Сайт Образование и Православие > Основы православной культуры в школе > Н.Н. Голикова. Духовный мир ученика и учителя

Н.Н. Голикова. Духовный мир ученика и учителя


14.04.2012.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 «ПЕЛИКАН», г.Бердск.

В статье рассматриваются вопросы: как привить российскому школьнику нравственность, духовно – нравственную культуру? как интегрировать молодого человека в духовно – нравственную культуру? как можно актуализировать воспитательный потенциал духовно – нравственной культуры, вложить в нее «память нашего сердца», как его «согреть личным отношением»?

 

Разговор в группе учащихся первого курса медицинского колледжа на перемене, в группе одни девочки.

Девочки у окна:

- Смотрите! Смотрите! Дядьки с крестами и знаменами идут! А за ними куча людей.

К окну подбегают остальные учащиеся.

- Ой! Точно!

Смех, шутки, современные остроты.

Одна девочка, которая до этого не принимала участие в разговоре, писала конспект, подошла к окну.

- Да, что вы ерунду несете! – громко и с раздражением сказала она всем.

- Это крестный ход. Сегодня Сретение Господне. Вот люди и идут от Преображенского храма к Сретенскому, молятся за нас с вами.

 На несколько мгновений воцарилась в классной комнате тишина.

- А ты откуда это знаешь? – спросила одна из присутствующих.

- Нас в школе девять лет учили. Предмет был такой – «ПКР» («Православная культура России»).

- А у нас не было такого предмета.

- И у нас … и у нас … (Март, 2012 г.)

Свою статью я начала с пересказа истории, которую мне рассказала выпускница нашей школы 2011 г. Она обучалась в классе, который входил в состав лаборатории непрерывного образования, где наряду с общеобразовательными предметами с первого класса преподавался факультативно предмет «Православная культура России». В МБОУ «СОШ №3 «Пеликан» есть одиннадцатилетний стаж его преподавания. Приведенный диалог показывает результат изучения: адекватное отношение к действительности, умение понимать, что происходит вокруг. Проблема «белых пятен» православной истории страны, в которой живешь, пусть не в полной мере, но все же решена у этого конкретного ребенка. Есть рассказы и других выпускников наших классов, которые учатся в разных средне-специальных учебных заведениях. Их знания в области православной культуры так же отличаются от знаний ребят, с которыми они учатся и общаются.

В настоящее время разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где сказано, что «духовно-нравственной развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России» [Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А.]. В рамках Федеральных образовательных стандартов второго поколения с нового учебного года вводится предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Все эти меры направлены на возвращение и актуализацию духовно-нравственного воспитания в школах. Комплексный учебный курс ОРКСЭ включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены древнейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета – атеистические: светская этика и религиоведение. Выбор предмета – законное право родителей.

 Апробация преподавания модуля-предмета ОРКСЭ показала, что большинство родителей выбрали «Основы светской этики», при этом лексические значения понятий этика и этикет не были разведены. На выбор многих родителей повлияли внешние и внутренние факторы. Внешние: мнение учителя, авторитет которого в обществе еще довольно высок; выбор друзей, большинства одноклассников и знакомых родителей. Есть факты и волевых решений: «Наша школа выбрала основы светской этики», «Наш класс выбрал основы мировых религиозных культур» или « Я (учитель) буду преподавать только основы светской этики». Внутренние мотивы – это то мировоззрение, которое сложилось у человека, делающего выбор, это его духовный мир, его Вера.

Решит ли преподавание ОРКСЭ проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, восстановлению знаний у детей и взрослых об утраченных культурных ценностях, которые пришли на Русь вместе с принятием православия, и на фундаменте которых формировалась, развивалась и окрепла Русская государственность? Речь идет о 34 часах в 4-5 классах, где будет преподаваться один из модулей ОРКСЭ, за счет других учебных часов. Взрослые спорят, а дети растут и не знают, что это за «дядьки с крестами ходят по городу». А на вопрос: «Кто такие Кирилл и Мефодий?» - отвечают, что это основатели города Бердска.

Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно - нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа. Крупицу знаний дадут 34 часа курса «Основы православной культуры», преподавание которого «направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества – в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни» [15, c. 64].

 Но «крупица знаний» должна развиваться и прорастать ежедневно. Проблема в том, как создать условия для систематического преподавания духовно – нравственной культуры в школе. Понятно, что такого предмета в расписании занятий с 1 по 11 классы в школах нет. И все же он есть. Искать предмет необходимо на страницах школьных учебников. Все преподаваемые в школе предметы должны способствовать духовно - нравственному развитию и воспитанию.

Если проанализировать содержание учебного материала, размещенного на страницах школьных учебников, то повод грамотно поговорить о духовно-нравственном потенциале православной культуры найдется на каждом уроке. Ведь христианское воспитание детей возможно не только на уроках «Закона Божия».

Богатейший материал с 1 по 11 классы предоставляют в первую очередь такие предметы как литература, русский язык и история. Русская классическая литература, светская по своей направленности и характеру, органически связана с церковно-книжной традицией, сложившейся на почве православной духовности. У Православия есть своя философия, свое понимание человека, мира и Бога. И без знания основ православной культуры многое в русской литературе останется непонятым или понятым неправильно. При этом задача, которая встает перед учителем, не пройти мимо драгоценного материала. Главное назначение литературного языка – быть орудием духовной культуры.

В своей работе «Православная культура России на страницах школьных учебников» [13, c. 227-233] я подробно, листая страницу за страницей, проанализировала учебник для первого класса «Русская азбука» (авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д. Берестов) с точки зрения формирования православной культуры у обучающихся. Страницы первого учебника и первый учитель – это стартовая ступенька для каждого ребенка. И во многом все дальнейшее обучение зависит от того, что будет посеяно, на чем будет духовно возрастать воспитанник. Но заканчивается начальная школа и неизбежен переход в пятый класс. Примеров продолжить начатую линию на страницах учебников ничуть не меньше, чем в 1 - 4 классах. Количество их возрастает, качественно они углубляются и расширяются по содержанию. Перед педагогом и его учениками появляется возможность прочтения русской литературы как содержащей многослойный библейский подтекст, духовные смыслы которого обнаруживаются путем анализа библейских мотивов.

Вот некоторые примеры.

В пятом классе ученики знакомятся с двумя сказками: К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» и Х.К.Андерсена «Снежная королева». Эти сказки такие разные по сюжету, но объединяет их то, что обе дают нам возможность познакомить детей с молитвой «Отче наш», с ее содержанием и значением для всех христиан. Это единственная молитва, которую Христос в Евангелии дает нам как образец. Молитва – это не теория, не умное чтение, не рассказ о добре и истине, а сама деятельная жизнь. Главный «орган» молитвы – сердце. Молитвенные труды продолжаются в трудах обычной жизни, в делах милосердия и добра, в искренности, усердии, в просвещении [14, c.457].

 Сказка «Снежная королева». Эпизод, когда Герда подходит к замку Снежной королевы и пробует туда войти, но стража не дает ей прохода. И все-таки Герде удается попасть к Каю. У Андерсена об этом говорится ясно: Герда начала читать «Отче наш», и тогда легион снежинок вокруг нее превратился в ангелов и проложил ей дорогу. Когда Герда и Кай возвращаются домой, бабушка читает Евангелие и даже прямо говорится, какое место: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие небесное» (Мф. 18: 3). И дети бросаются к ней на шею, начинают танцевать вокруг расцветшего куста роз, и поют рождественскую колядку:

«Розы цветут. Красота, красота.

Скоро мы встретим младенца Христа» [8, c. 173].

Из – за чего начались злоключения Кая. Осколок странного зеркала попал ему в глаз, и он из доброго и отзывчивого мальчика превратился в злого и жестокого. И Филька из сказки Паустовского «Теплый хлеб» проявляет зло и жестокость, осколков этого зеркала хватает на всех. «Конь переступал с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

- На вас не напасешься, на христарадников!» [6, c. 152-153].

Отношение к хлебу на Руси было всегда бережным, трепетным и уважительным: « …хлеб наш насущный, даждь нам днесь…» ( Мф. 6: 9-13). Это должны знать все как Отче наш, т.е. твердо и без ошибок, гласит народная мудрость. Здесь же идет развитие темы добра и милосердия, кто они – «христарадники»?

Упомянутые сказки могут послужить материалом для разбора таких понятий как добро и зло, а отсюда легко перекинуть мостик для разговора о том, что такое грех и как его исправлять.

Евангельская Притча о блудном сыне – один из наиболее часто воспроизводимых в русской литературе эпизодов Священного Писания. Притча о покаянии и всепрощающей отцовской любви. Дважды в притче приводятся слова: «Был мертв – и ожил, пропадал – и нашелся!»

Что же такое покаяние? Нередко покаяние отождествляют с исповедью. Но это не совсем верно. Слова, которые блудный сын собирался говорить отцу и которые успел сказать – это его исповедь. А покаяние – значит перемена, изменение в лучшую сторону. Греческое слово «метания» (ударный слог – ни), с которого переведено славянское «покаяние», означает перемену ума, перемену мыслей и чувств, обращение от худшего к лучшему, то есть нравственную перемену. Евангельский призыв «Покайтесь!» означает буквально: «Переменитесь». Покаяние не может быть легковесным. Оно или есть или нет, как возвращение блудного сына [11, c. 33].

С подробного пересказа содержания притчи о блудном сыне практически начинает свою повесть А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (7 класс). «Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу… Далее, промотавшийся юноша, в рубище и треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу… Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу» [12, c. 195]. В методической литературе для учителя основное содержание урока по данному произведению трактуется следующим образом: «А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства» [7, c.125]. При таком отношении к тексту произведения отрывок о блудном сыне будет выглядеть, как заполнение какими-то безликими картинками стен обители станционного смотрителя, т.е. содержание их неважно. Но Пушкин точно дает описание именно картинок с изображением сюжетов притчи о блудном сыне. Читатель пушкинского времени самостоятельно мог соотнести духовно-нравственное содержание притчи с содержанием повести. В то время не надо было объяснять читателю, что такое притчи, откуда они берутся, каков их смысл, т.к. притчами усеяна Библия, притчами говорит Христос в Евангелии, призывая всех к нравственному идеалу. Я думаю, что не изображение «маленького человека», а финальная сцена покаяния дочери на могиле отца больше трогала душу читателя: «Она легла здесь и лежала долго. А потом барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала» [12, c. 199].

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (10 класс). Чтение Соней Раскольникову Евангелия [4, c. 350-354].

« На комоде лежала какая-то книга. Это был Новый завет в русском переводе.

- Где тут про Лазаря? – спросил он вдруг. …

- Не там смотрите… в четвертом Евангелии… - сурово прошептала она.

- Найди и прочти мне…

Соня развернула книгу и отыскала место.

«Был же болен некто Лазарь из Вифании…» - произнесла она, наконец, с усилием, но вдруг с третьего слова голос зазвенел и прорвался. Дочитали до 32-го стиха».

Как работать на уроке с этим материалом? Можно не акцентировать внимание старшеклассников на данном сюжете и пойти по тексту дальше: Раскольников сообщает о разрыве с матерью и сестрой. Признается Соне, что она теперь одна у него: «Ты мне нужна, потому я к тебе и пришел». Сюжетная линия вроде бы сохранится, но для чего же Ф.М. Достоевский так подробно описывает чтение Евангельского текста и именно о Воскрешении Лазаря? Конечно, не для логической связки между моментами прихода и признания Раскольникова.

 Эпизод воскрешения Лазаря в Евангелии – одно из доказательств божественной природы Иисуса как сына Божьего. В Евангелии сказано: « Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и увидевших, что сотворил Иисус, уверовали в него» (Ин. 11:45). Вместе с тем при чтении Соней притчи о воскрешении Лазаря актуализируется не только идея спасения и воскресения, но и выступающая в ней на первый план проблема веры и неверия. О чуде пробуждения веры в душе Раскольникова мечтает и Соня, читающая этот эпизод: « И он, он – тоже ослепленный и неверующий, - он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же теперь же, - мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания» [4, c. 353-354].

Преступление Раскольникова – это его богоборческий бунт, результат его отступничества от Бога, что характеризует его как блудного сына Бога, захотевшего жить по-своему и берущему на себя его функцию.

В результате последовательного анализа романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно увидеть «притчевое поле», вбирающее в себя притчи о блудном сыне, о мытаре, о блуднице, о Лазаре. В качестве альтернативных текстов в роман включены сцены Страшного суда (в монологе Мармеладова) и Апокалипсиса (в эпилоге) [2, c.185].

Без учета христианского календаря не могут быть прочитаны адекватно авторскому замыслу многие произведения. В том числе и «Преступление и наказание», т.к. в финале романа Достоевский символически изображает смерть прежнего Раскольникова и его идеи посредством болезни, которая совпадает с концом Великого поста. В Православном календаре он заканчивается Лазаревой субботой, в которую вспоминают о воскрешении Лазаря Иисусом Христом, Страстной седмицей и Святой седмицей – крестными муками Христа и его воскресением.

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (10 класс). В названии романа уже обозначен конфликт, восходящий к сюжету притчи о блудном сыне из Евангелия от Луки: уход из дома – испытания: распутная жизнь, разорение и голод – раскаяние и возвращение домой. Все эти моменты прочитываются в жизненных историях главных героев. Толчком к истинному возвращению Аркадия в родительский дом стала любовь к Кате. Эта любовь заставляет Аркадия вспомнить о тех духовных ценностях, от которых он отрекался. Он становится ближе к отцу. Возвращение Базарова домой начинается с Никольского, где он впервые ощутил на себе власть любви, законы которой оказались неподвластны рационалистическому объяснению: «Перед вами смертный, который сам давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости» - говорит о себе Базаров [16, c. 514-515].

Последние моменты жизни Базарова показывают его полную беззащитность перед той природой, которой он управлял самостоятельно, вернее ему казалось, что он всемогущ и нет таких тайн, которые бы не были подвластны ему, человеку: « И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как умереть прилично». [16, c. 534]

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (11 класс) заканчивается семнадцатой частью, куда включены 25 стихотворений. Этот роман по словам Д.С.Лихачева: «Лирическая исповедь самого Бориса Леонидовича. Живаго – поэт, как и сам Пастернак, и его стихи приложены к произведению. Это не случайно. Стихи Живаго – это стихи Пастернака. И эти стихи написаны от одного лица – у стихов один автор и один общий лирический герой». [10, c.668] Вот названия некоторых из этих стихотворений: «На страстной», «Рождественская звезда», «Чудо» (Он шел из Вифании в Ерусалим …), «Дурные дни» (Когда на последней неделе входил Он в Иерусалим …), «Магдалина I», «Магдалина II», «Гефсиманский сад» (заключительное). Уже перечень названий говорит об их содержании, смысл и глубина которых раскрываются в Евангелии. И без знакомства с первоисточником полноты понимания достичь вряд ли удастся. Пересказ – это вторичный продукт. В центре размышления героя постоянно находится триада «жизнь – смерть – воскресение», а творчество понимается как «Слово Божие о жизни».

 Евангельские тексты в этих стихотворениях не просто присутствуют отдельными эпизодами, они здесь являют основное содержание. В них полностью прослеживается земная жизнь Сына Божьего Иисуса Христа: Его крестные страдания, смерть и воскресение. На страницах романа «Доктор Живаго» много примеров церковнославянской лексики, ссылок на евангельские тексты. В комментариях к роману дается много пояснений. Вот несколько из них [10, c.657]. Часть вторая. Девочка из другого круга: «…успел отбарабанить девять блаженств …» - имеются в виду стихи из Евангелия от Матфея (5:3 - 11). Часть третья. Елка у Свентицких: «Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов …» - имеются в виду строки: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4) . Слова «смерти не будет» были избраны в качестве одного из рабочих названий романа.

Русская поэзия дает нам не меньше примеров, где можно найти присутствие евангельских сюжетов и молитв: Блок А.А. «Верю в солнце Завета…», Бунин И.А. «Христос воскрес! Опять с зарею…», Лермонтов М.Ю. «Молитва», Надсон С.Я. Поэма «Иуда», Пушкин А.С. «Отцы пустынники и жены непорочны…» [17, c.204-210] .

Имея такой мощный материал для преподавания курса «Православная культура России» только на уроках литературы, не выделяя при этом его и не превознося над другими, в руках грамотного учителя дети будут просвещаться, воспитываться в духовно-нравственном направлении в естественной среде школьных будней. Грамотный учитель, для меня это тот педагог, который понимает, что православная культура является фундаментом, смыслообразующим центром русской литературы, истории; который понимает, что русскую культуру нельзя разделить на светскую и религиозную. Светская современная культура, захватившая сознание подрастающего поколения и молодежи нашей страны, привела к тому, что ищется выход для спасения страны.

Далее речь пойдет об учителе, потому что именно учитель ежедневно заходит в класс и работает с детьми, открывает с ними школьные учебники и анализирует, учит, выразительно читает, влияя на формирование личности каждого своего ученика. Задачей учителя является вовсе не передача своим подопечным некоей суммы конкретных знаний в области богословия. Для этого, помимо формального разрешения, необходимо еще и специальное образование. Куда важнее зародить интерес к своей исторической культуре без купюр, без привнесенных искажений. А интерес, как известно, рождает тягу к знаниям.

Но прежде всего такой интерес должен возникнуть у самого педагога. «Невольник не богомольник», - гласит народная мудрость. Никакой инструкцией не заставишь человека любить Православную культуру, видеть в православной вере истоки духовности и нравственности русского человека. На проводимых курсах по подготовке преподавателей ОРКСЭ, которые я проходила в Новосибирском институте повышения квалификации и Переподготовки работников образования в 2010 (24 - 31.03) из 120 человек модуль «Основы Православной культуры России» преподавать собиралась только я.

С радостью и восторженностью говорили на занятиях о ярких красках буддийской религии, уверяя, что, познакомившись с ней, русский ребенок будет и свою религию знать и уважать. Большой спор вызвало слово знать. Как же знать, если не изучать? Мусульманство, которое я знаю не понаслышке, моя родина – Кыргызстан, читалось с надеждой (мое личное мнение), что мусульман среди слушателей не будет. Курсы «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры» и «Основы светской этики» читал человек, который сразу же сказал, что его личное убеждение – атеизм (данную дисциплину он читал долгие годы студентам в институте). Следует заметить, что «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» читались отдельными двухчасовыми лекциями. Не повезло «Основам православной культуры», т.к. в расписании занятий данного предмета не было. Во время лекции «Основы иудейской культуры» лектор позволил себе несколько слов сказать в адрес православной культуры. Смысл сказанного заключался в том, что особо говорить не о чем, т.к. все о ней всё знают. В заключении он призвал с высокой трибуны священников к толерантности. Правда, ни одного священника среди слушателей курсов не было.

Эмоциональный мир педагога – это распространяющаяся энергия, она не может не захватить, не увлечь, оставить равнодушным слушателя. Эмоциональный мир является внешним проявлением внутреннего содержания человека, т.е. его духовной стороны. В воспитании позиция и навыки взрослого в отношении ко всему, что окружает ребенка, очень важна.

Духовный уровень современного педагога формировался в период, когда в нашей стране атеистическое мировоззрение являлось государственным. Средний возраст педагогов российских школ – 40-45 лет. Период учебы в ВУЗе и первые годы работы пришлись на «годы застоя», т.е. это был еще Советский Союз с его идеологическими установками. Дальнейший трудовой стаж складывался в условиях «перестройки» - ломки коммунистической морали и ценностей. В связи с антирелигиозным характером советской культуры и советского образования, огромные пласты культурно-исторического наследия предков оказались потерянными для поколений, воспитанных в СССР и постсоветской перестройке. Утрата культурной преемственности – беда современного российского общества

Как же быть компетентным в вопросах православной культуры, если этой культуре в той стране, в которой ты рос, не было места: ни в школьном твоем возрасте, ни в студенчестве - нигде не говорили о вечных истинах. Образование, полученное педагогами, носит усеченный характер. По идеологическим мотивам страницы нашей истории были переписаны, искажены. Культура и образование претерпели даже не деформацию, а крушение: изъяв из них православную составляющую, т.е. выбив основание, они рухнули, как дом, из-под которого убрали камень, и построили дом на песке. «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое». (Мф.7:27)

 А ведь учитель один из носителей духовных ценностей, с которым сталкивается ребенок в своей жизни. Фактически учитель занимает второе место, первыми, конечно, стоят родители. Духовное развитие учителя охватывает все сферы жизни, в том числе и деятельность. У учителя это прежде всего деятельность, направленная на овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками, развитие их личностных качеств. «Средняя школа должна воспитывать человека быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Воспитывают же людей: впрямую – религия, а более сложным путем – музыка, литература, искусство» [Д.С.Лихачев, 9, c.153] .

Современное образование выбирает более сложный путь – музыка, литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение иностранных языков. И хорошо видно, как заплутали мы в поисках выхода. «Где просто - там и ангелов по сто. А где мудрено – там ни одного», - точно подмечает пословица.

Первостепенная задача современной школы – это грамотный учитель, знающий свою культуру в полном объеме, умеющий соединить сюжет произведения и евангельский текст. «Учитель – это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, построите школ, но учителей сейчас не наделаете. Так утверждал Ф.М.Достоевский [5, c.29-30].

В школах процесс обучения не остановишь. Где же взять одномоментно столько учителей? Учителей, знающих хорошо свою историю и православную культуру? Поэтому, просвещение учительства не менее важная проблема современного образования, чем просвещение обучающихся. Система курсов повышения квалификации – один из путей решения обозначенной проблемы, главное создать действенные курсы, выражающие современные потребности образования. Пригласить для проведения занятий тех людей, чей опыт и знания смогут быть полезными и интересными слушателям.

Массовыми тиражами стала издаваться методическая, познавательная, художественная православная литература. После забвения вернулась детская духовная литература с рождественскими, святочными и пасхальными рассказами, создающими трогательную атмосферу православного праздника. Вновь радует нас на книжных полках особый пласт «паломнической прозы», который составляют произведения писателей ХХ века. И.С.Шмелева («Богомолье» 1931г., «Старый Валаам» 1936г.), Б.К.Зайцева («Афон» 1928 г., «Валаам» 1936). В конце ХХ века этот жанр «хождений» восстановили В.Крупин («Великорецкая купель» 1990 г., «Крестный ход» 1994 г., «Незакатный свет. Записки паломника» 2006 г.), В.Белов («Дорога на Валаам» 1997 г.), В.Распутин («На Афоне» 2004 г.). Доступными стали книги из серии «Жития святых», Святоотеческая литература, выходят прекрасные периодические православные газеты и журналы для детей и взрослых.

Как же мудр и проницателен был русский писатель Иван Шмелев, обратившийся в одном из писем к близкому человеку, а по сути ко всем нам, с призывом: «Читайте Пушкина и Евангелие!»

Самообразование доступно каждому, кто пытается устранить пробелы в каких-то знаниях, расширить, углубить или получить новые. В современном учительском сообществе стали создаваться «Союзы православных учителей». Учителя имеют возможность получать образование в Воскресных школах, которые повсеместно организуются для детей и взрослых при храмах и монастырях. В Интернете есть официальные сайты Русской Православной церкви, где размещается информация по разнообразной тематике. Ежегодно проводятся Рождественские чтения на местах, в епархиях, и Международные Рождественские чтения в Москве. В 2012 году с 22 по 25 января прошли юбилейные – ХХ Международные Рождественские образовательные чтения «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства», в которых я принимала участие. Была приглашена как победитель I (областного) этапа в номинации: «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» и победитель II (окружного) этапа по Сибирскому федеральному округу в номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» в рамках Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Будущее нашей страны сидит сейчас за школьными партами. Во многом будущее России находится в руках современных учителей. Каким оно будет?

Библиографический список

1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II. – М.: Российское библейское общество, 1995. – 1376 с.

2. Габдуллина В.И. «Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М.Достоевского: монография / В.И. Габдуллина; отв. ред. В.Г.Одиноков. – Барнаул : БГПУ, 2008. – 303 с.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения» / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009. – 24 с.

4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М.Достоевский. – М.: «Художественная литература», 1970. - 576 с.

5. Достоевский Ф.М. Дневник писателя (избранные страницы) / Ф.М.Достоевский. - М.: «Современник», 1989. – 464 с.

6. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома / С.Ф.Иванова – М.: Изд. «Отчий дом», 2006. – 336 с.

7. Коровина В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10—11 классы Профильный уровень) / В.Я.Коровина. - М.: «Просвещение», 2006. - 256 с.

8. Кураев А. Школьное богословие / Диакон А.Кураев. - СПб.: «Светлояр», 2000. – 369с.

9. Лихачев Д.С. «Русская культура»: Сборник статей / Д.С.Лихачев. - М.: «Искусство», 2000. – 440 с.

10. Пастернак Б.Л. Стихотворения. Доктор Живаго / Б.Л.Пастернак. - М.: Дрофа: Вече, 2002.- 672 с.

11. Пивоваров Б. Евангелие в нашей жизни. / Протоиерей Борис Пивоваров. - Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1995. - 63 с.

12. Пушкин А.С. Сочинения. В 2-х т. Т.2. Евгений Онегин; Романы и повести, Путешествие в Арзум / А.С.Пушкин. - М.: «Художественная литература», 1982. - 365 с.

13. Социокультурные проблемы современного человека: материалы III международной научно-практической конференции (22-26 апреля 2008 г.) / под ред. О.А.Шамшиковой, Н.Я.Большуновой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – Ч. II – 538 с.

14. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих / Л.В.Сурова.- Изд. Владимирской епархии, 1996. - 495с.

15. Талышева Л.П. Рабочая программа учебного предмета «основы православной культуры» для 4-5 классов // Источниковедение в школе.- 2010.- №1 (9).- 64 с.

16. Тургенев И.С. Рудин; Дворянское гнездо; Накануне; Отцы и дети / Вступ. статья и примеч. М. Еремина / И.С.Тургенев. – М.: «Художественная литература», 1983. – 543 с.

 17. Урицкая Б.Я. Христос Воскресе. Евангельские сюжеты и молитва в русской поэзии / Б.Я. Урицкая. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2011. – 210 с.

 

 

 


 


Вернуться назад