Сайт Образование и Православие > Педагогика > Семь ступеней к педагогическому результату

Семь ступеней к педагогическому результату


03.12.2014.

Современная школа, откликаясь на вызовы времени, переживает период серьезных перемен. Специалисты считают, что именно старшая школа, то есть какой она должна стать, определяет особенности обучения во всех звеньях (НШ, среднее звено, старшая школа) и указывает приоритетные направления развития образовательного учреждения в целом.

Поэтому прежде чем переходить к содержательному разговору, считаем необходимым определить, выражаясь языком точных наук, систему координат для нашей школы: «Гимназия - Старшая профильная школа – Компетентностное обучение». Эта система координат определяет образовательное пространство гимнами.

Для эффективного функционирования в этом пространстве необходимо решение задач, которое, с одной стороны, помогает сохранить традиции гимназического обучения, с другой стороны, создавать новые условия для развития.

Такое позиционирование выявляет необходимость следующего:

— сохранение гимназического образования как такового;

 усиление его составляющих - классичности и универсальности; личностно - и социально-ориентированного обучения; индивидуализация обучения на всех ступенях; учета индивидуальных особенностей, интересов учащихся;

 развитие соответствующих организационных форм - предметов по выбору, ведение индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы развития, индивидуального расписания, индивидуальной траектории обучения и освоение пространства культуры;

 овладение, как ключевыми компетенциями, так и элементами профессиональной компетентности в профильном обучении;

— развитие культуры осознанного выбора, формирование готовности к выбору профессиональной сферы деятельности.

Исходя из общего объема, глубины, важности перемен, которые должны состояться, возникает главная задача - работать с педагогическим коллективом по пониманию задач, стоящих перед современным образованием, по осознанию и принятию перемен. Педагог лишь тогда корректирует свою профессиональную деятельность, когда новое принято, освоено и присвоено. Актуализировать восприятие нового, инициировать деятельность по освоению той или иной формы педагогической технологии, того или иного метода - это то» что необходимо администрации организовать в своем коллективе.

Мы попытались все многообразие задач, стоящих перед учителем и всем коллективов, представить как «семь» ступеней. Ступеней куда? К педагогическому результату. Почему ступеней? Потому что рассматриваем эту работу как процесс, как путь, как непрерывный подъем - к педагогическому результату. Наверно, можно обозначить и другое число ступеней, но культурные традиции и мнение психологов рекомендуют именно число «семь».

При этом важно отметить, что учитель всегда обладает своим уникальным педагогическим опытом, который необходимо соотносить с новыми требованиями, из основе старых знаний строить новые, корректировать свою педагогическую деятельность.

Ситуация успешности ученика

VII Социальное продюсирование

Социализация

Педагогические компетенции

VI Приоритет - оценивание,

обратная связь

Управление качеством образования

V Мониторирование результатов

Прогнозирование и диагностика результатов

Компетентностное обучение

IV на разных ступенях (особенности)

Обучение «от результата»

Индивидуализация обучения

III Индивидуальная траектория

ИУП, ИОП, ИПР

Система договорных отношений
II Включенность всех участников процесса

Культура выбора и ответственности

Построение системы координат

I «старшая профильная школа» -

концептуальная доминанта

I ступень Построение системы координат «Гимназия - Старшая школа - Компетентностное обучение» и соответствующего образовательного пространства в реальной деятельности гимназии потребовало определенных проектных усилий. В гимназии как Центре инновационного опыта был создан проект «Проблемы образования. Старшая школа». Результаты проекта обсуждались в практических семинарах с педагогами гимназии. В помощь педагогам по материалам проектной деятельности было издано пособие. Третий год в гимназии реализуется муниципальная модель профильного обучения. В настоящее время гимназия является городским базовым центром по профильному обучению. Педагоги гимназии участвуют в городских и районных конференциях, семинарах, делясь своим опытом. Старшая школа - сконструированное пространство учебной свободы и учебной ответственности. Точка отсчета определена.

II ступень Построение системы договорных отношений вызвано индивидуализацией образования. Индивидуализация образования как основание профильной модели - это право на выбор уровня содержания, форм образования, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнь и себя предметом своих преобразований. В ситуации выбора находятся все участники образовательного процесса, более детально можно описать поле выбора. Для учащегося: предметы, уровень сложности содержания по предметам (база, профиль); форма получения образования (очно, экстернат, в сети, дистанционно...); виды деятельности по реализации учебных задач (проект, исследование, реферат, эссе и т.п.); формы контроля результатов (контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль); формы презентации учебных достижений (портфолио). Для учителя: выбор педагогической парадигмы; уровня сложности, структуры и объема содержания учебного материала; формирование учебно-методического комплекса с использованием альтернативных учебников и пособий; создание авторских программ элективных курсов; вариативные формы оценивания (рейтинги, тесты и др.); выбор педагогических технологий обучения. Для родителей; выбор типа учебного заведения, выбор профиля после 9 класса, выбор индивидуальной траектории и индивидуальной программы обучения. Так возникает задача привития и развития культуры выбора, которая обязательно включает ответственность. Возникает ситуация, когда должны взять на себя ответственность за образование - родители, учителя, сам ученик, школа и государство. Складывается особый тип отношений; права и ответственности сторон оформляются договором об образовании, ведется диалог и переговорный процесс. Все это осуществляется в гимназии. Созданорганизационно-правовой документооборот.

III ступень Индивидуализация обучения — главная концептуальная идея. В широком смысле применительно к школьной практике развитие индивидуальности означает; во-первых, создание среды для проявления индивидуальности, а, во-вторых, не подавление ее, когда она проявляется. При этом должен меняться учитель, а администрация - создавать систему ограничений авторитарности учителя. Задачу индивидуализации образования мы будем рассматривать в двух аспектах - организационном и педагогическом. В организационном: используется индивидуальный учебный план, индивидуальная программа образования и развития, индивидуальное расписание. Индивидуальный учебный план, основанный на выборе, составляется совместно учащимися, родителями и администрацией гимназии. В педагогическом аспекте индивидуализация обучения представляет собой сложную систему взаимодействия «Учитель-ученик». Среди многообразия педагогических функций учителя на первый план выходят тьюторство, фасилитация, коучинг как сопровождение, поддержка и продвижение в социальную сферу с помощью социальных проб и ведения социо-культурных практик. При этом необходимо развивать педагогические техники построения обратной связи, диагностирования и прогнозирования результатов учащихся и их оценивания. В гимназии в помощь учителю, кроме организации работы с педагогами в проблемных группах, была создана система педагогического аудита. В работе с учителями усилия были направлены как на коллективные формы, так и на индивидуальную работу по освоению идеи и технологии индивидуализации обучения.

IV ступень Компетентностное обучение.

Индивидуализация обучения рассматривается в современном контексте компетентностного обучения. Особенность компетентностного обучения выражается в том, что обучение ведется не к результату, как прежде, а от результата. Работает триада: ЗНАЮ (зачем) - УМЕЮ (что и как) – СМОГУ (сделать). ЗНАЮ - должна быть обязательно ориентация на результат, который сознательно выбирается и принимается учеником. Он отвечает себе на вопросы: «Зачем мне это нужно?», «Почему нужен такой результат?», «Как он (результат) соотносится с моими интересами, способностями, устремлениями?». Таким образом, педагогически создается индивидуализированное мотивационное поле и формируется целеполагание. УМЕЮ - связано с конкретной ситуацией. Это означает управление ресурсами, деятельностью от видения проблемы, ее постановки до решения и оформления. СМОГУ - получение результата, целедостижение, через универсальные умения, коммуникацию и развитие индивидуального опыта.

В совокупности формируются ключевые компетенции: информационная, коммуникационная, кооперационная и проблемная. Учитываются особенности обучения в разных звеньях, в начальной школе закладываются основы ключевых, надпредметных компетенций, в основной школе завершается формирование ключевых компетенций и в старшей школе начинается развитие профессиональных компетенций, которое затем продолжается в вузе.

Администрации школы важно не только донести содержательные позиции компетентностного подхода, но и определить его место в педагогической культуре учебного заведения. Считая компетентностный подход наиболее перспективным направлением в ходе образовательной реформы, важно понимать, что усиливая одни аспекты, мы можем ослаблять или ограничивать другие. Поэтому необходимо развивать компетентностный подход, не теряя знаниевую компоненту, которая, как правило, начинает сокращаться.

В гимназии организована работа проблемных групп по изучению особенностей компетентностного обучения и использования его форм в реальной практике. Тем самым формируется у учителя готовность к принятию перемен, к необходимой корректировке своей деятельности и поддерживается психологический комфорт в педагогическом коллективе.

V ступень Управление качеством образования.

При переходе к компетентностному обучению учитель находится, с одной стороны, в условиях ожидания федерального стандарта нового поколения, с другой стороны, в условиях необходимой вовлеченности в процесс создания и описания результатов компетентностного обучения. Это важно для прогнозирования и диагностирования учебных результатов учащихся, количественной и качественной оценки динамики успешности каждого ученика.

В реальной практике учебного заведения нужно обеспечить действенную цепочку; описание результатов — прогнозирование и диагностика результатов —мониторирование результатов — анализ и корректировка деятельности. От этого зависит управление качеством образования. Имеющийся опыт по управлению качеством гимназического образования, позволит методическим объединениям менее болезненно перейти к решению новой задачи — созданию новых учебных матриц, которые будут иметь компетентностную компоненту и во всей совокупности описывать учебные результаты.

VI ступень Педагогические компетенции. В педагогической литературе считается, что новые задачи компетентностного обучения можно решать через приоритетное использования нефункциональной системы оценивания, обязательного построений обратной связи, прогнозирования и диагностирования результатов. Перед учителем стоит задача скорейшего овладения педагогическими компетенциями, для того, чтобы урок и обучение стали современными, В гимназии разрабатываются требования к компетентностному уроку и осмысливается опубликованный проект профессионального стандарта педагогической деятельности.

VII ступень Успешность ученика.

Для того, чтобы получить педагогический результат важно не просто уйти от «пассивной» педагогики, но и создать ее в активных и интерактивных формах. Продолжая оставаться одним из основных институтов социализации (семья, школа, СМИ), школа должна осуществлять социальное продюсирование ученика, создавая ситуацию успеха, продвигая ученика в социум/

Такое понимание, стоящих перед образованием задач, позволяет нам сформулировать итоговый результат обучения в старшей профильной школе;

1. Осознанный выбор профиля.

2. Сформированность общих ключевых компетенций.

3. Готовность к выбору сферы деятельности

4. Способность решать свои проблемы и проблемы государства.

Только одновременный процесс субъектного развития учителя и субъектного обучения ученика может привести к ожидаемым результатам.

 

Список литературы

1. Гадалова Т.И., Кравченко Е.А. Современное гимназическое образование «Современное общество: теория, методология, методы социальных исследований». Материалы VIII Всероссийской конференции, посвященной памяти профессора З.И. Файнбурга/ Т.И. Гадалова, Е.А. Кравченко – Пермь, 2006.

2. Гадалова Т.И., Кравченко Е.А. к вопросу о парадигме образования «Философия образования и реформа современной школы» / Т.И. Гадалова, Е.А.Кравченко – Пермь, 2002.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования № 3 – 2002.

4. Материалы открытой научно-практической конференции «Апробация муниципальной модели профильного обучения и ее развитие» - Пермь, 2008.

Елена Андреевна Москалева, МАОУ «Гимназия № 5» г.Перми
Общероссийская конференция "Индивидуализация образования", 2011


 
Вернуться назад