Сайт Образование и Православие > Образование > Программа развития системы духовно-нравственного образования и воспитания

Программа развития системы духовно-нравственного образования и воспитания


06.07.2016.
ГБОУДОД «Белгородский областной дворец детского творчества» 
г. Белгород, Белгородской области

АктуальностьюПрограммы является то, что в результате ее внедрения у обучающихся сформируются духовно – нравственные качества, творческие способности, социально-значимая активность в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Новизна Программы в том, что она органично интегрируется в учебный процесс, обеспечивает овладение ключевыми компетенциями обучающихся в воспитательном аспекте, необходимыми для гармоничного развития личности, и дает представление о воспитательных результатах внеурочной деятельности школьников, способствует созданию Ресурсного научно-методического центра в системе ДОД, отражающего художественно-эстетическую направленность.

 

Учебные занятия разработаны с учетом требований ФГОС.

В рамках реализации Образовательной программы будет осуществляться:

  • отработка модели внеурочной деятельности;
  • апробация итогов деятельности на областном и Всероссийском уровне;
  • создание вариативной системы духовно - нравственного воспитания в условиях городской среды на основе социального партнерства;
  • апробация интегрированных форм работы;
  • формирование банка методических разработок внутренней деятельности духовно-нравственной направленности на базе Домов и Центров детского творчества области;
  • поиск и апробация диагностического инструментария духовно- нравственного развития детей на базе Центра;
  • участие в акциях, региональных конкурсах;
  • сотрудничество с Русской Православной Церковью.

Образовательная программа Центра «Благовест» составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами.

 

1.1. Основные нормативно-правовые документы по вопросам организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся федерального уровня:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № «Об образовании» (от 13 января 1996 г.) (с изменениями и дополнениями).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д. Медведевым от 04.02.2010 года ПР-271

5. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, авторы А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишаков.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» и последующие документы Минобрнауки РФ и департамента образования, культуры и молодежной политики области.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования» и последующие документы Минобрнауки РФ и департамента образования, культуры и молодежной политики области.

9. Письмо Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

10.Приказ Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. N 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

11.Письмо Минобразования РФ от 4 июня 1999г. N14-53-281ин/14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений».

 

1.2. Основные нормативно-правовые документы по вопросам организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся регионального уровня

 

1. Постановление губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года

№ 224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи».

2. Подпрограмма администрации Белгородской области федеральной целевой программы «Дети-сироты» и президентской программы «Дети России».

3. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики области от 20 апреля 2011 года №1090 «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

4. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики области от 11 ноября 2011 года №13391 «Об утверждении дорожной карты по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

8.Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57.

9. Долгосрочная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы.

10. Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы»

11. Постановление правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года №345-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011-2013 годы»

12. Приказ о создании Детского областного духовно – просветительского Центра «Благовест».

 

1.3 Локальные акты

Детского областного духовно-просветительского Центра «Благовест»

1. Положение о Детском областном духовно-просветительском Центре «Благовест».

2. Положение о школе раннего развития «Лучики» Детского областного духовно-просветительского Центра «Благовест».

3. Положение о методической службе Детского областного духовно-просветительского Центра «Благовест».

4. Положение о творческом объединении Детского областного духовно-просветительского Центра «Благовест».

5. Положение о библиотеке Детского областного духовно-просветительского Центра «Благовест».

6. Положение о консультативно-психологической службе Детского областного духовно-просветительского Центра «Благовест».

7. Положение о студии для педагогов и родителей «Православный университет».

II. Информационная справка

Общая характеристика Детского областного

духовно-просветительского Центра «Благовест»

В октябре 2009 года в ГБОУДОД «Белгородский областной Дворец детского творчества» был открыт Центр духовно-нравственного воспитания «Благовест». Работа Центра проводилась совместно с образовательно-методическим центром «Преображение» Белгородской и Старооскольской епархии.

Духовным руководителем Центра стал Олег Кобец, Благочинный 1-го Белгородского округа Белгородской и Старооскольской епархии, настоятель Преображенского кафедрального собора.

В Центре функционировали: православная гостиная для педагогов Дворца, под руководством протоиерея Сергия Дергалёва, доцента кафедры теологии БелГУ, к.ф.н.; семейная гостиная для родителей обучающихся, под руководством отца Анатолия, Настоятеля Храма Введение в Храм Пресвятой Богородицы; школа нравственного совершенствования для детей дошкольного возраста «Лучики».

С целью создания системы духовно-нравственного воспитания детей и подростков Белгородской области, на основе накопленного опыта работы ГБОУДОД «Белгородский областной Дворец детского творчества» по духовно - нравственному воспитанию; во исполнение долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 годы», в январе 2011 года совместно с департаментом образования, культуры и молодежной политики, образовательно-методическим центром «Преображение» Белгородской и Старооскольской епархии, кафедральным Преображенским собором была организована работа по проекту: «Создание детского областного духовно-просветительского Центра «Благовест», направленная на интеграцию основного и дополнительного образования детей как механизма реализации стратегии ФГОС.

 

III. Научно –методическое обеспечение Программы

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Аксиологический: отношение человека к собственному существованию, целомудрие и благородство; честность, правдивость и искренность; благочестие, благоговение и праведность.

Развивающий принцип: метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включёны обучающиеся младшего школьного возраста посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания: преемственность между всеми ступенями обучения и воспитания.

Культурологический принцип: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями отечественной культуры, с учётом традиций Белгородской области.

Принцип сохранения исторической памяти народа:предполагает необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого; о конкретных лицах, принимавших в них участие, включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти, является фундаментом для формирования духовно-нравственной личности.

Краеведческий принцип: требует формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности,закладывает основы формирования личностных качеств человека, воспитывает рачительного хозяина своей земли, предполагает непосредственное активное участие каждого в общественно-полезной деятельности.

Принцип воспитания на традициях: Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, идеи, представления, правила, духовные ценности: культурные боевые, трудовые.

Принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании:предполагает использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;учитывает разноуровневую включенность в духовно-нравственное воспитание таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда.

Принцип информационной защищенности: обеспечиваетпризнании прав человека на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.

Все принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе, сориентированы на личность ребенка, создание условий для развития его способностей, сотрудничество педагогов, обучающихся и родителей.

Реализация учебно-воспитательного процесса строится в опоре на традиции православной педагогики, на использовании Святоотеческого наследия.

IV. Концептуальные подходы в формировании

системы духовно-нравственного образования и воспитания в системе ДОД

Проблема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна в условиях модернизации системы образования. В настоящее время необходимо возрождать традиционные духовные и культурно-исторические ценности. Воспитание целостной личности не может осуществляться без глубокого познания духовного богатства своей Родины, родной земли.

Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Приоритетным направлением Стандарта является духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования. Изменение целей в образовательных стандартах, требует новых методов организации внеурочной деятельности.

Система дополнительного образования способна внести значительный вклад в развитие обучающихся на основе расширения их образовательного пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности освоения межпредметных и предметных знаний и умений. Это становится реальным за счет консолидации усилий основного и дополнительного образования детей, направленных на создание единого образовательного пространства, в котором основное и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создающими комплекс условий для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Главной целью интеграции общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества целостного образовательного процесса.

Все это обуславливает необходимость определения интегративных целей, создание структурно – организационных элементов, развития интегративных видов деятельности, выступающих своеобразным механизмом реализации стратегических ориентиров ФГОС.

Внеурочная деятельность, организованная в рамках интеграции включает следующие направления, которые являются основой деятельности в системе дополнительного образования детей. Это: художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность; спортивно-оздоровительная.

Белгородским областным Дворцом детского творчества накоплен определенный опыт работы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Приоритетным направлением работы областного Дворца детского творчества является духовно-нравственное воспитание детей и подростков, основанное на ценностях отечественной культуры и её историческом фундаменте – Православии. Традиционными стали мероприятия, посвященные православным календарным праздникам: «Пасха», «Святки», «Масленица», «Рождественские посиделки»; проведение викторин, областных конкурсов, выставок декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья»; экскурсии по святым местам Белогорья; проведение круглых столов и научно-практических конференций, кинолекториев для обучающихся, родителей и педагогов; научно-практических семинаров для специалистов системы дополнительного образования.

Программа Детского областного духовно - просветительского Центра «Благовест» отражает накопленный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию ГБОУДОД «Белгородский областной Дворец детского творчества», предусматривает новые направления и формы работы по нравственному становлению личности подростков.

 

V. Миссия, приоритетные направления,

цель и задачи на 2011-2013 г.г.

Миссия Детского областного духовно-просветительского Центра «Благовест»: духовно-нравственное развитие подрастающего поколения средствами художественно-эстетического творчества.

 

Видение путей выполнения миссии предполагает:

  • создание условий для всесторонней реализации образовательных потребностей обучающихся и их родителей через расширение спектра образовательных услуг и создание условия для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося;
  • использование образовательных, педагогических, научно-методических и материальных ресурсов для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в различных видах художественно-эстетической деятельности;
  • расширение социального партнерства с представителями духовенства Белгородской и Cтарооскольской епархии, учреждениями образования и культуры г. Белгорода для создания единого культурно-образовательного пространства.

 

Основнойцелью реализации настоящей образовательной программы является: создание необходимых условий для повышения качества образовательного процесса в соответствии с приоритетами современной образовательной политики и потребностями заказчиков образовательных услуг. В соответствии с целью основными задачами реализации образовательной программы являются:

  • модернизация содержания образовательного процесса за счет внедрения современных концептуальных подходов и инновационных технологий в сфере искусства, культуры и художественного образования;
  • внедрение информационных технологий (музыкально-компьютерные технологии, компьютерная графика, экранные искусства, мультимедиа технологии и др.);
  • создание условий для успешной реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося за счет расширения спектра образовательных услуг, введения предметов по выбору: компьютерная графика, вокал, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество;
  • создание условий для оптимального развития и творческой самореализации художественно одаренных детей;
  • создание условий для духовно-нравственного воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей и толерантности культур;
  • создание условия для социализации личности обучающихся, успешной адаптации и интеграции в социокультурном пространстве;
  • профессиональная ориентация учащихся в сфере искусства, культуры, формирование готовности к продолжению художественного образования;
  • приобщение к духовной культуре через практическую, творческую деятельность.

 

VI. Приоритетные направления деятельности

по реализации образовательной программы

1.Нормативно–правовая и информационно – методическая деятельность.

2.Модернизация содержания образовательного процесса.

3.Деятельность по духовно–нравственному и гражданско–патриотическому воспитанию молодежи.

4.Возрождение традиции благотворительности и милосердия (благотворительные акции в рамках работы волонтёрских отрядов; работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию в детских домах, гематологическом отделении Белгородской областной больнице, ЦВИНПе).

5.Педагогическое сопровождение семьи в рамках духовно – нравственного и патриотического воспитания.

6.Деятельность по осуществлению совместных мероприятий с различными социальными институтами.

7.Просветительская работа (Пресс-центр «Благовест»; кинолекторий православных фильмов, цикл творческих вечеров в семейной гостиной «У камина»).

8.Профориентационная работа (агитбригад, встречи, беседы, консультации; «День открытых дверей»).

9.Реализация модели духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве «Центр - дошкольное учреждение, общеобразовательное учреждение – СУЗ, ВУЗ».

 

 

VII. Особенности образовательного процесса

 

Образовательный процесс в Центре «Благовест» характеризуется следующими особенностями:

— гуманистическая направленность взаимодействия;

— гибкий режим функционирования (допускается свободный/ добровольный переход обучающихся из одного коллектива в другой);

— разновозрастной состав;

— большой выбор видов и форм творческой деятельности (детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятости);

— позитивный психологический климат;

— осуществление основ профориентации.

 

Центр имеет специфические черты образовательного процесса

Это:

— большой выбор видов и форм познавательной творческой деятельности;

— привлекательность, уникальность, нестандартность содержания деятельности;

— обеспечение развития обучающегося как полноправного и деятельного члена общества;

— представление дополнительных возможностей для всестороннего развития ребенка, удовлетворения его творческих и образовательных возможностей;

— возможность получения допрофессиональной подготовки;

— избирательность и добровольность участия детей в работе учреждения;

— круглогодичное функционирование учреждения.

 

Образовательный процесс в Центре «Благовест» реализуется в условиях непрерывного духовно – нравственного воспитания, является многоуровневым и реализовывался по четырем ступенях:

- начальная ступень «Пролог», направленная на создание условий для интенсивного психосоциального развития детей, способствующая раннему выявлению и развитию творческих способностей (реализуется 2 образовательные программы).

- Ступень «Начало» содействует знакомству обучающихся с основами творческой деятельности, приобретению первоначальных умений и навыков по ведущим направлениям образовательной стратегии Центра (реализуется 12 программ).

- Ступень «Перспектива»способствует развитию глубокой внутренней мотивации обучающегося к изучению избранного вида творческой деятельности, а так же его целостному личностному и социальному развитию (реализуется 3 программы).

- Ступень «Мастерство и вдохновение»создает условия для обоснования и моделирования индивидуального самоопределения каждого участника образовательного процесса (реализуется 4 программы).

Предпрофильное обучение ведется с учетом реальных потребностей и возможностей средних и высших профессиональных учреждений, а также существующего рынка труда.

Образовательная деятельность Центра осуществляется в строгом соответствии с утвержденным учебным планом, на основе модифицированных, экспериментальных и авторских программ.

 

Перечень образовательных программ, реализуемых в коллективах Центра

 

1. Художественно-эстетическая направленность – 10 программ

«Солнечный лучик»,

«Звонкая капель»,

«Горница»,

«Умелые ладошки»,

«Божья коровка»,

«Родник»,

«Лик»,

«Ладушки»,

«Подмастерье»,

«Родничок».

2. Социально-педагогическая направленность - 3 программы

«Дорогами добра!»

«Шаг навстречу»,

«Лучик в ладошке».

3. Туристско-краеведческая направленность – 3 программы

«Духовное краеведение святого Белогорья

«Моя Родина - Белгородчина»,

«История родного края».

4. Культурологическая направленность – 2 программы

«Истоки возрождения»,

«Первые шаги»,

5.Научно – техническая направленность – 2 программы

«Светлячок»

«Лад»

Всего в Центре «Благовест» реализуется 21 образовательная программа, из них - авторских – 1, экспериментальных -4, модифицированных – 16.

По некоторым дополнительным образовательным программам разработаны индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2011/12 учебном году по индивидуальным образовательным маршрутам будут заниматься 9 обучающихся, (коллектив «Моя малая Родина –Белгородчина», коллектив «Горница», коллектив «Звонкая капель», коллектив «Лучик в ладошке», коллектив «Дорогами добра»).

 

Содержание образовательного процесса

Пояснительная записка

к учебному плану на 2010 – 2011 учебный год

Цель образовательной деятельности Детского областного духовно- просветительского Центра «Благовест» - духовно- нравственное совершенствование личности обучающихся, развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие профессиональному самоопределению и социализации в обществе. Учебный план отражает специфику работы Детского областного духовно - просветительского Центра «Благовест», интересы детей, их родителей.

Дополнительные образовательные услуги предоставляются по следующим направлениям: научно-техническое, художественно-эстетическое,

туристко - краеведческое, социально-педагогическое,культурологическое.

Учебный план включает образовательные программы различных типов: модифицированные, типовые, экспериментальные, авторские, рассчитанные на срок реализации от одного до 3 лет и состоит из следующих разделов: «Направление деятельности», «Предмет», «Ф.И.О. педагога», «Уровни: 1-подготовительный (дошкольный), 2-познавательный (1-4 классы), 3-углубленный (5-8 классы),4-допрофессиональный (9-11) классы», «Педагогическая нагрузка», «Общее количество часов по предмету». Реализация учебного плана включает в себя четыре основных образовательно - развивающих модуля. Каждый модуль соответствует определённой ступени обучения: «Пролог», «Начало», «Перспектива», «Мастерство и вдохновение».

Ступень «Пролог» (подготовительная)- реализуемые здесь образовательные программы рассчитаны на воспитанников дошкольного возраста, создают условия для интенсивного психосоциального развития детей, способствуют раннему проявлению и развитию творческих способностей детей.

Ступень «Начало» ( познавательная)- включает образовательные программы, которые представляют детям ( младшего школьного возраста) возможность знакомства с основами творческой деятельности, приобретения первоначальных умений и навыков, что готовит деятельностно-практическую базу для дальнейшего творческого самоопределения ребёнка.

Ступень «Перспектива» (углубленная)- реализует образовательные программы, направленные на освоение определённого вида творческой деятельности на базе знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения на ступени «Начало». На ступени «Перспектива» у детей присутствует более глубокая мотивация к изучению выбранного вида деятельности. Это способствует не только успешности обучения по данному направлению, но и развитию устойчивой мотивации к познанию и творчеству

детей в других жизненных сферах, целостному личностному и социальному развитию ребёнка.

Ступень «Мастерство и вдохновение» (допрофессиональная) реализует образовательные программы профессионально-ориентированные, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения каждого участника образовательного процесса.

Каждый уровень содержит разделы, в которых отражается определённое количество часов, отведённых на обучение на этом уровне, а также индивидуальные занятия.

В целом, представленные ступени, выстраиваются в логически упорядоченную траекторию движения ребёнка к своему жизненно-творческому самоопределению. Учебный план Дворца имеет приложение:

- информационно - методическое обеспечение образовательной деятельности. В приложении отражается учебная нагрузка педагога, количество групп, количество детей в группах, количество детей, занимающихся по индивидуальной программе, а также тип программы (авторская, экспериментальная, модифицированная, типовая), срок реализации каждой программы.

Распределение педагогических часов производится с учётом потребностей детей, родителей и реальных возможностей Дворца. Учебные занятия проводятся в групповых, индивидуальных формах, а также по подгруппам. Целесообразность проведения таких форм учебных занятий определяется педагогом и по согласованию с администрацией и на основании утверждённых образовательных программ.

Начало занятий в учебных группах с 8.00 оканчиваются в 20.00. Занятия проводятся в любой день недели, включая воскресные и каникулы.

Продолжительность одного занятия зависит от возраста обучающихся.

Занятия с каждой группой проводятся не чаще 2-х раз в неделю.

Занятия начинаются 1 сентября и оканчиваются 25 мая. В летний период занятия проводятся с временными группами по программе деятельности на один месяц

 

Организация образовательного процесса

 

Учреждение осуществляет бесплатное обучение, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного образования. Образовательная деятельность осуществляется в свободное от занятий в общеобразовательных учреждениях время, с учетом утвержденных учебных планов и дополнительных образовательных программ.

Обучение детей производится в форме учебных занятий в одновозрастных или разновозрастных творческих объединениях (студиях, ансамблях) которые организуются ежегодно на основании учета интересов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений. Каждый ребенок имеет право одновременно заниматься в нескольких объединениях, менять их.

 

Условия осуществления образовательного процесса

Установленный в Центре режим работы (семидневная рабочая неделя, время работы с 900 до 2000, продолжительность занятий от 30 до 45 минут в зависимости от возраста детей) согласно санитарно-гигиеническим нормам, утвержденным для учреждений дополнительного образования детей, и зафиксирован в расписании занятий коллективов.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая и составляет 36 недель, с 25 мая по 31 августа Центр приказом директора переходит на летний режим работы.

Средняя наполняемость учебных групп в течение учебного года составляет- 13 обучающихся.

 

Правила приёма

Прием детей в детские объединения ведется на добровольных началах по желанию ребенка. Правила приема детей в Учреждение определяются Уставом и Положением о порядке приема и отчисления детей, комплектования учебных групп в Учреждении.

В творческие объединения Центра принимаются дети дошкольного и школьного возраста от 5 до 18 лет, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

Прием детей в детские объединения осуществляется на основании личного заявления одного из родителей (законного представителя).

При приеме детей в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения Дворца необходимо представить медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка и возможности посещения конкретного детского объединения.

Приём детей в Учреждение оформляется приказом директора. При приеме родителей (законных представителей) знакомят с нормативно-правовой базой учреждения.

Отчисление ребенка оформляется приказом директора по окончании срока обучения, заявлению одного из родителей (законного представителя), на основании медицинского заключения о состоянии здоровья.

Учебно-материальная база

В Белгородском областном Дворце детского творчества 25 кабинетов для проведения учебных занятий, хореографический зал, 2 кабинета конструирования и моделирования одежды, вокально-хоровую студию, кабинет ИЗО, компьютерный класс, библиотеку. Кабинеты оборудованы 36 компьютерами, 4 мультимедийными установками.

Характеристика контингента обучающихся

В 2011-2012 учебном году образовательная деятельность в Детском областном духовно – просветительском Центре «Благовест» будет осуществляться в 57 учебных группах, в которых будут заниматься – 870 человек.

Таблица №1

Характеристика контингента обучающихся:

1.

Количество групп

47

2

Количество детей

720

Таблица №2

Количество обучающихся по ступеням обучения

Ступень образования

Количество групп

Количество детей

Дошкольное образование

2

30

Начальное общее образование

24

365

Основное общее образование

15

230

Среднее (полное) общее образование

6

95

ИТОГО:

47

720

Таблица №3

Место проведения занятий

Место проведения занятий

Кол-во групп

Кол-во детей

1.

Школы, гимназии

(№5,№9, №13, 40,44)

20

309

3.

ДОУ(№39),

2

30

4.

Областной Дворец детского творчества

19

291

5.

Иные базы (Детский дом п. Северный, ОГБУЗ «Детская областная клиническая больница» г. Белгорода, ЦВИНП )

6

90

Итого

47

720

Педагогический коллектив предлагает обучающимся свободный выбор дополнительных образовательных программ в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Наибольшее количество программ педагогов являются модифицированными по типу.

Х. Мониторинг качества образовательного процесса

Аттестация обучающихся детских объединений

Детского областного духовно – просветительского

Центра «Благовест»

С целью контроля за уровнем и качеством реализации дополнительных образовательных программ и в соответствии с положением об аттестации обучающихся в детских объединениях Центра в течение учебного года будет проводиться промежуточная и итоговая аттестация. Результативность обучения определяется в процессе промежуточной (за полугодие) и итоговой аттестации (по окончании курса обучения).

Аттестация обучающихся строится на принципах научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; адекватности специфики деятельности детского объединения к периоду обучения; свободы выбора педагогом методов и форм проведения оценки результатов; обоснованности критериев оценки результатов для педагогов в сочетании с закрытостью для детей.

Знания, умения и навыки обучающихся будут оцениваться по критериям и показателям оценки достижений обучающихся, пересмотренными и утвержденным на заседании научно-методического Совета Дворца 2010-2011 уч. года. Результативность обучения выявляется по трем уровням:

1 уровень – высокий (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России);

2 уровень – средний (базовый) (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);

3 уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета при выполнении практических заданий).

В течение учебного года будут проводиться следующие виды аттестации обучающихся:

Стартовая аттестация.

Диагностическая работа по выявлению индивидуальных особенностей и резервов развития каждого ребенка, группы и коллектива в целом проводится в виде стартовой аттестации, которая проводится на первом учебном занятии или в начале изучения новой темы (раздела) программы. Данные стартовой аттестации обучающихся фиксируются в дневниках наблюдений, отражаются в индивидуальных образовательных маршрутах.

Промежуточная аттестация.

Целью промежуточной аттестации обучающихся является выявление уровня, развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе обучения. В 2011-12 учебном году будут использоваться разнообразные формы проведения промежуточной аттестации, но приоритетным станет выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся в ходе тестирования (большинство педагогов разработали тесты в прошедшем учебном году.

Итоговая аттестация.

Целью итоговой аттестации обучающихся является выявление уровня освоения образовательной программы за весь период обучения. Формы проведения итоговой аттестации так же разнообразны и зависят от специфики деятельности детского творческого коллектива. Это контрольное итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, олимпиада, конкурс, игра-путешествие, тест, блиц-опрос, итоговая выставка творческих работ, отчетный концерт.

 

ХI. Предполагаемые результаты:

Модель выпускника Детского областного духовно – просветительского

Центра «Благовест»

Цель: Творческая личность, уважительно относящаяся к духовной культуре своих предков, имеющая свою мировоззренческую и гражданскую позицию.

Формирование патриотизма, гражданственности

От ценностного отношения к истории и культуре родного края к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, верности духовным традициям России.

Формирование духовно – нравственных качеств личности,

гуманистических отношений к окружающему

миру, приобщение к православным традициям

Интеллектуальное развитие

Формирование целостной картины мира, развитие познавательных способностей, представлено через науку, религию и искусство.

Эстетическое и культурное развитие

Освоение духовных основ русской культуры, культурообразующей роли Православия для России, развитие творческих способностей.

Здоровье

Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание физического идуховного здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

Креативность

Развитие творческих способностей,предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка индивидуальности.

Самоактуализация

Формирование самосознания, становление активной жизненной

позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире, способность сделать правильный нравственный выбор

 
 
Инновационная и проектная деятельность в сфере духовно-нравственное воспитание детей и молодежи регионов Центрального федерального округа (Сборник материалов) // Составители: Т.Н. Глазкова, директор ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», кандидат психологических наук, С.В. Кондратюк, методист ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение»


 


Вернуться назад