Сайт Образование и Православие > Основы православной культуры в школе > Протоиерей Борис Пивоваров: Преподавание православной культуры в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

Протоиерей Борис Пивоваров: Преподавание православной культуры в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»


15.03.2010.
1. Предисловие

Преподавание в общеобразовательных школах России нового учебного предмета «Православная культура» — теперь это официально зафиксированный социальный заказ значительной части родителей и детей России. «Социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей», — указывается в «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования» (стандартов второго поколения).

Общеизвестно, что православные люди составляют большинство населения России. А в православных гимназиях и других православных общеобразовательных учреждениях имеет возможность обучаться лишь малая часть православных детей России. Поэтому вполне понятно, что миллионы православных родителей желают, чтобы их православные дети, обучаясь в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, в то же время получали воспитание, соответствующее их, родительским, религиозным и нравственным убеждениям.

Такое желание не противоречит светскому характеру государственной системы образования России, если словосочетание «светское образование» не толковать как «антирелигиозное образование». Более того, приоритетное право верующих родителей на религиозно-нравственное воспитание своих детей зафиксировано в целом ряде актов международного права. Особо следует отметить Международную конвенцию «О борьбе с дискриминацией в области образования». Эта Конвенция была принята в Париже 14 декабря 1960 года и к ней наша страна присоединилась еще в 1962 г.

5-я статья этой Конвенции гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, считают, что: родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями.

2. Приоритет воспитания

О духовно-нравственном воспитании как приоритете образования Россией было заявлено в 2001 году принятием «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом программном документе записано следующее:

«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».

Важным шагом к соблюдению «Международной конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования» и реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» стало принятие статьи 1 Федерального Закона № 309 (от 1 декабря 2007 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В числе других изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены новые требования к воспитанию обучающихся в российской школе.

Пункт 6 статьи 9 («Образовательные программы») новой редакции Федерального Закона «Об образовании» гласит, что учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие учебные материалы призваны обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание» российских школьников, получающих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.

Пункт 2 статьи 14 («Общие требования к содержанию образования») в новой редакции Закона дополнен требованием, которое подчеркивает, что содержание образование должно быть ориентировано на «формирование духовно-нравственной личности».

Следовательно, вступлением (с 1 декабря 2007 года) в силу новой редакции Закона «Об образовании» поставлен серьезнейший вопрос: как обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи, как сформировать духовно-нравственную личность выпускника российской школы? (Десятки лет государственная система образования СССР остерегалась слова «духовность», а о нравственном развитии школьников если и упоминалось, то после интеллектуального, физического, эстетического (и т.д.) развития, то есть — на последнем месте.)

В настоящее время благодаря вышеуказанным дополнениям в Законе «Об образовании» — открывается возможность более глубокого раскрытия самой категории «образование».

В настоящее время в преамбуле Закона «Об образовании» под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». С учетом поправок, внесенных Федеральным Законом № 309 от 1 декабря 2007 года, на вопрос «Что такое образование?» можно дать более содержательный ответ:

Под образованием следует понимать целенаправленный процесс обучения, включающий духовно-нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России. Такое образование больше будет соответствовать интересам человека, общества, государства.

Откликаясь на актуальные запросы граждан, общества и Государства Российского в целом, Русская Православная Церковь в сотрудничестве со всеми людьми доброй воли содействует качественным переменам в системе воспитания детей и молодежи. Приоритет должно получить духовно-нравственное воспитание, основанное на многовековых отечественных педагогических и народных традициях. А эти традиции неразрывны с религиозной культурой. Отсюда и проистекает насущная потребность изучать религиозную культуру в школе.

Как прививать российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру?

Вот завет российской школе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999):

«Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)».

Поэтому один из основных путей нравственного воспитания детей и молодежи России — это систематическое преподавание в школе духовно-нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа.

Вполне понятно, что все преподаваемые в школе предметы должны способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи. Но самих по себе всех имеющихся и привычных предметов все-таки недостаточно для формирования высоконравственного поведения школьников. Во-первых, имеющиеся предметные области и отдельные учебные предметы не ставят как заглавную цель духовно-нравственное воспитание учащихся. Во-вторых, они не дают базовых духовно-нравственных знаний и навыков. Само слово «нравственность» едва не попало в словари русского языка с пометой — устар. (то есть как устаревшее). Поэтому в настоящее время все больше осознается необходимость вычленения духовно-нравственного воспитания в особую образовательно-предметную область и формирования в этой области цикла взаимосвязанных учебных предметов по духовно-нравственной культуре.

3. Значение православной духовно-нравственной культуры для воспитания школьников

Особая роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры принадлежит православию, поэтому изучение православной культуры России органично входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

Культурообразующая, нравственнообразующая роль православия в истории России неоспорима. А религиозно-этические принципы и культурно-исторические традиции православия уже более тысячи лет являются надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, населяющих Россию.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» ясно выражен взгляд как на культуру, так и на культурообразующую задачу Церкви:

«Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является богозаповеданным деланием человека. (...) Церковь восприняла многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта, стремясь очистить их от душепагубных элементов, а затем преподать людям. Она освящает различные стороны культуры и многое дает для ее развития. Православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актер и писатель обращаются к сферам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим».

4. Цель учебного предмета «Православная культура»

Важнейшая цель нового учебного предмета «Православная культура» — выработать правильное отношение российских школьников к богатейшему наследию духовно-нравственной культуры России — отношение как к собственному культурному наследию учащихся.

Формулируя такую высокую цель преподавания православной культуры в школе, следует помнить, что эта цель может быть достигнута в результате жизненного усвоения духовно-нравственных традиций православия. Указанная цель не может быть достигнута только в результате прохождения теоретического курса, преподаваемого в школе.

Преподавание духовно-нравственной культуры заключается не в том, чтобы давать школьнику «теорию нравственности» или «теорию духовности», а в том, чтобы помочь школьнику правильно ориентироваться в общества, в котором он живет. Причем сориентировать его необходимо не только в современности, но и обеспечить интеграцию в отечественную культурную традицию — в глубь времен.

5. Методика предмета

Какая методика поможет достижению этих целей в условиях катастрофической утраты культурно-исторической преемственности на изломах XX века?

Чтобы утрачивающее культурную преемственность поколение в результате школьного обучения могло идентифицировать духовно-нравственную культуру как свою культуру, при преподавании духовно-нравственной культуры необходимо опираться на письменные и иные памятники родной, отечественной культуры, делать предметом изучения духовно-нравственные традиции России, а главное — не жалеть времени на глубокое (не формальное!) изучение достопамятных событий (Великие Победы в Российской истории, освященные великими церковными праздниками), а также тщательное освоение тех славных памятников родной православной отечественной культуры, которые вдохновляли поколения наших предков.

Один героический эпизод российской истории, одна книга, один автор могут совершить в душе школьника такую духовно-нравственную работу, которую не сможет заменить прохождение по программе множества обязательных дат, имен, произведений.

Преподавание духовно-нравственной культуры должно, во-первых, строиться на принципе культуросообразности — сообразности отечественной культуре, а во-вторых, активно опираться на авторитетный историко-культурный материал — знаменитые памятники русской культуры, фигуры великих исторических деятелей, исследования всемирно известных ученых.

Освоение учебного предмета «Православная культура» должно распределяться равномерно по всем возрастным ступеням школы. Этим достигается непрерывное нравственное образование и воспитание школьников. Изучение и освоение духовно-нравственной культуры должно начинаться в начальной школе, продолжаться в основной и углубляться на старшей ступени полной общеобразовательной школы.

Из указанных выше целей вытекают следующие задачи учебных курсов по духовно-нравственной культуре, духовно-нравственному воспитанию:

1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.

2. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.

3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

4. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы.

5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания; раскрытие нравственного понятия «защитник Отечества».

6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании — независимости от греха).

7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями.

Каковы должны быть содержательные линии учебного предмета «Православная культура»?

Изучение духовно-нравственной культуры в российской школе должно реализоваться в следующих взаимосвязанных содержательных линиях:

1. Духовный мир человека и духовная сфера жизни общества.
2. Истоки и основы нравственности.
3. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре.
4. Память о народном и воинском подвиге в российской истории и культуре.
5. Традиции благотворительности и социального служения в России.
6. Семья в российской культурно-исторической традиции.
7. Нравственность и экология природы и культуры.
8. Взаимоотношения науки, философии и религии.
9. Достоинство, обязанности и права человека.

Каковы требования к результатам освоения учебного предмета «Православная культура»?

В соответствии с новыми требованиями к государственным образовательным стандартам результаты освоения основных образовательных программ требуется представить в виде перечня различных компетенций выпускников образовательного учреждения.

Исходя из этого, требования к результатам освоения основных образовательных программ можно представить в следующем виде.

В ходе освоения учебного курса «Православная культура» у оканчивающих среднюю (полную) школу должны быть сформированы следующие компетенции:

духовно-нравственные;
социально-личностные;
культурные.

2.1. Духовно-нравственные компетенции оканчивающего среднюю (полную) школу:


имеет устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро — зло, свобода — ответственность, самопожертвование— эгоизм, совесть и долг, правда и ложь.
с точки зрения указанных понятий умеет давать нравственную оценку поступкам и делам.
умеет соотносить права человека и достоинство личности.

2.2. Социально-личностные компетенции оканчивающего среднюю (полную) школу:

дорожит духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России.
умеет ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентации различных социальных, национальных и религиозных социальных групп.
обладает навыками межкультурной коммуникации.
способен занимать активную нравственную позицию в социально-конфликтных ситуациях и содействовать их разрешению.
умеет ориентироваться в ситуациях, когда нужна срочная помощь человеку, попавшему в беду или нуждающемуся в социальной помощи и защите.
владеет нормами и навыками здорового образа жизни;
стремится к духовно-нравственному совершенствованию.

2.3. Культурные компетенции оканчивающего среднюю (полную) школу:

знает достопамятные события отечественной истории, выдающиеся памятники литературы и художественной культуры.
знает имена величайших просветителей, государственных деятелей, героев, великих поэтов, писателей, музыкантов, художников и педагогов России, а также умеет оценить их вклад в развитие российской истории и культуры.
умеет раскрыть особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

Заключение

Духовно-нравственное воспитание, опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, позволит школьникам различать добро и зло, оценивать, что такое хорошо и что такое плохо.

Время обучения в школе — это не только период, когда ребенок усваивает материал учебника, но и время, когда он открывает для себя духовно-нравственные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание к больным, благоговение к жизни и другие подлинные ценности, когда он впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответ на вопрос о смысле своего существования. Именно открытие мира духовно-нравственных ценностей — ценностей, которые выше тебя, которым ты можешь служить — позволяет человеку вырасти в свою настоящую меру и делает его истинно свободным.

Жизнь показывает, что на практике вопросы духовно-нравственного воспитания чаще всего сводятся к религиозной проблематике, так большинство населения России является религиозным. И попытки искусственно отделить проблемы духовно-нравственного воспитания в школе от традиционного семейного религиозно-нравственного воспитания обречены на неуспех. В результате жесткого разделения религиозного (в семье) и антирелигиозного (в школе) дети и молодежь рискуют вообще не получить духовно-нравственного воспитания.

Для нравственного формирования человека недостаточно получения отрывочных сведений, касающихся некоторых моральных правил и норм, например, при изучении гуманитарных дисциплин. Базовые нравственные знания и навыки нравственного поведения должны преподаваться и прививаться школьникам систематически — благодаря самостоятельным учебным курсам, таким как «Православная культура». Закрепляться эти знания, умения и навыки должны конкретными добрыми начинаниями, хорошими делами, социально-благотворительными акциями, проводимыми в процессе регулярной учебно-воспитательной работы.

Конечная цель изучения православной культуры — помочь российскому школьнику вырасти человеком добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Протоиерей Борис Пивоваров
 


Вернуться назад