Подготовленна Людмилой Алексеевной Барановой, учителем истории МАОУ СОШ №2 с углубленным изучением английского языка в городе Великий Новгород. Для 8 класса по предмету "История" (Образовательная программа по предмету (автор)«История России XIX века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.)
Описание урока: |
Тип урока |
урок изучения нового материала |
Время реализации урока |
40 минут |
Цели урока |
создать условия для развития информационной компетентности
учащихся; формирование умений делать выводы, использовать
исторические документы как источник знаний |
Задачи урока |
- образовательные: изучить
движение декабристов, доказать, что оно оказало большое влияние на развитие
общественной и культурной жизни России;
- развивающие: развивать навыки
обучающихся в работе с источниками, умение анализировать и делать выводы;
- воспитательные: воспитывать
чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма. |
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки
и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе
урока (мероприятия, занятия) |
Предметные:
- Знать, что собой представляло
восстание декабристов 1825 года, какие последствия имело для дальнейшей
истории страны.
- Умение систематизировать
и анализировать информацию из различных исторических источников; делать
выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия.
- Развитие
познавательного интереса к истории России, расширение кругозора учащихся
- формирование
умений давать сравнительную характеристику идей, деятельности и
программных документов декабристов
Личностные:
- формирование представления о значимости патриотизма для
современного человека на примере декабристов;
- осмысление ценностей современного общества в сравнении с
декабристами.
Метапредметные:
- развитие умений работать с учебной информацией (анализировать,
систематизировать, обобщать факты, составлять сложный план, таблицу);
- продолжить формирование умения работать в группе
|
УУД |
· Личностные
УУД:оценивание
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
понимать важность выступления декабристов для российского общества XIX в. И его значение для
последующих поколений российских граждан
· Регулятивные
УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; составление
плана и последовательности действий
· Коммуникативные
УУД: умение слушать других, работать в группе, а также умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
· Познавательные
УУД: умение сформулировать проблему, построить логическую цепь рассуждений,
привести доказательства своей позиции |
- Структура и
содержание урока:
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы
деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы
деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы
деятельности |
1 этап урока:
Самоопределение к деятельности. Цель этапа: выработка на
личностном уровне внутренней готовности выполнения необходимых требований
учебной деятельности |
Активизирую познавательный интерес, создаю проблемную
ситуацию.
«Движение декабристов… Многое удивительно и своеобразно
в этом движении. Молодые дворяне – опора
– царизма, владели крепостными крестьянами. Но они поднялись на
борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой
царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в
армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить
царизм, самодержавие и свои привилегии. Почему? Какие изменения предполагали
декабристы? В чем значении декабристского движения?»
|
Предлагают различные варианты
(мозговой штурм).
|
Формулирование познавательной цели.
Самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
|
Приветствие учителя. Подготовка к работе, включаются в
деловой ритм.
|
Определение цели, функций участников,
способов взаимодействия |
Определяют суть проблемы |
Способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий |
2 этап урока: Организация и самоорганизация учащихся
в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
Целеполагание. Организует
формулирование
темы урока
учащимися (Какую задачу будем решать?
Какими способами?) |
Формулируют задачу, предлагают способы её решения |
Подведение под понятие, выведение следствий;
- синтез как составление целого из частей, восполняя
недостающие компоненты;
|
Спрашивают о форме работы: индивидуальная или
групповая |
Планирование
учебного сотрудничества с
учителем и со сверстниками |
Вспоминают, что им уже известно по данному
периоду истории России |
Выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено, что еще подлежит усвоению |
3 этап урока: Организация учебной деятельности |
Актуализация знаний
Вопросы классу по внутренней
политике самодержавия после войны 1812 года
Организация детей по группам: «Северное общество»,
«Южное общество»
Консультирую по вопросам задания
Демонстрирую программные документы декабристов
«Южное общество»
(N 111611)
«Северное
общество» (N 111678)
Организую обсуждение программ по вопросам: в чем главные
различия двух программ?
Какая более радикальна?
Какая более реалистична?
Мини-лекция о событиях 14
декабря 1825 г.
Демонстрирую иллюстрации
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. (N 129069)
Сенатская площадь
(современное состояние) (N 111521
Демонстрирую текст документа
«Манифест к русскому народу» (N 111529)
Обращаю внимание уч-ся на
проблемное задание.
Почему против царизма выступили представители дворянства
декабристы?
Какие изменения предполагали декабристы?
В чем значение декабристского движения?
Демонстрирую задания |
Отвечают на вопросы и формулируют причины формирования
взглядов декабристов
|
- Поиск и выделение информации;
синтез как составление целого из частей, восполняя
недостающие компоненты;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей
|
Ученики распределяются по группам и получают задания:
проанализировать деятельность обществ по плану.
Участвуют в коллективном обсуждении
|
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
- контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Заполняют таблицу «Конституция» Н.Муравьева
«Русская правда» П. Пестеля
По ходу рассказа обучающиеся выполняют следующие
задания: составляют хронику события, выписывают имена руководителей,
излагают письменно основную суть "Манифеста к русскому народу”.
Отвечают на вопросы, делают выводы |
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- внесение необходимых дополнений и корректив в
план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта
|
4 этап урока: Контроль и оценка результатов
деятельности |
Соотнесение цели и конечного результата. Осуществляю
оценку деятельности
Организую анализ трудностей при выполнении заданий
Предлагаю в качестве домашнего задания приготовить
творческие работы, по темам:
Декабристы в Сибири.
Влияние декабристов на культуру Сибири.
Жены декабристов - это подвиг? Или…
|
Объясняют полученные результаты.
|
рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Задают вопросы по выполнению домашнего
задания |
Оценка действий партнера, контроль,
коррекция.
Умение слушать |
Выявляют свои затруднения
Оценивают уровень своих достижений на уроке.
|
В форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона.
Выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
|
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых
ФГОС? |
О результативности урока можно
судить по достижению поставленной цели и задач и по соответствию цели
результату. Анализируя проведённый урок, считаю, что учащиеся умеют:
- определять цель деятельности;
- планировать учебные действия;
- использовать различные
источники информации;
- ставить и отвечать вопросы;
- представлять свои конечные
продукты;
- оценивать свои действия и
членов группы.
Эффективность урока будет
достигнута тогда, когда учащиеся и учитель будут удовлетворены процессом и
результатом учебной деятельности.
Эффективность можно проследить при помощи анкетирования, бесед, планов
действий.
|
Ресурсы, оборудование и материалы |
Основные: Рабочая программа, учебник, проектор, экран.
Дополнительные: Интернет – ресурсы, компьютеры с выходом в
Интернет |
Список учебной и
дополнительной литературы |
«История России XIX века», авторы
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
Кириллов
В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005
Фортунатов
В.В., Снегирев С.Ф. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное
пособие. – СПб.: Питер, 2007.
|
Ссылки на
использованные интернет-ресурсы |
Восстание на
Сенатской площади 14 декабря 1825
г. (N 129069) (иллюстрация)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f820a4a5-a327-49ac-bc73-6960720370fa/35_11.jpg
Сенатская площадь (современное состояние) (N 111521)
(иллюстрация)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8783d2-0a01-01b2-002c-7ac5bfc340a1/[IS89IR_2-01]_[PF_01].jpg?redirected=true
"Северное общество" (N
111678) (текст)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878373-0a01-01b2-00ae-3da82e428285/%5BIS89IR_1-6%5D_%5BTD_19%5D.html
"Южное общество" (N 111611) (текст)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87836f-0a01-01b2-00d9-927737eebb74/?from=7a88063c-0a01-01b2-0198-185317f8ef8b&interface=teacher&class=50&subject=20&rub_guid[]=7a88063c-0a01-01b2-0198-185317f8ef8b
"Манифест к русскому народу" (N 111529)
(текст)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8783f4-0a01-01b2-007f-226179cb23f3/%5BIS89IR_2-01%5D_%5BTS_02%5D.html
|
Дидактическое
обеспечение урока ССЫЛКИ |
Сорокина Е.М. Поурочные разработки по истории
России. XIX век. 8 класс. – М.: Вако, 2013
http://spisok-literaturi.ru/books/pourochnyie-razrabotki-po-istorii-rossii-8-klass-xix-vek_19613828.html |
Используемые
педагогические технологии, методы и
приемы |
Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и
познавательных учебных действий |
Ограничения на
использование ресурса (да, нет), описание ограничений |
Нет |
Дополнительная
необходимая информация |
Поощряется
инициативность учащихся, возможен самостоятельный поиск дополнительных
источников информации по заданной теме (помимо указанных), их анализ.
Например, поиск данных по оценке современниками декабристов указанных событий
и их трактовка. |
Вернуться назад
|