Сайт Образование и Православие > Новости сайта, Материалы НЕВ, Православное воспитание > Игумен Георгий (Шестун): О сути преподавания

Игумен Георгий (Шестун): О сути преподавания


17.01.2010.
Игумен Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, зав. кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной Семинарии, настоятель храма во имя Преподобного Сергия Радонежского.

Игумен Георгий (Шестун): О сути преподаванияВ деятельности учителя главное — научиться говорить на одном языке с тем, кого он учит. Учитель и ученик должны понимать друг друга.

Почему зачастую этого не происходит? Потому что каждый вкладывает в изучаемые понятия свой смысл. Слова произносят одни и те же, а осознают по-разному. Непонимание часто возникает не только между преподавателями и слушателями, но и между детьми и родителями. Это является серьезной проблемой, поскольку, исказив смысл понятия, мы наполняем его новым содержанием, а если это понятие имеет отношение к базовым ценностям, то в результате меняется и смысл всей нашей жизни.

Формально язык у нас остался прежним, но в своей сущности он стал совершенно иным. Суть преподавания заключается, собственно, в одном — мы должны объяснять своим слушателям, что обозначают основные понятия, такие, как «Бог», «любовь», «вечность», «мир», «человек», «жизнь», «Отечество», «долг», «целомудрие», «послушание», «смирение», «стыд», «совесть», «добродетель», «грех», и ученики должны научиться отличать добро от зла. С православной точки зрения, что богоугодно — то добро.

Если вы сможете добиться понимания или умения говорить на одном языке — это будет продуктивная преподавательская деятельность. Поэтому в основе методики преподавания лежат, во-первых, правильное усвоение основных понятий преподаваемого предмета самим учителем, во-вторых, умение передать смысл этих понятий своим ученикам.

Прежде чем говорить о педагогике и о проблемах современной школы, мы должны выяснить, что обозначает слово «педагог». Слово «педагог» переводится с греческого как «детоводитель». Это понятие зародилось в античности. В античные времена родители брали раба, приставляли его к ребенку, и этот раб водил ребенка в школу. Иногда педагог думает, что он свободен и может делать все, что хочет. В наше время многие пошли по этому либеральному пути: учить чему вздумается и как вздумается. Но если суть педагогики — детоводительство, то нужно помнить, что педагог все же — «раб водящий»: он обязан вести ребенка не куда хочет, а куда должен.

Следующий вопрос, который естественно возникает: а куда мы должны вести детей? Для православного человека ответ совершенно ясен — к Богу. Но в наше время нужно уточнять — ко Христу, потому что когда говорим просто «к Богу», многие сегодня понимают это как путь «к высшей силе», «к миру идеального». В православном понимании Христос — истинный Бог, поэтому ребенка нужно привести ко Христу. Это наша цель. Но следует помнить важный момент: насильно привести кого-то к Богу, заставить любить и верить невозможно, то есть ребенок должен прийти ко Христу сам. Чтобы это произошло, нужно создать условия, указать ему дорогу. Ведя ребенка ко Христу, мы должны понимать, что ведем его через мир, потому обязаны дать ему представление о мире, в котором он живет. Нам, в свою очередь, необходимо иметь представление о природе ребенка, чтобы знать, как его вести. Но самое главное — в православном понимании педагог, учитель сам обязательно должен знать путь, по которому собирается вести ученика, потому что детоводитель идет по нему вместе с ребенком.

Ребенок отличается от взрослого прежде всего тем, что он — существо растущее, развивающееся. Со светской точки зрения детство — определенный период в жизни человека, а с точки зрения Православия детство — это есть вся жизнь, потому что земная жизнь — это детство нашей вечной жизни. «Будьте как дети» — это значит: всегда растите, всегда совершенствуйтесь. А можно понимать и так: не будьте сиротами, беспризорниками — усыновитесь Отцу своему Небесному.

Развитие человека, его духовный рост и становление происходят на протяжении всей его жизни. В природе есть такой закон: все, что не растет, начинает погибать. Что же движет ростом человека? Первое — это природа самого человека, в природе ребенка заложен механизм развития, роста. Это важный момент, о котором родители и педагоги забывают. Сегодня большинство из нас точно уверены только в том, что ребенка надо кормить, обувать, одевать, и не имеют понятия о воспитании. Молодые мамы и папы не знают, как с ребенком обращаться. Они говорят: «Родится — разберемся».

Пока разбираются — ребенок вырастает. Таким образом, момент воспитания упущен, и вернуть его невозможно. Есть только один выход: мы должны знать еще до рождения ребенка, как его воспитывать и кого мы хотим из него вырастить. Иначе нас ждет путь многих тяжких скорбей и испытаний.

Текст приводится по книге:
«Духовно-нравственная культура
в школе: Учебно-методическое
пособие по основам православной
культуры для учителей
общеобразовательных школ».
Сб. 1. М., 2007. С. 53–54.

 


Вернуться назад