Сайт Образование и Православие > История > Урок по теме «Времена Древней Руси и Московского государства»

Урок по теме «Времена Древней Руси и Московского государства»


15.07.2015.

Урок по теме «Времена Древней Руси и Московского государства»

 

Технологическая карта урока

 

 

Организационная информация

Предмет

Окружающий мир

Класс/группа

3 класс

Тема

Повторительно-обобщающий урок по теме «Времена Древней Руси и Московского государства»

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Саватеева Александра Васильевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №139

Республика/край

 

Город/поселение

Санкт-Петербург

Тип урока (мероприятия, занятия)

урок повторения, систематизации и обобщения знаний

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Цели и задачи урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель - систематизация, обобщение и повторение знаний учащихся по теме «Времена Древней Руси и Московского государства».

Задачи:

· Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания о Древней Руси и Московском государстве; проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат; расширить кругозор детей, обобщить материал как систему знаний.

· Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог, следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, аналогии, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; наблюдательность; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать его значимость в достижении общей цели.

· Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину; бережное, трепетное отношение к историческому наследию России; чувство взаимопомощи.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы

(требующиеся для проведения АМО, включенных в данное образовательное мероприятие)

1.ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер, документ-камера, система интерактивного голосования;

2.Дидактическое обеспечение: презентация к уроку с интерактивными заданиями и опрос для проведения этапа рефлексии, составленные в ПО SMART Notebook.

3.Дидактические материалы: раздаточный материал для работы в группах, карточки с заданиями, 2 листа большого формата с заголовками «Времена Древней Руси» и «Времена Московского государства».

4.Другое: цветные карандаши, фломастеры для учащихся (4 цвета), цветные ленты для воевод.

Список учебной и дополнительной литературы

1. А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» учебник для 3-го класса часть2(«Мое Отечество»). М.:Баласс, 2012.

2. Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»(«Мое Отечество»). – М.Баласс,2012

3. Е.В. Сизова, Д.Д.Данилова, Е.м. Турчина Окружающий мир («Мое Отечество») 3 класс. Методические рекомендации для учителя _М.:Баласс, 2012

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

 

Приложение 1. Презентация к уроку с интерактивными заданиями ПО SMART Notebook.

Приложение 2. Конкурсный лист.

Приложение 3. Бланк ответа на вопрос своего отношения к прошлому нашей страны.

Опрос для проведения этапа рефлексии, составленный в ПО SMART Notebook.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Не использовались

Дополнительная необходимая информация

Урок направлен на достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

1.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

2.Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные результаты

Формирование универсальных учебных действий:

1.Регулятивных УУД:

-Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

-Определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

2.Познавательных УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

3.Коммуникативные УУД:

-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Предметные результаты

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

-отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

-объяснять, что такое государство, история;

-по году определять век, место события в прошлом;

-отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

-учиться объяснять своё отношение к прошлому и настоящему родной страны.

Обоснование выбора технологии АМО

Урок повторения по двум разделам предусматривает систематизацию и обобщение большого объема довольно сложного материала для третьеклассников. При использовании технологии АМО повышается активность работы обучающихся, вследствие чего усваивается большой объём материала. Урок-игра помогает создать такую среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Самое сложное в истории - это запомнить даты, работа в команде является оптимальной для решения задач, связанных с исторической информацией. Совместная работа детей в группах, вовлекает в учебную деятельность каждого ребёнка.

 

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы технологии АМО и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий АМО

Экспертами оценивается: 1. Эффективность организации педагогической деятельности (анализ структуры и организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока, анализ применения технологии АМО на уроке, анализ работы учащихся на уроке, психологический анализ урока). 2. Соответствие урока/занятия/мероприятия технологии активных методов обучения. 3. Качество описания активных методов обучения на каждом этапе.

Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Подробный конспект урока с описанием АМО по установленной схеме[1]:

- Название метода

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

- Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Вхождение или погружение в тему (целеполагание)

 

3 мин

 

 

 

На доске слайд с ключевыми словами и изображением «реки времени» Слайд 2 (Приложение 1)

- Сформулируйте тему урока. (Повторение изученного материала «Древняя Русь» и «Московское государство».) Слайд 3.

- Какие задачи мы можем перед собой поставить? ( Вспомнить исторические события, яркие личности, памятники культуры связанные с изученными временами. Отличать друг то друга времена Древней Руси и Московского государства. Выразить свое отношение к прошлому нашей страны.) Слайд 4.

Инициация

4 мин

 

АМО «Создай дружину»

Цели и задачи метода: формирование групп, создание позитивного эмоционального фона урока

Необходимые материалы: цветные карандаши, фломастеры для учащихся (4 цвета), цветные ленты для воевод, рисунки щитов (4 цвета).

Предварительная подготовка: подготовка цветных принадлежностей по количеству участников, изготовление щитов 4-х цветов.

Технология проведения

- Мы проверим наши знания по этим историческим темам и посоревнуемся между командами. Я выбрала 4-х воевод (из числа желающих) и они будут набирать себе дружину.

Воеводе на голову повязывается цветная лента. Воеводы по очереди (определенной жеребьевкой) выбирают по первому дружиннику, отобранные ребята выбирают следующего дружинника и так комплектуются группы.

- Вы нарисовали щиты 4-х цветов. Под щитами мы вывесим конкурсные листы, а работать вы будете ручками, карандашами и фломастерами, соответствующими цвету вашего щита.

- По ходу нашего урока мы будем выполнять различные интересные задания, и получать баллы, которые эксперты будут записывать в специальные конкурсные листы. А в конце подведем итог, подсчитаем, сколько баллов набрали. Я тоже буду вести подсчет баллов. У кого счет совпадет со мной, получит дополнительный балл за внимательность.

Примечание Необходимо учитывать психологические особенности класса.

Происхождение метода: авторский.

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АМО «Распределитель»

Цели и задачи метода: активизировать мыслительную деятельность, актуализировать полученные ранее знания.

Необходимые материалы: презентация к уроку с интерактивными заданиями, составленные в ПО SMART Notebook (слайд 5), интерактивная доска.

Предварительная подготовка: создание интерактивного задания в ПО SMART Notebook.

Технология проведения

Надо распределить слова-понятия по временам Древней Руси и Московского государства.

Задание выполняется по очереди у интерактивной доски, порядок ответов команд определяется жребием. Каждый правильный ответ 1 балл.

Происхождение метода: авторский.

 

Дальше работа проводится по схеме:

Дружина

№ п/п

Красные

Синие

Зеленые

Желтые

1

АМО « Автобусная остановка»

 

АМО « Автобусная остановка»

 

АМО Интерактивная Викторина»

АМО «Исторические загадки»

2

АМО « Автобусная остановка»

 

АМО « Автобусная остановка»

 

АМО «Исторические загадки»

АМО «Интерактивная Викторина»

Физминутка (релаксация)

3

АМО «Интерактивная Викторина»

АМО «Исторические загадки»

АМО « Автобусная остановка»

 

АМО « Автобусная остановка»

 

4

АМО «Исторические загадки»

АМО «Интерактивная Викторина»

АМО « Автобусная остановка»

 

АМО « Автобусная остановка»

 

 

АМО « Автобусная остановка»

Цели и задачи метода: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Необходимые материалы: листы большого формата - плакаты, фломастеры.

Предварительная подготовка: создание заготовки плакатов «Древняя Русь» и «Московское государство»

Технология проведения

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме – названием изученных времен. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты темы, относящиеся к временам древней Руси и Московского государства. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 5 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.

После этого каждая группа передает результаты работы учителю.

Примечание Участвуют 2 группы

Происхождение метода: адаптированный. Электронная книга «Копилочка активных методов обучения» (www.moi-universitet.ru)

АМО «Интерактивная Викторина»

Цели и задачи метода: в игровой форме повторить и обобщить пройденный материал, учиться доносить свою позицию до других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Необходимые материалы: презентация к уроку с интерактивными заданиями, составленные в ПО SMART Notebook (слайд 6), интерактивная доска.

Предварительная подготовка: создание интерактивного задания в ПО SMART Notebook.

Технология проведения

Викторина на интерактивной доске «От Древней Руси к единой России». (Слайд 6.) К доске подходит вся группа, ответ выбирают после предварительного обсуждения.

Каждый правильный ответ 1 балл.

Происхождение метода: авторский.

АМО «Исторические загадки»

Цели и задачи метода: в игровой форме повторить и обобщить пройденный материал, учиться доносить свою позицию до других.

Необходимые материалы: Карточки с загадками.

Предварительная подготовка: Придумать и изготовить исторические загадки.

Группа за столом отгадывает исторические загадки.

Каждый правильный ответ 1 балл.

Происхождение метода: авторский.

 

Разминка (релаксация)

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

 

АМО «Земля, воздух, огонь и вода»

Цели и задачи метода: повысить уровень энергии в классе.

Технология проведения

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Происхождение метода: заимственный. Электронная книга «Копилочка активных методов обучения» (www.moi-universitet.ru)

 

После разминки продолжение работы по АМО «Автобусная остановка», «Интерактивная Викторина», «Исторические загадки»

Проработка содержания темы

5 мин.

Задание для всех групп: Вопрос на свое отношение к прошлому нашей страны.

- Хотели бы вы или не хотели пожить в то время и почему? Обсуждается в группе (1 мин.) и записывается на листе.

Ученики отвечают, дополняют друг друга. Самые яркие ответы отмечаются баллами.

 

В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами и подводит итоги работы по АМО «Автобусная остановка». Должны быть написаны события, которое произошли в эти года.

Проверка на интерактивной доске (Слайд 7). За правильный ответ какому веку соответствует каждый год – 1 балл. Отвечают воеводы по очереди.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

3 мин.

АМО «Я и мы»

Цели и задачи метода: получить обратную связь от учеников, учиться определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев..

Необходимые материалы: опрос, составленный в ПО SMART Notebook (Приложение 2), интерактивная доска, система интерактивного голосования SMART Response.

Предварительная подготовка: создание опроса в ПО SMART Notebook.

Технология проведения

Проводится с использованием интерактивной системы голосования. Учащиеся выбирают ответ с помощью дистанционных пультов.

Оцени свою работу на уроке

- Я доволен своей работой на уроке

- Я хорошо работал, но умею еще лучше

- Работа не получилась, не доволен собой

Оцени работу своей группы на уроке

- Я доволен нашей работой на уроке

- Мы хорошо работали, но умеем еще лучше

- Работа не получилась, не доволен нами

Происхождение метода: авторский.

2 мин.

Подведение итогов

- Решили мы поставленные задачи? (Слайд 7)

Подсчет баллов. Выставление оценок.

Обсуждение (фронтальная работа).

Апробация образовательного мероприятия

(если данное образовательное мероприятие проводилось, отметьте, пожалуйста, его результативность и отношение обучающихся к форме и содержанию мероприятия (занятия))

Данный урок был проведен в классе, в котором много учащихся с низким уровнем развития внимания, но есть сообразительные ученики, способные анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Дети с удовольствием работали в группах, проявляли взаимное уважение. Форма и содержание урока очень понравились всем участникам занятия.

Разработанные методы организации работы позволили включить в образовательный процесс каждого ученика, способствовали сплочению коллектива и позволяли проявить каждому ребёнку свою индивидуальность.

Примечания (важные организационные, технические, методические и дидактические моменты, которые необходимо учитывать при проведении данного образовательного мероприятия)

 

 



 SavateevaAB_KonkursAMO2015_pril2.doc [38,5 Kb] (cкачиваний: 74) SavateevaAB_KonkursAMO2015_pril3.doc [35 Kb] (cкачиваний: 64)


 


Вернуться назад