Сайт Образование и Православие > Музыка > Программа "Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего возраста, имеющих нарушения речи"
Программа "Музыкально-коррекционные занятия для детей младшего возраста, имеющих нарушения речи"21.12.2015. |
Балакина Разида Ахатовна музыкальный руководитель, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Урайский специализированный Дом ребенка”, г.Урай.
Пояснительная записка Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего разви-тия. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на кото-рой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект. В условиях учреждений интернатного типа, в частности в Домах ребенка, где с пер-вых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, система ран-ней педагогической помощи детям имеет особое значение. Ведь именно здесь большая часть детей имеет различные отклонения обусловленные характером дефектов речевого аппарата. Доказано, что дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, частью которой являются музы-кальные занятия. При достаточно раннем начале и систематическом проведении комплекс-ного метода в музыкальных занятиях с включением системы педагогически целесообразных, коррекционно - развивающих технологий (координационно-ритмические игры с пением, му-зыкально- двигательные упражнения, игры с клавесами - палочками, упражнения на дыха-ние, игра на детских музыкальных инструментах, речевые игры с элементами куклотерапии, музыкальные - сюжетные игры с речевым сопровождением), можно повлиять на развитие речи детей. В связи с этим возникла необходимость в создании программы «Музыкально – кор-рекционные занятия для детей младшего возраста, имеющих нарушения речи». Актуальность программы определяется прежде всего, с одной стороны – отсутстви-ем специальных музыкально – коррекционных программ для детей раннего возраста, обеспе-чивающих непрерывное полноценное речевое развитие ребенка, учитывающих их нездоро-вье. С другой стороны - обеспечение детям, отстающими в развитии, системы ранней педаго-гической помощи, частью которой являются музыкально - коррекционные занятия. Цель программы: поиск оптимальных путей воздействия музыкальных занятий на организм детей, направленных на коррекцию, компенсацию и предупреждение откло-нений, обусловленных характером речевого аппарата. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: 1.Способствовать развитию познавательных процессов, формировать представления об окружающем мире; 2. Стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка; 3. Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений, произвольную регуляцию поведения; 4. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности. Принципы реализации программы В основу программы заложены общедидактические принципы: 1. Системность предполагает регулярное последовательное выполнение этапов музыкально - коррекционных занятия. 2. Повтор позволяет каждому ребенку прочно усвоить материал в индивидуаль-ном для него темпе. Для эффективного повторения необходимо сочетание с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер. 3. Наглядность осуществляется путем эмоционального показа упражнений педа-гогом, образностью музыки и разными играми. 4. Доступность и индивидуализация предусматривает учет возрастных особен-ностей и возможностей детей с различными нарушениями .Одно из условий доступности – преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных за-даний. 5. Постепенное повышение требований. Переход к новым сложным упражне-ниям должен происходить постепенно.
Все эти принципы основаны на объективных закономерностях восприятия, развития способностей, интересов детей и являются условиями, необходимыми для выявления и ран-ней коррекции нарушения развития. Гипотеза:Развитие речи у детей будет более успешным, при систематическом ис-пользовании на музыкальных занятиях коррекционно – развивающие технологий в игровой форме. Участники педагогического опыта: дети, воспитатели группы, музыкальный руко-водитель, дефектолог, врач невролог, психолог, инструктор по физической культуре. Научная основа программы базируется на программах и методических пособиях из-вестных педагогов успешно работающих с детьми имеющими отклонения в развитии (И. За-харова, С. Хатуцкая, А. Виноградова, Т. Степанова, Т.Н. Сауко, А.В.Доросинская, М. Кар-тушина, была использована универсальная концепция элементарного музицирования Карла Орфа, подход К.Кенига к использованию музыкотерапии в лечебной педагогике. Использо-ваны имеющиеся рекомендации по работе с детьми младшего возраста, собраны и система-тизированы упражнения, игры из многочисленных литературных источников по дошкольно-му воспитанию, по логопедической работе с детьми, а так же авторские методические разра-ботки. Инновационная направленность программы заключается в разработке и использо-вании педагогических инновационных методик и технологий коррекционной направленно-сти, к которым относятся собственные методические разработки направленные на разви-тие речи детей, имеющих отклонения в развитии. Для того чтобы начать плодотворную работу по реализации программы, в первую очередь необходимо определить направления работы, согласовать и скоординировать дея-тельность педагогов и детей специализированного учреждения. Структура групповых музыкально – коррекционных занятий. Музыкально - коррекционные занятия проводятся дополнительно, один раз в неделю, в групповой форме (группы по 6 человек).Продолжительность занятий 15 -20 минут. Занятия проводят музыкальный руководитель, воспитатель, дефектолог. Они своими действиями по-казывают ребенку, что надо делать, как это необходимо сделать, служат примером правиль-ного исполнения. При этом применяются вариативные подходы к занятиям с упрощением или усложнением задач, в зависимости от особенностей детей, их возможностей и заболева-ния.
Для достижения оптимальных результатов музыкально - коррекционных занятий це-лесообразно проводить все виды музыкальной деятельности с речевым сопровождением. Строить занятия, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводить по сле-дующей схеме: 1. Приветствие. Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию коор-динации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей. 2. Музыкально – двигательные упражнения – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию дви-жений. 3. Игры и упражнения на дыхание. Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний. 4.Игры с клавесами ( палочками) – увлекательное и полезное занятие с детьми, раз-вивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма. 5.Игра на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способно-сти и исполнительские возможности всех детей, независимо от степени одаренности. Она является замечательной формой приобщения детей к совместному, коллективному элемен-тарному музицированию. 6. Речевые игры с элементами куклотерапии - одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании игрушки, слова, музыки и движения. Они расширяют кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навы-ки, развивают чувство ритма интонационный слух, координацию движения со словом. 7. Музыкальные сюжетные игры дарят радость и возможность проявлять свои эмо-ции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты ре-акции, ловкости. 8. Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу «Приветствие». Литература 1.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения. « Детство – пресс» Санкт- петер-бург1999. 2.Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе му-зыкальных игр.- М.,1960. 3.Галянт И.Г. Смешные человечки: игры пальчиковые, игры с палочками.- Челябинск, 1999. 4. Голубева Н.В. Серебрянный колокольчик. Издание -2, дополненное.- Тюмень: «век-тор Бук», 2008. 5.Доросинская А.В. Музыкальные- сюжетные игры для детей младшего возраста. Ека-теренбург, 1995. 6. Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Преодоление речевого развития у дошкольников. М., 1973. 7.Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Издательство «Просвя-щение». Москва 1971. 8. ЛукинаН.А., СарычеваИ.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста 9.Макшанцева Е.Д. Детские забавы.- Просвещение, 1991. 10.Назарова Н. М. методика музыкального воспитания для детей с проблемами в раз-витии и коррекционная ритмика. М.,2002. 11.Павлова П.А. Горбунова И.В. Программа оздоровления детей раннего возраста «Расти здоровым малыш». Творческий Центр СФЕРА. Москва ,2006. 12.Русские народные песни: мелодии и тексты/ под редакцией О. Агафонова.- М.: Му-зыка, 1987. 13.СаукоТ.Н., Буренина А. И. Топ-Хлоп малыши: программа музыкально- ритмиче-ского воспитания детей 2-3 лет.- СПб.: Лань, 2000. 14.Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в Доме ребенка / Руководство для врачей Домов ребенка// Под редакцией Л.В. Дружининой. М., 1987. 15.ШишкинаГ.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушением речи.-М.: Академия, 2005 Вернуться назад |