Сайт Образование и Православие > Социальное служение и благотворительность > Почему образовательные игры для сирот всё-таки работают

Почему образовательные игры для сирот всё-таки работают


01.06.2015.
Алексей Миняйло, директор по счастью партнёров Проекта социальной адаптации «Полдень», — о том, что образовательные игры для воспитанников детских домов могут быть не только развлекательными мероприятиями, но и эффективным образовательным курсом.

Можно встретить мнение, что образовательные игры для воспитанников детских домов — это форма развлекательных мероприятий, которые проводят аниматоры, и единственный их результат — сделать «фотки с сиротками» и «по-быстрому улучшить карму». Взрослые приезжают, пляшут перед детьми и уезжают, а между тем:
  • Дети-сироты растут в мире, который для них придумало государство, и плохо представляют себе реальную жизнь.
  • Детей-сирот заваливают подарками и не учат работать, а после окончания детского дома им придётся работать, создавать семью и т.п.
  • Научиться этому, находясь в позиции берущих, невозможно.
  • «Волонтёрский чёс», когда волонтёры объезжают много детских домов, посещая каждый лишь единожды, вреден.
  • Нельзя ездить в детские дома ради «улучшения кармы» и «фоток с сиротками»
  • Каждый, кто серьёзно вовлечён в тематику сиротства, знает, что эти слова совершенно справедливы. Развлекательные игры воспитанникам детских домов действительно не нужны. С ними всё понятно — они как бабка с косой из фильма «О чём говорят мужчины»: не та, плохая, и не нужно её через дорогу переводить.

Но значит ли это, что образовательные игры для детей-сирот в принципе не работают? Или, если учесть нюансы, о которых говорится выше, то можно сделать и хорошие, правильные образовательные игры?

Когда мы начинали работать в детских домах, мы сформулировали для себя основные фокусы нашей программы так: самоорганизация и целеполагание. Из этого вытекает и все остальное: мы работаем с коммуникативными проблемами, с постановкой задач в жизненном смысле этого слова, учим детей планировать. Опираясь на традиции деятельностной педагогики, мы выстроили игры таким образом, чтобы единицы содержания переходили из игры в игру.

Смысл образовательной игры не в том, чтобы максимально достоверно воссоздать моделируемую ситуацию или развлечь ребенка. Фантастические, завлекательные сюжеты — только упаковка, в которой скрыто серьёзное содержание. Смысл игры в том, чтобы дать ребенку необходимые в жизни компетенции и жизненный опыт, оставаясь при этом в безопасной для него модельной ситуации. Действуя самостоятельно и автономно в рамках игры, принимая собственные решения, ребенок учится проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Надо ли говорить, что подобный опыт крайне тяжело получить в формальной обстановке детского дома?

Разумеется, всего одной игрой невозможно достичь прочного результата. Даже взрослый человек не сможет после единичного тренинга сохранить в целости все приобретенные там навыки, особенно если они не поддержаны средой. Поэтому наша программа рассчитана на три года регулярных занятий. Мы приезжаем в детский дом в среднем раз в две недели, дополняем игры занятиями по профориентации, поддерживаем общение с детьми между приездами.

Надо сказать, что образовательные игры — это не какое-то недавнее изобретение. Применение в педагогике игровых методов и деятельностного подхода широко практиковалось в СССР с 1930-х годов. В этом направлении работали Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Щедровицкий Г.П. и множество других замечательных педагогов и методологов. Сейчас обучение через игру активно развивается в Европе и Северной Америке (в частности, в этом году состоится 46-я ежегодная международная конференция по играм в образовании), и ведущие вузы и школы расширяют практику его применения. Мы разрабатывали программу «Полдень», стараясь взять лучшее из отечественного и западного опыта. Мы постоянно развиваем программу: этой весной у нас в числе прочего запланирован международный семинар в России и Швеции для интеграции европейского педагогического опыта в нашу программу и передачи наших наработок европейским коллегам.

Наши наблюдения показывают, что наш подход успешно дополняет другие формы помощи детям. Вообще, когда мы говорим не о получении академических знаний, а о практических компетенциях, трудно представить себе эффективный образовательный курс, не включающий в себя деятельностных аспектов.

Простой пример. Я принял на работу более 50 человек (большинство — достойные специалисты, окончившие лучшие вузы России) и ручаюсь, что подавляющее большинство людей не умеют вести себя на собеседовании, потому что не понимают, чего хочет от них работодатель. И, что ещё хуже, я вспоминаю, как вёл себя на собеседованиях сам, и плачу крокодиловыми слезами. Думаете, я не знал советов с хэдхантера и из умных журналов? Знал, но на моё поведение это повлияло слабо — примерно на те самые 10%, на которые усваивается теоретическая информация.

Всё изменилось только тогда, когда я сам стал работодателем, т.е. приобрёл опыт собеседования «с другой стороны». Только тогда корм пошёл в коня. Вы можете сказать: «Алексей, вы тупой!» и будете, конечно, недалеки от истины, только вот эмпирический опыт показывает, что Алексей не один тупой, а является представителем целой плеяды людей, которые лучше всего учатся на собственном опыте.

А теперь представьте, что на собеседование приходит выпускник детского дома. Каковы шансы, что он сможет произвести хорошее впечатление на работодателя, если учесть, что большинство таких детей очень смутно представляют себе сам процесс устройства на работу? Мы сделали несколько специальных игр про собеседование и построение карьеры. Одна из них знакомит детей с шагами, которые нужно предпринять для устройства на работу, с интересами сторон в этом процессе, актуализирует принципы, из которых нужно исходить при выборе работы. Игроки делятся на кандидатов (составляют свое резюме) и сотрудников отдела кадров (рассматривают резюме кандидатов, проводят собеседования, выбирают, кто из кандидатов лучше подходит для вакансии). Игроки-кандидаты получают работу в одном из трех конкурирующих НИИ, готовящих проекты для государственного конкурса. Потом им предстоит выполнить задание конкурса, и побеждает та команда, которая лучше справилась с наймом подходящих кандидатов. Во время разбора полётов мы говорим с ними о простых и важных вещах: что нужно искать ту работу, которую умеешь делать, и которая тебе нравится, а не пытаться устроиться по знакомству или туда, где проще, об ответственности за то, что делаешь, перед коллегами и компанией.

Вообще правильные образовательные игры чрезвычайно эффективны. Например, навыки, полученные в образовательных играх «Наблюдатели vs. Фальсификаторы» (через которые прошли почти 3 тысячи наблюдателей на выборах в 7 регионах РФ), использовали в реальных выборах 84% участников, а 35% строили свою тактику на выборах на основе игрового опыта и остались довольны. Те, кто имеют дело с образованием, понимают, насколько это высокие показатели. В социализирующих играх для воспитанников детских домов измерить эффективность гораздо сложнее, но даже наши простые «воки-токи тесты» показывают, что дети осваивают навыки, которым мы их учим.

Что такое «воки-токи тест»? В начале курса каждому ребёнку в группе выдаётся рация и несколько цветных шариков, всех разводят по разным комнатам. Задача — за 5 минут иметь на руках список: у кого какие шарики. Казалось бы, задача элементарная — нужно, чтобы один сказал: «Так, все слушайте меня и не перебивайте. Вася, какие у тебя шарики? Приём». И т.п. Но даже эту простую задачу дети выполнить не могут: они пытаются говорить одновременно, и всё тонет в шуме и гаме. Похожий тест в конце года даёт более оптимистичные, хотя и далёкие от идеальных результаты.

Подводя итог, замечу, что конечно нет ничего лучше устройства ребёнка в семью. Но пока дети не в семьях, нужно помогать детям а) эффективно б) с использованием своих сильнейших навыков. Потому мы, будучи экспертами в игровых формах в образовании, помогаем именно с помощью них. Наш метод эффективен. Поэтому мы используем его. Чтобы помогать эффективнее, мы формируем альянсы с другими силами добра, работающими в детских домах, например, с наставниками из Kidsave. Согласитесь, социализация идёт эффективнее, когда ребёнок и обретает наставника, и осваивает социальные навыки через образовательные игры, чем когда у него только есть наставник или только образовательные игры.

Кстати, мы всех приглашаем к симбиозу. 4–5 апреля у нас большой семинар, на котором мы бесплатно учим волонтёров и представителей НКО использовать наши образовательные игры.
 

 


 
Понять Арканар. Ещё раз о полезных играх для трудных подростков  

Утром прочитал в Harvard Business Review очередную статью о том, что один из лучших инструментов убеждения — умение слушать. Они выходят с завидной регулярностью, и ясно почему:
  • Тот, кто умеет слушать, может лучше понять мотивы и интересы собеседника и, следовательно, эффективнее выстроить свою аргументацию;
  • Активное слушание помогает нам посмотреть на обсуждаемый вопрос с разных сторон и найти решение, которое будет более приемлемо для обеих сторон (кстати, если вам интересна тема активного слушания, то полезно почитать «Чудеса активного слушания» Юлии Гиппенрейтер или «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови);
  • Внимательно слушая человека, мы демонстрируем уважение к нему, что опять-таки помогает привлечь его на свою сторону;
  • Но в действительности почти никто не обладает этим навыком, даже в образовательном и бизнес-сообществе — иначе такие статьи выходили бы гораздо реже. Попробуйте вспомнить: кто из ваших друзей и коллег по-настоящему хорошо умеет слушать? Готов спорить на пончик, что таких людей в вашем окружении почти нет. И это — люди, выросшие в семье и работающие в хороших компаниях.

Главных сложностей две:
  • Почти ни у кого нет успешного опыта активного слушания: дело это непростое, и первые разы получается так себе.
  • Сдержаться и не высказать свое ценное мнение большинству людей очень непросто. Оно же реально ценное! (пишу это почти без иронии :-) ).
Что уж говорить о воспитанниках детских домов и других трудных подростках, которые, к сожалению, лишены нормальной социализации. У них с этим всё ещё хуже.

Что делать? У нас есть специальная образовательная игра, которая, во-первых, учит детей «не лезть вперёд батьки в пекло» и внимательно слушать, а, во-вторых, даёт им успешный опыт: только активное слушание дает им возможность победить в игре. Что способствует решению обеих проблем. :-)

Сценарий игры построен на основе государства Арканар, фигурирующего в фантастических произведениях Стругацких, в фильме Алексея Германа-младшего «Трудно быть Богом» и т.п. Задача участников – спасти врача, которого везут на казнь, причем сделать это они могут только путем переговоров, убеждая местную знать предпринимать шаги, из-за которых конвой с врачом будет вынужден направиться в безопасное место.

Так как игроки в Арканаре — агенты под прикрытием, они не знают культурного контекста, в соответствии с которым общаются местные, а он весьма нетривиален. Например, любая серьёзная договорённость должна сопровождаться подарком, в противном случае считается, что это обман либо пустословие. Другой пример: если смеёшься над шуткой, принято хлопать рукой по столу или по бедру, а если не хлопаешь, значит, смеёшься неискренне. В общем, правила довольно глупые, присущие слаборазвитому обществу и потому контринтуитивные.

Но дети этого не знают. Они приходят к знати и пытаются договориться об освобождении врача с наскока, но каждый раз терпят крах, а конвой с врачом между тем неуклонно приближается к месту казни. После промежуточной рефлексии дети приходят к выводу, что без лучшего понимания культурных норм местной знати не обойтись. Поэтому они заходят в комнату к знати под видом прислуги, начинают там убираться, а попутно — внимательно слушают, о чем идёт речь, смотрят, кто как себя ведёт. После чего лазутчики возвращаются на базу, формируют стратегию переговоров, используя которую, им удается достичь успеха и спасти врача.

Благодаря этому, дети учатся, во-первых, внимательно и осмысленно слушать, а во-вторых, быстро получают успешный опыт слушания: послушал, сформировал стратегию, победил. Заодно они осознают, что у разных людей могут быть разные правила общения, что вдвойне важно, т.к. в детском доме, как в любой закрытой структуре (тюрьма, армия, в меньшей степени — корпорация) — свои правила общения, отличающиеся от мира обычных людей, и могут задуматься о том, что правила общения, принятые внутри детского дома, могут и не подходить к общению в другой ситуации — например, на работе.

Где в реальной жизни они получат такой опыт? Скорее всего, нигде, как и большинство из нас. А в игре они получают и опыт, и его анализ во время послеигрового разбора полётов. Конечно, за одну игру навык не сможет устойчиво закрепиться (кстати, именно поэтому наша программа рассчитана на 3 года). Но суть игры как методики в том, что благодаря эмоциональной включенности и непосредственному проживанию происходит проблематизация, а личная значимость этого опыта для ребенка значительно возрастает.

Знакомьтесь с программой и записывайтесь по этой ссылке.

Алексей МИНЯЙЛО, Филантроп
 


Вернуться назад