Сайт Образование и Православие > Педагогика, Литература > Технологическая карта урока "Поучение" Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы"

Технологическая карта урока "Поучение" Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы"


07.05.2015.
Автор: Федорюк Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31 г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край).

 

Предмет — Литература Класс — 6
Тема «Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы.
(Имя урока: «Слушай , сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притчи Соломоновы)

Образовательная программа по предмету (автор): Меркин Г.С. «Литература». 6 класс. – Москва, «Русское слово», 2013 год.

Описание урока:

Тип урока

«Открытие» новых знаний

Время реализации урока

45 минут

Цели урока

Деятельностная: формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом, с дополнительной информацией.

Содержательная: организация совместной деятельности по изучению «Поучения» Владимира Мономаха с целью осознания учащимися роли родительских наставлений в становлении человека

Задачи урока

Образовательные:

1.Совершенствовать умения пересказывать текст различными способами и анализировать отдельные его фрагменты.

2.Обеспечить развитие умений выделять главное в художественном произведении;

научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

Воспитательные:

1.Подвести детей к выводу о том, как важны родительские наставления в формировании личности человека

2.Помочь учащимся осознать эстетическую ценность произведений древнерусской литературы

Развивающие:

1.Развивать умение самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывая с помощью аргументов и фактов.

2.Развитие читательского интереса учащихся.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

· Знать:

содержание «Поучения» Владимира Мономаха;

определение жанра (поучение) древнерусской литературы.

· Уметь:

выявлять историческую основу произведения;

формулировать тему и художественную идею произведения;

анализировать литературное произведение;

понимать связь произведения древнерусской литературы с эпохой написания и с современностью.

Личностные:

1)осознавать значение семейных традиций в жизни человека, эстетическую ценность произведений древнерусской литературы;

2)осваивать новые виды деятельности;

3)использовать для решения познавательных задач различные источники информации.
Метапредметные:

1)самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи; 2)выделять главное в прочитанном;

3)готовить слайдовую презентацию;

4)выразительно читать текст;

5)самостоятельно формулировать выводы.

УУД

· Личностные УУД:

желают приобретать новые знания, умения и показать их;

имеют мотивацию к учебной деятельности;

понимают значение приобретённых знаний для человека, способны оценивать ценность семейных традиций, осознают личностную значимость учебного материала

· Регулятивные УУД:

принимают учебную задачу

планируют необходимые действия

осознают недостаточность своих знаний

контролируют учебные действия, замечают неточности

адекватно оценивают свою деятельность, достигнутый результат

· Коммуникативные УУД:

самостоятельно формулируют свои мысли;

слушают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения;

задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации;

с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

· Познавательные УУД:

приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность;

приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

приобретают умения использовать приобретённые знания в повседневной жизни;

выполняют учебно-познавательные действия;

читают и слушают, извлекая нужную информацию;

осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, сравнения.

Структура и содержание урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока: мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель осуществляет эмоциональную и мотивационную подготовку учащихся к усвоению изучаемого материала

Каждое утро, провожая вас в школу, прежде чем сказать вам доброе слово «до свидания», мама, папа бабушка или дедушка говорят вам особые слова, к которым , к сожалению, не всегда прислушиваются дети.

Произнесите их: …

Хорошо ! Молодцы!

Назовите это одним словом, продолжив начало высказывания:

Родители дают вам … (совет), подберите к нему синонимы (наставление, указание).

А что значит дать совет, указание, наставление?

Позволю себе напомнить и мой совет: «Слушайте учителя и одноклассников с особым вниманием, стараясь не пропустить ни словечка, это поможет вам не только лучше и легче понять их, но и усвоить учебный материал. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, то есть его культура

Подбирают синонимы, демонстрируя свой словарный запас (совет – наставление, указание..) и используют для оформления схему

Записывают ответ в схему

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Слушают учителя, участвуют в диалоге, строят высказывания

(Хорошо веди себя»,

«Слушай внимательно учителя», «Обязательно

записывай

домашнее задание» и т.д.)

Высказывают свои мысли

Продолжают предложение

Отвечают на вопрос, высказывая свои мысли

Построение понятных для партнёра высказываний в устной форме

Самостоятельное формулирование своих мыслей

(Дать совет -это научить кого-то правильно действовать, поступать)

В течение урока заполняют оценочный лист (ссылка 5), который в конце урока сдают учителю

Демонстрируют готовность к уроку

Принимают учебную задачу, настраиваются на работу

2 этап урока: актуализация и проблемное учебное действие (определение темы урока)

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Дома вы самостоятельно прочитали фрагмент «Поучения» Владимира Мономаха.

Послушайте, пожалуйста, адыгейскую притчу (рассказывает подготовленный ученик), сопоставьте её содержание с «Поучениями», что их объединяет?

Является ли слово наказ синонимом к ключевым словам?

Попробуйте сформулировать тему урока: о чём сегодня пойдёт разговор?

Учитель помогает сформулировать тему урока

Учитель предлагает записать тему урока (дать имя уроку) словами из Притчи Соломона

«Слушай, сын мой, наставление отца твоего…»

Прочитайте 1 абзац «Поучения» и выберите слова, которыми можно было бы записать тему урока

«Дети мои или иной кто… пусть примет её в сердце своё…»

Определяют основную информацию

Сопоставляют текст, прочитанный дома, и услышанный

Дополняют в схему

Формулируют тему урока самостоятельно

(Родительские советы

Наставления Владимира Мономаха…)

Записывают тему урока в тетрадь

Находят слова в тексте и зачитывают их

Умение извлекать нужную информацию

Осуществление для решения учебной задачи операции анализа, сравнения

Использование имеющихся знаний для формулировки темы урока

Извлечение из текста нужной информации

Монологическое высказывание

(ПРИТЧА Ссылка 1 после карты)

Слушают одноклассника

Делают самостоятельно выводы

Строят своё высказывание

Владение монологической речью

Формулирование собственных мыслей, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения

Планируют свою деятельность

Учит самоконтролю и оцениванию своих результатов

Адекватно оценивают деятельность одноклассников

3 этап урока: целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

«Поучение» воссоздаёт атмосферу эпохи царствования Владимира Мономаха. Наши гости: историк, искусствовед и литературовед – помогут нам её представить.

Произведение было написано в 12 веке, а мы его изучаем в 21 веке. Это вам о чём-нибудь говорит? Выскажите свои предположения.

Учитель помогает сформулировать цель

Цель проговариваем: не потеряло ли своей значимости «Поучение» в наши дни?

 

 

Историк даёт задание:

Прослушав моё сообщение, основанное на исторических фактах, сделайте вывод о важнейших заслугах Владимира Мономаха

Извлекают нужную информацию

 

Искусствовед даёт задание:

внимательно посмотрите презентацию

Какие изображения, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают колорит эпохи?

 

Смотрят презентацию, выбирают самое колоритное изображение

 

Литературовед

Сформулируйте

вопросы к прослушанному материалу и задайте их друг другу

 

Выделяют главное

 

 

 

Умение выделить необходимую информацию, систематизировать собственные знания

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Слушают сообщение историка (Ссылка 2) и отвечают на заданный предварительно вопрос

Вступают в диалог,

высказывают свои мысли

Работают в парах, формулируют вопросы и задают их

Высказывают свои предположения

Формулируют цель урока

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Учатся владеть монологической и диалогической формами речи

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Ставят учебную задачу

Осознают недостаточность своих знаний

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Физкультминутка (учащиеся сами проводят)

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою два кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

4 этап урока: практическая деятельность по реализации поставленной цели

Дома вы должны были составить словарь непонятных слов, а также выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания

Прочитайте один из советов. Прокомментируйте его, определяя его значимость в наши дни для вас.

Составляют словарь (одно из домашних заданий)

Ученик представляет его до урока на закрытой доске

Ни правого, ни виновного не убивайте

Гордости не имейте в сердце и в уме.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своём не ленитесь.

Лжи остерегайтеся

Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Умение пользоваться дополнительной литературой (словарями)

Ученица представила свой ответ в виде дерева ( на стволе написано название, на кронах – советы, внизу – в основании- Владимир Мономах)

Выразительно читают и аргументируют свой выбор

Умеют слушать и слышать друг друга, высказывать свою точку зрения

Учатся аргументировать свою точку зрения

и сравнивать разные точки зрения

Вносят коррективы, исправляют неточности

Сличают свой способ действия с эталоном

Контролируют учебные действия

Осознают недостаточность своих знаний

Умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

5 этап урока : первичное закрепление

Учитель даёт задания группам (распечатано на карточках)

Групповые задания:

1 группа. Назовите нравственные качества, которые Мономах ценит превыше всего?

2 группа. Что Владимир Мономах считает основным пороком?

3 группа. Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении»

Учитель предлагает ответить на вопрос, используя текст

-Какое качество личности князя для нас с вами сегодня самое важное

(ДОБРЫЙ отец)?

На основании чего вы сделали такой вывод?

Выполняют вариантные задания, обсуждая в парах

Анализируют содержание художественного текста, выделяют ключевые слова

(Милосердие, покаяние, справедливость, признание своих ошибок)

Доказывают словами текста

Подбирают верные определения

(Мономах – образованный, мудрый политик, отважный воин, добрый отец, заботливый, справедливый, истинный христианин)

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Слушают друг друга

Высказывают свои предположения

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, интересуются чужим мнением и высказывают своё

Оценивают свои достижения на данном этапе работы

Адекватно оценивают достижения друг друга

6 этап урока : включение в систему знаний

Обратитесь к словам «Поучения», которые определяют тему урока.

Только ли к своим детям обращается Владимир Мономах?

Наставляя своих детей Владимир Мономах завещал и нам с вами бережно относиться друг к другу и говорить добрые слова, а главное – слушать советы родителей и следовать им.

По древней русской традиции родительское слово(благословение) требовалось на всякое дело. Объясните лексическое значение слова (доброе, полезное, служащее счастью)

Разыграйте речевую ситуацию в парах : один из вас – родитель – даёт совет, другой – ребёнок – должен сказать что-либо в ответ.

-Всегда ли вы следуете родительским советам? От чего это зависит?

Не трудно понять, что родительские советы идут от самого сердца, и это не удивительно – только родители любят вас так сильно и искренне. Они хотят вам добра, счастья, успехов.

Читают слова из текста (на доске) и отвечают на поставленный вопрос

Объясняют значение слова «благословение»

Разыгрывают ситуацию в парах (родитель – ребёнок,

даёт совет – говорит что-либо в ответ)

Формулируют самостоятельно ответ на вопрос.

Умеют правильно определить лексическое значение слова

Приобретают умения использовать приобретённые знания в повседневной жизни

Слушают друг друга

Высказывают свои предположения

Вступают в диалог,

высказывают свои мысли

Строят предложения

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

Демонстрируютправильное понимание поставленного вопроса

Работают по алгоритму

Осознают качество и уровень усвоения

Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму

Устанавливают причинно-следственные связи

7 этап урока : домашнее задание

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

1.Индивидуальные задания:

Сообщение об общественной деятельности М.В.Ломоносова.

Сообщение о литературной деятельности М.В. Ломоносова

2. Задания на выбор:

Стр. 102, задание 7

Стр. 109 «После уроков»

Самостоятельно выбирают себе задание (уровень сложности)

Приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Самостоятельный выбор даёт дополнительную возможность самореализации, что позволяет отследить уровень его компетентности

Правильно строят монологическую речь (устную и и письменную)

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

8 этап урока: рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Обращаясь к проблеме, вынесенной на урок, попробуем с вами определить: пришли ли мы к единогласному видению решения проблемы.

Задания на выбор:

1.Составить синквейн

(индивидуально и в парах – по жеданию)

2.Составить пословицы, одну прокомментировать

Заключительное слово учителя

Моим напутствием станут слова из книги Притчей Соломоновых: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей».

Выполняют задание творческого характера,

Синквейн

ПОУЧЕНИЕ

Важное, мудрое Помогает, направляет, воспитывает

Определяет правильный жизненный путь

КРЕДО

(нравственные убеждения)

Составить пословицы, одну прокомментировать

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Советы пользу тем приносят, когда они их просят.

Подводят итог своей деятельности

Приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность

Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

Формулируют свои мысли

Аргументируют свою точку зрения, спорят и отстаивают свою позицию невраждебным для оппонентов образом

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оценивают свою деятельность, достигнутый результат (заполняют оценочный лист)

Осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Одной из главных задач новых ФГОС – формирование у учащихся УУД. Содержание материала, имеющее воспитательную направленность (это способствует формированию личностных УУД), правильно выбранные формы и приёмы работы будут содействовать реализации новых ФГОС.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиа, оценочный лист, наглядность (высказывания, имя урока, пословицы), репродукции картин о Мономахе.

Список учебной и дополнительной литературы

Притчи Соломоновы.

«Поучения» Владимира Мономаха

Учебник. Литература. 6 класс под редакцией Г.С. Меркина

Сборник пословиц и поговорок.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Притчи - http://pritchi.ru/id_1754.

Картины о Мономахе - http://sunny-art.ru/viktor-vasnecov-kartina-otdykh-velikogo-knyazya-vladimira-monomakha-posle-okhoty/

Сведения о Мономахе - http://citaty.su/vladimir-monomax-kratkaya-biografiya

Фотографии города Владимира - http://online-vladimir.ru/kms_fotografii+index.html

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Ссылка 1 ПРИТЧА, ссылка 2 (сообщение историка), ссылка 3 (презентация искусствоведа), ссылка 4 (сообщение литературоведа), ссылка 5 (оценочный лист)

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Приём «Подбери нужное слово», смысловое чтение, активное целеполагание, приём «Синквейн», приём «Правильный тезис».

«Собери пословицу». В основе урока лежит исследовательский метод, основанный на различных видах работы с текстом художественного произведения.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Нет

Дополнительная необходимая информация

Ссылка 1

Притча: У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: "Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь". Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь: с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал: "Мама, неужели отец был мне врагом. Почему он дал мне такой наказ?". На что мать ответила: "Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ - никогда не здоровайся первым - означает : вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ - каждый вечер кушай сладкое - означает : проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ - каждое утро надевай новую обувь - означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду». Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке, и этот наказ передал своим детям.

Ссылка 2

Владимир 2 Всеволодович (Мономах), русский князь, родился в 1052 году и получил от отца в управление Чернигов, был удельным князем в Смоленске. Ещё до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался любовью и уважением среди других князей.

Владимир Мономах дополнил свод российских законов – знаменитую Русскую Правду.

По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же он был страшен поганым, был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю».

В 1101 году мономах заложил в Смоленске большой каменный собор, основал город Владимир. Владимир Мономах был мудрым политиком, заботился о единстве Руси.

Ссылка 3

Слайд 1 Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина, князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе

Слайд 2 Перед вами известная «шапка Мономаха», представленная в одном из залов Оружейной палаты. Она не имеет никакого отношения к историческому Мономаху, хотя и является царским венцом, которым стали венчаться на царство.

Она была подарена его бабке константинопольским императором.

Слайды 3-7 А вот город Владимир, когда-то основанный великим князем.

Слайды 8 – 15 На следующих слайдах представлены изображения картин русских художников (даёт задание.

Ссылка 4

«Поучение» Владимира Мономаха – литературный памятник 11-12 веков (дата спорна), написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью .

Поучение – жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление.

«Поучение» состоит их трёх частей. Во вступлении, обращённом к детям, содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце своё.

До нас дошли три произведения Владимира Мономаха.

Первое - «Поучение»,

второе – рассказ о «путях и ловах» (автобиография),

третье – письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.

Ссылка 5

Деятельность на уроке

Выполнил задание

да

частично

нет

Смог ли определить тему урока, сопоставив «Поучения» и «Притчи»?

Все ли задания Историка, Искусствоведа и Литературоведа выполнил?

Все выписал дома ключевые тезисы?

Составил словарь непонятных слов?

Выполнил групповое задание?

Смог ли разыграть речевую ситуацию?

Составил синквейн

Составил пословицы

Оцени свою деятельность на уроке (3-5 баллов)


 


Вернуться назад