Сайт Образование и Православие > Основы православной культуры в школе > Расширяя «территорию Основ Православной Культуры»

Расширяя «территорию Основ Православной Культуры»


28.04.2015.
Родители будущих четвероклассников скоро будут выбирать, какой модуль в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут изучать их дети. Что делается для того, чтобы курс православной культуры был понятным, интересным и полезным? Как Церковь сотрудничает с системой общего образования? Какие «подводные камни» встречаются на пути? Рассмотрим на примере Ростовской области, где опыт преподавания насчитывает два десятилетия.

«Конструкторы» для учителей

Расширяя «территорию Основ Православной Культуры»Еще в 1995 году уже была ощутима потребность в обучении учителей, которые начали преподавать основы православной культуры в качестве эксперимента. Соглашение о сотрудничестве Ростовской-на-Дону епархии с областным Министерством общего и профессионального образования впервые было заключено в октябре 1996 года и с этого времени действует, неоднократно обновляясь.

Одновременно с подписанием соглашения о сотрудничестве был создан Координационный совет по взаимодействию и его орган – рабочая группа, охватывающая все 55 территорий Ростовской области.

Еще один орган, с помощью которого осуществляется сотрудничество, – это Областное методическое объединение учителей ОПК. В Ростовской области школьные и территориальные методические объединения учителей основ православной культуры создавались еще в последние годы ХХ века, задолго до того, как предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» и его модуль ОПК были введены в масштабе всей страны. И когда в 2010 году был запущен эксперимент по курсу ОРКСЭ и нам было предложено создать общее методобъединение учителей ОРКСЭ, стала понятна нецелесообразность соединения преподавателей разных предметов (модулей), так как у каждого модуля – своя методика, вытекающая из содержания, и свои проблемы. А у нас уже были методобъединения учителей ОПК, более десяти лет продуктивно работавшие! Поэтому, когда мы выступили со своими аргументами, предложив создать  областное методическое объединение учителей ОПК, наша позиция нашла понимание со стороны министерства образования.

После многочисленных попыток разработать типовую программу ОПК/ОРКСЭ, которую педагоги могли бы использовать как рабочую, внеся небольшие изменения, наши учителя и методисты поняли, что такой единой программы быть не может. Специфика местных культурных условий (казачьи территории, территории, населенные мигрантами) ведет к тому, что при составлении рабочей программы учитель в значительной мере перерабатывает ее «под себя и своих учеников». Поэтому наши методисты разрабатывают «конструкторы» – наборы материалов, на основе которых можно быстро и качественно написать рабочую программу. Таким образом, мы оперативно снабжаем учителей полноценным материалом (что немаловажно, так как попытка «погуглить» чаще всего приводит к использованию неполноценного, неправославного, искаженного материала), с другой стороны, остается пространство для творчества, для конкретики.

Работа с «конструкторами» имеет два аспекта. С одной стороны, из предлагаемых элементов  учитель может составить свою  рабочую программу основ православной культуры, с другой − из этих же элементов и  по этому же алгоритму возможно подготовить план воспитательной  работы и разработку интегрирования  отдельных тем основ православной культуры в различные  предметы.

«Точечный полив»

Почему это представляется столь важным? Надо надеяться, что призыв Церкви распространить преподавание основ религиозной культуры на среднюю и старшую ступени общеобразовательной школы будет услышан и исполнен; но, скорее всего, это дело не одного года. Мы же работаем на ближайшую перспективу, позволяя знакомить учащихся средней и старшей ступени хотя бы с важнейшими темами основ православной культуры уже сегодня. Поскольку отбор материала для таких занятий делается опытными методистами, имеющими как педагогическую, так и богословскую подготовку, есть гарантия высокого качества предлагаемого материала. Это можно сравнить с «точечным поливом»: когда воды мало (а в нашем случае очень мало часов можно выделить на эту работу), садовник поливает не весь сад, а корешок каждого растения.

Таким образом, мы выходим на непрерывную систему духовно-нравственного воспитания и обучения: дошкольное, школьное и вузовское православное образование.

Дошкольная ступень − занятия в рамках федеральных стандартов дошкольного образования и кружки, школьная – ОПК/ОРКСЭ, курсы и модули на средней и старшей ступенях школы, интегрирование тем в предметы гуманитарного цикла, внеурочная деятельность в рамках Стандартов второго поколения, продолжение ее во время летнего отдыха. По всем этим вопросам мы находим полное понимание у Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

Необходимо методическое обеспечение непрерывной системы образования. Мы считаем, что две образовательные линии для дошкольного образования (программы, разработанные на основе федерального стандарта, и программу православного компонента  общего образования, дошкольная ступень) необходимо интегрировать.

В средних общеобразовательных школах мы видим ближайшие задачи в том, чтобы распространить преподавание курса ОРКСЭ на среднюю и старшую ступени обучения, более широко интегрировать содержание курса в программы воспитательной работы; нужно решить вопрос оперативного обеспечения курса более качественными учебниками и методическим сопровождением, а также наладить систему своевременного и качественного обучения педагогов.

Расширение преподавания

6 ноября 2014 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В ходе заседания обсуждались перспективы развития курса ОРКСЭ, его расширения на всех ступенях школы, а также вопросы обеспечения свободы выбора модулей в регионах России. По вопросу о  расширении курса представители  Минобрнауки отметили, что курс  пока находится в экспериментальном  режиме и вопрос его расширения по годам и ступеням школьного  образования нуждается в тщательной  проработке.

По благословению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия заместитель председателя Отдела игумен Митрофан (Шкурин) представил позицию Русской Православной Церкви относительно необходимости расширения преподавания курса по всем годам обучения в средней школе. Он внес предложения, опирающиеся на Концепцию курса «Основы религиозных культур и светской этики» по всем ступеням школы, подготовленную в рамках государственного плана работ по введению этого курса в 2012 году. Концепция предусматривает поэтапное – в течение пяти лет – расширение преподавания на 2−10 классы. По информации, поступающей в Синодальный отдел из епархий Русской Православной Церкви, расширение курса ОРКСЭ отвечает ожиданиям большинства родителей и педагогов.

Соответственно, работа должна осуществляться уже сейчас. Например, уже сегодня мы можем проанализировать вопрос с подбором учебников для курса ОПК/ОРКСЭ.

При всем богатстве выбора…

В настоящее время в Федеральный перечень учебников включены учебно-методические комплекты по ОПК известных православных педагогов Л.Л. Шевченко, О.Л. Янушкявичене, протодиакона Андрея Кураева.

Учителю есть из чего выбирать. Но здесь есть и затруднения. Прежде всего, вопрос закупок учебников. Массово, для классов, закупить учебники Шевченко и Янушкявичене трудно (это опыт региона, понятно, что в Москве другая картина; но регионов много, а Москва одна). И осложняющим моментом является «правило пяти лет» (если учебники закуплены, они должны использоваться не менее пяти лет). Таким образом, если школа закупила учебники, сегодня уже не отвечающие требованиям курса, учитель вынужден работать по ним. Кроме того, если закуплены учебники по одному модулю, а на следующий год родители выбирают другой модуль, возникает эта же коллизия. Тогда директор школы начинает уговаривать родителей выбрать модуль, обеспеченный закупленными ранее учебниками. В данном затруднении нам на помощь пришли сотрудники министерства образования, пояснив, что одна школа может получить учебники из библиотеки другой школы, если там есть излишек (резерв). Такой подход позволяет расширить «территорию ОПК».

Среди учебников, включенных в федеральный перечень, есть такие, которые написаны без контакта с Православной Церковью (и, шире, с традиционными конфессиями). Соответственно, качество этих учебников вызывает у нас определенные нарекания.

Необходимы, но пока еще не выстроены работающие механизмы отзыва учебных пособий по модулям «Основ религиозных культур и светской этики» из Федерального перечня учебных пособий, формируемого Министерством образовании и науки России. Иначе дети под видом изучения «Основ православной культуры» на самом деле будут проходить некие «Основы псевдо-православной культуры», то есть суррогат, имеющий с аутентичной православной культурой лишь общее название. Русская Православная Церковь выступает за расширение курса ОРКСЭ на все годы обучения, что поддерживается педагогическим и родительским сообществом.

Но если преподавание курса будет сопровождаться некачественными учебниками, то это дискредитирует всю идею.

Учить учителя

Вернемся к тому, что, несмотря на определенные трудности, модуль «Основы православной культуры» на Донской земле выбирают для своих детей 75% родителей. Этот процент выше, чем процент граждан Российской Федерации, идентифицирующих себя с Православием.

Следовательно, если мы заинтересованы в дальнейшем росте этого показателя, нужно особое внимание обратить на качество преподавания, что складывается из качества учебников и качественной подготовки учителей.

Об учебниках было сказано выше, а как Донская митрополия участвует в обучении педагогов?  Выездные обучающие семинары, которые регулярно проводились ОРОиК Ростовской-на-Дону епархией в течение последних лет, закономерно привели к созданию Автономной некоммерческой организации «Кириллица», имеющей лицензию на образовательные программы для взрослых и, в частности, на проведение курсов повышения квалификации для учителей ОПК/ОРКСЭ. Менее чем за год своей работы «Кириллица» подготовила 375 педагогов. Написана грантовая программа, которая позволит значительному числу учителей Ростовской области пройти курсы повышения квалификации безвозмездно.

Однако подготовка в объеме 72 часов недостаточна. Тем более, что многие директора школ уже поняли: лучше иметь одного-двух учителей с полноценным образованием, чем практически постоянно направлять на курсы повышения квалификации учителей начальной школы, которые должны вести ОПК только в своем классе. Это поставило перед нами задачу организации в регионе высшего богословского образования. Сегодня в Ростовской области действуют четыре кафедры, две из них – в Ростове-на-Дону (в Донском государственном техническом университете и Южном федеральном университете), что позволяет иметь научную, методическую базу для подготовки преподавателей ОПК и аналогичных предметов и мониторинга результатов.

Молодежь и религия

В настоящее время подписаны и действуют пять соглашений о сотрудничестве Донской митрополии с ведущими вузами Ростовской области. Каждое соглашение подкреплено планом совместной просветительской и воспитательной деятельности. Интересно и то, что кафедры «Православная культура и теология» и «Философия и мировые религии» ДГТУ ведут исследовательскую работу по изучению отношения молодежи Ростовской области к Русской Православной Церкви и верующим в контексте поддержки традиционных культурных ценностей. Планируется, что аналогичное исследование пройдет во всех вузах региона и охватит более 10 тысяч студентов.

В рамках предварительного пилотного исследования было опрошено более 500 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет. В качестве основных индикаторов рассматривалась самоидентификация молодых людей относительно веры в Бога, конфессиональная самоидентификация. Так, 9% опрошенных отнесли себя к мусульманам, а к другим конфессиям или к свободомыслию себя причислили 11% молодежи. Из пятисот опрошенных более трехсот пятидесяти человек назвали себя верующими, в том числе 80% являются христианами.

Более 70% из всех опрошенных молодых людей считают, что Православие является национально-государственной традицией России. Это доказывает, что преподавание дисциплин духовно-нравственной направленности и просвещение ложатся на благоприятную почву.

Исследование также показало, что у молодых людей имеется потребность в более глубоком изучении основ православной культуры, в том числе и в рамках школьной и университетской программ. 56% опрошенных считает, что преподавание основ православной культуры в школах необходимо.

Методический центр

В ходе работы удалось  организовать в Ростове-на-Дону Методического центра Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии.

Перед центром поставлены задачи по мониторингу и систематизации административно-правовой, содержательной и методической базы преподавания предметов духовно-нравственной направленности, разработке и апробированию концепций и методик воспитательной работы в системе детсад-школа-вуз, а также в системе дополнительного образования в регионе.

Ведется взаимодействие с органами управления образованием с целью создания системы непрерывного православного образования в регионах Южного Федерального округа.

Центр занимается консультированием и сопровождением организации центров подготовки катехизаторов в епархиях, научно-методическим обеспечением внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей.

Заботой специалистов этой структуры также является повышение квалификации, а также координация деятельности специалистов епархиальных отделов религиозного образования и катехизации епархий Русской Православной Церкви, находящихся на территории Южного федерального округа.

Таким образом, в Донской митрополии выстроена система непрерывного православного образования, реализующая проекты совместно с министерством общего и профессионального образования и общественными организациями.

В основе публикации – доклад протоиерея Андрея МЕКУШКИНА, 
руководителя Отдела религиозного образования и катехизации  
Ростовской-на-Дону епархии

Приходы.Ru
 


Вернуться назад