Сайт Образование и Православие > Музыка > Программа "Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего возраста, имеющих нарушения речи"

Программа "Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего возраста, имеющих нарушения речи"


21.12.2015.

Балакина Разида Ахатовна музыкальный руководитель, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Урайский специализированный Дом ребенка”,  г.Урай.


Пояснительная записка

Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего разви-тия. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на кото-рой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

В условиях учреждений интернатного типа, в частности в Домах ребенка, где с пер-вых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, система ран-ней педагогической помощи детям имеет особое значение. Ведь именно здесь большая часть детей имеет различные отклонения обусловленные характером дефектов речевого аппарата.

Доказано, что дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, частью которой являются музы-кальные занятия. При достаточно раннем начале и систематическом проведении комплекс-ного метода в музыкальных занятиях с включением системы педагогически целесообразных, коррекционно - развивающих технологий (координационно-ритмические игры с пением, му-зыкально- двигательные упражнения, игры с клавесами - палочками, упражнения на дыха-ние, игра на детских музыкальных инструментах, речевые игры с элементами куклотерапии, музыкальные - сюжетные игры с речевым сопровождением), можно повлиять на развитие речи детей.

В связи с этим возникла необходимость в создании программы «Музыкально – кор-рекционные занятия для детей младшего возраста, имеющих нарушения речи».

Актуальность программы определяется прежде всего, с одной стороны – отсутстви-ем специальных музыкально – коррекционных программ для детей раннего возраста, обеспе-чивающих непрерывное полноценное речевое развитие ребенка, учитывающих их нездоро-вье. С другой стороны - обеспечение детям, отстающими в развитии, системы ранней педаго-гической помощи, частью которой являются музыкально - коррекционные занятия.

Цель программы: поиск оптимальных путей воздействия музыкальных занятий на организм детей, направленных на коррекцию, компенсацию и предупреждение откло-нений, обусловленных характером речевого аппарата.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

1.Способствовать развитию познавательных процессов, формировать представления об окружающем мире;

2. Стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;

3. Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений, произвольную регуляцию поведения;

4. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.

Принципы реализации программы

В основу программы заложены общедидактические принципы:

1. Системность предполагает регулярное последовательное выполнение этапов музыкально - коррекционных занятия.

2. Повтор позволяет каждому ребенку прочно усвоить материал в индивидуаль-ном для него темпе. Для эффективного повторения необходимо сочетание с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер.

3. Наглядность осуществляется путем эмоционального показа упражнений педа-гогом, образностью музыки и разными играми.

4. Доступность и индивидуализация предусматривает учет возрастных особен-ностей и возможностей детей с различными нарушениями .Одно из условий доступности – преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных за-даний.

5. Постепенное повышение требований. Переход к новым сложным упражне-ниям должен происходить постепенно.

 

Все эти принципы основаны на объективных закономерностях восприятия, развития способностей, интересов детей и являются условиями, необходимыми для выявления и ран-ней коррекции нарушения развития.

Гипотеза:Развитие речи у детей будет более успешным, при систематическом ис-пользовании на музыкальных занятиях коррекционно – развивающие технологий в игровой форме.

Участники педагогического опыта: дети, воспитатели группы, музыкальный руко-водитель, дефектолог, врач невролог, психолог, инструктор по физической культуре.

Научная основа программы базируется на программах и методических пособиях из-вестных педагогов успешно работающих с детьми имеющими отклонения в развитии (И. За-харова, С. Хатуцкая, А. Виноградова, Т. Степанова, Т.Н. Сауко, А.В.Доросинская, М. Кар-тушина, была использована универсальная концепция элементарного музицирования Карла Орфа, подход К.Кенига к использованию музыкотерапии в лечебной педагогике. Использо-ваны имеющиеся рекомендации по работе с детьми младшего возраста, собраны и система-тизированы упражнения, игры из многочисленных литературных источников по дошкольно-му воспитанию, по логопедической работе с детьми, а так же авторские методические разра-ботки.

Инновационная направленность программы заключается в разработке и использо-вании педагогических инновационных методик и технологий коррекционной направленно-сти, к которым относятся собственные методические разработки направленные на разви-тие речи детей, имеющих отклонения в развитии.

Для того чтобы начать плодотворную работу по реализации программы, в первую очередь необходимо определить направления работы, согласовать и скоординировать дея-тельность педагогов и детей специализированного учреждения.

Структура групповых музыкально – коррекционных занятий.

Музыкально - коррекционные занятия проводятся дополнительно, один раз в неделю, в групповой форме (группы по 6 человек).Продолжительность занятий 15 -20 минут. Занятия проводят музыкальный руководитель, воспитатель, дефектолог. Они своими действиями по-казывают ребенку, что надо делать, как это необходимо сделать, служат примером правиль-ного исполнения. При этом применяются вариативные подходы к занятиям с упрощением или усложнением задач, в зависимости от особенностей детей, их возможностей и заболева-ния.

 

Для достижения оптимальных результатов музыкально - коррекционных занятий це-лесообразно проводить все виды музыкальной деятельности с речевым сопровождением. Строить занятия, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводить по сле-дующей схеме:

1. Приветствие.

Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию коор-динации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.

2. Музыкально – двигательные упражнения – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию дви-жений.

3. Игры и упражнения на дыхание.

Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

4.Игры с клавесами ( палочками) – увлекательное и полезное занятие с детьми, раз-вивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.

5.Игра на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способно-сти и исполнительские возможности всех детей, независимо от степени одаренности. Она является замечательной формой приобщения детей к совместному, коллективному элемен-тарному музицированию.

6. Речевые игры с элементами куклотерапии - одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании игрушки, слова, музыки и движения. Они расширяют кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навы-ки, развивают чувство ритма интонационный слух, координацию движения со словом.

7. Музыкальные сюжетные игры дарят радость и возможность проявлять свои эмо-ции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты ре-акции, ловкости.

8. Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу «Приветствие».

Литература

1.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения. « Детство – пресс» Санкт- петер-бург1999.

2.Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе му-зыкальных игр.- М.,1960.

3.Галянт И.Г. Смешные человечки: игры пальчиковые, игры с палочками.- Челябинск, 1999.

4. Голубева Н.В. Серебрянный колокольчик. Издание -2, дополненное.- Тюмень: «век-тор Бук», 2008.

5.Доросинская А.В. Музыкальные- сюжетные игры для детей младшего возраста. Ека-теренбург, 1995.

6. Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Преодоление речевого развития у дошкольников. М., 1973.

7.Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Издательство «Просвя-щение». Москва 1971.

8. ЛукинаН.А., СарычеваИ.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста

9.Макшанцева Е.Д. Детские забавы.- Просвещение, 1991.

10.Назарова Н. М. методика музыкального воспитания для детей с проблемами в раз-витии и коррекционная ритмика. М.,2002.

11.Павлова П.А. Горбунова И.В. Программа оздоровления детей раннего возраста «Расти здоровым малыш». Творческий Центр СФЕРА. Москва ,2006.

12.Русские народные песни: мелодии и тексты/ под редакцией О. Агафонова.- М.: Му-зыка, 1987.

13.СаукоТ.Н., Буренина А. И. Топ-Хлоп малыши: программа музыкально- ритмиче-ского воспитания детей 2-3 лет.- СПб.: Лань, 2000.

14.Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в Доме ребенка / Руководство для врачей Домов ребенка// Под редакцией Л.В. Дружининой. М., 1987.

15.ШишкинаГ.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи.-М.: Академия, 2005

Мой Университет
 


Вернуться назад