Сайт Образование и Православие > Образование > Виктор Власов. Чистое будущее

Виктор Власов. Чистое будущее


24.03.2019.

Два добрых слова на доске: ЧИСТОЕ БУДУЩЕЕ! Согласны, дорогие, что каждую букву в них лучше сделать заглавной? Пусть читатели увидят и поймут: чем лучше мы относимся к окружающим, тем качественней они станут думать и относиться к нам. Я стараюсь и вы – старайтесь. Вы стараетесь и подаёте отличный пример – я иду следом за вами. Как в игре, как в книгах отечественных классиков, как в жизни, как в храме Божьем – везде нужен образец для подражания в роле родителя, учителя, православного священнослужителя!

Заместитель директора БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» Ирина Анатольевна Верчинская приглашает меня в кабинет Татьяны Валентиновны Шеховцовой – учителя русского языка и литературы. Впрочем, зовёт всюду, где проходят полезные мероприятия. Их организуют учителя. Вы, наверное, не представляете, милые, сколько увлекательного могут показать учителя обыкновенной школы. Сколько удивительных к познанию вещей способны предоставить дети, если их правильно заинтересовать, если верно мотивировать, направляя эту благую и неуёмную энергию. Также полезные для души и ума мероприятия проводит Нина Михайловна Кривощёкова, Татьяна Александровна Фесенко, Татьяна Ильинична Лядова и другие учителя – из начальной школы, а также педагоги из детского сада при БОУ, который является базовой площадкой Омской епархии в рамках постоянно действующих мастер-классов.

Заходишь в кабинет, где дети из разных классов выполняют групповые проекты, и удивляешься, насколько вам становятся интересны простые вещи. Я начинаю, словно жить этим, увлекаться по-новому – видеть предметы под более правильным ракурсом. Ребята примеряются, обсуждают готовность каждого, затем вырезают картинки, приклеивают тексты на ватманы, основательно держат ответ возле доски. Мурашки по коже. Им помогают учителя, подсказывают, курируют. За ответ и наглядную подготовку проекта ребята получают балы. Горят их глаза, они рады победить, услышать, что их работа набрала большее количество голосов.

– Думаете, мы для себя это делаем, Виктор Витальевич? – спрашивая, отвечает Нина Михайловна Кривощёкова. – Для детей стараемся. Знания они получат в школе. Чем лучше мы преподаём, тем потом в жизни детям будет легче.

«Я – омич и патриот» – звучит ещё одна общая тема групповых проектов. План проекта, цели и задачи прописываются на доске, учитель инструктирует. Далее – кипит работа. Учителя приглашают старшеклассников, чтобы они помогли оценить труды каждой группы детей, внести количество балов в табель. Это опыт оценки. Старшеклассники запросто идут в жюри, даже просят. Работа над групповым проектом – это всегда познавательно.

Жизнь не стоит на месте, а информация обновляется из года в год. Вырастает объём текста, растёт количество достижений деятелей из разных отраслей. Но память имеет свойство ухудшаться. И кто должен напомнить и восстановить знания? Учителя, педагоги, наставники…

Из информации, которую можно найти в интернете, всё-таки выделяешь главное. Дети порой не видят это зерно, копируя подряд, но ведь не зря к ним приставляют опытного педагога?

В школах постоянно ведётся работа по поиску новых форм и методов преподавания. Появляются уроки-дебаты, – дискуссии, – игры, – путешествия, – викторины, – исследования, уроки-концерты. Всё же ключевым словом остаётся «урок» как устойчивая форма организации преподавания общей для всех программы. Такая форма обучения настойчиво контролируется.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих школах наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий всё чаще применяется проектная деятельность.

Метод проектов, надо сказать, не новость в педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов известен в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

По определению М. А. Ступницкой, учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных учащимися проектов должны быть ощутимыми, если это теоретическая проблема – конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.

Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель – участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых – получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта.

Самое решающее звено в реализации проекта – учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:

1. Планирование работы над проектом:

– высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

– обсуждение возникших идей;

– перечисление интересующих учащихся тем проектов;

– формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

– уточнение намеченной цели задач;

– поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

– обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами);

– интерпретация данных;

– сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

– систематизация полученных данных;

– построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

– осмысление полученных данных и способов достижения результата;

– обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.)

Я использую следующие виды презентации проектов: пресс-конференция, деловая игра, телепередача, научная конференция, защита на Учёном совете, путешествие, диалог с историческим или литературным персонажем и другие.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм   действий:

Выбор темы проекта.

Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы.

Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий.

Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию).

Получаем результаты. (Если что – то не удалось – это тоже результат).

Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой.

Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Этот алгоритм  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.


 


Вернуться назад