Сайт Образование и Православие > Образование > Виктор Власов. Роль учителя в судьбе ребёнка

Виктор Власов. Роль учителя в судьбе ребёнка


14.12.2017.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: в судьбе ребёнка учитель играет великую роль. Сколько времени дети проводят в школе? Полдня, иногда больше. А если посчитать среднюю продолжительность жизни человека и посмотреть, сколько времени в ней занимает учебный процесс? Тогда можно ответить: чьё мировоззрение влияет на наших детей также сильно.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. Это не я сказал, кстати, но один известный человек. И деятель этот невероятно прав!
 
Как только вхожу в аудиторию, где проводится секция «Семнадцатых Городских Этических Чтений», понимаю, что девушка читает интереснейший доклад. Педагоги встают и аплодируют ей, специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева оценивает высоко. Я бегу и прошу у девушки листы с докладом, чтобы перечитать и запечатлеть, конечно! Её зовут Снежиника Сенина. Обладательница красивого имени студентка 1 курса факультета искусств ОмГПУ.
 
– Для меня XVII городские этические чтения «Нравственность и духовность в развитии общества» стали сегодня одиннадцатыми, – радостно говорит Снежиника. – Благодаря моим педагогам из гимназии № 43 города Омска, выпускницей которой являюсь, со 2 класса была их участницей индивидуально и в группе одноклассников с разнообразными темами: «День рождения и день ангела: традиции моей семьи», «Защитники моей семьи и Родины», «Литературный альманах гимназии», «Газета – периодическое издание класса», «Освещает Россию олимпийский огонь», «Готовимся к 300-летию Омска» и другие. Сейчас я студентка ОмГПУ, и для меня этические чтения – это уже место встречи с будущими коллегами, форум, где обсуждаются актуальные проблемы образования и воспитания, встречи с интересными людьми, и, как и ранее, возможность высказаться по волнующим меня проблемам. В университете у нас есть практикум «Введение в педагогическую профессию». Мне интересен этот предмет, т.к. я из семьи педагогов в нескольких поколениях. В ОмГПУ пришла осознанно за хорошим академическим художественным образованием, но не исключаю, что буду преподавать искусство и детям, и взрослым.
 
Выступление Снежиники Сениной о роли педагога в судьбе и повышении престижа педагогической профессии. Как многим людям не хватает знакомства именно с этими вопросами.
 
– По данным Министерства образования Омской области в 2017-2018 учебном году приём в организации высшего образования составил более 21 тысячи человек по всем формам обучения, – приводит статистику, опираясь на данные одного из омских порталов. – Из них более 9,7 тысяч поступили на бюджетные места. По результатам мониторинга в 2017 году на инженерное направление – 35% от числа поступивших в образовательные организации высшего образования (в 2016 году – 33,6%), на аграрное направление – 4% (в 2016 году – 5,3%), на педагогическое направление – 14% (2016 году –12,7%), на иные направления – 47% (в 2016 году – 48,4%). Количество абитуриентов, выбирающих инженерные и педагогические специальности при поступлении в вузы, растет, а это значит, что в школы будет приходить больше молодых педагогов.
 
Оказывается, на практикуме «Введение в педагогическую профессию» студентов знакомят с «Атласом новых профессий». Образование, по мнению разработчиков в Сколково, «традиционно считается очень консервативной сферой, но развитие технологий меняет представления о способах получения знаний и заставляет серьёзно переосмыслить привычный подход к учебному процессу, что означает, что в будущем специалисты в области образования будут весьма востребованными». И Атлас описывает новые специальности в педагогике: координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игро-мастер, игро-педагог, тьютер, организатор проектного обучения, эко-проповедник, разработчик образовательных траекторий.
– Но как бы не именовались новые педагогические специальности, роль мировоззрения, убеждений учителя всегда будут влиять на тех, с кем он работает, кому старается передать не только новые знания, но и нравственные традиции общества, –рассказывает стройная девушка за кафедрой. – Ценностные ориентиры и духовно-нравственные качества учителя очень важны. «Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей», – писал Я. Корчак. Современная школа благоприятствует реализации идей современного образовательного стандарта, когда учитель перестает быть транслятором знаний, а становится организатором образовательной деятельности. От «образовательных услуг» школа возвращается к тому, что это профессия – служение. О чем неоднократно говорила Министр Образования РФ Ольга Васильева.
 
Несомненно, престиж учительской профессии – путь к изменению качества образования. Молодые учителя открыты ко всему новому и интересному, они понимают детскую психологию и знают предмет. Но профессиональные педагогические умения и навыки, владение инновационными технологиями обучения и воспитания, педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще – все эти профессиональные умения и свойства характера должны быть присущи каждому учителю независимо от стажа работы и возраста. Есть мудрые слова Анри Барбюса:
 
– «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Думается, что, несмотря на некоторую торжественность, эта фраза довольно точно объясняет суть работы каждого педагога.
 
– Учитель – одна из самых важных профессий, – поясняет Снежиника. – Учитель играет большую роль в формировании личности ребёнка, он формирует душу маленького человека. Вспомню произведения, где образ педагога особо значим в сюжете: В указе 1755 года написано о ситуации в образовании XVIII века: «многие, не сыскавшие хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иными подобными ремеслами всю свою жизнь препровождали» – это проводит работу Джуринского А. Н. «История педагогики». – Именно о таких учителях пишет в своей комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин. Своё произведение автор создаёт в период правления Екатерины II. Сама императрица в своих мемуарах пишет: «Законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному». Это высказывание как нельзя ярче характеризует упадническую общественную и духовную обстановку указанного исторического периода. Можно предположить, что именно в этот период особо актуальными являлись вопросы воспитания и образования молодого поколения. А кому доверяли дворяне своих детей? Понимали ли они вообще необходимость образования? Над этими вопросами и размышляет Д. И. Фонвизин. Такой же преподаватель-самозванец как и Вральман, живет и в доме отставного премьер-майора Андрея Петровича Гринёва, героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Эти примеры доказывают несостоятельность многих учителей в России XVIII столетия, а также пренебрежительное отношение к фундаментальному образованию со стороны родителей, которые больше следовали моде, нежели тщательно выбирали учителей для своих детей. Образ учителя в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре» отражает наиболее значительное развитие школы и педагогики пришлось на вторую половину XIX века. Это время важных социальных реформ, связанных с отменой крепостного права. Правительство всерьёз занялось реорганизацией школьной системы. Велись споры о том, каким должно быть воспитание и образование: говорили о принципах «свободного воспитания», о принципах народности, научности. Образ учителя в литературе тоже изменяется. Это уже хорошо образованный человек, профессионал, служащий своему делу. Так, например, в повести Льва Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович является тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка. Образ учителя в русской литературе ХХ века показан у А. П. Платонова в повести «Песчаная учительница». После революции 1917 года перед педагогикой встаёт другая задача – обучить бедные и неграмотные слои населения. Именно о таком учителе, посвятившим свою жизнь преподаванию в далёких селах, рассказ. Её жизненный путь героини – это безвозмездное служение людям, олицетворяющий мужество, стойкость, ум, честность. Система воспитания А.С.Макаренко и её отражение в «Педагогической поэме». Выдающийся отечественный педагог принял активное участие в поиске новых форм воспитания подрастающего поколения в 1920-1930 года ХХ столетия. Годы Великой Отечественной войны – это особые, тяжелые годы в истории страны, её граждан. От учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он не должен был быть бездушным и жестоким, а наоборот нести идеи добра и мира. Именно таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В. Распутина «Уроки французского». А образ учителя в повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» – это образ очень проницательного человека. Через доверительный, дружеский разговор Татьяна Николаевна говорит о вечных жизненных проблемах.
 
Следует сказать, что личностные качества учителя, его отношения с учениками во многом зависят от исторической действительности. Об этом также упоминает студентка ОмГПУ. Именно учитель формирует характер человека и поведение. Неизменно одно: в каждый период времени учитель должен соответствовать ему, развиваться. Мы видим, что учитель – это часть общества, к нему предъявляются высокие требования, перед ним ставятся важные задачи.
 
– В кино также много наглядных примеров этой профессии, – добавляет докладчик. – С советского времени до наших дней кардинально изменилось мнение об учителе. Подтверждение этому мы можем увидеть в образе Татьяны Сергеевны из фильма «Весна на Заречной улице» (1956 г.), в фильме 1965 года «Первый учитель», снятом по одноименной книге Чингиза Айтматова, нам показан педагог-партиец, борец за советские идеалы, пылкий революционер, который относится к своему делу с фанатизмом. В кинофильме 1966 года «Республика ШКИД» мы видим синтез двух предыдущих типов: с одной стороны, Виктор Николаевич (Викниксор) — интеллигент, занимающийся перевоспитанием беспризорных детей, с другой стороны — педагог-революционер, пытающийся преобразить общество. Фильм 70-х: «Большая перемена», «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи» снова показан конфликт между «хорошим учителем», «плохим» и учениками. Также поднимается сложный, философский вопрос: «Что бы ты сказал человечеству, если бы тебе дали такую возможность?». В фильме 1988 года «Дорогая Елена Сергеевна» представлены образы учителей, не умеющих вовремя заметить проблемы или недостатки учеников. Пример можно увидеть в фильмах: «Розыгрыш» (2008 г.), «Географ глобус пропил» (2013 г.), «Училка» (2015 г.), сериал «Школа» (2009-2010 г.). Можно сказать, что в изображении педагогической профессии в кино идет регресс. Отношение к учителям в реальной жизни влияет на их изображение в кино и наоборот, это двунаправленный процесс.
 
Знаете, дорогие читатели, слушаешь девушку, приготовившую отличную презентацию, грамотно рассуждающую и представляешь нашу действительность отчётливо – со всеми, что называется нюансами «за» и «против». Я ведь этот молодой учитель, который должен работать правильно, методично обходясь и демонстрируя ребёнку лучший образец своего личного поведения и способа добычи знаний.
 
– От молодых начинающих учителей, несущих в профессию бесценный энтузиазм и живые свежие идеи, ждут многого, – эти слова Снежиники у меня до сих пор в голове. Перечитываю доклад. – Педагоги встают на путь формирования ценностей, полноправно участвуя в образовательном процессе. Мне очень повезло: я училась у мудрых и очень разных учителей, каждый из которых влиял на моё личностное формирование. Учитель влияет на судьбы своих учеников. Повышение престижа профессии в глазах общества будут усиливать возможности формирования духовно-нравственных и культурных ценностей учеников, что непременно скажется на обществе в целом.
 
И мне повезло, что учился у мудрых учителей. Не забываю их. Здорово, что и сейчас рядом со мной люди, которые подскажут и наставят.


 


Вернуться назад