная подготовка или переподготовка педагогов и их аттестация (общественная аккредитация) Русской Православной Церковью. Только полноценная подготовка преподавателей и повышение их квалификации, осуществляемые с обязательным участием Церкви по подготовленным при участии Церкви программам, гарантируют необходимое знание предметной области.

Образовательная организация общего образования внецерковного подчинения может быть внесена в реестр образовательных организаций, получить право реализовывать программы религиозного образования (православного компонента общего образования) и соответствующую информационную поддержку. Для этого она проходит конфессиональную экспертизу[5].

 

Православное дошкольное образование

Развитие сети православных дошкольных образовательных организаций – яслей, детских садов (в том числе семейных), дошкольных групп в центрах непрерывного образования – является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности Церкви. Важно, чтобы первое знакомство ребенка с ценностными ориентирами Православия происходило как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, когда закладываются базовые нравственные мотивации, формируется выбор ценностных жизненных ориентиров. В это время можно не только вводить ребенка в область религиозных чувств, но и давать ему первоначальные уроки веры.

Программы православного дошкольного образования строятся на основании церковных образовательных стандартов, разработанных профильным синодальным отделом.

По желанию родителей (законных представителей) данные документы могут быть использованы при разработке программ духовно-нравственного развития детей, а также, в соответствии с законодательством, при организации православных групп в государственных, муниципальных и иных дошкольных образовательных организациях внецерковного подчинения.

 

Православные организации дополнительного образования

Особое место в развитии институтов православного образования занимает дополнительное образование, которое представляет собой гибкую систему, позволяющую эффективно решать наряду с образовательными более широкие и менее формальные задачи просвещения и воспитания.

Центрами православного общего дополнительного образования являются организации для детей и взрослых, имеющие соответствующий юридический статус, учрежденные Русской Православной Церковью или при ее участии.

Принципы деятельности этих организаций изложены в документах, которые разрабатываются профильным синодальным отделом и утверждаются Священноначалием.

 

Организации дополнительного образования внецерковного подчинения

В соответствии с социальным запросом развивающие и предпрофессиональные дополнительные программы православного образования вводятся в центрах духовной культуры и патриотического воспитания, в детских образовательных центрах и других учреждениях дополнительного образования научного, технического, художественного, спортивного, краеведческого профиля.

Дополнительные программы православного образования и просвещения могут вводиться не только специализированными учреждениями, но и общественными фондами, организациями, обществами и движениями.

 

2.3. Управление, координация и обеспечение образования

Деятельность церковных структур

Церковь управляет образовательными организациями, находящимися в ее непосредственном ведении, а также участвует в управлении, координации и обеспечении образовательных программ, связанных с богословием и изучением Православия, реализуемых в национальных системах образования стран ее канонической ответственности. Для этого Церковь создает собственные органы управления образованием и участвует в работе церковно-государственных, церковно-общественных и других координационных структур, учебно-методических объединений, экспертных и профессиональных сообществ.

На общецерковном уровне образовательная деятельность регулируется решениями Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Священный Синод создает рабочие органы, отвечающие за церковную деятельность в сфере науки и образования. Работу в области научных исследований курирует Синодальная библейско-богословская комиссия; в сфере высшего и среднего профессионального образования такая деятельность осуществляется Учебным комитетом Русской Православной Церкви; в области общего образования и просветительных проектов такую работу выполняет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Названные учреждения действуют согласованно, учитывая взаимозависимость и разделение функций науки и образования всех уровней.

Прочие синодальные учреждения также участвуют в научно-образовательной деятельности Церкви, оказывая ей поддержку согласно своему профилю и являясь заказчиками кадров и научных разработок.

Профильные синодальные учреждения инициируют создание и поддерживают работу церковно-государственных, церковно-общественных и прочих координационных структур. Рекомендуется создание аналогичных церковных и координационных структур в самоуправляемых Церквях, Экзархатах и Митрополичьих округах.

На епархиальном уровне попечение о развитии церковной деятельности на всех уровнях системы образования имеет епархиальный архиерей.

При содействии синодальных структур на епархиальном уровне создаются церковно-государственные и церковно-общественные координационные структуры, профессиональные и экспертные сообщества, объединения высших учебных заведений, в которых преподается богословие, и общеобразовательных организаций, реализующих программы православного образования и воспитания.

На уровне региона оценивается церковный, социальный и государственный заказ на теологов и специалистов смежных специальностей; согласуются планы развития духовных учебных заведений и теологических центров в государственных вузах, реализуется программа кадрового развития, проводится профориентационная работа с абитуриентами.

 

Взаимодействие Церкви, государства и общества в сфере образования

Церковь является одним из важнейших социальных институтов, выразителем религиозных ценностей,не сводимых исключительно к ценностям культурным и национальным. Забота об улучшении духовно-нравственного состояния народа, повышение его культурного и образовательного уровня, сохранение его самобытности являются естественной составляющей церковной жизни.

Церковь осуществляет образовательную деятельность при любых формах государственного и общественного устройства, поскольку духовно-нравственное просвещение и образование являются неотъемлемой частью ее миссии в мире.

Развитие социального партнерства Церкви, органов государственной власти и общественных организаций является важным фактором решения Церковью задач в сфере профессионального и общего образования, духовно-нравственного просвещения. Данное партнерство осуществляется в следующих направлениях.

·Совершенствование взаимодействия в нормативно-правовой сфере включает в себя: участие в обсуждении законопроектов, касающихся образования; нормативно-правовое обеспечение взаимодействия структурных подразделений Русской Православной Церкви с образовательными учреждениями, аккредитационными, лицензионными, надзорными органами управления образованием любого уровня; участие Церкви в разработке критериев государственной и общественной аккредитации образовательных программ богословского и общего православного образования, в создании государственных образовательных стандартов, учебно-методическом и кадровом обеспечении теологических (богословских) программ, преподавания Основ православной культуры и иных дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение; сотрудничество в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников образования.

·Развитие системы научно-богословской аттестации, грантовой поддержки богословских (теологических) и междисциплинарных исследований, программ основного и дополнительного высшего богословского образования осуществляется на началах церковно-государственного и церковно-общественного партнерства.

·Закрепление в национальных образовательных стандартах (требованиях) профессионального, высшего и общего образования всех уровней доступности знаний о Православии и духовно-нравственного воспитания на основе традиционных православных христианских ценностей. Донесение в процессе изучения общеобразовательных предметов в частных, государственных и муниципальных образовательных организациях объективной информации о роли Русской Православной Церкви в истории, в формировании исторического, культурного и духовного облика народов и стран, в жизни государственных, общественных деятелей, представителей культуры, науки и искусства.

·Соблюдение организационно-правовой независимости органов государственной власти и местного самоуправления в их отношениях с различными религиозными организациями в области образования, независимости религиозных организаций в осуществлении ими религиозной деятельности, недопустимости оказания идеологического давления на обучающихся с целью навязывания им какой-либо религии или нерелигиозного (в том числе атеистического) мировоззрения при преподавании общеобязательных предметов и проведении воспитательной работы, недопустимость принятия в сфере образования решений, прямо или косвенно ведущих к установлению всецелого контроля над жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурной и духовной самобытности народов. Процесс образования не должен наносить вред духовному, психическому и физическому здоровью участников образовательного процесса – обучающихся, их родителей, педагогов. Недопустимо распространение в государственных, муниципальных и частных школах экстремистских, оккультных, эзотерических и иных нетрадиционных для общества учений, в том числе религиозных культов деструктивного характера, призывов к межнациональной и межрелигиозной вражде, дискриминации по национальному и религиозному признаку.

 

Формы взаимодействия Церкви, государства и общества в сфере образования:

1)учредительство (соучредительство) образовательных организаций всех уровней образования и участие в координации образовательной деятельности как через собственные церковные структуры, так и через совместные (с государственными и общественными организациями) попечительские, координационные, консультативные, общественные и экспертные советы;

2)разработка или экспертиза (допуск) содержания образования, образовательных программ (для любых видов и уровней образования), учебно-методического обеспечения;

3)реализация или участие в реализации содержания образования, образовательных программ (для любых видов и уровней образования);

4)экспертиза и участие в экспертизе уровня квалификации педагогических работников в сфере православного образования (допуск, общественная церковная аккредитация);

5)разработка и внедрение программ для церковных и светских образовательных организаций, социальных работников, опекающих людей, испытывающих трудности в социальной адаптации;

6)непосредственное систематическое участие в подготовке педагогических кадров для осуществления всех направлений православного образования;

7)организация научно-исследовательской деятельности в рамках организаций высшего профессионального образования церковного и нецерковного подчинения, а также иных структур, созданных Церковью или при ее участии;

8)сотрудничество приходов и благочиний Русской Православной Церкви с муниципальными органами управления образованием, митрополий и епархий Русской Православной Церкви с региональными органами управления образованием, на территории которых они несут свое служение;

9)создание совместных форм административно-управленческого взаимодействия (общественные, координационные, попечительские и экспертные советы и комиссии);

10)формирование научного и учебно-методического обеспечения взаимодействия на основе совместной разработки, издания, апробации и внедрения необходимых научных трудов, учебников, учебных и учебно-методических пособий, присвоение им соответствующих грифов национальных органов исполнительной власти в сфере образования и науки, их рецензирование и рекомендация к использованию профильными синодальными учреждениями Русской Православной Церкви;

11)создание совместных церковно-государственных учебно-методических и организационно-методических структур (центров, отделов, кафедр, кабинетов) на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

12)участие представителей Церкви, являющихся квалифицированными профессионалами в сфере образования, в процессе подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников образования, занятых в сфере реализации православного компонента образования, преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

 

В настоящее время в национальных законодательствах многих стран канонической ответственности Русской Православной Церкви закреплено право на образовательную деятельность традиционных религиозных организаций, которые могут осуществлять подготовку священнослужителей, церковнослужителей, обучать религии своих последователей, быть учредителями духовных образовательных организаций, частных образовательных организаций. В этих случаях религиозное образование рассматривается законодателем как часть образовательной системы страны; государство обеспечивает условия, в том числе нормативно-правовые и организационные, для реализации права граждан получать религиозное образование.

Деятельность Церкви в национальной системе образования распространяется на все образовательные организации церковного подчинения (вне зависимости от реализуемых там образовательных программ) и на все образовательные программы, содержательно или мировоззренчески связанные с Православием (вне зависимости от организационно-правовой формы образовательных организаций).

Со стороны общества знакомство с Православием имеет различные цели (от мировоззренческой ориентации до подготовки профессиональных богословов из числа членов Православной Церкви), уровни, формы, адресованные различным по мировоззрению аудиториям.

Общепризнанные принципы и подходы, касающиеся распространения знаний религиозного характера в государственных школах, закреплены в нормах международного права и международных договорах, являющихся составной частью правовых систем большинства стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. Нормы международного права гарантируют свободу мысли, совести и религии. Так, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года не препятствует государствам участникам распространять путем обучения или образования информацию или знания религиозного или философского характера прямо или косвенно, а также обеспечивать ученикам более обширное религиозное обучение в отношении доминирующей религии по усмотрению государства и с учетом места, которое занимает та или иная религия в истории и традиции государства.

В ряде светских государств участие Церкви в образовательной деятельности в административно независимых от религиозных объединений государственных или муниципальных образовательных организациях предполагает соблюдение принципа светскости.

Принцип светскости в образовании рассматривается как гарантия права выбора образования, соответствующего религиозным убеждениям учащегося (родителей, законных представителей), взаимная независимость органов управления образованием государства и Церкви, запрет на понуждение к принятию религиозных убеждений или отказу от них.

Религиозное образование в образовательных организациях церковного подчинения, предполагающее воцерковленность учащих и учащихся, должно рассматриваться как часть национальной системы образования, обеспечивающей достижение определенного образовательного и профессионального уровня, и не должно подвергаться дискриминации по сравнению с образованием в государственных и муниципальных образовательных организациях.

При сохранении за государством функции контроля результатов обучения и их соответствия обозначенным в стандарте компетенциям, ответственность за содержание образования несет другой субъект образовательного поля – профессиональное сообщество. В частности, при разработке и реализации образовательных программ, в которых присутствуют знания о вероучении, истории и культуре Православия, Церковь может и должна нести ответственность за аутентичность их содержания.

Церковь осознает необходимость развития конструктивного сотрудничества в сфере образования со всеми заинтересованными сторонами – государственными, общественными институтами, традиционными религиозными объединениями. Социальное партнерство Русской Православной Церкви с государством и обществом способно разрешить многие проблемы современного образования и способствовать укреплению духовности и нравственности народа, развитию культуры, здравоохранения, социального служения и благотворительности, реализации права на образование и доступ к культурным ценностям, поддержанию социально-политической стабильности, а также преодолению духовного и мировоззренческого кризиса общества. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается: «Священноначалие должно вести с государственной властью диалог, направленный на законодательное и практическое закрепление реализации международно признанного права верующих семей на получение детьми религиозного образования и воспитания»[6].

 

3ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Образовательная деятельность Церкви является одной из важнейших составляющих ее просветительного служения.

Просвещение в христианском понимании – приобщение мира к свету Христовой истины. Оно осуществляется не только в виде христианского образования, но и как миссия, то есть проповедь христианской истины, обращенная к неверующим, и катехизация, то есть научение вере, приобщение к православной традиции, связанное с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. Основой просветительной деятельности Церкви является свидетельство о Боге Троице и спасительной миссии Христа. Задачами просветительной деятельности является возгревание любви ко Христу, желания следовать за Ним и исполнять Его заповеди.

Православное просвещение должно начинаться в семье не только с рождением, но и еще до рождения ребенка. Поэтому семейное воспитание – предмет особого попечения Церкви. Сама организация жизни семьи, ее уклад являются лучшим средством духовно-нравственного воспитания, а лучшим методом воспитания – пример родителей. Именно семья определяет благополучие человека и общества, именно она является хранительницей религиозных традиций, так как формирование личности человека начинается еще в утробе матери.

Церковь направляет усилия как на укрепление института семьи в целом, так и на развитие программ воспитания, включая обучение будущих и молодых родителей воспитанию детей в православной вере. Церковь развивает семейные просветительные проекты, систему семейных воскресных школ (одновременное участие в просветительных проектах на приходе детей и их родителей, благодаря чему вхождение в лоно Церкви членов семьи происходит наиболее гармонично), ведет иную работу в данной сфере. Церковь отстаивает приоритетное право родителей на воспитание своих детей.

Целям просвещения служат церковное богослужение, устная и печатная проповедь, знакомящая с Православием литература, включая святоотеческое наследие, катехизаторские беседы, приходское консультирование; просвещение также может осуществляться в таких формах как лектории, чтения, конкурсы, детские олимпиады; деятельность церковных древлехранилищ, музеев и библиотек; паломнические и экскурсионные поездки, краеведение; реабилитационно-воспитательная и социально-педагогическая работа, в том числе в рамках воскресных школ.

Основными направлениями деятельности воскресных школ являются вероучительное (комплекс базовых вероучительных программ) и дополнительное (комплекс дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности православного христианина, среди которых выделяются такие направления как культурно-просветительное, социальное, военно-спортивное, паломническое).

Стандартизация деятельности воскресных школ призвана способствовать повышению качества в данном направлении просветительной деятельности. Будучи структурным подразделением прихода, воскресная школа призвана содействовать укреплению (формированию) приходской общины.

Церковью осуществляется подготовка и аттестация педагогов воскресных школ и преподавателей вероучительных дисциплин. Стандарты и другие документы, регламентирующие их деятельность, разрабатываются профильным синодальным отделом.

Заботясь о качестве просветительной деятельности воскресных школ, профильный синодальный отдел осуществляет:

1)обобщение опыта работы воскресных школ;

2)организацию разработки стандартов и учебно-методических материалов силами учебно-методических объединений, экспертных сообществ и специалистов;

3)учет кадровых потребностей воскресных школ при определении церковного заказа на подготовку специалистов.

Деятельность катехизаторских курсов регламентируется в соответствии с документами, разработанными синодальным отделом, и включает системное знакомство с православным вероучением в форме занятий для прихожан и приходских сотрудников.

Просвещение обращено к различным социальным группам. Одна из его форм – реабилитационно-воспитательная работа с инвалидами, людьми, страдающими от недугов пьянства, наркомании и игромании, попавшими в трудную жизненную ситуацию, пострадавшими от тоталитарных сект, осужденными, содержащимися под стражей и душевнобольными. Церковь содействует организации реабилитационно-педагогического воспитания в семьях социального риска, помогает православным семьям в решении взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, окормляет социальные приюты для детей.

Деятельность в области просвещения, не принимающая форму образовательных программ, тем не менее, должна быть обеспечена кадрами, квалификация которых отвечает образовательному цензу и специфике аудитории.

Православная просветительная работа обращена также к различным профессиональным и общественным группам: казачеству, сотрудникам пенитенциарных учреждений, военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, медикам, сотрудникам музеев, библиотек и других учреждений культуры, работникам СМИ, спортсменам, мигрантам и прочим.

Просветительная деятельность организуется как на площадках, предоставляемых вышеозначенными социальными группами, так и в специальных учреждениях, созданных Русской Православной Церковью и при ее участии.

 

* * *

 

Образовательная концепция Русской Православной Церкви служит руководством в вопросах образовательной деятельности для синодальных учреждений, самоуправляемых Церквей, Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий во всех странах канонического присутствия Русской Православной Церкви; для образовательных организаций, управляемых Русской Православной Церковью; монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений.

Концепция является посланием обществу о необходимости совместной научной, образовательной и воспитательной деятельности с целью духовно-нравственного развития человека и общества и призвана стать основой для разработки совместных образовательных проектов с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и благотворительными учреждениями.

 



[1]Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XIV.3. Основы социальной концепции приняты Освященным Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

[2]Святитель Григорий Богослов. Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской.

[3] Здесь и далее термины «богословие» и «теология» используются как взаимозаменяемые.

[4] Формирование исследовательских компетенций является неотъемлемым элементом качественного высшего образования и его первой ступени – бакалавриата. Пастырский профиль здесь не может быть исключением.

[5] Для Российской Федерации – процедура общественной аккредитации на основании ст. 87 ФЗ № 273-ФЗ; для образовательных организации других стран – процедуры с учетом национального законодательства.

[6] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XIV.3.


 


Вернуться назад