Сайт Образование и Православие > Основы православной культуры в школе > Н.Н. Голикова. Программа духовно-нравственного воспитания
Н.Н. Голикова. Программа духовно-нравственного воспитания16.04.2012. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 "ПЕЛИКАН"
Автор: Н.Н. Голикова, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ, руководитель Лаборатории непрерывного образования МОУ СОШ № 3 "Пеликан". 2010 г. г. Бердск
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение 3 Пояснительная записка 3 1. Социальная и психологическая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся 3 2. Основные цели и задачи программы 5 Концепция программы 6 1. Направление воспитательной работы 6 2. Принципы, методы и приемы 7 Обеспечение программы 8 Результаты деятельности 10 Востребованность и распространение опыта работы 14 Мероприятия по реализации программы 18 Литература 22 Приложения 23
Программа духовно-нравственного воспитания, разработанная в лаборатории непрерывного образования МОУ СОШ №3 «Пеликан».
Введение. Программа Духовно-нравственное воспитание обучающихся Лаборатории непрерывного образования МОУ СОШ № 3 «Пеликан» г. Бердска (далее именуется – Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. « Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами» (Пирогов Н.И. Избр. Пед.соч. М.-1985 г.,с174) Пояснительная записка. 1. Социальная и психологическая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обучащихся. Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, т.к. духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа. В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Обеспечение духовной безопасности страны тесно связано с защитой культурного, духовно – нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с религиозной грамотностью народа, что может дать только полноценно организованная система воспитания. Роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки. Воспитание определяет все сферы личности ребенка: психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни; социальную, формируя навыки жизни в обществе; социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности, и духовную, наполняя её высшими чувствами и образами. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М. «Просвещение», 2009 г.) говорится, что современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Образовательный стандарт в настоящее время включил в себя предметы религиозного содержания, которые знакомят школьников с основами православной христианской веры, с православной культурой, с духовной историей России. Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является трудной, а эффективность ее решения может быть обеспечена только активными совместными действиями всех участников воспитательного процесса. 2. Основные цели и задачи программы. Целью Программы является целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности. Целостное духовно – нравственное развитие детей осуществляется в процессе решения следующих задач:
Концепция программы 1. Направление воспитательной работы. В целях объединения усилий школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей, в развитии внутреннего положительного потенциала каждого ребенка, в формировании нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, а также выработки единых подходов в воспитании в Лаборатории непрерывного образования МОУ СОШ № 3 «Пеликан» разработана данная Программа. Создание Программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности лаборатории непрерывного образования (1996 – 2009г.г.)[1] по воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств. Реализация принципа непрерывности в образовании и воспитании детей предусматривает преемственность как между отдельными звеньями внутри образовательного процесса, так и интеграцию комплекса образовательных учреждений, объединенных общей концепцией: формирование в учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои природные возможности в новой социальной и экономической среде. С 2000/01 учебного года в рамках лаборатории осуществляется инновационная работа: организация непрерывного образовательного процесса между Воскресной и общеобразовательной школами и их интеграция. Включая в единое образовательное пространство Воскресную, начальную и основную школы, удается связать воедино весь накопленный потенциал внутри каждой образовательной единицы и поступательно его развивать, используя системный подход. В настоящее время в МОУ СОШ №3 «Пеликан» семь классов, где наряду с общеобразовательными предметами, учащиеся факультативно изучают предмет «Православная культура России». Часть учащихся составляют воспитанники Воскресной школы Сретенского прихода г. Бердска. Именно родители этих учеников выразили желание об организации таких классов. Родители остальных обучающихся выразили добровольное желание об обучении своего ребенка в данных классах. Актуальность создания таких классов предопределена многолетней работой Воскресной школы, так как в ее стенах выросли и вырастают нынешние учащиеся. Естественным желанием православных родителей становится соединение семейного и школьного воспитания. Совместными усилиями творческого коллектива учителей Лаборатории непрерывного образования и приходского совета удалось создать площадку по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении. Системообразующим фактором непрерывного образования выступает его целостность, то есть не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в лаборатории интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную, т.е. прослеживается интегративность Программы духовно-нравственного воспитания. Целостное воспитательное пространство осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, семейное воспитание, изучение культурологических основ традиционных российских религий. 2. Принципы, методы и приемы. Кроме основополагающего принципа лаборатории – принципа непрерывности воспитательного процесса – успешно применяются следующие: - создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема; - развивающее образование создание образовательной среды через обеспечение разных видов деятельности (учебной, внеучебной, досуговой) на основе организации взаимодействия между детьми, педагогами и родителями, соединение развивающего обучения с художественно-эстетическим развитием в непрерывном творческом взаимодействии. - воспитывать через творчество, творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Воспитательный процесс в лаборатории организуется на основе коллективных (групповых) способов и коллективной творческой деятельности учащихся. Ведущими методами и приемами работы являются: создание креативного поля, творческий поиск, творческое задание; активно применяются методики создания ситуации успеха и признание права каждого ребенка на ошибку; широко используется проектная деятельность; организация духовного диалога, средства и методы которого направлены на выявление духовных приоритетов и выстраивании иерархичной системы ценностей. Основным ключом для использования всех методов и приемов в лаборатории является деятельностно - интегративный подход, как активная практическая форма, позволяющая организовать воспитание обучающихся в рамках «проживания» в создаваемых воспитательных обстановках. Обеспечение программы. Кадровое обеспечение Программы представлено творческим коллективом педагогов: Большунова Н.Я. - научный руководитель лаборатории непрерывного образования –доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии НГПУ; Музыкина Л.В. - директор МОУ СОШ №3 «Пеликан», руководитель высшей категории, Отличник просвещения РФ; Голикова Н.Н. - руководитель лаборатории непрерывного образования, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ, классный руководитель 9А класса; Агишова Е.В. - заместитель директора по УВР, учитель высшей и психолог первой квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ, классный руководитель 6А класса, психолог – психолог первой квалификационной категории ; Аверченко И.М. – учитель начальных классов первой квалификационной категории, классный руководитель 1А класса; Остапчук Т.П. - учитель начальных классов высшей квалификационной категории, награждена Почетной грамотой МО РФ, классный руководитель 2А класса; Баталова Т.А. - учитель начальных классов первой квалификационной категории, классный руководитель 3А класса; Лапина Л.Г. – учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, классный руководитель 5А класса; Недоговорова Н.В. – учитель географии высшей квалификационной категории, классный руководитель 8А класса; Щербина Р.А. – учитель истории и курса «Православная культура России» высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ; Кузнецова Е.Г. – учитель хореографии высшей квалификационной категории, руководитель хореографического коллектива. Финансирование лаборатории осуществляется в пределах имеющихся бюджетных финансовых ассигнований МОУ СОШ № 3 «Пеликан». Руководство школы создает необходимую для работы лаборатории материально-техническую базу, а также подбор помещений для ее деятельности. Лаборатория с 2006 по 2008 годы являлась Областной экспериментальной площадкой. Результаты деятельности. Результаты работы по модели «Лаборатория непрерывного образования» подтверждены психолого-педагогической диагностикой, осуществляемой в рамках организации психолого-педагогического сопровождения образовательных программ: у детей, обучающихся в лаборатории, наблюдаются низкие показатели школьной тревожности, высокий уровень развития интеллекта, в том числе социального, сформированность учебной мотивации, отмечается стабильно высокий уровень успеваемости и воспитанности. Социологический опрос по теме «Мой класс» показал, что на конец года, по сравнению с началом, в классах ЛНО степень удовлетворенности школьной жизнью возросла с 89% до 97%. В контрольном классе произошло снижение данного показателя с 81% до 62 % соответственно. Степень конфликтности понизилась с 36 % до 20 % (ЛНО). Степень сплоченности класса возросла с 75% до 87% (ЛНО). По данным психолого-педагогического мониторинга у детей обучающихся в классах лаборатории не наблюдается проблем в адаптации к начальной и основной школе, диагностируется низкий уровень школьной тревожности (70%), удовлетворенность жизнью класса (89%). Среди положительных результатов можно отметить и то, что в классах создана обстановка уважительного отношения к старшим, к своим одноклассникам. Итогом конфликтной ситуации является примирение детей и умение попросить друг у друга прощение. Дети осознают такие понятия как послушание, терпение, смирение. В созданной воспитательной обстановке каждый ученик может проявлять и позитивно утверждать себя как в своих собственных глазах, так и во взглядах на него со стороны сверстников, активно участвуя не только в олимпиадах и конкурсах по всем учебным предметам, но также в художественной самодеятельности, различных общественно полезных делах, спорте и т.д. Очень важно отметить, что вся жизнь классов проникнута духом русской культуры, патриотизма, нравственности и воспитания у детей чувства личной ответственности за судьбу своей страны и нации. В 2008 – 2009 учебном году Проект «Хранители традиций», разработанный в лаборатории под руководством Голиковой Н.Н., занял второе место и получил денежный приз 30 000 рублей в конкурсе социально значимых проектов «Хранители традиций». Проект был представлен обучающимися 8А (ныне 9А) класса участниками школьного оркестра народных инструментов. За прошедшие 9 лет существования оркестра в этом составе было дано множество концертов в МОУ СОШ №3 «Пеликан» и в рамках городских мероприятий. Каждый класс лаборатории непрерывного образования представляет собой отдельный художественный коллектив: танцевальный, театральный, хоровой. Вместе с тем, все классы объединены в единый творческий ансамбль: хоровая студия состоит из обучающихся 6А, 8А, 9А классов; танцевальные коллективы мальчиков – 5А и 6А (младшая группа), 8А и 9А (старшая); хор начальной школы объединил детей 2А и 3А; в театрализованном представлении «Веселая ярмарка» 6А класса участвовал оркестр русских народных инструментов 9А класса; вальс, открывающий городской рождественский концерт 2010 года на сцене ДК «Родина», исполняли обучающиеся 2А, 6А, 8А и 9А классов. В воспитании творческого коллектива обучающихся лаборатории главным является обращение к корням национальной культуры, духовности. Русское народное творчество, музыка, фольклор – вот те инструменты, которые делают душу ребенка красивее и богаче. Занятия народной музыкой, танцами обогащают мир чувств, стремлений, объединяют детей духовно, сплачивают, воспитывают творческий коллективизм. Лаборатория проводит большую духовно - нравственную просветительскую работу, как в рамках школы, так и за ее пределами. Силами обучающихся в классах лаборатории готовятся концерты для жителей города, которые проходят на различных площадках: большом зале ДК «Родина», в клубе воинской части, клубе завода «Вега», городском ДК, пансионате ветеранов войны и труда, кадетском корпусе и школах города. О запоминающихся выступлениях учащихся неоднократно рассказывалось на страницах городских газет «Бердские новости», «Свидетель» и «Бердский курьер». Данные выступления подготавливаются к праздникам: Рождество Христово, Сретенье Господне, Пасха, День Жен-мироносиц, Дни славянской письменности и культуры, День пожилого человека, 100-летие со дня рождения Д.Лихачева, День Победы и др. Но не только коллективные успехи являются показателями целенаправленной работы по воспитанию и развитию личности каждого ребенка. Согласно приказам департамента образования НСО №1268 от 11.12.08 г. и начальника управления образования №675 от 22.12.08 г. Ромадинов Иван Витальевич, обучающийся 8А класса МОУ СОШ №3 «Пеликан» был направлен в Государственный Кремлевский дворец в г. Москву для участия в общероссийской «Президентской ёлке». Стипендиатами Администрации муниципального образования г.Бердска за активное участие в общественной жизни города, реализации молодежной политики с занесением имени в Книгу почета в 2008 г. стали обущающиеся 8А класса Родионов Алексей Викторович и Матвеева Дарья Александровна. Рождественскими стипендиатами Главы муниципального образования г.Бердска становились Ким Юрий, 2008 г., Вычужанин Богдан, 2009 г. В учебном году 2005/06 г.г. в рамках МОУ СОШ №3 «Пеликан» впервые была разработана и осуществлена Программа проведения Дней Православной культуры, которая впоследствии стала центральным звеном в Программе по духовно – нравственному воспитанию, т.к. программа наполняется содержанием постепенно, составляется по кусочкам в течение года на уроках и внеурочной деятельности, внешкольной и семейной обстановках. Невозможно за короткий срок подготовить мероприятие длиной в 1,5 месяца, задействовав в нем все классы школы. Этот творческо-познавательно воспитательный проект, который объединяет детей, учителей и родителей. Каждый год наполнение программы отличается от предыдущего. Программа проведения Дней Православной культуры в 2009 году прилагается. Проводимые мероприятия в рамках Дней Православной культуры позволили всем учащимся школы с 1 по 11 классы побывать на открытых уроках «Православная культура России. Что мы изучаем на этих уроках?», классных часах «Светлое Христово Воскресение. Главный праздник православных христиан» или библиотечных уроках «Колокольные звоны России»; пообщаться со священнослужителями, получить ответы на интересующие их вопросы. Большая игровая программа готовится отдельно для начальной школы: разучиваются народные игры, танцевально-игровые хороводы, народные песни и потешки. Такая форма просветительской работы, когда происходит прямое и открытое общение школьников, позволяет менять нравственный и психологический климат всего учебного заведения, формировать единое образовательное пространство в школе, опираясь на духовно-нравственные принципы. С семьями учеников в каждом классе лаборатории проводится систематическая работа по просвещению родителей в виде лекций, бесед по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, развития семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций. В качестве лекторов на родительских собраниях выступают медики, психологи, педагоги, священнослужители. Тематика лекций выстраивается в соответствии с возрастными особенностями детей, семейными традициями. Родители являются активными участниками всех событий, которые организуются и проходят в лаборатории. Результаты анкетирования родителей классов, изучающих ПКР (75 человек): n совпадение ценностей семьи с ценностями ПКР – 98%, n есть взаимопонимание с детьми – 100%, n дети рассказывают о том, что узнают на ПКР – 98%, n личностные качества, которые помогает воспитывать ПКР – любовь к ближнему, порядочность, скромность, уважение, терпение, доброту, честность, умение осознавать ошибки, просить прощение, патриотизм, ответственность, отзывчивость, n обращаются за помощью, если появляются вопросы к классному руководителю – 98%, к священнику – 40%.
Востребованность и распространение опыта работы. Лаборатория непрерывного образования в настоящее время активно работает в направлении распространения своего опыта и является открытой площадкой для всех, кого это опыт заинтересует. За период с 2000 по 2010 годы в рамках ЛНО прошли следующие мероприятия для различных категорий педагогических работников:
Напечатанные статьи:
На ежегодных Рождественских чтениях Голикова Н.Н. выступала с докладами на секциях:
Мероприятия по реализации программы духовно-нравственного развития лаборатории непрерывного образования МОУ СОШ №3 «Пеликан»
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловейчик С. Воспитание творчеством. М., 1978. 2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991. 3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981. 4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. 5. Адамский М.Я., Яновицкая Е.В. Большая дидактика и 1000 мелочей. – СПб.: ООО «Валери СПД», 2000. 6. Альманах «Духовные истоки воспитания», №1, 2002 г. 7. Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009 г. 8. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Изд. «Школьная Пресса», №1, 2008 г 9. Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне». – Клин: Христианская жизнь, 2006.
Средняя общеобразовательная школа № 3 "ПЕЛИКАН"
ПРИКАЗ
от 22.04.2009г. № 91/о г. Бердск О проведении Дней Православной культуры
В соответствии с координационным планом работы школы, в рамках сотрудничества с Общественными организациями (Православным приходом г. Бердска), в целях возрождения традиционной российской культуры, духовности, и нравственности и повышения интереса обучающихся к русской национальной Православной культуре, истории России, расширения кругозора, воспитания в духе гражданственности и патриотизма, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Организовать и провести в школе Дни Православной культуры с 20.04.09 по 24.05.09. 1.1. План подготовки, программу и график проведения Дней Православной культуры утвердить (прилагаются). 1.2. Ответственность за подготовку и проведение Дней Православной культуры возложить на Голикову Н.Н., заведующую лабораторией непрерывного образования.
Основание: служебная записка Агишовой Е.В. Директор - Л.Музыкина С приказом ознакомлен (а,ы): подпись: ________Н.Голикова План подготовки 1.Подготовка классных часов – Аверченко И.М., Агишова Е.В., Остапчук Т.П., Баталова Т.А., Козлова Н.Д., Голикова Н.Н. 2. Подготовка открытых уроков, информационно-методических и образовательных встреч – Голикова Н.Н. 3. Подготовка концертных номеров – Кузнецова Е.Г., Киршина Л.Д., Нелюбина М.Г. 4.Подготовка библиотечных уроков – Смирнова Е.А., 5.Организация игровых площадок для начальной школы – Аверченко И.М., Смирнова Е.А. 6.Подготовка русских национальных костюмов – классные руководители 1А, 2А, 4А, 5А, 7А, 8А классов. 7.Оформление рекреации 1, 2, 3-го этажей, классных комнат – классные руководители 1А, 2А, 4А, 5А, 7А, 8А классов. Дни православной культуры в школе – традиционное событие, которое проводится в течение 4-х лет в рамках Дней Славянской письменности и культуры. Цель: возрождение традиционной российской культуры, духовности, нравственности и повышение интереса обучающихся к русской национальной Православной культуре, истории России, расширение кругозора, воспитание в духе гражданственности и патриотизма.
График проведения мероприятий в рамках Дней Православной культуры России в МОУ СОШ №3 «Пеликан» с 23 апреля по 24 мая
Мультимедийная презентация «Русский хоровод»
Приложение 2. Директор МОУ СОШ № 3 «ПЕЛИКАН» Л.В.Музыкина «___»__________________ 2009 г.
План работы Лаборатории непрерывного образования на 2009 – 2010 учебный год Тема: Непрерывность образовательного процесса.
Цель: поступательное развитие творческого и духовного потенциала личности на различных этапах функционирования образовательной системы.
Задачи: 1.Технология практической реализации принципа непрерывности, решение проблемы преемственности между начальным и средним звеньями. 2.Технология развития духовной культуры личности через знакомство с культурой своего народа. 3.Технология групповой творческой деятельности; технология коллективного творческого обучения. 4. Активное сотрудничество с предметными лабораториями и их руководителями, совместное планирование работы
Заседания ЛНО (последняя пятница, каждого второго месяца). Темы заседаний. 25.09.09. Вопросы адаптации обучающихся. Организация среды для дальнейшего поступательного развития индивидуальных особенностей обучающихся. 27.11.09. 1.Технология развития духовной культуры личности через знакомство с культурой своего народа. 2.Подготовка Городского и школьного Рождественского концерта 3.Участие в областных и городских Рождественских чтениях 29.01.10. Технология групповой творческой деятельности; технология коллективного творческого обучения. Работа с одаренными детьми и детьми, ориентированными на учебу 19.03.10. Предмет «Православная культура России» и его место в образовательно - воспитательном процессе. Подготовка и проведение Дней Православной культуры России, посвященных празднованию Дней славянской письменности и культуры 14.05.10. Подведение итогов за год. Планирование работы на следующий учебный год.
[1] Опыт и итоги учебной и воспитательной работы лаборатории непрерывного образования описан в ряде педагогических и научных публикаций (см. раздел «Результаты деятельности»)
Вернуться назад |