Сайт Образование и Православие > Основы православной культуры в школе > Протоиерей Борис Пивоваров. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и «Основы Православной Культуры»

Протоиерей Борис Пивоваров. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и «Основы Православной Культуры»


05.03.2011.
«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» разрабатывалась светскими специалистами в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), и освоение ее должно было стать первой ступенью при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (стандартов нового поколения) в российскую школу.

«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» (далее — Концепция) включает «обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся». Неслучайно в первой публикации (в «Учительской Газете») Концепция была напечатана под общим заголовком — «Воспитание патриотизма». На вопрос: «Почему вдруг востребовалось возрождение духовно-нравственного воспитания в российской школе?» в Концепции дается ответ: «Развеялся миф о благотворном влиянии Запада на российскую действительность. Западные ценности, образ жизни, экономические и социальные отношения утратили однозначно позитивное значение. Международные отношения оказались жесткими и прагматичными, а ценности и цивилизационные нормы — эффективными средствами геополитического соперничества, навязывания миропорядка и властного влияния из одного центра силы».

Содержание рассматриваемой Концепции:
Введение
1. Национальный воспитательный идеал
2. Цель и задачи воспитания школьников
3. Духовно-нравственное развитие гражданина России
4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования
5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы
6. Управление воспитательным процессом
7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников
8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся.

Заключение
Во «Введении» к Концепции говорится:

«В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Д.А.Медведев обратился к „ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам“, которые лежат в основе современной государственной политики, „выстраданы и выверены за века“ отечественной истории и без которых „мы не можем представить себе нашу страну“. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. „Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией“».

Далее в концепции дается краткий анализ неблагополучного положения в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России.

«Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия — среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок. Через СМИ, кино, рекламу, интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой».

В Концепции говорится о том, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент Российской Федерации выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

«Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. „Система образования, — подчеркивает Д.А.Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации“. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». В первом разделе Концепции «Национальный воспитательный идеал» поднимается вопрос об основах воспитания детей и молодежи.

«Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть „встроенным“ в какую-либо систему. Но воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях». Далее в Концепции показывается, насколько важным в истории и духовно-нравственной культуре России был христианский идеал святости.

«В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси».

Далее в Концепции дается обзор — как, начиная с Петровских времен, в России постепенно происходил процесс секуляризации, как менялся не в лучшую сторону общественный идеал, как возобладали эгоизм и другие асоциальные явления. «В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох», — указывается в Концепции. Самая большая эпоха в истории России — это древнерусский период (X–XVII вв.). Следовательно, если мы желаем сохранить преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох, то этот период не должен быть изъят из педагогической российской традиции.

Когда в Концепции говорится о процессах модернизации, то и здесь в первую очередь отмечается важность религиозных ценностей: «Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные для России религиозные ценности».

«Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

Со ссылкой на проект Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в Концепции под образованием понимается не только усвоение человеком системы знаний, умений и навыков, но принятие им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

«Личностная культура, — указывается в Концепции — это сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие».

«Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями».

Важное место в Концепции занимает патриотическое воспитание. «Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:

– любовь к России;
– любовь к своему народу;
– любовь к своей малой родине;
служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое)».

Когда в Концепции говорится о социальной солидарности, упоминаются такие добродетели, как милосердие, доброта, честность и достоинство. По вопросу о религиозных верованиях России в Концепции подчеркнуты следующие моменты:

«Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм — это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При этом государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком культурологическом контексте школьники могут усваивать системные представления о:

– вере в Бога;
– религиозных организациях;
– святости и благочестии».

Очень важен последний аспект, потому что воспитание в детях и молодежи чувства священного и составляет основу духовно-нравственного воспитания. Недаром Государственный Гимн России начинается словами «Россия — священная наша держава». Недаром и Великая Отечественная война в песнях именуется как «священная война». Священные чувства должны связывать детей и родителей, супругов, сограждан, стоящих на защите Родины. А если в душе школьника не будет ничего святого, священного, то дело воспитания можно считать загубленным.

Священные слова в Концепции посвящаются и семье.

«Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, которыми они хотят делиться с другими людьми:

– любовь и верность;
– здоровье и благополучие;
– почитание родителей;
– забота о старших и младших;
– продолжение рода».

Замечательно, что в Концепции наконец-то прозвучало здравое слово о такой добродетели, как трудолюбие. «Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает такие ценности, как:

– познание и истина;
– креативность и инновационность;
– целеустремленность и настойчивость;
– трудолюбие;
– бережливость».

В Концепции в разделе о воспитательном значении культуры и искусства патриотизм утверждается как нравственная норма.
«Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

– жизнь;
– родная земля;
– красота;
– гармония».

В рассматриваемой Концепции в разделе «Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании» довольно подробно говорится и о значении религиозного элемента в духовно-нравственном воспитании российских школьников.

«Перед человечеством всегда вставали проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, предназначения человека. В определенный период своей жизни каждый из нас задумывается над вопросами: кто я? зачем я живу? что будет после меня? Поиск ответов на эти вечные вопросы и достижение определенного понимания основ человеческого бытия составляет суть духовно-нравственного развития человека. Самые полные ответы на эти важнейшие вопросы человечества во многих случаях давала религия. Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара. Всеобщность религии — один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Она представляет собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека, и человеческих сообществ. Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важно для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности». Примечательно следующее положение, записанное в Концепции: «Для полноценной российской идентификации в структуре личностного самосознания гражданина должна присутствовать определенная религиозная идентичность или знание, понимание и уважение отечественных религиозных традиций. Вне религии или личностно значимого диалога культуры и религии духовно-нравственное развитие личности затруднено». Следовательно, атеисты не должны бы упрекать верующих людей в нее полноценности и отсталости, как практиковали ранее и ныне делают воинствующие безбожники. Верующим людям, по заповеди Господней, надлежит терпеть такие оскорбления и не возмущаться ими. Но консолидации гражданского общества и укреплению духовности и культуры России позиция воинствующих атеистов не способствовала никогда.

Далее в Концепции говорится:

«Воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты: научный, художественный, религиозный и др., а также виды образовательной деятельности: учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др. согласованно обеспечивали воспитание человека, гражданина и патриота. Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., — а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.

Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это — часть ее миссии в мире. Религия способна обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали».

«С начала 1990-х гг. в содержание образования на уровне как регионального (национально-регионального), так и школьного компонента Государственного образовательного стандарта общего образования стали вводиться отдельные модули, курсы по истории и культуре традиционных для России религий: „Основы православия“ („Основы православной культуры“), „Основы ислама“, „Основы буддизма“, „История мировых релиигий“ и др. Характерными формами сотрудничества государственных и муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями являются координационные советы и смешанные комиссии по вопросам нравственного воспитания, в которые включены представители как государственных и муниципальных органов образования, так и конфессий (обычно — РПЦ), совместные научные конференции государственных образовательных учреждений и Церкви, поддержка государственными и муниципальными органами проводимых Церковью чтений (как правило, Рождественских), летних лагерей для школьников, организация конкурсов работ учащихся, участие представителей религиозных организаций в переподготовке преподавателей.

В нашей стране накоплен опыт диалога государства, общества, школы и отечественных религиозных организаций. Он должен быть сохранен и преумножен. Дальнейшее укрепление позиций традиционных религиозных организаций в обществе может обеспечить их активное участие в программах воспитания и социализации российских школьников. Религиозные организации обладают высоким духовным авторитетом, большим опытом миссионерской деятельности, что позволяет им самим разрабатывать и осуществлять социальные программы духовно-нравственного развития детей и молодежи, а также привлекать к их реализации семью, общественные организации, учреждения культуры, спорта, СМИ». А вот как в Концепции говорится о соотношении образования (обучения) и воспитания. «Отношение власти к воспитанию прослеживается в Законе „Об образовании“. В его первой редакции (1992 г.) о воспитании говорится всего один раз и только в связи с понятием образования: „Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства…“ В редакции 1996 г. термины „обучение“ и „воспитание“ были переставлены местами. Последняя редакция Закона, принятая в конце 2007 г., отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования. В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания».

Заканчивается Концепция следующими словами:

«Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России».

Даже такой краткий обзор основных положений Концепции показывает ее важность для возрождения духовно-нравственного воспитания российских школьников. К сожалению, эта Концепция (разработанная светскими, а не церковными специалистами и предложенная к реализации не Церковью, а Министерством образования и науки РФ) еще не стала реальным руководством для школьных учителей и воспитателей. Слишком сильны атеистические стереотипы воспитания. И хотя российским школьникам больше всего угрожают бездуховность, распущенность, пивной алкоголизм, наркомания, преступность, создается впечатление, что школа больше всего опасается религиозного влияния.

Остается пожелать, чтобы все учителя российской школы все-таки прочли «Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников», чтобы этот официальный документ стал предметом особого внимания со стороны школьных руководителей и чтобы преобразилось лицо российской школы.

Материал подготовлен председателем Отдела образования Новосибирской епархии протоиереем Борисом Пивоваровым. «Источниковедение в школе» №1(9) 2010

 


Вернуться назад