Сайт Образование и Православие > Образование > Специализированные школы для одарённых детей: будущее России или трамплин в Европу?

Специализированные школы для одарённых детей: будущее России или трамплин в Европу?


21.02.2018.
На дискуссии в рамках юбилея Специализированного учебно-научного центра при Новосибирском госуниверситете (более известного как ФМШ НГУ) обсудили проблемы и перспективы развития российских СУНЦ, а также предложенную директором ФМШ НГУ доктором физико-математических наук Николаем Ивановичем Яворским идею сформировать на их основе федеральные центры специализированного образования.

СУНЦ — это школа-интернат для одаренных детей. Её ученики занимаются по вузовской системе и углубленно изучают те или иные предметы (зачастую — естественно-научные), которые им преподают сотрудники университетов и РАН. В России наиболее известны три таких учебных заведения — при Новосибирском государственном, Московском государственном и Уральском федеральном университетах.

 
Николай Яворский
 
Изначальная идея создания СУНЦ — предоставить возможность талантливым детям из отдалённых городов и поселений получать образование наивысшего качества. Правда, с каждым годом реализовывать её становится всё труднее.
 
Во-первых, потому, что такое образование сейчас платное. Средств, которые подобные школы получают от государства, университетов и немногочисленных спонсоров (если они есть), недостаточно для того, чтобы дать высокое качество обучения и содержания детей в интернате. «Система финансирования обеспечения образования, существующая у нас в стране, делает невыгодным функционирование небольших по размеру школ. Мы живы только благодаря тому, что нас поддерживают ректора наших вузов. Наш СУНЦ почти целиком и полностью существует, «вися на шее» МГУ», — отмечает директор СУНЦ МГУ Кирилл Владимирович Семенов.
 
Обучение в СУНЦ НГУ сегодня стоит 133 тысячи рублей в год, в СУНЦ УрФУ — 95 тысяч, в СУНЦ МГУ — 74 тысячи. Учитывая низкую финансовую состоятельность людей в регионах, далеко не каждая семья сможет себе такое позволить. Все это приводит к тому, что в СУНЦ начинает преобладать «местное» население. Например, в ФМШ НГУ уже около половины учеников — новосибирцы.
 
«Я считаю, стратегическим способом хоть как-то решать проблему является учреждение государственной или частной стипендии, достаточной, чтобы покрыть интернатное содержание СУНЦ и в других школах. Если бы и государство, и местная власть проявила бы в этом настойчивость и инициативу, тогда бы присоединился бизнес, и вопрос мог быть решен в комплексе. Это и финансовая поддержка школ, дающих хорошее образование, и возможность для детей из самых малообеспеченных семей посредством конкурсов и дотаций получить образование высшего уровня. Примеры такие есть: стипендиальная программа ИЯФ СО РАН, программа «ФМШанс». Мне кажется, что государство могло бы сделать кардинальный шаг вперед и ситуацию переломить», — сказал декан физического факультета НГУ, заместитель директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН член-корреспондент РАН Александр Евгеньевич Бондарь.
 
Другая проблема, в том, что в большинстве случаев наиболее успешные выпускники СУНЦ не остаются в «воспитавшем» их вузе, а уезжают продолжать обучение в Москву или Санкт-Петербург, зачастую — чтобы потом работать за рубежом.
 
«В этом году в УрФУ поступили 129 человек из 256 наших выпускников. То есть примерно 50 % идут в Уральский федеральный университет. Причём уезжают олимпиадники. В этом году в регионе осталось меньше трети призёров-победителей заключительно этапа Всероссийской олимпиады школьников. Все остальные выбирают вузы Москвы и Санкт-Петербурга», —отметил директор СУНЦ УрФУ Андрей Александрович Мартьянов.
 
«Мы абсолютно открытый университет. Я искренне считаю, что новосибирский Академгородок — это лучшее место для занятия наукой в России, а возможно, и в мире. И у меня возникает некоторый диссонанс между тем, что мы делаем, и тем, что получаем в итоге. Из СУНЦ НГУ многие поступают в Московский физико-технический институт. Из них потом почти никто не идёт в науку, это служит неким трамплином для отъезда за границу, потому что из Москвы проще уехать, а не потому, что их там могут лучше научить», — сказал ректор НГУ член-корреспондент РАН Михаил Петрович Федорук.
 
В СУНЦ НГУ
 
Впрочем, не все видят в отъезде выпускников СУНЦ проблему.«Здесь нет реального конфликта интересов. У ФМШ есть сверхзадача, фактическую реализацию которой мы сейчас и наблюдаем: выпускники уезжают, но все равно душой остались здесь. Они занимаются идеологической экспансией нашего интеллекта за рубеж. А это в интересах нашего государства», — отметил известный бизнесмен, член Ассоциации выпускников «СОЮЗ НГУ» Андрей Александрович Бекарев.
 
Основной вопрос, который стоял во главе дискуссии, — создание на базе СУНЦ федеральных центров специализированного образования. Эта идея в свое время была предложена директором СУНЦ НГУ доктором физико-математических наук Николаем Ивановичем Яворским, она уже давно обсуждается с директорами других СУНЦ, выработана общая позиция, сформулировано предложение по созданию таких центров, которое направлено в Министерство образования и науки РФ.
 
В федеральных центрах образования будут сосредоточены работающие на интернатной основе СУНЦы, также там будут разрабатываться и предлагаться программы обучения (в том числе и дистанционные) школьников, методики подготовки учителей, которые любят и хотят учить детей.
 
«Мы предложили систематизировать работы по подготовке и формированию интеллектуального потенциала на всей территории России, — прокомментировал «Науке в Сибири» цели и задачи предложенной организации Николай Иванович. — На сегодняшний день такой центр может быть создан не во всяком регионе. Для его появления нужно, чтобы был сильный университет, плюс среда — вроде той, что есть в новосибирском Академгородке. Пока я вижу возможность организации четырёх таких центров — на основе СУНЦ НГУ, МГУ, УрФУ и Академической гимназии СПбГУ».
 
«Могу сказать, что министр науки и образования РФ поддерживает (по крайней мере — на словах) создание таких центров в нескольких регионах РФ. Наша задача — сформулировать правильную идею. Я считаю, создавать их нужно именно там, где есть наука. Федеральные центры должны ориентироваться не на территории и округа, а на специализации», — отметил президент Ассоциации выпускников «СОЮЗ НГУ», председатель Новосибирской городской коллегии адвокатов Александр Ванович Балян.
 
«Зачем нужны федеральные центры специализированного образования? Во-первых, это закономерный этап развития существующих СУНЦ, в во-вторых, они дадут две очень существенные выгоды: в них будет заложено право разрабатывать, утверждать и реализовывать свои собственные образовательные стандарты, а также стандарты финансирования интернатного содержания детей», — прокомментировал Андрей Мартьянов.
 
«Мы многогодостигли и многое умеем, и это надо отдать всем, кто хочет и способен учиться. У школы для этого должны появиться новые функции. Михаил Алексеевич Лаврентьев приводил в ФМШ всех известных людей, которые появлялись в Академгородке, на первом курсе университета преподавали самые лучшие учёные и зажигали в студентах интерес к науке на всю жизнь. Можно привести такое образное сравнение: чтобы лампочка загорелась и начала освещать всё вокруг, её нужно вставить в патрон. Федеральные центры специализированного образования как раз и будут таким патроном», — сказал Николай Яворский.
 
Диана Хомякова
 
Фото НГУ

http://www.sbras.info/articles/education/spetsializirovannye-shkoly-dlya-odarennykh-detei-budushchee-rossii-ili-tramplin-v
 


Вернуться назад