Сайт Образование и Православие > Россика. Ruthenica. > Александр Клещевский. «Россика. Ruthenica.» - почему и для чего?

Александр Клещевский. «Россика. Ruthenica.» - почему и для чего?


29.08.2017.
Полтора года на сайте «Образование и православие» существует раздел «Россика. Ruthenica.» и редакция, следуя договорённости, терпеливо истребывает с меня как его ведущего нечто в роде концепции или описания, дабы читатели знали, почему, с какой целью в нём появились все эти работы и появятся новые, какая общая идея их объединяет?

Когда-то надо исполнять обещанное, даём требуемое объяснение, производя необходимый экскурс в историю.

 

Длящееся с 1917 г. состояние перманентной национальной катастрофы осознаётся лишь малой частью русского народа, точнее, теми, кто от него остался. У большинства традиционное русское сознание государственная пропаганда заменила на советское, превратив некогда русский народ в советский в трёх основных его разновидностях - «русских» или «россиян»  (именно в кавычках), «украинцев», «белорусов». От того, что большинство потомков русских людей своё положение не осознаёт, по аналогии со злокачественной болезнью, оно только усугубляются, порождая новые метастазы. Беспощадные социальные эксперименты, которые марксисты-ленинцы  впервые в человеческой истории провели над Россией, превратив её в испытательный полигон для своих теорий, стоили русским огромных, многомиллионных жертв. Массовое людобойство формально не являлось самоцелью большевиков, для них это был, так сказать, технический момент на пути к достижению заявленного ими «бесклассового общества» (о привилегиях класса  коммунистической партийно-хозяйственной номенклатуры пропаганда старательно умалчивала). Под диктовку «самого передового в мире учения» и навязанной им «классовой борьбы» коммунисты методично уничтожали, изгоняли из страны, превращали в бесправных лишенцев или неимущих пролетариев целые слои дореволюционного русского общества, являвшегося (со своими особенностями) частью европейско-христианской цивилизации: предпринимателей («буржуазия»), православное священство, монашество, активных, открыто верующих мирян, офицерство, дворянство, учёных (прежде всего гуманитариев; только «дело академиков» и «дело славистов» выбили целые научные направления), старое чиновничество, крестьянство («мелкая буржуазия»). Уничтожение социальных слоёв общества имеет название — социоцид. 

«Стиранию» или выдавливанию в социальное небытие коммунисты подвергли не только неугодных им людей, но и неугодные идеи, понятия традиционного русского мировоззрения (назовём это явление идеоцид — убийство неугодных идей). Коммунистическая власть десятилетиями вела жестокие гонения против христианства, замещая его в народном сознании атеистическими идеологемами (знаменитые «религия - опиум для народа», «теория эволюции» и проч.). Не менее тщательно большевики исковеркали светскую составляющую русского национального самосознания. Пропаганда насадила идеологический штамп об «отсталости» русской государственности, «царизма», от Запада как её имманентном свойстве (при действительно научном рассмотрении  всей полноты исторических факторов, повлиявших на развитие стран Запада и России, видна несостоятельность этой идеологемы). Названная пропагандистская конструкция  поныне исправно выполняет свою задачу - оправдывает созданную в 1917 г. русофобскую диктатуру, модифицированную «демократической» частью верхушки КПСС в конце 1980-х – 1990-е гг. от чисто тоталитарных форм СССР в номинально же демократическую РФ, и лишает русский народ даже мысли о возможности восстановления собственной государственности. 

Вместе с предыдущими столь же старательно внедрены в народное сознание поныне поддерживающиеся государством РФ идеологические штампы касательно названия страны, этнической территории русского народа (этнотопонима) - Россия, этнонима русские, россияне и их производных. Выращенный после революции на этом квазизнании советский народ воспринимает их как научную и мировоззренческую норму. Для характеристики произведённого компартией мировоззренческого переворота вкратце обозначим имевшуюся ко времени победы революций точку отсчёта, опишем подлинно отечественную традицию именования нашей страны и народа.

К 1917 г. изначальная греческо-русская традиция именования Руси на греческий лад Россия (Ῥωσία - Русь по-гречески) являлась в нашей стране общепринятой (исключение – маргинальные польско-украинствующие активисты внутри Российской империи и подъярёмная Галицкая и Угорская Русь, где иноземные властители эту традицию  целенаправленно искореняли). Данная традиция заложена с первых упоминаний Русской земли греческими авторами. Древнейшие дошедшие до нашего времени такого рода памятники – написанные в середине Х в. императором Римской империи Константином VII Багрянородным трактаты «О церемониях императорского двора» и «Об управлении империей». В первом описывается состоявшийся в Константинополе императорский приём «архонтиссы (княгини) Росии» Ольги. Во втором Ῥωσίαупоминается в нескольких главах, а глава 9 называется «О росах, отправляющихся с моноксилами (лодками-однодревками) из Росии в Константинополь», в ней император Константин VII приводит сведения о стране Ῥωσία (илл. 1– заглавие главы 9 печатного издания трактата).

Илл. 1. К. Багрянородный. Об управлении империей. Заглавие гл. 9.

Греческое написание  Ῥωσία употреблялось в нашей стране с ХI столетия [1]. В конце XIV в. впервые появилось кириллическое написание Рωсїѧ [2], во 2 пол.  XVII столетия в отечественном государственно-церковном обиходе написание «Россия» стало преобладающим над русским названием «Русь» и смешанным русско-греческим «Русия».

В XVIII – начале XX вв. исконная «русская» и грециезированная «российская» лексика в Российской империи из сферы первоначального церковно-государственного оборота естественно простиралась в развивавшиеся по западно-европейскому образцу науку, общественную мысль (публицистику, литературу). Названная терминология особенно ярко проявлялась в гуманитарных дисциплинах - истории, языкознании и этнографии, а так же в близко связанной с ними географии. В русской науке и общественной мысли названия Русь и Россия употреблялись как тождественные, синонимы, каковыми в строго научном смысле они и являются (употребление пáрного названия Русь-Россия подчёркивает это тождество).

Отсчёт появления Руси-России вёлся русской исторической школой согласно «Повести временных лет» с 862 г. - от призвания варягов-руси во главе с Рюриком. Согласно той же «Повести» после похода князя Олега 882 г. столицей России стал Киев. Описание границ России в русской исторической науке - это опять же описание границ Руси. К примеру, Н.И. Карамзин в томе I «Истории государства российского» обозначает пределы России к началу XI в. как простирающиеся к западу до Балтики, Двины, Буга, Карпат, к северу и востоку - до Финляндии, «чудских народов» (финно-угорских), Волжской Булгарии, к югу - до днепровских порогов и Чёрного моря (илл. 2) [3].

Илл. 2. Н.И. Карамзин. История государства российского.

Т. I. Изд. 1818. С.272-273.

Понимание имени Россия как Русь, идентичность значения этих названий, воплощены не только русской исторической наукой, но и монументальным искусством, знаменитым юбилейным памятником «Тысячелетие России», открытым в 1862 г. в Великом Новгороде.  Основатель российского, русского государства и одновременно страны Русь, Россия Рюрик изображён на нём держащим щит с датой «лета 862» (илл. 3) [4].

Илл. 3. Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России». 1862. Фрагмент.

Вследствие того, что с XIV в. центром русской государственности и собирания русских земель стала Москва, название Россия в отечественной исторической науке XVIII- начала XX вв. часто использовалось и в узко-государственном значении - как обозначение исходно расположенного в великорусских пределах Московского государства, Российского царства (в 1654 г. вместило и  малорусские земли), с 1721 г.  - Российской империи. Носившее название «Россия» государство Российская империя изначально включало в себя бóльшую часть территории страны Россия, но не всю. Меньшая часть — малорусские земли к западу от Днепра и белорусские земли — до разделов Речи Посполитой входили в состав этого государства. Галичина и Угорская (Подкарпатская) Русь оставались в подданстве монархии Габсбургов до 1918 г., в 1939 г. Галичина вошла в состав уже не русского государства, не России, а русофобского коммунистического государства СССР, довершившего начатую немцами и поляками её насильственную украинизацию. В 1944 г. та же участь постигла Подкарпатскую Русь.

До революций 1917 г. названия Россия и Русь использовались как равнозначные при именовании трёх основных частей нашего Отечества – Великая Россия (Русь), Малая Россия (Русь), Белая Россия (Русь). Применялся и слитный вариант написания – Великороссия, Малороссия, Белоруссия. Имели широкое хождение более локализованные в сравнении с предыдущими названия Восточная Россия (Русь), Северная Россия (Русь), Северо-Восточная Россия (Русь), Западная Россия (Русь), Северо-Западная Россия (Русь), Южная Россия (Русь), Юго-Западная Россия (Русь). Русская этнографическая наука и языкознание подразделяли наш народ на три большие этнографические группы – великороссов (-русов), малороссов (-русов) и белороссов (-русов) и выделяли соответствующие народные наречия (диалекты, группы говоров) - великорусское, малорусское и белорусское.   Названное тождественное «русское» и «российское» словоупотребление воспроизводилось в отечественной дореволюционной науке, образовании, в многочисленных газетных и журнальных изданиях, формировавших и одновременно отражавших мировоззрение образованного слоя русского общества.

Синонимичный, парный «русский» и «российский» понятийный аппарат, терминология (с подразделением на Великая, Малая, Белая и их производные), использовались для осмысления и описания нашей страны, нашего народа и языка как единого целого, были одной из важнейших, краеугольных частей русского национального самосознания.  Если писать точнее, самосознания, мировоззрения образованной части общества, имевшего среднее (гимназическое) и высшее образование. Простой же народ на всём пространстве Руси-России называл себя и свой язык без подразделения на «велико-мало-бело», просто словом руский, как в той же «Повести временных лет» и прочих древнерусских памятниках. Кстати, мы поныне произносим это слово так же, с одним «с»; для озвучивания письменно-литературной нормы русский, с удвоенной «с», требуется особое усилие.

Польская украинская идеология расчленения Руси-России  и её народа имеет двухвековую историю. Разделами Речи Посполитой последней трети XVIII в. на землях Западной России после многовекового перерыва была восстановлена русская государственность. В память об этом событии императрица Екатерина II приказала отчеканить медаль со славянской надписью «Отторженная возвратихъ» («Отторженное возвратила») и картой возвращённых при разделах 1772 и 1793 гг. западно-русских земель (илл. 4) [5].

Илл. 4. Медаль «Отторженная возвратихъ».

Ещё недавно безраздельно господствовавшая  в западных пределах России польская шляхта потеряла возможность открытой вооружённой борьбы с русским государством. Поэтому паны развязали войну за новое государственно-политическое отторжение Западной России от Восточной на идеологическом фронте, в сфере идей. Первым украинско-сепаратистским продуктом польских науко-идеологов исследователи обычно называют изданную на французском языке книгу Яна Потоцкого (Jеan Potocki) «Исторические и географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах», Т.I, 1796 г. [6]. В ней известное с конца XVI в. слово  «украинцы», изначально обозначавшее обитателей юго-восточной окраины, Украины (Ukraina) Речи Посполитой независимо от их национальности, впервые прямо заявлено как этноним отдельного от русских народа. Книга открывается словами (с. 3): «Les peoples Slaves encore existants peuvent être réduits aux denomination suivantes Russes, Uckrainiens, Polonis, Bohemes, Serbes, Slavaks, Croates et Carniens.» – «Существующие славянские народы можно свести к следующим (подразделить на следующие) – русские, украинцы, поляки, богемцы (чехи), сербы, словаки, хорваты и карнийцы (словенцы).» (илл. 5).

Илл. 5. 3-я страница книги Я. Потоцкого. Фрагмент.

За первым польским украинским идеологическим вбросом последовали следующие, в XIX - начале ХХ вв. тянется череда русофобствующих поляков и присоединившихся к ним идеологических янычар русского происхождения, совместно повторявших мифы об отдельности «русинов-украинцев» (и «белорусов»)  и «Руси» в польском смысле (Украины и Белой Руси) от «России» («Московии») и «московитов». Назовём наиболее известных творцов и распространителей украинской мифологии этого периода: Т. Падурра (Tómasz Padúrra), А. Мицкевич (Adam Mickiewicz), М. Чайковский (Michał Czajkowski), Ф. Духинский (Franciszek Duchiński), ранний Н.И. Костомаров, П. Свецицкий (Paulin Święcicki), В.Б. Антонович (Włodzimierz Antonowicz), М.С. Грушевский, В. Липинский (Wacław Lipiński), Л.М. Цегельский. Особо надо выделить митрополита А. Щептицкого (полное имя Roman Maria Aleksander Szeptycki), превратившего в Галичине рускую церковь (как её называли сами галичане) в украинскую.

Господствующая на Руси идеология русского разделения, поныне воспринимаемая дерусифицированным трёхсоставным советским народом – «русскими» («россиянами»), «украинцами» и «белорусами» - как норма, насаждалась коммунистами в течении многих десятилетий. Огромная, ключевая роль в этом принадлежит вождю большевизма В.И. Ульянову (Ленину). В его статьях и речах (понятийный аппарат, терминология) множество раз повторяется польская идеологема про нерусских «украинцев» (и «белорусов»), а «Украина» перечисляется как якобы угнетаемая Россией инородческая земля наряду с этнически действительно нерусскими Финляндией, Польшей и проч. Ульянов инкорпорировал в большевистский вариант марксистско-коммунистической доктрины отсутствующую в трудах Маркса польскую украинскую идеологию расчленения Руси-России и воплотил её практикой государственного строительства советских республик и СССР. С тех пор и поныне большевики являются носителями установок и понятийного аппарата польско-украинского сепаратистского учения.  Именно Ульянов и его партия при создании подконтрольных «советских» (пишем в кавычках, т.к. советы были ширмой власти большевиков, одним из «приводных ремней» их диктатуры) республик-квазигосударств применили «российское» именование в искажённом польско-украинском смысле - придали имя «российская» только учреждённой на территории исторической Великороссии Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, РСФСР. Большевистскому квазигосударству, созданной на земле исторической и этнографической Малой России, Ленин и его партия, следуя польской традиции, дали украинский эпитет - Украинская Советская Социалистическая республика, УССР. Имя «белорусская» в названии квазигосударства Белорусская Советская Социалистическая Республика, БССР так же использовано большевиками в польском смысле, как этническая территория будто бы отдельного от русских народа «белорусов».

Соответствующие мифологемы, оправдывающие это разделение, поныне насаждаются в народное сознание госпропагандой по ходу его перманентной советизации-украинизации (белорусизации). Преемник В.И. Ульянова И.В. Джугашвили (Сталин) и последующие вожди государств СССР и РФ, Украины, Белоруссии старательно воспроизводили и поныне воспроизводят наработки идеологов украинского сепаратизма.  В Российской федерации этим занимаются идеологические продолжатели большевиков – правящие РФ то ли «российские патриоты», то ли «российские либералы» (традиционно российским, как и традиционно патриотическим или либеральным эти польско-большевистские идеологические гибриды не являются по определению, поэтому опять же пишем в кавычках). Правящие неоРСФСР-РФ «либералы» и «патриоты-державники» из вчерашних членов КПСС по основополагающим, сущностным пунктам украинского вопроса («Украина - не Россия», «украинцы - народ, отдельный от русских» и т.п.) солидарны с ортодоксальными коммунистами, разнясь лишь по второстепенным («Крым наш» или нет? Надо ли поддерживать, присоединять к «России»-РФ распропагандированную кремлёвскими же идеологами «Новороссию» или нет? И проч.).

Польская украинская сепаратистская идеология в русском народе поныне господствует в трёх основных вариантах. Первый, рафинированно-польский, при поддержке австрийских немцев был массированно выплеснут ляхами ещё в  XIX в. на русских жителей Галичины. Он имеет характерные маркирующие польские мифологемы (понятийный аппарат, терминология), это hard-украинство в его первобытных панских формах. Русью эта идеология нарекает только бывшие под властью польской шляхты части Русской земли - Малую (Украина) и Белую Русь. Для украинского сегмента сепаратистской идеологии характерно приравнивание названия Руськ названию Украина, отсюда - «Русь-Украина», мифологема, изобретённая проф. В.Б. Антоновичем (протеже которого М.С. Грушевский насаждал её в подавстрийской Галичине в варианте «Украина-Русь», об этом ниже). Для рафинированного хард-украинства свойственно использование «Украины» как названия этнической территории, этнотопонима, страны, «русины» (во множ. числе), «русины-украинцы» и «украинцы» как этнонимы отдельного от русских народа.

Этой же идеологией сконструирован образ якобы инородного, враждебного «настоящей» славянской «Руси-Украине» врага - это «азиатская Московия (Россия)», «московиты (москали) - туранцы, азиаты, финно-угры», они же единственные «россияне» польско-украинской мифологии, которая сжала этнотопоним «Россия» до исторической Великороссии (Московского государства, «Московии»). Но и этого безудержным польским мифотворцам показалось мало. Некоторые дошли до совершенной наглости (тут очень кстати подходит еврейское понятие хуцпа), заявляя, будто «азиаты-москали» по некоему царскому указу даже присвоили от «настоящей Руси» названия «Русь», «Россия» и «русские (россияне)». Характерная выдержка (в переводе) из опуса наиболее активного распространителя хард-украинства XIX в. Франциска Духинского «Воззвание к землякам киевлянина Духинского» (Париж.1862 г.): «Доказательство той духовной неволи видим в назывании  москалей не москалями, а россиянами, ибо так приказала царица Екатерина. Кто из поляков хочет быть духовно свободным поляком, кто хочет жить жизнью поляков дораздельных времён (до разделов Речи Посполитой – прим. моё, Клещ.), должен прежде всего сломать в себе указ царицы Екатерины, приказывающий считать москалей европейцами и называть россиянами.» (илл. 6) [7].

 

Илл. 6. Фр. Духинский. Воззвание к землякам... 1862. C. 2. Фрагмент.

Ныне, после появления в итоге многодесятилетних усилий коммунистов «украинской державы», через «независимые СМИ» и книжные издания идёт обработка рафинированными польскими мифами хард-украинства и без того украинизированного на советский манер населения нео-УССР.  Таковое явление некоторые малосведущие или намеренно лукавствующие люди называют галицизацией или бандеризацией Украины, что в корне неверно. Ст. Бандера к разработке названной идеологии отношения иметь не мог хотя бы в силу более позднего появления на свет. Его учение и возглавлявшееся им движение так называемых «украинских националистов» (в советской традиции - комплиментарное украинству словосочетание, утверждающее наличие «нации украинцев» и осуждающее второстепенное по важности - их «национализм») - очередное порождение польской украинской идеологии. И древняя русская Галицкая земля отнюдь не является родиной польского хард-украинства, она – его первая жертва.

Второй вариант польской украинской сепаратистской идеологии - исходно польские идеологемы, воспроизведённые или в наукообразном виде переработанные М.С. Грушевским, автором десятитомной «Истории Украины-Руси» и прочих науко-идеологических текстов (ныне паранаучные построения школы Грушевского - ведущая «научная» концепция официальной науко-идеологии от истории государства Украина). Южную Русь  Грушевский старательно именовал на польский манер Украиной,  дал ложную трактовку бытования и вхождения в официальный оборот топонима «Малая Россия» (в производной форме «Малороссия»; в разделе «Вступні замітки» тома I, где рассматривается название страны и народа, умолчал, что в 1 пол. XVII в., прежде 1654 г., сами жители Южной Руси называли свою землю «Россия» и «Малая Россия»; но при этом акцентировал, что имя «Малороссия» было официально принято после 1654 г., так как «український нарід також входить в склад Московської держави, й виникає потреба відріжнити його від московського народу») [8]. Древний русский аутоэтноним её народа Грушевский старательно подменял новодельным, превращаемым в этноним словом «украинцы».  В смягчённой форме повторил злобную польскую байку о «присвоении» великорусами имени «Русь» и производных от него этнонимов от  «украинского народа»: «Його старе, історичне імя: Русь, Русин, руський, в часи полїтичного й культурного упадку було присвоєне великоросийським народом …» [9]. Русское царство  называл на польский манер «Москва». Претендуя на научность, Грушевский воздержался от повторения в «Истории Украины-Руси» излишне откровенных польских дикостей типа «москали – туранцы, азиаты, финно-угры». В силу отхода украинской сепаратистской схемы «Истории Украины-Руси» от чисто  польского хард-украинства в сторону большего наукообразия назовём эту версию польско-украинской мифологии украинство-lite школы Грушевского.

Третья разновидность польской украинской сепаратистской идеологии – это её смешанный польско-советский вариант, полученный  путём усвоения и переработки коммунистическими науко-идеологами исходных штампов польского украинства в специфически советском духе. Он сдобрен иезуитски-слащавой «интернациональной» ложью, славословиями «воссоединению Украины с Россией» и «дружбе русского и украинского народов». Назовём эту гибридную версию польско-украинской мифологии украинство-lite советской школы. В силу наибольшего наукообразия и внешней сложности построений в сравнении с остальными версиями украинского сепаратизма рассмотрим его более подробно. Сперва перечислим исходные польские мифологемы, сохраняемые в советском варианте польско-украинского мифа: табу на именование Южной Руси Россией и Малой Россией, вместо этого использование в качества этнотопонима (названия этнической территории, страны) названия «Украина», а «украинцы» - в качестве этнонима отдельного от русских народа, привязка имени Россия к исторической Великороссии (Московскому государству), привязка общерусского этнонима русские, россияне исключительно к великорусам. То есть, базовые русофобские, сепаратистские установки, насаждающие на уровне понятийного аппарата, терминологии расчленение Русской земли и её народа, у польских и коммунистических науко-идеологов общие.

Фиговый листок «пролетарского интернационализма» и «научности» (если называть вещи своими именами, - наукообразия) не позволял красным науко-идеологам воспроизвести остальные штампы польских коллег: про «азиатскую Московию», «москалей – туранцев, азиатов и финно-угров», «укравших» у «настоящей Руси» её имя, и т.п. Эти наиболее оголтелые перлы польской украинской сепаратистской «науки» играют в последней краеугольную роль - служат псевдоисторическим и псевдоэтнографическим «доказательством» наличия некой Московии-«России», якобы чуждой  остальной «настоящей» Руси-неРоссии, и наличия «россиян» («москалей»), отдельных от «русинов-украинцев» (и «белорусов»).  Просто опустить и умолчать эту дичь, не дав своего «научного» толкования этногенеза «россиян» («русских»), «украинцев» и «белорусов», а так же появления «России», «Украины» и «Белоруссии» (в польском значении этих слов, как отдельных этнических территорий, стран),  коммунистические науко-идеологи не могли, смысловая лакуна обрушивала бы основную часть заимствованной польской конструкции (соответствующие  построения об этногенезе «украинцев» и про «назву» «Україна» раздела «Вступні замітки» «Истории Украины-Руси» Грушевского, как минимум, спорны, да и не охватывают всей широты вопроса). Поэтому им пришлось задействовать свою толику изобретательности.

Собственным ноу-хау сталинских соколов от истории стала концепция (и соответствующий понятийный аппарат, терминология) «древнерусской народности» и свой ложный вариант толкования истории и значения названия нашей страны Русь, Россия, этнонима русские, россияне (повторяем, искажение значения этих понятий - важнейшее, основополагающее общее свойство всех вариантов польско-украинской сепаратистской идеологии).  Отрицая или замалчивая идентичность значения названий Русь и Россия, они стали активно увязывать имя Русь с Русью киевского периода, используя его в двусоставном понятии «Киевская Русь» (невинный сам по себе историографический термин, появившийся в трудах русских историков XIX в., обозначающий соответствующий период отечественной истории). В этой «Киевской Руси» согласно схеме большевистских науко-идеологов и появилась «древнерусская народность» - псевдонаучная идеологическая этнокатегория, первое назначение которой - отрицание и подмена факта появления русского народа во времена Руси киевского периода, который (факт) ранее констатировался русской дореволюционной наукой. Вторая функция «древнерусской народности» - изображать роль неустойчивой, промежуточной постплеменной общности-основы, находившейся  на донародной стадии развития (уже не славянские племена, но в то же время и не русский народ), из которой дескать появились «три братских славянских народа - русские, украинцы и белорусы». Сие чудесное этнографическое явление согласно советской науко-идеологии состоялось после произведённой Рюриковичами «феодальной раздробленности» «Киевской Руси» и установления монгольского ига.

Вместе с появлением такого рода «русских», «украинцев» и «белорусов» советская науко-идеология, идя по польскому следу, присвоила название Россия лишь  Северо-Восточной Руси, исторической Великороссии, появившемуся после распада «Киевской Руси» и установления монгольского ига Московскому государству (Московскому княжеству, Русскому или Российскому царству, позднее появившейся Российской империи), в котором будто бы и появились в польско-советском смысле «русские», «россияне» (отдельные от «украинцев» и «белорусов»). Этому общему для польских и советских идеологов намеренному приравниванию названия Россия к Северо-Восточной Руси и Московскому государству (Московии) мы даём технический термин - идеологема Москвы (Московии)-России.

На тот же период после распада «Киевской Руси» и установления монгольского ига (параллельно появлению «украинцев» и «белорусов») советская школа украинства так же назначила появление «Украины» и «Белоруссии» как названий  этнических территорий (этнотопонимов, стран) отдельных от русских народов «украинцев» и «белорусов». Данному польско-советскому идеологическому явлению мы даём технический термин - идеологема Украины (Белоруссии)-неРоссии.

Необходимо подчеркнуть, что названные лайт-версии сепаратизма нисколько не менее опасны, чем основополагающая чисто польская хард-идеология. Они тем и страшны, что все вместе, заодно с рафинированной польской хард-версией украинства взаимодополняют друг друга (при наличии второстепенных противоречиий) и успешно служат общей задаче расчленения Руси-России и русского народа. И главное, расчленение исторической Руси-России коммунистическая партноменклатура произвела и это расчленение поныне поддерживает «патриотическое/либеральное» руководство РФ отнюдь не под идейным зонтиком топорного чисто польского хард-украинства, а под прикрытием его наиболее наукообразной официальной советской лайт-версии.

Вышеназванные схемы, этнографический и этнотопонимический понятийный аппарат лайт-украинства советской школы был внедрён в СССР в историческую науку и массовое сознание довольно поздно, после II Мировой войны. Один из главных его разработчиков В.В. Мавродин в книге «Образование древнерусского государства» (1945 г.) заселяет Русь киевского периода «древнерусской народностью» посредством характерной фразеологии (ключевые слова выделены мною - Клещ.): «мы можем говорить о русских IX-XI вв. не как о пестром конгломерате племен, а как о единой, складывающейся, но, правда, так и не сложившейся до конца, народности, народности, которая не была ни великорусской, ни украинской, ни белорусской, а именно русской, точнее, древнерусской, давшей начало и той, и другой, и третьей, т. е. всем трем славянским народностям Восточной Европы.» [10]. В концептуальной статье «Основные этапы этнической истории русского народа» (1950 г.) [11] со ссылками на непререкаемый (для советских идеологов) научный авторитет тт. Ленина и Сталина Мавродин вновь выводит из «древнерусской народности» три отдельных народа «русских» (великорусов), «украинцев» и «белорусов», а итожит статью заведомо ложным ужиманием названия  «Россия» до этнической территории специфически подаваемых им «русских» (великорусов), до исторической Великороссии. Цитата: ««Русский народ» XIV-XVI вв. - это русская (великорусская) национальность (народность). В процессе объединения Руси складывается единство языка, территории и психического склада, проявляющиеся в общности культуры. Понятие «русские», «Русь», «Россия» закрепляются за великороссами, Великой Русью.» [12] (илл. 7).

Илл. 7.  В.В. Мавродин.  Основные этапы этнической истории русского народа. 1950. С. 70. Фрагмент.

В начале 1950-х гг. к дальнейшему приданию наукообразного лоска «древнерусской народности» и внедрению её в науку присоединились в организованном порядке маститые коллеги В.В. Мавродина. Всесоюзным апофеозом  русофобской концепции «древнерусской народности», утверждения идеологического штампа про «три братских народа – русских, украинцев и белорусов» и искажения смысла названия «Россия» стало организованное компартией в 1954 г. празднование 300-летия «воссоединения Украины с Россией». В ходе его идеологическая волна, запущенная ЦК КПСС через газету «Правда» в виде «Тезисов о 300-летии воссоединения Украины с Россией» (илл. 8) [13], прокатилась по Русской земле многочисленными  пропагандистскими мероприятиями и  изданиями. Идеологические постулаты концепции «древнерусской народности» стали общим местом советских учебников истории СССР.

Илл. 8. Тезисы о 300-летии Воссоединения Украины с Россией.

Правда. 12 янв.1954. С. 3. Фрагмент.

Кстати, сам факт позднего появления концепции «древнерусской народности» и связанных с нею советских вариантов мифов «Москва (Московия)-Россия» и  «Украина (Белоруссия) - не Россия» только в середине ХХ в., спустя десятилетия после создания Лениным и Ко квазигосударств РСФСР, УССР, БССР и Союза ССР, говорит об исполнении советскими науко-идеологами партийного заказа задним числом. До этого существование названных этно-политических образований не имело «общепринятого» «научного» обоснования и расчленение русского народа насаждалось голимой тоталитарно-диктаторской политической практикой партии Ленина-Сталина.

В декабре 1991 г. «демократическая» часть коммунистической партноменклатуры привела в действие заряженную в 1922 г. Лениным со товарищи бомбу договора об образовании СССР (его п. 26 давал право выхода республик из Союза). Партийно-советские  функционеры расположенных на земле исторической России главных квазигосударств-соучредителей Советского Союза, РСФСР, УССР и БССР (в лице их Верховных Советов), денонсировали союзный договор, а  Ельцин, Кравчук, Шушкевич подписали печально известное Беловежское соглашение. Подлинное преступное значение этих документов, по форме прекративших существование государства СССР, заключается в том, что они юридически оформили расчленение нашей страны Руси-России и русского народа между тремя созданными коммунистами государствами - Российская федерация (РФ), Украина, Белоруссия. Само существование этих трёх взаимно самостiйних i незалежних (укр.), сепаратистских государств - это гарантия продолжающегося расчленения нашей страны Руси-России. Такова страшная, раздирающая на части Русскую землю, суть заложенного Лениным в 1922 г. польско-украинского (и белорусского) большевистского проекта СССР и пост-СССР, поныне воплощаемого его продолжателями в Москве, Киеве и Минске.

Имена «Россия», «российский», «россияне» в названном трио взаимно самостийных и незалежных государств используются согласно «старым добрым» польско-большевистским лекалам. В этом смысле весьма характерно содержание ельцинской конституции «России»-РФ 1993 г., начинающейся с грубых антиисторических, антинаучных подтасовок. Читаем гл. 1, ст. 1: «1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. ». Как видим, имя тысячелетней страны «Россия» вновь сведено к исторической Великороссии (как и во времена СССР-РСФСР) и этим же  именем, Россией, названо свежесозданное коммунистической номенклатурой в 1991 г. государство РФ.

Историческое образование в «новой России»-РФ обманывает и осовечивает подрастающее поколение всё теми же сепаратистскими штампами  лайт-украинства советской школы, унаследованными от науко-идеологов СССР. Школьные и вузовские учебники истории так же твердят детям, что Россия – это Московское государство. Например, авторы учебника для 6 класса (изд. 2007 г.) обращаются к ученикам: «Вы проследите за процессами возвышения Москвы и формирования единого государства – Московской Руси, или России.» (илл. 9) [14].

Илл. 9. А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. История России. С древнейших времён

до конца XVI века. М. 2007. С. 4. Фрагмент.

Этот же учебник знакомит детей с «древнерусской народностью» и с тем, как из неё «формируются великорусская, украинская и белорусская народности.» [15].

Те же авторы в учебнике для 7 класса внушают детям про наличие в XVII в. нерусского «украинского народа», а идеологемой  «воссоединения Украины с Россией» утверждают бытие Украины-неРоссии (илл. 10) [16]. Польско-большевистские мифологемы одобренных в 1954 г. ЦК КПСС «Тезисов о 300-летии воссоединения Украины с Россией» поныне востребованы.

Илл. 10. А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI - XVIII век.

М. 2006. С. 68. Фрагмент.

Одурачивание русского народа в РФ совместными усилиями нынешних «либеральных» и «державно-патриотических» продолжателей дела поляков и большевиков по-прежнему происходит весьма эффективно благодаря тому, что их предшественники ленинско-сталинского периода по ходу «классовой борьбы» уничтожили или низвели в маргинес по-европейски и по-русски образованный интеллектуальный слой русского общества. Так же  коренным образом, с внедрением вышеназванных идеологем, было изменено образование  в области гуманитарных дисциплин. Этой социально-идеологической инженерией, помноженной на мощь официальных СМИ, русскоязычная рабоче-крестьянско-интеллигентская масса, лишённая возможности получить традиционное русское гуманитарное образование, поныне обречена на превращение в «новую историческую общность - советский народ» (ныне – «российский народ») со всеми полагающимися для такового русофобскими сепаратистскими штампами и идущими от них уже кровавыми метастазами.

Например, из недавнего: вспышка раздуваемого казёнными и околоказёнными  СМИ «российского патриотизма» по поводу присоединения к государству РФ («России» польско-советской идеологии)  Крыма, отнятого у расположенного на малорусских землях государства Украина, а так же полуотнятой «Новороссии». Симметричная (но в обиженном ключе) вспышка украинского патриотизма раздувается СМИ государства Украина.  При этом мы видим массовое ликование ранее обработанных польской-украинской идеологией и осовеченных «россиян» и «украинцев» по поводу взаимоистребления в зоне проекта «Новороссия» на  Донбассе, где погибшие исчисляются десятками тысяч. «Россияне» рады уничтожению «украинских фашистов», «укропов»; «украинцы» рады уничтожению «российских оккупантов», «москалей» (в этом особенно показателен интернет). С традиционной, действительно русской точки зрения донбасские события являются великорусско-малорусским братоубийством и русским самоубийством. Между великороссиянами и малороссиянами  коррупционно-олигархические правящие «элиты» государств РФ и Украина посредством находящегося на их содержании агитпропа вбили невиданный доселе по массовости, ожесточению и ненависти кровавый клин. При этом, на фоне донбасской катастрофы, как результат государственной пропаганды, согласно соцопросу, «86% россиян гордятся своей страной.» (19.11.2014 г.) [17], а «Рейтинг одобрения Путина достиг максимума - 89%» (24.05.2015 г.) [18]. Это свидетельство полного успеха учинённого большевиками и нынешними их «патриотическими/либеральными» продолжателями разгрома традиционного, действительно русского и российского национального самосознания, свидетельство тяжёлой рукотворной катастрофы гуманитарного знания. Таковы очередные следствия победы над Россией русофобских сил в 1917 г.  Остаётся надеяться, что придёт время, когда вновь ставший русским народ будет вспоминать этот суицидальный энтузиазм со стыдом и покаянием.

Могут ли сознательные русские люди, волею русофобской коммунистической власти оказавшиеся в расчленяющих Русь-Россию государствах-продолжениях РСФСР, УССР и БССР, противостоять господствующей (во всех её вариантах) польско-украинской сепаратистской идеологии?   Несомненно, могут. Антидотом против этой ментальной отравы как век назад, так и сейчас, служит  действительно научное знание, несущее соответствующий научно-обоснованный понятийный аппарат, терминологию, и рождающее соответствующее мировоззрение.  Речь не идёт о создании некой новой науки с целью противостояния идеологической лжи и политической практике расчленения Руси-России и русского народа, ведь необходимое научное знание и общественная мысль давно существуют - это наука и основанная на ней общественная мысль дореволюционной России, а так же зарубежных стран, прежде всего европейских. В трудах множества учёных и общественных деятелей, посвящённых исследованию Русской земли и русского народа вышеназванный традиционный научный, действительно русский, российский (и европейский) понятийный аппарат, терминология, позволяющие осознавать, осмысливать Русь-Россию как состоящую из  трёх основных частей (Великая, Малая, Белая Россия), а русский народ как состоящий из трёх этнографических групп (великорусы, малорусы, белорусы), представлены обильнейшим образом, во всей возможной полноте.  

Но многие ли из наших соотечественников, в том числе считающих себя образованными и даже интеллигентами, знают имена и труды таких светил русской науки и общественной мысли, имевших звания академиков и профессоров, как например, Максимович, Срезневский, Бодянский, Ламанский, Потебня, Соболевский, Флоринский, Дурново, Стороженко? Кто из них читал произведения знаменитых историков Миллера, Карамзина, Соловьёва, Бантыш-Каменского, Ключевского? Наверняка ещё меньше тех, кому знакомы имена и труды (ныне преданных официальному забвению) выдающихся карпато-русских подвижников-учёных и общественных деятелей:  Орлай, Зубрицкий,  Духнович, Наумович, Головацкий, Мончаловский, Купчанко, Яворский, Г. Геровский, Ваврик.  Многие ли читали «Повесть временных лет», «Галицко-волынскую летопись», русские старопечатные книги Москвы, Львова, Киева и массу других исторических источников, в которых наши предки сами называют своё собственное русское, российское имя (аутоэтноним) и имя своей страны  - Русь, Россия? Знакомы ли со старинной европейской картографией, в которой во множестве находится отнюдь не только любимое поляками и их учениками выдуманное название государства «Moscovia», но вся страна Russia (Русь, Россия) с её частями - Magna (Великая), Minor (Малая), Alba (Белая), Rubra (Чёрмная, Червонная, Красная), Nigra (Чёрная)? …...

Возвращение традиционного русского умственного пространства, русская интеллектуальная реконкиста невозможны без возвращения нашему народу названных имён и соответствующих трудов. Из-за малости и слабости располагаемых ресурсов это происходит фрагментарно, едва-едва, но они всё же возвращаются нашим согражданам усилиями немногих соотечественников-энтузиастов (основные финансы и СМИ в государствах РФ, Украина и Белоруссия пребывают в руках сторонников взаимной самостийности и незалежности). Они должны быть возвращены все, а с ними и традиционный действительно научный, действительно русский, российский понятийный аппарат, терминология, традиционное русское мировоззрение, подразумевающие единство Руси-России и русского народа. Одновременно мы считаем уместным привлекать достойно освещающие названную проблематику научные, научно-просветительские и публицистические произведения современных авторов. Таковы проблемы и задачи, для решения которых задумана «Россика. Ruthenica.». «Ruthenica» (от лат. RutheniaРусь, Россия) присутствует в названии как знак того, что в этой работе необходимо привлекать свидетельства иностранных источников и авторов, прежде всего зарубежной Европы. 

 

1.А.В. Соловьев. Византийское имя России. // Византийский временник. 1957. Т. XII. С. 140-142. Статья на сайте «Византийский временник»: http://www.vremennik.biz/opus/BB/12/51635

2.Там же. С. 144.

Б.М. Клосс. О происхождении названия «Россия». М. 2012. С. 25-26.

3.Н.И. Карамзин. История государства российского. 1818. Издание второе.  Том I, гл. X. О состоянии древней России. С. 272-273.

4.Фото взято с сайта ИА «REGNUM». Адрес электронного доступа по состоянию на 04.01.2016: https://regnum.ru/pictures/2180183/28.html  

5.Изображение взято из интернет-энциклопедии «Википедия», статья «Отторженная возвратих». Эл. адрес по сост. на 15.06.2017: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_ %D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%85

6.Jеan Potocki. Fragments historiques et geographiques sur la Scythie, la Sarmatie et les Slaves. Тome I. А BRUNSVIC, dans la libraire des ecoles. 1796.

7.Odezwa do ziomków Kijowianina Duchińskiego. Paryż. 1862. Стр. 2.

8.М.С. Грушевський. ІСТОРІЯ УКРАЇНИ-РУСИ. Том 1. I. Вступні замітки. С сайта «IЗБОРНИК». Эл. адрес по сост. на 03.07.2017: http://litopys.org.ua/

9.Там же.

10. В.В. Мавродин. Образование древнерусского государства. Л. 1945. С. 395.

11. В.В. Мавродин. Основные этапы этнической истории русского народа. //  Вопросы истории. 1950. № 4.  С. 55-70.

12. Там же. С. 70.

13. Правда. 12 января 1954 г. № 12 (12945). С. 3-4.

14. А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса образовательных учреждений. 7-е издание. М. 2007. С. 4.

15. Там же. С. 48-49, 164.

16. А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI – XVIII век. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. 5-е издание. М. 2006. С. 68.

17. Сергей Подосенов. «Нынешняя Россия наиболее близка к идеальной». Согласно опросу Левада-центра, 86% россиян гордятся своей страной. 19.11.2014. Сайт «Газета.ru». Эл. адрес по сост. на 06.07.2017: https://www.gazeta.ru/politics/2014/11/18_a_6305885.shtml

18. Рейтинг Путина достиг максимума — 89%. 24.06.2015. Сайт «INTERFAX». Эл. адрес по сост. на 06.07.2017: http://www.interfax.ru/russia/449366


 


Вернуться назад