Сайт Образование и Православие > Образование > Семинаристы: кто они и сколько их? ИНФОГРАФИКА

Семинаристы: кто они и сколько их? ИНФОГРАФИКА


26.10.2021.

Учебный комитет Русской Православной Церкви проанализировал итоги абитуриентской кампании 2021 года и создал наглядную инфографику, из которой видно, что в последние пять лет наблюдается некоторая стабильность в количестве обучающихся в духовных учебных заведениях Московского Патриархата. Таким образом, мнение о резком падении числа желающих стать священниками, иконописцами и регентами церковных хоров, оказывается лишь мифом.

1-212.jpg3-212.jpg4-212.jpg

О чем говорят приведенные в инфографике цифры, и какие абитуриенты поступают сейчас в духовные школы? Об этом рассказал председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов:

– Действительно, если мы сравним количество поступивших на уровень бакалавриата, а также на регентские и иконописные отделения, то мы увидим за последние три – четыре учебных года ситуацию в целом стабильную.

Конечно же, была определенная разница по годам, но в целом мы видим, что миф о резком падении количества поступающих не подтверждается реальными цифрами.

Это не значит, что нет проблемы с абитуриентами. Если посмотреть по разным учебным заведениям по регионам, то картина будет различной. Действительно, есть целый ряд региональных духовных школ, где количество поступивших стабильно малое, что ставит вопросы о целесообразности вкладывания значительных церковных средств и человеческих ресурсов в их сохранение в таком виде в долгосрочной перспективе.

Но большую обеспокоенность вызывает не только и не столько количество поступающих, сколько уровень нынешних абитуриентов. В решительном большинстве нынешний абитуриент бакалавриата – это выпускник средней школы. Только заметно меньшая их часть имеет за плечами предварительно полученное высшее светское образование. При этом с этими абитуриентами есть несколько проблем.

Одна – это заметное падение уровня знаний выпускников средней школы, констатируемое всеми заинтересованными участниками образовательного процесса. В частности, общегуманитарных знаний, весьма важных для будущих пастырей. Отечественная и, тем более, всемирная история, отечественная словесность, русский язык, не говоря уже об иностранных, часто освоены на том уровне, который никак нельзя признать удовлетворительным. Наверное, это системный результат ситуации в современном среднем образовании в целом, как в России, так и в сопредельных государствах. Соответственно, подготовительный курс, который есть в большинстве духовных школ, призван закрыть, ликвидировать эти лакуны, но не могу сказать, что это удается сделать в полном объеме.

Вторая проблема – не будем скрывать, к нам в значительной мере поступают не самые выдающиеся ученики средних школ. То есть из не самых высоких по уровню знаний сегодняшних выпускников средней школы мы получаем не лучшую их часть. Другой уровень проблемы – это мера их церковности и сознательности при принятии решения о поступлении в духовную школу. И здесь, конечно, в значительной мере нынешние абитуриенты уступают молодым людям, поступавшим в духовные учебные заведения в советское время, когда это был шаг очень сознательный и принимавшийся с учетом всех возможных жизненных последствий для молодого человека, который такой шаг делает в советском государстве, уступают они и абитуриентам 1990-х годов, когда процент и выпускников высших светских школ (университетов и институтов), и просто взрослых людей, получивших возможность после падения внешних барьеров к духовному образованию, был значительно выше. У них и мотивация, и горение духа часто были куда как большими, чем у значительной части нынешних абитуриентов. Это ставит непростую задачу перед воспитательными службами наших семинарий и академий: как из часто теплохладных юношей воспитать достойных будущих пастырей и церковных тружеников.

Не могу не упомянуть и еще об одном приметном обстоятельстве. В стране у нас немалое количество православных гимназий и лицеев (практически во всех митрополиях и в значительной части епархий). Конечно, они являются средней школой, а не предварительной ступенью для мальчиков и юношей к тому, чтобы идти потом непременно в семинарию, но все же, когда на протяжении пяти, десяти и более лет из православного лицея или гимназии не появляется ни одного абитуриента в региональную или центральную духовную школу, на мой взгляд, это свидетельствует о неблагополучии в той внутренней атмосфере и тех ориентирах, которые должны воспитываться в стенах православной средней школы, в воспитании готовности к служению, а не только к профессиональному успеху и материальному благополучию.

Тем не менее, констатируем, что других абитуриентов у нас нет, работать нужно с теми, кто поступает, и мы помним, что Бог может и из камней воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3:9), и что Божественная благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет. Важно всем нам не опускать рук, профессорско-преподавательской корпорации и администрации делать все, что в их силах с упованием на помощь Божию. Мы – верующие люди и знаем из истории Церкви, что часто показывавшие в годы обучения весьма средние результаты студенты потом становились выдающимися пастырями, а иные из них сейчас в лике святых нашей Церкви.

По информации сайта Учебного комитета
Русской Православной Церкви


 


Вернуться назад