Сайт Образование и Православие > Образование > Творческое содружество школы-интерната и краеведческого музея в духовно-нравственном воспитании школьников

Творческое содружество школы-интерната и краеведческого музея в духовно-нравственном воспитании школьников


15.09.2016.
Представляем вниманию читателей опыт работы ТОГБОУ «Моршанской общеобразовательной школы-интерната основного общего образования», Моршанск 2012

Творческое содружество школы-интерната и краеведческого музея в духовно-нравственном воспитании школьников

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы коллектива школы-интерната г. Моршанска является духовно-нравственное воспитание.

Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно - исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Поэтому в практику воспитательной работы коллектива все прочнее входит сотрудничество с местным краеведческим музеем.

На протяжении многих лет существует тесная связь между школой-интернатом и краеведческим музеем г. Моршанска. Формы взаимодействия различны:

  • организуются общие и тематические экскурсии в краеведческий музей;
  • на базе музея проводятся различные массовые мероприятия;
  • воспитанники интерната и сотрудники приглашаются на выставки местных художников, фотографов, поэтов, бардов и др. деятелей культуры и искусства;
  • работники музея нередко являются желанными гостями на мероприятиях, проводимых школой-интернатом и др.

С целью формирования духовно - нравственных устоев и убеждений, воспитания чувства патриотизма, любви к своей «малой» Родине для детей школы-интерната в Моршанском историко-художественном музее (далее - МИХМ) в 2011 – 2012 гг. были организованы следующие тематические экскурсии:

  • «Палеонтологическая коллекция музея»;
  • «Древнейшая история Моршанского края»;
  • «Русские средневековые поселения на территории Моршанского края»;
  • «Крестьянский костюм»;
  • «Крестьянское жилище»;
  • «Календарные праздники и обряды»

Как правило, увлекательный рассказ экскурсовода сопровождается показом экспонатов из богатейшей коллекции музея.

1 декабря 2012 г. воспитанники школы-интерната, учащиеся 3 – 8 классов посетили МИХМ в очередной раз. Для них был проведен театрализованный час информации «Календарные праздники и обряды». Увлекательный рассказ экскурсовода сопровождался показом экспонатов из коллекции музея.

«Русские народные праздники…Сколько мудрого, талантливого, поэтического хранят они в себе! Как бесконечно разнообразен и замечателен мир, запечатленный в них! В России каждый народный праздник сопровождался определенными обрядами и ритуалами, истоки которых уходят в глубь веков. Большая часть народных обрядов возникла еще во времена язычества и была связана с преклонением перед силами природы», - так начала свой рассказ работник МИХМ Григорьева Л.В.

Ребята узнали о том, как подразделяются все праздники, все вместе вспомнили, какие праздники отмечает вся страна, какие из них называются народными, а какие – семейными. Они много интересного узнали о народных обрядах, о том, с чем они связаны. 

Наши предки через обряды и ритуалы стремились передать накопленный опыт и искусство магии от одного поколения к другому. Следы язычества проявляются и до настоящего времени. Преклонение перед солнцем, водой, землей, камнями и деревьями, как и по всей России, так и на Тамбовщине, прослеживается в различных народных праздниках: Святках, Масленице, Троице, Покрове и др.

Дети узнали о том, что наиболее яркие отличительные особенности приобрели на Тамбовщине народные Святочные обряды (Святки — святые, торжественные вечера в честь Рождества Христова). В городах и селах Тамбовской губернии это празднование открывалось общественным обрядом "колядования" (Коляда у славян — бог пиршества и угощения). Так как обычай отмечать Новый год пришел со времен язычества, а Новый год считался праздником Солнца, то в обряд входили действа, связанные с чествованием новорожденного солнца: благословение домов зерном, разжигание костров, приготовление пирогов и каш.

С течением времени обряд колядования приобрел христианскую направленность: хождение со звездой по домам (вырезанная из бумаги звезда символизировала образ светящейся звезды в ночь рождения Иисуса Христа), исполнение "Тропарей" и "Христославлений", благословение домов священнослужителями.

На Тамбовщине под Новый год получил распространение обряд "Овсень" или "Таусень", похожий на "Колядки". Толпа девочек и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: "Овсень! Овсень! Овсень ходил по всем: по стареньким, по маленьким". Обряд "Овсень" был связан с мифологическим персонажем древних славян Овсень (Аусень, Баусень, Таусень, Овсень, Усень). Название произошло от слова "юсинь" — первый месяц года, начало нового временного цикла. Персонаж Рождественского праздника Аусень шел первым и готовил тропу, наводил мосты для Рождества и Крещенья, идущих следом.

Рассказ детям об обрядах Святок, колядования чередовался с элементами театрализации.

С большим интересом дети слушали и смотрели в театрализованном представлении обряд гадания в ночь под Рождество. Сами приняли непосредственное участие в его подготовке: чертили магический круг, делили его на сектора, в каждый сектор раскладывали определенные старинные предметы – музейные экспонаты (прялку, гребень, разбитый глиняный горшок, лапти, подсвечник, нарядный старинный головной убор девушки и др.), и затем экскурсовод объясняла и показывала, какое значение придавали крестьяне каждому предмету. Для ребят были проведены игры: «Ручеек», гадание на замужество, гадание о предстоящем годе.

Мероприятие в течение часа прошло на одном дыхании. Доступное изложение материала сочеталось с встречными вопросами экскурсовода, выясняющего объем знаний ребят по данной теме, с элементами театрализации, демонстрацией многочисленных экспонатов музея – предметов быта, орудий труда крестьян, старинных украшений, нарядов.

Вовлекая детей в активную деятельность, «погружая» их в атмосферу прошлого, связывая с настоящим, краеведческий музей способствует формированию этнического самосознания, музейной культуры, так необходимой в нынешнее время. Посещение краеведческого музея, изучение связи родного края с Родиной помогает ребятам осознать неразрывную связь своей «малой» Родины с жизнью нашей страны, почувствовать свою причастность к ней.

 

Все эти аспекты играют большую роль в формировании духовно – нравственного сознания, чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине.


Майорова Е.А.,

воспитатель ТОГБОУ «Моршанская общеобразовательная

школа-интернат основного общего образования»

Декабрь, 2012


 


Вернуться назад