Сайт Образование и Православие > Православная психология > Павел Ларионов. Притчетерапия: от невежества к вере

Павел Ларионов. Притчетерапия: от невежества к вере


15.08.2015.

 

Малое знание отдаляет от Бога, большое знание к Нему приближает.

Френсис Бэкон

"Христос приходит к нам в образе человека;

что сделаешь для человека — сделаешь для Христа".

Преподобный авва Дорофей

С чего бы мне начать мою новую небольшую статью? Я думаю, что с того, как это все зарождалось. Когда-то, а это ни много ни мало, а именно около пяти лет назад, мною была прочитана притча, которая называлась "Коллекционер душ". Согласитесь, интересное название, не так ли?!. Прошли года и теперь, вновь, подобный феномен явился в моей жизни, однако стал куда более емким с одной стороны, с другой - доступным и волевым. Что же это? Отвечаю: книга иерея Даниила Сысоева "Инструкция для ловца человеков". Вы чувствуете аналогию, схожесть, подобие?!

Как клинический психолог я говорю своим клиентам: случайности неслучайны или же неслучайная случайность. Что ближе вам - решать только вам.

Ну что ж, не буду многословить, возвратимся к нашим баранам. Эта книга - инструкция для миссионера. Что говорит сам автор Д. Сысоев:

"Кто любит Бога и ближних своих, кто мужественен и желает получить нетленную корону в Царстве Отца небесного, того мы зовем вступить на благородный путь вестника Евангелия – православного миссионера! Множество грехов Бог прощает тому, кто сражается за души людей, освобождая их из когтей Врага! Приходите те, кто желает не только сам очиститься от грязи греха, но стремится сверкание святости сделать доступным и для тех, кто сейчас еще томится под тенью смерти".

Великий Святой Отец Церкви Иоанн Златоуст лаконично, посредством Святога Духа, выразил мысль о необходимости миссионерства и помощи ближнему. Вдумаемся: "Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других". Когда человек умирает, то он становится холодным. Может ли быть такое, что в этой фразе говорится о "мертвом христианине"?!.

В клинической психологии бытует два совершенно противоположных мнения о причинах душевных заболеваний. Одни утверждают, что болезнь возникает от недостатка информации, а другие - от ее избытка. Но истина, как говорит латынь, посередине. Я считаю, что душевные заболевания происходят от переизбытка ненужной и недостатка необходимой информации.

Так как тема, которую я затрагиваю, касается неверия, то давайте же вспомним и наполним душеполезными знаниями свое сознание. Что говорят святые об этом явлении, отчего оно, где растут корни этого порока?

"Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия".

Святитель Иоанн Златоуст

"Сегодня в мире нет оправдания неведению.

Только умственно неполноценный человек или малое дитя извиняются в своем неведении".

Преподобный Паисий Святогорец

"Величайшая болезнь души, крайняя беда и пагуба, – не знать Бога, все создавшего для человека и даровавшего ему ум и слово, коими, возносясь горе, может он вступать в общение с Богом, созерцая и прославляя Его.

Неведение Бога – от нечувствия и безумия души: от сего неведения рождается зло, от боговедения же – прибывает людям добро и спасает душу".

"Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое".

Преподобный Антоний Великий

"Слепота есть не одна телесная, но и душевная. Душевная слепота бывает и при мудрости земной, когда человек не старается узнавать волю Божию или, узнав, действует вопреки оной. Неверие помрачает ум и препятствует видеть истину; злоба затемняет око души, отчего вместо добра желают и делают зло. Слепота душевная есть незнание себя, удаление от себя памятования смерти, суда и геенны. Эту слепоту составляют все смертные грехи и порочные страсти, которым предается человек и не старается их в себе истребить…"

Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний

"Я говорила как-то батюшке, — пишет его духовная дочь, — об одной семье, что мне всех их очень жаль – они ни во что не верят: ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами – их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины». Батюшка закачал головой и так гневно сказал: «Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам, проповедуется Евангелие, наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога, стало быть, сами виноваты".

Преподобный Амвросий Оптинский

"Но неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам".

Преподобный Силуан Афонский

"Трудно спорить с безбожным, разговаривать с безумным, убеждать озлобленного, ибо не понимают они слов. Гораздо скорее убедишь их делами. Тем, кто хочет с вами спорить, сделайте доброе дело – и вы выиграете спор. Одно дело милосердия быстрее вразумит безумного, чем многие часы бесед. Безбожие, безумие и злоба происходят от невежества".

Святитель Николай Сербский

"Бывает отвержение волевое, но бывает отвержение из-за незнания, когда у человека искусственно создали определенные атеистические комплексы. Тогда он имеет дело не с религией, а со своим карикатурным представлением о ней и, значит, отвергает не Бога, а ту карикатуру, которую ему с детства показывают как модель религии. Этот вид неверия легче всего разрушается при серьезном ознакомлении с христианской религией как с мировоззрением и с верой как с метафизическим феноменом".

Архимандрит Рафаил (Карелин)

"Прежде чем отвергать что-либо, надо исследовать предмет, испытать".

Преподобный Варсонофий Оптинский

"Христианство основано или чудесами, или без чудес. Основано оно чудесами, значит, оно – истинная религия, потому что только Бог один может, как всемогущий Господь, Творец и Владыка природы, в чудесах проявлять всемогущество Свое".

Блаженный Августин

Как мы можем убедиться, что святые сходятся во мнении, что невежество и гордость - корни порока неверия. Упростим данное положение, ибо знаем, что гордыня - мать всех пороков. А разберемся с невежеством. Иеромонах Иов (Гумеров) пишет: "Неверие есть духовная болезнь – слепота души. Есть два типа неверующих. Одни таковы по неведению. Сердце их имеет доброе устроение. Познав истину, они могут глубоко измениться и явить изумительные плоды веры. Подавляющее же большинство пребывает в неверии, потому что любит греховную жизнь".

Эта статья кратко расскажет о методе, который эффективен для работы с двумя типами неверующих людей. Это работает. И это терапия притчами - притчетерапия. Вспомним Иисуса Христа, ведь немало притч излили Его уста. Сам Святой Дух говорит притчами. Позволю себе привести несколько цитат об этом литературном жанре.

"Чудесами и притчами вскрывается новый мир. Первые делают обыденное необычайным, вторые – необычайное обыденным. В притчах высказано живое учение, учение непререкаемое; это не мнение о том, что справедливо и что несправедливо, это - сама правда или неправда в живом воплощении".

И. Гете

Похожа ли притча на анекдот?

"В анекдоте "случай из жизни”, именно благодаря финальной смене точки зрения, неожиданно становится демонстрацией странности мироустройства. В притче, наоборот, раскрывается правильность, обнаруживается неявный ранее смысл предустановленного порядка".

Н. Д. Тамарченко

"Смысл притчи одушевляет свой текст, но не привязан и не подчинен ему и может витать над ним, многогранный и вечный, как сама душа, которая может блуждать «свободно около своего брошенного, но не забытого тела".

О. Э. Мандельштам

"Вздумаешь поиронизировать над какой-нибудь из притч – а в ней не семь, а семьдесят семь смыслов".

Даур Зантария

Смысл может проглядывать и снова исчезать: "Оставим притче право на этот мерцающий смысл…".

О. Лебедушкина

Объем данной статьи не позволяет углубиться в основы этого жанра, да и цели нет такой. Я просто скажу: за все те годы, а их около 7-8 лет, изучения притч и процесса рассказа их другим людям - ни один человек не был равнодушен. Испытайте и убедитесь!

После того как я прочитал некоторые слова свт. Николая Сербского: "Неверно говоришь, друг: "Нет Бога". Вернее сказать: "У меня нет Бога", ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога и говорят: "Есть Бог! ". Следовательно, Бога нет у тебя, а не вообще.

Ты говоришь так, как если бы больной сказал: "Нет на свете здоровья". Он, не солгав, может сказать только, что он не имеет здоровья, но если скажет: "Здоровья в мире вообще нет", солжет.

Ты говоришь так, как если бы слепой сказал: "Нет в мире света". Есть свет, весь мир наполнен светом, но он, бедный слепой, не видит света. Но если бы верно сказал, сказал бы: "Не имею света".

Ты говоришь так, как если бы нищий сказал: "Нет на свете золота". Есть золото и на земле, и под землей. Кто скажет, что нет золота, неправду скажет. А если скажет правду, должен сказать: "У меня нет золота".

Ты говоришь так, как если бы злодей сказал: "Нет на свете доброты". В нем самом нет доброты, а не на свете. Потому не ошибся бы, если бы сказал: "Во мне нет доброты".

Так же и ты, друг мой, неверно говоришь: "Нет Бога! ". Ибо, если ты чего не имеешь, не значит, что не имеет этого никто и нет этого в мире. А кто дал тебе власть говорить от имени всего мира? Кто дал тебе право свою болезнь и свою бедность навязывать всем?

Если же признаешь и скажешь: "Я не имею Бога", тогда признаешь истину, и это будет твоя исповедь".

Я моментально вспомнил притчу о Великом Атеисте. Непременно поделюсь с ней с вами, а также другими притчами, которые развеют дьвольский туман пред взором людей. И начнется новая светлая жизнь.

Прошу вас, читатель:

1) В древние времена жил один парень. Задумал он стать атеистом. А в те времена ходили слухи о некоем Мойше-атеисте, который мог любого священника в диспуте за пояс заткнуть. Решил юноша найти этого Мойшу и стать его учеником. Долго он ходил, много людей расспрашивал о Мойше, и вот, после нескольких лет странствий, он подошёл к хижине, где, как ему сказали, жил великий атеист. На стук ему ответил дребезжащий старческий голос:

— Кого там несёт?

— Простите, но вы ли Мойша-атеист?

— Пока живу, надеюсь, юноша.

— Я прошёл много миль, я путешествовал по разным странам, чтобы найти вас. Я хочу стать вашим учеником.

Старик удивлённо уставился на юношу.

— Учеником? Но чему ты можешь обучиться у меня? Я ни ремесленник, ни учёный, ни политик.

— Я слышал, что вы — величайший атеист. Я тоже атеист, и хотел бы слушать ваши доводы и учиться.

— Так ты, юноша, атеист?

— Да, я не верю ни в каких богов. Их нет!

— Что же, интересно… Но послушай меня, юноша. Ты читал Библию, Коран или Апокрифы?

— Нет, но…

— Не перебивай старших, юноша! Ты разговаривал со жрецами, священниками, имамами?

— Нет.

— Ты совершал паломничества в святые места?

— Нет, но зачем. Я же не верю в это…

— Ты жил при ските отшельников, наблюдая за их жизнью и разговаривая с ними?

— Нет.

— Ну, тогда, юноша, ты не атеист.

— А кто я тогда?

— Ты — невежда!

* Как вы думаете является ли Великий Атеист атеистом?

* Скрывается ли за ним Великий Верующий?

* Или же Вечный Искатель Истины?

* А может смысл притчи прост и заключен в том, что при необходимости что-то доказывать обратное нужно разобраться в предмете?

2) Ученик мудреца и слон

В одном лесу жил мудрец, имевший большое число учеников. Он учил их истине:

- Бог живёт во всех вещах, и, зная это, вы должны преклонять колени перед всем, что увидите.

Раз один из его учеников пошёл в лес за дровами. По дороге он увидел мчавшегося ему навстречу взбесившегося слона. Человек, сидевший на слоне, закричал:

- Сходи с дороги, скорее сходи с дороги! Слон взбесился!

Но ученик, вместо того, чтобы убежать, вспомнил уроки своего учителя и начал рассуждать: "В слоне живёт Бог, так же как и во мне. Бог не может нанести какой-нибудь вред Богу. Зачем мне бежать?"

Думая таким образом, он остался стоять на месте и приветствовал слона, когда тот подбежал ближе. Погонщик продолжал кричать:

- Прочь с дороги!, - но ученик не двигался.

Бешеный слон схватил его, поднял в воздух и со всей силой швырнул на землю. Ученик остался лежать на земле, весь окровавленный и без сознания. Мудрец, услышав о несчастном случае, пришёл с другими своими учениками, чтобы отнести пострадавшего домой. Когда через некоторое время ученик пришёл в себя, он рассказал, что с ним случилось. Мудрец ответил ему:

- Мой друг, это правда, что Бог проявляется во всём, но если он был в слоне, он был также и в погонщике. Скажи же мне, почему ты не обратил внимания на предупреждение погонщика?

3) По вере вашей да будет вам

Жила в одном селении вдова. Услышала она как-то от людей, что сказал Господь: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда – и она перейдет».

Обрадовалась вдова, услышав благую весть, так как во дворе у нее с давних пор лежала большая гора навоза, но желания взяться за лопату и убрать ее у вдовы не было.

Два месяца вдова соблюдала закон, постилась и молилась. Наконец она решила, что исполнилась веры с избытком. Выйдя во двор свой, приказала навозу перейти в поле. Но не шелохнулась гора навоза. Много раз повторила вдова: «Перейди отсюда туда», но не пошевелилась даже трава, растущая во дворе. В досаде отправилась вдова спать, сказав: «Так я и думала».

4) Поверь

Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадёжность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.

"Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю?" Поэтому он позвал: "Боже! Если ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в тебя!" Ответа не было.

Он позвал снова: "Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в тебя, но если ты спасёшь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя".

Вдруг Великий Глас раздался с облаков: "О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!"

Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. "Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!" - "О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!"

Человек умолял и убеждал.

Наконец Бог сказал: "Ну хорошо. Я спасу тебя... Отпусти ветку".

"Отпустить ветку?!, - воскликнул человек. - Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?"

 

5) Не все за один раз

Однажды миссионер пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Миссионер подумал про себя: "Должен я говорить или нет?" И он решился спросить у конюха:

— Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?

Конюх ответил:

— Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я всё равно дам ей поесть.

Миссионер, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил:

— Как тебе понравилась моя проповедь?

— Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю всё это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно её накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.

Изначально я предполагал включить как можно больше информации в эту статью, однако последняя притча меня отрезвила.

А теперь я предложу вам некоторые Интернет-источники, которые наполнены информацией о теме нашего вопроса:

1) https://nasledie77.wordpress.com/2013/12/05/святые-отцы-о-вере-и-неверии/

2) Статья о притче как литературном жанре:

"Современные интерпретации жанра притчи: проблема жанровых номинаций, жанрового синтеза и отрицания жанра". М. А. Бологова

3) pritchi.castle.by - сайт с притчами народов мира.

А в заключение хочу сказать вам словами Антония Сурожского: "Мы должны жить так, чтобы если все Евангелия будут утеряны, люди могли бы их прочесть по нашим лицам".


 


Вернуться назад