Сайт Образование и Православие > История > Технологическая карта урока «Восстание декабристов 14 декабря 1825 года»

Технологическая карта урока «Восстание декабристов 14 декабря 1825 года»


08.12.2015.
Подготовленна  Людмилой Алексеевной Барановой, учителем истории МАОУ СОШ №2 с углубленным изучением английского языка в городе Великий Новгород. Для 8 класса по предмету "История" (Образовательная программа по предмету (автор)«История России XIX века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.)

Описание урока:

Тип урока

урок изучения нового материала

Время реализации урока

40 минут

Цели урока

создать условия для развития информационной компетентности учащихся; формирование умений де­лать выводы, использовать исторические документы как источник знаний

Задачи урока

- образовательные: изучить движение декабристов, доказать, что оно оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России;

- развивающие: развивать навыки обучающихся в работе с источниками, умение анализировать и делать выводы;

- воспитательные: воспитывать чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать, что собой представляло восстание декабристов 1825 года, какие последствия имело для дальнейшей истории страны.
  • Умение систематизировать и анализировать информацию из различных исторических источников; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия.
  • Развитие познавательного интереса к истории России, расширение кругозора учащихся
  • формирование умений давать сравнительную характеристику идей, деятельности и программных документов декабристов

Личностные:

- формирование представления о значимости патриотизма для современного человека на примере декабристов;

- осмысление ценностей современного общества в сравнении с декабристами.
Метапредметные:

- развитие умений работать с учебной информацией (анализировать, систематизировать, обобщать факты, составлять сложный план, таблицу);

- продолжить формирование умения работать в группе

 

УУД

· Личностные УУД:оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, понимать важность выступления декабристов для российского общества XIX в. И его значение для последующих поколений российских граждан

· Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; составление плана и последовательности действий

· Коммуникативные УУД: умение слушать других, работать в группе, а также умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

· Познавательные УУД: умение сформулировать проблему, построить логическую цепь рассуждений, привести доказательства своей позиции

  1. Структура и содержание урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока: Самоопределение к деятельности. Цель этапа: выработка на личностном уровне внутренней готовности выполнения необходимых требований учебной деятельности

Активизирую познавательный интерес, создаю проблемную ситуацию.

«Движение декабристов… Многое удивительно и своеобразно в этом движении. Молодые дворяне – опора – царизма, владели крепостными крестьянами. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Почему? Какие изменения предполагали декабристы? В чем значении декабристского движения?»

 

Предлагают различные варианты

(мозговой штурм).

 

Формулирование познавательной цели.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Приветствие учителя. Подготовка к работе, включаются в деловой ритм.

 

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Определяют суть проблемы

Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

2 этап урока: Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Целеполагание. Организует

формулирование

темы урока

учащимися (Какую задачу будем решать?

Какими способами?)

Формулируют задачу, предлагают способы её решения

Подведение под понятие, выведение следствий;

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

 

Спрашивают о форме работы: индивидуальная или групповая

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Вспоминают, что им уже известно по данному периоду истории России

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению

3 этап урока: Организация учебной деятельности

Актуализация знаний

Вопросы классу по внутренней политике самодержавия после войны 1812 года

Организация детей по группам: «Северное общество», «Южное общество»

 

Консультирую по вопросам задания

 

Демонстрирую программные документы декабристов

 

«Южное общество» (N 111611)

«Северное общество» (N 111678)

 

 

Организую обсуждение программ по вопросам: в чем главные различия двух программ?

Какая более радикальна?

Какая более реалистична?

Мини-лекция о событиях 14 декабря 1825 г.

 

Демонстрирую иллюстрации

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. (N 129069)

 

Сенатская площадь (современное состояние) (N 111521

 

Демонстрирую текст документа

«Манифест к русскому народу» (N 111529)

 

Обращаю внимание уч-ся на проблемное задание.

Почему против царизма выступили представители дворянства декабристы?

Какие изменения предполагали декабристы?

В чем значение декабристского движения?

 

Демонстрирую задания

Отвечают на вопросы и формулируют причины формирования взглядов декабристов

 

- Поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей

 

Ученики распределяются по группам и получают задания: проанализировать деятельность обществ по плану.

Участвуют в коллективном обсуждении

 

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

Заполняют таблицу «Конституция» Н.Муравьева

«Русская правда» П. Пестеля

 

 

 

По ходу рассказа обучающиеся выполняют следующие задания: составляют хронику события, выписывают имена руководителей, излагают письменно основную суть "Манифеста к русскому народу”.

 

Отвечают на вопросы, делают выводы

- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

 

4 этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности

Соотнесение цели и конечного результата. Осуществляю оценку деятельности

Организую анализ трудностей при выполнении заданий

Предлагаю в качестве домашнего задания приготовить творческие работы, по темам:

Декабристы в Сибири.

Влияние декабристов на культуру Сибири.

Жены декабристов - это подвиг? Или…

 

Объясняют полученные результаты.

 

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Задают вопросы по выполнению домашнего задания

Оценка действий партнера, контроль, коррекция.

 

Умение слушать

Выявляют свои затруднения

 

Оценивают уровень своих достижений на уроке.

 

В форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

 

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

О результативности урока можно судить по достижению поставленной цели и задач и по соответствию цели результату. Анализируя проведённый урок, считаю, что учащиеся умеют:

- определять цель деятельности;

- планировать учебные действия;

- использовать различные источники информации;

- ставить и отвечать вопросы;

- представлять свои конечные продукты;

- оценивать свои действия и членов группы.

Эффективность урока будет достигнута тогда, когда учащиеся и учитель будут удовлетворены процессом и результатом учебной деятельности. Эффективность можно проследить при помощи анкетирования, бесед, планов действий.

 

Ресурсы, оборудование и материалы

Основные: Рабочая программа, учебник, проектор, экран.

Дополнительные: Интернет – ресурсы, компьютеры с выходом в Интернет

Список учебной и дополнительной литературы

 

«История России XIX века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

 

Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005

 

Фортунатов В.В., Снегирев С.Ф. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. (N 129069) (иллюстрация)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f820a4a5-a327-49ac-bc73-6960720370fa/35_11.jpg

 

Сенатская площадь (современное состояние) (N 111521) (иллюстрация)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8783d2-0a01-01b2-002c-7ac5bfc340a1/[IS89IR_2-01]_[PF_01].jpg?redirected=true

 

"Северное общество" (N 111678) (текст)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878373-0a01-01b2-00ae-3da82e428285/%5BIS89IR_1-6%5D_%5BTD_19%5D.html

 

"Южное общество" (N 111611) (текст)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87836f-0a01-01b2-00d9-927737eebb74/?from=7a88063c-0a01-01b2-0198-185317f8ef8b&interface=teacher&class=50&subject=20&rub_guid[]=7a88063c-0a01-01b2-0198-185317f8ef8b

 

"Манифест к русскому народу" (N 111529) (текст)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8783f4-0a01-01b2-007f-226179cb23f3/%5BIS89IR_2-01%5D_%5BTS_02%5D.html

 

 

 

 

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Сорокина Е.М. Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 класс. – М.: Вако, 2013

http://spisok-literaturi.ru/books/pourochnyie-razrabotki-po-istorii-rossii-8-klass-xix-vek_19613828.html

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Нет

Дополнительная необходимая информация

Поощряется инициативность учащихся, возможен самостоятельный поиск дополнительных источников информации по заданной теме (помимо указанных), их анализ. Например, поиск данных по оценке современниками декабристов указанных событий и их трактовка.

 


 


Вернуться назад