Сайт Образование и Православие > Основы православной культуры в школе > Протоиерей Ростислав Мороз: «Религиозная культура – основа "нормальной воспитательной системы"»

Протоиерей Ростислав Мороз: «Религиозная культура – основа "нормальной воспитательной системы"»


07.05.2010.
Священнослужитель считает, что приморские дети не должны бояться "ОПК". "Х Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия" пройдут во Владивостоке с 17 по 23 мая. Цель - "способствовать осмыслению современных социокультурных процессов с точки зрения православной духовной традиции, содействовать сотрудничеству всех здоровых сил общества в деле духовного возрождения России". Обучение основам религиозной культуры - одна из основных тем, которая будет обсуждаться на форуме.

Протоиерей Ростислав Мороз: «Религиозная культура – основа "нормальной воспитательной системы"»
Напомним, с 1 апреля в школах 19 российских регионов были введены "Основы религиозных культур и светской этики". Данный эксперимент рассчитан на три года и в случае успешной реализации проекта с 2012 года будет введен по всей России. Сейчас ученикам предлагается на выбор шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Интересны ли "Основы православной культуры" современной молодежи? Социальный запрос или социальный заказ послужил появлению этого предмета в школьной программе? На все вопросы читателей РИА PrimaMedia в ходе интернет-конференции ответил руководитель Отдела образования и катехизации Владивостокской епархии, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери, протоиерей Ростислав Мороз.

- Отец Ростислав, скажите, какова программа грядущей конференции?

- 18 мая в 10.00 в актовом зале ПИППКРО начнет работу конференция "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в образовательном учреждении в свете образовательных стандартов второго поколения и современной государственной политики". На пленарном заседании планируется выступление высоких гостей: епископа Зарайского Меркурия, председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, викария святейшего Патриарха; Фурсова А.П., главного редактора журнала "Духовно-нравственное воспитание" Москва; Елисова А.В., победителя ряда педагогических конкурсов, автора уникальных методик, учителя истории из Нижегородской обл.; Гвоздаревой Т. А., координатора эксперимента по введению предмета основы религиозной культуры и светской этики в Тверской области, Тверь и др. Готовятся к работе три секции:

- Обучение в области религиозной культуры. Проблемы и задачи на современном этапе,

- Современная система воспитания на основе традиционной российской культуры,

- Методический опыт преподавания основ православной культуры, как ресурс для перехода на стандарты второго поколения.

На секциях будут обсуждаться вопросы по внедрению и апробации стандартов второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программе образовательного учреждения в соответствии с новыми требованиями, по диагностике духовно-нравственного развития школьников, социально-педагогическому проектированию в работе по духовно-нравственному воспитанию. Особое внимание будет уделено накопленному опыту по преподаванию основ православной культуры и анализу событий поддерживающих данное направление: всероссийской олимпиаде по ОПК, школьной научно-практической конференции "Религия. Культура. Человек", всероссийскому конкурсу "За нравственный подвиг учителя", конкурсу детских творческих работ "Русь православная".

После обеда планируется работа мастер-классов по тематике секций, в завершение круглый стол по теме: "Перспективы развития духовно-нравственного воспитания в Приморском крае".

19 мая планируется проведение мастер-класса Елисова по вопросам духовно-нравственного воспитания на современном этапе.

- Чтобы сделать выбор, нужно иметь представление о различных религиях. За детей наверняка будут выбирать родители, которые, если сами веруют, выберут свою религию.

- Вообще-то родители много чего выбирают за своих детей, пока те еще маленькие. И это нормально. На этом процесс воспитания основан, когда старшие из всего информационного многообразия выбирают правильные культурные образцы и предлагают детям. В конце концов, дети рождаются в определенной стране, определенной культуре, изучают определенный язык. Иначе не было бы у нас ни народов, ни наций. Нормальна ли позиция родителя, который говорит своему ребенку: "Вот, я тебя родил, но учить ничему не буду. Ты сам все должен выбрать: язык, культуру, религию. Расти сначала!". Конечно, если его кормить, ребенок вырастет. Но станет ли он человеком?

- Не лучше ли, чтобы в школе дети узнали основы всех религиозных культур и затем имели право выбора?

- Сначала хотел бы отметить одну распространенную ошибку: наши граждане еще не научились различать обучение собственно религии и религиозной культуре, хотя это не одно и то же. В принципе, школа может учить и религии, но и тогда не совсем уместно употреблять такой термин, как "воцерковление", ибо это только Церковь может делать. В большинстве стран Западной Европы, на которую мы так любим равняться, осуществляется именно обучение религии. По выбору. У нас об этом речь не идет. Предполагается обучение именно религиозной культуре. Можно, конечно, организовать изучение – не всех, конечно, в мире существуют тысячи религий и религиозных культур, соответственно, - но основных. В эксперименте, о котором идет здесь речь, такой выбор предполагается. Одним из шести модулей, которые уже выбирали родители в 19 регионах России (а нам еще предстоит с 2012 года), является модуль "Основы мировых религиозных культур". Но лично я считаю такой выбор из предложенных шести модулей самым неудачным, и вот почему. Школьное образование имеет целью (во всяком случае, должно иметь, согласно "Закону об образовании" и многим другим инструктивным документам) не только получение знаний, но и воспитание ребенка.

Именно недостаток воспитания и порождает большинство сегодняшних общественных проблем. Предполагаемая школьная реформа, в частности, введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, в рамках которых и предполагается введение этого предмета, прямо говорит (и предлагает технологию) о построении нормальной воспитательной системы в каждой школе. Системы, интегрированной во весь процесс школьного образования, в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" может стать опорным предметом для организации воспитательной системы в школе, не случайно он имел первоначальное рабочее наименование (во всяком случае, его так называл Президент) "Духовно-нравственное воспитание". Ведь именно в религиозной культуре содержится ядро нравственных ценностей, и даже светская этика черпает нравственные смыслы из религиозной культуры.

То есть, на самом деле, разговор о религиозной культуре в школе - это, прежде всего, разговор о нравственных ценностях, который может (и должен быть) подкреплен историческими и современными примерами. Религиозная культура – это кладезь высоких образцов, она ставит перед человеком самые высокие вопросы и отвечает на них. Поэтому, мне кажется, глубоко неправильно рассматривать данный предмет как чисто информационный: в этом качестве он действительно школе не нужен, информацию об особенностях той или иной религиозной культуры вполне можно давать на обычных уроках гуманитарного цикла – истории, обществознании, мировой художественной культуре.

- Скажите, много ли у нас в городе религиозной молодежи? Что сегодня привлекает молодых людей в православии?

- Много ли у нас религиозной молодежи я сказать не могу, так как, насколько мне известно, какие-либо серьезные исследования по этой теме не проводились. Хотя в самом общем смысле вполне можно утверждать, что вся: только религиозность эта может проявляться очень по-разному. А в православии молодых людей привлекает то же, что и всегда: возможность получить серьезные, глубокие и честные ответы на предельные вопросы о смысле бытия.

- Преподавание литературы в школе будет опираться на знание православной культурной традиции? Иначе огромное множество произведений наших классиков будет рассмотрено в отрыве от русской традиции, а литература все же один из лучших предметов для воспитания подрастающего поколения.

- Я с вами совершенно согласен. Только, чтобы это произошло, надо еще много поработать с учителями литературы. В смысле, помочь им это понять. Такой процесс идет. Честный, вдумчивый, профессиональный педагог рано или поздно открывает себе эту потрясающую связь русской литературы с православием. Его искренне поражает, как неожиданно высвечиваются герои и события любимых произведений, когда становится понятен православный контекст событийного поля. Но это процесс. Для совершения этих открытий учителю приходится немало потрудиться. Правда, труд этот очень благодарный. Я желаю каждому преподавателю побольше таких открытий.

- Сколько часов отведено на изучение основ православной культуры в рамках школьного курса?

- На изучение православной культуры (впрочем, как иной культуры, и светской этики) в рамках эксперимента отводится один час в неделю. Скорее всего, такой формат останется и дальше.

- Обоснованна ли такая позиция: православная церковь выступит с инициативой преподавания определенного курса лекций для заинтересованных преподавателей по основам православной веры и святоотеческого наследия? То есть когда Церковь участвует в более фундаментальной подготовке учителей. Или подобная инициатива тех же епархиальных духовно-просветительских центров в школе или вне ее, но с преподавателями школы будет запрещена?

- Вы затрагиваете хорошую тему. Действительно, глобальное расцерковление общества в годы атеизма привело к тому, что знание православия (и православной культуры) в полноте сохранилось только в Церкви. Поэтому без участия Церкви осуществить подготовку преподавателей по данному предмету невозможно. На практике Церковь участвует в подготовке педагогов настолько, насколько выстроены отношения с руководством образования на местах. Есть примеры очень доброго и полезного сотрудничества, есть примеры жесткого антагонизма. Какого-то общего решения нет, все зависит от здравомыслия руководителей образования и готовности и потенциала конкретной епархии работать в этом направлении. Что касается Приморского края, то с этим все в порядке. Представители Церкви участвуют во всех образовательных курсах, где педагоги получают знания в области православной культуры. Прежде всего, это, конечно, ДВГУ и ПИППКРО.

- Хотелось бы узнать об учебниках. Они разработаны для всех программ и всех классов? Кто авторы?

- Эксперимент проводится сейчас только в 4-х и 5-х классах, в каких классах помимо этих будет изучаться данный предмет, пока не ясно, это будет решаться по результатам эксперимента. Позиция Русской Православной Церкви - вести этот предмет с первого по одиннадцатый класс. Для эксперимента учебники и учебные пособия написаны для всех модулей, по отзывам, не все из них удачные, т.к. некоторые писались в спешке, просто было очень мало времени на подготовку. Пока подробный расклад по учебникам дать не могу, так как к нам они не поступали и в интернете (за исключением одного) не выложены.

Сейчас могу объективно говорить только об учебнике по основам православной культуры, именно он выложен в интернете. Написан учебник коллективом авторов под руководством протодиакона Андрея Кураева, известного церковного миссионера и публициста. Учебник хороший. Интересный и познавательный. Написан так, что не оставит ребенка равнодушным. В интернете его проще всего найти через сайт о.Андрея kuraev.ru

- Как и где, по каким программам будут готовить преподавателей?

- Действительно, успех введения данного курса будет зависеть в большей степени от личности и подготовленности педагогов, которые его будут вести. Курс непрост тем, что подразумевает, в первую очередь, воспитательное воздействие на ученика. И просто "транслятору знаний" его не поручишь. То есть, лучшим вариантом является тот, когда преподавать данный курс будут учителя, неравнодушные к судьбе детей, с которыми они работают. Естественно, они должны пройти специальную подготовку. Не буду говорить про другие регионы, но у нас в этом смысле некоторый задел есть.

Во-первых, в ДВГУ уже более 10 лет действует отделение теологии и религиоведения, которое просто идеально подходит по данному профилю; во-вторых, уже более 5 лет этой проблематикой занимается ПИППКРО, который имеет хорошую программу повышения квалификации по предмету "Основы православной культуры", недавно запустил (под воспитательные задачи нового стандарта) уникальную программу "Современная система воспитания на основе традиционной российской культуры", сейчас, насколько я знаю, готовит программу повышения квалификации конкретно под предмет "Основы религиозных культур и светской этики". Мне представляется, что когда родители попривыкнут к новому курсу, не будут пугаться слов "православная (или какая-то иная) культура", разберутся в программах каждого из шести модулей, нередко выбор определенного модуля будет осуществляться как раз не по "конфессиональной" принадлежности, а по личности конкретного учителя, который будет вести данный модуль. Ибо лучше изучать светскую этику у хорошего преподавателя, чем Основы православной культуры у плохого. Впрочем, равно как и наоборот.

- Кто будет преподавать основы не христианских культур? Представители этих культур? Или специалисты-теологи, которые сами имеют атеистический взгляд?

- Все модули курса - основы православной культуры, или иных религиозных культур, а также светскую этику будут преподавать исключительно школьные учителя. И никакой иной вариант тут просто невозможен: представьте себе масштабы этой деятельности. В каждой школе, во многих классах... такого количества "представителей культур", "специалистов-теологов" или кого-либо еще ни собрать, ни подготовить не представляется возможным. Только учителя! Справятся ли? Думаю, местами будет по-разному. Но в целом лично я настроен оптимистично.

Мне много приходится общаться с учителями, и в большинстве они представляют золотой фонд нашего общества. Они столько на себе выносят, такие препятствия преодолевают, часто, правда, создаваемые своим же руководством - начиная с министерства образования. Но тому остатку доброй и честной молодежи, который у нас сегодня все-таки сохраняется, несмотря на современное жуткое информационное поле, мы обязаны, прежде всего, учителям. Русские учителя - как русские солдаты. Все вынесут, преодолеют, и, в конце концов, все равно победят в любой войне.

- Если преподавать религиозную культуру, что именно и предусмотрено, о каком воспитании и о каких духовных ориентирах может идти речь? Неразбериха в терминах порождает те недоразумения, которые происходят сейчас вокруг проблемы введения "ОПК" в школах.

- Вы задаете хороший вопрос. Действительно, большинству непонятно разделение на религию и религиозную культуру. Действительно, разделение это несколько условно, как разделение источника и ручья, солнца и солнечного света. Но, тем не менее, оно есть и в ситуации организации педагогического процесса принципиально. Ибо обучение религии это всегда научение вере, религиозной практике (молитве, посту, участию в богослужении). Невозможно научиться религии "со стороны". Хотя, конечно, есть религиоведение, как отстраненный, чисто интеллектуальный взгляд на религию. Но без практического опыта никакого влияния на человека, на изменение его мировоззрения, религиоведческий подход не оказывает. Это кунсткамера или зоопарк, где изучаются более или менее редкие виды и всего лишь.

Религиозная культура (ее изучение), это как раз тот промежуточный вариант, который, не предполагая вовлеченности в религиозную практику, дает не отстраненный взгляд, а заинтересованный, оказывает влияние на изучаемого. Каким образом? Уловите суть. Религия дается Богом. Культура создается людьми. Мы берем эти культурные образцы, созданные людьми, которых как-то изменила религия; мы берем самих этих людей, потому что сам человек тут становится своеобразным культурным образцом, и мы как-то к этому приобщаемся: восхищаемся, хотим брать пример, пытаемся разобраться, почему они стали такими. То есть, сразу обретаем основу для воспитательной работы. Ибо процесс воспитания невозможен без предъявления высоких культурных образцов и организации педагогического процесса по их присвоению.

- С чем вы связываете настороженность в отношении предмета религиозная культура и светская этика?

- К сожалению, у нас сегодня вообще какая-то повышенная агрессивность в обществе. Особенно у нас, во Владивостоке это заметно. Любые форумы, обсуждения чего-то, как правило, сплошной негатив. Я не берусь делать выводы, почему так озлоблены многие люди, но это факт. Часто поэтому все новое, непривычное и непонятное просто попадает под общий "замес".

- Какие на ваш взгляд представляются наиболее важными, и какие нравственные качества должны быть сформированы у детей в процессе усвоения этих ценностей? Какую пользу это принесет ребенку, родителям, обществу, стране?

- Новый федеральный государственный образовательный стандарт действительно делает серьезную заявку на организацию в школе системы воспитания. То есть, наконец-то это не просто слова, а прописывание конкретного механизма, как это должно осуществляться. И центральным пунктом тут, конечно, является введение понятия базовых национальных ценностей, ибо основной проблемой, мешающей сегодня выстроить нормальную систему воспитания, является как раз отсутствие таких базовых ценностей, ценностей, по которым в обществе был бы консенсус, ценностей, которые в значительной степени принимались бы всеми: властью, педагогами, родителями, соответственно - учениками.

Сегодня у нас такого консенсуса нет. В школе одно, дома - другое, по телевизору - третье... В итоге - катастрофический рост эгоизма, цинизма и проч.

Хотим мы или не хотим, ценности будут взяты из религиозной культуры, ибо другого источника просто нет. Мы любим говорить об "общечеловеческих ценностях", хотя, на самом деле, это ценности христианской культуры. Даже "моральный кодекс строителя коммунизма" в свое время был списан с библейских заповедей.

- В какой степени ваша работа находит поддержку во властных структурах на территории Приморского края? Не думают ли наши чиновники, что Церковь и все, что с ней связано - отделено от государства?

- В какой-то степени находит. Власть не безлична, чиновники - это люди. Там, где у людей душа болит за детей, поддержка находится. Там, где про детей только красивые слова говорят, получается не очень. "Отделенность" Церкви от государства - это аргумент, который обычно прикрывает нежелание человека выстроить доброе сотрудничество. Аргумент, кстати, нелепый. Потому что это прямая цитата из Ленинского декрета 1918 года. Современное законодательство такой нормы не знает.

- Есть ли шанс у взрослых сегодня получить знания по основам религиозных культур? Может, есть смысл организовывать курсы не только для учителей, но и для нас - родителей?

- Хорошая идея, только, боюсь, организационно сложноватая. Хотя возможность получить хотя бы минимальное образование в этой области сегодня есть для любого человека: те же ДВГУ и ПИППКРО, а также курсы по изучению основ православия при Владивостокской епархии.

- Как вы считаете, насколько введение курса "Основы религиозных культур и светской этики" в школьное обучение соответствует праву граждан на свободу совести?

- Введение курса "Основы религиозной культуры и светской этики" действительно способствуют реализации права граждан на свободу совести. Ибо для того, чтобы свободно что-либо совершать, нужно иметь полноту информации. И то, что в области религиозной культуры мы, в большинстве своем, совершенно неграмотны, не делает нас лучше, чище и свободнее. Конституции это тоже никак не противоречит. Обратите внимание, что инициатором введения данного предмета в школу выступил Президент РФ, который является гарантом Конституции. Что касается статей, придется цитировать: п2. Ст.13 "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Разве курс "Основы религиозных культур и светской этики" задает обязательную идеологию? П.1. ст. 14 "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Ну, во-первых, курс предполагает изучение – даже не религии, а религиозной культуры, - по выбору, четыре модуля. Плюс этика. Если уж совсем от слова "религия" отворачивает. А термин "светский" мы, видимо, по инерции переводим как "атеистический", хотя это не так (иначе бы эта статья Конституции звучала "Российская Федерация – АТЕИСТИЧЕСКОЕ государство…", что как раз прямо противоречит ст. 13).

Смысл светскости как раз в том и состоит, чтобы не отдавать предпочтение религиозному или нерелигиозному мировоззрению, позволять существовать и тому, и другому. Отсюда изучение религии – если кто-то хочет ее изучать - принципу светскости никак не угрожает, не говоря уже о религиозной культуре. Ну и насчет атеистов – неужели у нас такая короткая историческая память? Или нас не заставляли 70 лет насильно изучать безбожие? И эпоха эта далеко не кончилась, образование в школе и сегодня продолжает оставаться, в основном, атеистическим. Потому что атеистическое мировоззрение до сих пор господствует в большинстве школьных учебников, особенно по естественнонаучным дисциплинам. И про нормы Конституции тут никто не вспоминает… Слава Богу, большинство моих детей учатся в православной гимназии, но старшая дочка училась в обычной школе. И безбожия там ей преподали немало.

- Есть ли положительный опыт работы по ОПК в регионах России и в Приморье?

- Положительного опыта в регионах России немало. Есть целый ряд областей, в которых уже много лет Основы православной культуры и другие подобные предметы ("Истоки", предметы краеведческой направленности) преподаются в большинстве школ. Это Белгородская, Курская, Смоленская, Московская, Тверская области, Ставропольский край и др. С другой стороны, практически нет регионов, в которых бы подобная работа хотя бы точечно, местами, экспериментально, не велась. Причем разворачивается такая работа всегда через сопротивление, что лишний раз доказывает, что это живое, нужное дело, которое никакими запретами не остановишь. И инициатива такой работы, как правило, принадлежит не церковным иерархам, а педагогам, неравнодушным, искренне переживающим за судьбы своих детей, желающих их воспитать достойными людьми. Если бы учителя не видели добрых плодов, дело это давно бы умерло. Но плоды есть, в том числе конкретно социальные. В Белгородской области есть районы, где рождаемость превышает смертность: именно там ОПК ведутся уже порядка десяти лет. В Нижегородской области нам рассказывали о снижении детской преступности - именно в том районе, где ведется этот предмет и воспитательная работа осуществляется на основе традиционной русской культуры.

Я уверен, что когда у нас в Приморском крае и, особенно, во Владивостоке, такого опыта будет побольше, и у нас страсти поулягутся. Потому что пока "критические стрелы" летят, в основном, от неизвестности. Неизведанное всегда страшит. Но я неоднократно был свидетелем (в том числе у нас, в Приморском крае) работы учителей факультатива ОПК, на введение которого значительная часть родителей поначалу реагирует настороженно и не пускает туда своих детей; но по мере ведения предмета настороженность сменяется заинтересованностью, и в конце года большинство из "придержанных" по началу детей оказываются в классе на уроке.

http://www.otdelro.ru/
 


Вернуться назад