Сайт Образование и Православие > Социальное служение и благотворительность > Исторический опыт развития благотворительности в середине XIX – начале ХХ веков

Исторический опыт развития благотворительности в середине XIX – начале ХХ веков


23.09.2015.
Исторический опыт развития благотворительности в середине XIX – начале ХХ вековПредставляем автореферат  Васильевой Галины Петровны «Исторический опыт развития благотворительности в середине XIX – начале ХХ вв.: по материалам Нижнего Поволжья»  диссертации  на соискание ученой степени кандидата исторических наук (специальность 07.00.02 – «Отечественная история»). Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Николай Михайлович Ушаков. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» (414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.).

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность.

В настоящее время перед нашим обществом особенно остро стоят проблемы социальной помощи. В результате происходящих процессов в современной России, социально-экономических и политических перемен появились такие явления, как безработица, нищенство, профессиональная и жизненная неустроенность многих слоев населения. Именно это заставляет нас не только работать над возрождением экономики и благосостояния страны, но и обратиться к изучению опыта прошлого, связанного с организацией текущей практической помощи социально незащищенным членам общества, в частности, к примерам благотворительности и призрения. Сейчас как никогда необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которыми славится русский народ. Каждый гражданин и общество в целом должны осознать необходимость этих качеств для каждого конкретного человека. Изучение исторических фактов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в нынешнее время.

Система социальной защиты – пенсионное обеспечение, пособия – осуществляется на федеральном уровне, но огромная роль в этой области в настоящее время принадлежит региональным органам государственной власти. Именно на региональном уровне идет поиск альтернативных форм негосударственной социальной помощи, в связи с чем повышается острота исследования именно регионального среза проблемы.

Изучение проблем призрения и благотворительности, исходя из новой (по сравнению с советским периодом истории) политической и экономической ситуации в России, актуально с точки зрения восприятия опыта российских просветителей прошлого в плане поиска финансовой базы для осуществления культурных начинаний.

Таким образом, изучение проблем благотворительности Нижневолжского региона на рубеже XIX – XXвеков актуально с точки зрения слабой изученности, хотя процессы эти позволяют в какой-то мере восстановить единую картину гражданского реформирования как в России в целом, так и на изучаемой территории.

Степень изученности проблемы.В истории благотворительности, обобщая изученный материал, можно выделить несколько основных этапов исследования данной проблемы: а) конец XIX века – начало XXвека; б) 1917 год – конец 1980-х годов; в) с начала 1990-х годов по настоящее время.

Среди дореволюционных исследований по истории благотворительности можно выделить труды П.И. Георгиевского, П.И.Лыкошина, Е.Д.Максимова, Г.Г.Штвиттау, В.Ильинского, В.Ф.Дерюжинского и многих других[1]. Характеризуя состояние вопроса изученности благотворительности в дореволюционный период, можно сказать, что подавляющее большинство работ имело прикладной характер. Это всевозможные библиографические издания, перечисляющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX века[2], справочно-статистическая литература, в которой собраны, ценнейший фактический материал и источниковая база[3], периодика, журналы, ставшие одновременно историческими и историографическими источниками по теме, где освещались теоретические вопросы общественного призрения и благотворительности, ставились вопросы организации благотворительного дела в России, печатались статьи о различных филантропических учреждениях, также публиковались официальные материалы (указы, распоряжения, постановления правительства и т.д.), отчеты о деятельности многих благотворительных обществ, сведения о пожертвованиях и т. д.

Лишь к концу XIX – началу XX веков появляются серьезные работы, претендующие на глубокое осмысление явления с акцентуализацией на теорию вопроса. В данной связи необходимо отметить монографию «Благотворительная Россия»[4], в которой применяется проблемный метод, выгодно отличающийся простотой использования и возможностью легко и сразу сосредоточиться на основных движущих процесс обществах и организациях. Данная монография представлена двумя частями. В монографии представлен исторический аспект развития благотворительности с допетровских времен до времен Николая I. Также нашла широкое освещение деятельность ведущих благотворительных обществ и государственных ведомств, в частности, Ведомство учреждений императрицы Марии.

В полном соответствии с этой точкой зрения находится и работа Е.Д.Максимова с соавторами П.И.Георгиевским, О.К.Адеркас, Е.С.Шумигорским «Благотворительность в России»[5], которая явилась наиболее полным обзором благотворительности на начало ХХ века.

Труды многих государственных и общественных деятелей посвящены анализу состояния общественного призрения и благотворительности в России. Основной вывод, который делают авторы, – это вывод о преобладании частной благотворительной деятельности в России и о недостаточной разработанности российского законодательства в этой области[6]. Анализ этих работ позволяет рассмотреть новые взгляды и принципы, в благотворительном движении получившие распространение на рубеже веков.

Среди этих работ общего характера необходимо выделить работу «Общественное и частное призрение в России»[7]. Она представляет собой сборник статей о постановке дела призрения в России, который был приурочен к проходившему в 1906 году в Милане IVМеждународному конгрессу по общественному и частному призрению.

Во всех работах по истории благотворительности авторы, которые едины в выделении основных этапов благотворительного движения, выявили достоинства и недостатки благотворительной деятельности государственных и общественных структур, определили границы периода реформ 60-70-х годов в качестве рубежа, с которого благотворительность в России приобретает общественный характер[8].

На рубеже XIX–XXвеков авторы также ведут разработку теоретических вопросов общественного призрения и благотворительности, таких, как анализ причин и сущности нищенства, определение основных категорий нуждающихся и форм помощи им[9]. Для большинства работ этого времени характерен отход от упрощенного понимания причин такого социального явления, как нищенство. Многие авторы указывают на многообразие и сложность данного явления, связывая его рост в обществе с развитием капитализма, с социально-экономическими особенностями этого строя.

Среди дискуссионных вопросов в литературе 90-х годов особенно следует выделить вопрос о назначении благотворительности в обществе, о ее роли в борьбе с различными проявлениями нужды. С одной стороны, представители всех течений сходились во мнении, что на данном этапе социальной структуры общества благотворительность необходима, с другой стороны, часть авторов видела пути улучшения положения неимущих через совершенствование системы благотворительности, другая часть авторов считала, что благотворительность маскирует подлинную глубину нищеты народа, и реальная возможность изменить ситуацию лежит в изменении государственного устройства[10]. Используя медицинскую терминологию, часть общества считала, что если нищета – это болезнь, то ее лечение состоит в сглаживании симптомов, другая придерживалась мнения, что лечить надо не симптомы, а истинную причину заболевания.

Обобщающие работы в дореволюционной отечественной историографии дополняются трудами, посвященными различным направлениям благотворительной деятельности, которые в дореволюционной литературе представлены неравномерно. Основное внимание в них уделялось государственной благотворительности и тем благотворительным обществам, которые находились под покровительством членов императорской фамилии.

В некоторых работах о крупных государственных, общественных и торгово-промышленных деятелях имеются оценки участия частных лиц в благотворительном движении[11]. Однако эти издания носят характер биографических справок с указанием благотворительных вкладов и пожертвований, в них отсутствует анализ самого явления.

Не стала предметом специального исследования в дореволюционный период и такая форма просвещенной благотворительной деятельности, как меценатство. Оценку отдельным фактам и проявлениям меценатской деятельности можно встретить лишь в небольших заметках на страницах периодики, в публицистических произведениях, а также в мемуарных произведениях некоторых деятелей культуры[12].

Благотворительность в России неразрывно связана с русской православной церковью. Эта связь прослеживается веками. Собственным примером церковь показывала, что надо помогать людям, особенно, когда страна и народ переживали нелегкие времена эпидемий, пожаров, войн, голода. Именно церковь была тем островком защиты, в котором каждый нуждающийся мог найти приют.

Многочисленные труды по проблеме церковной благотворительности являются свидетельствами значительности этого направления[13].

Одним из важнейших направлений благотворительности было призрение детей. Этому вопросу в дореволюционной России уделялось пристальное внимание, свидетельством чего является существование многочисленных благотворительных детских учреждений. Это также нашло большой отклик и в литературе. Литература справочного характера по детской благотворительности дает интереснейшие сведения о положении детей в России[14]. Но в то же время надо признать, что среди многочисленных работ не все освещают проблему на общероссийском уровне. Многие из них в основном рассматривают проблему конкретных детских благотворительных заведений, приютов[15], оказания детям трудовой благотворительной помощи[16].

Историография благотворительности в России была бы неполной без учета работ западных ученых. Причем именно им принадлежит приоритет в разработке некоторых важных ее аспектов. Для западной историографии проблематика, связанная с историей благотворительности, стала уже традиционна. Заметный вклад в изучение российского общественно-благотворительного движения вносят работы А. Линденмайера[17], С.К.Гогеля[18].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в дореволюционной литературе отсутствовали теоретические труды, дающие оценку благотворительности как крупному явлению в общественной жизни России второй половины XIX – начала XX веков. Хотя тема благотворительности и привлекала к себе пристальное внимание российского общества, многие ее стороны не получили глубокого изучения. Та небольшая часть работ, которая отражала фактическое состояние проблемы, была подчинена практическим задачам общественного призрения в России. Не были затронуты вопросы значимости данного рода деятельности для социума в целом, отсутствуют обобщающие работы по осмыслению роли благотворительности в отечественной культуре и определению ее места в структуре общественной и политической жизни страны.

После 1917 года образовалась ниша в изучении феномена российской благотворительности. В политической доктрине советского государства вопросы благотворительности были полностью изжиты. Это явление обусловлено тем, что в условиях декларируемой плановой экономики каждый гражданин должен был иметь достаток, обеспечивающий его достойное существование. Малоимущие люди объявлялись деклассированными элементами и направлялись на принудительный труд. В этих условиях терялся сам смысл изучения благотворительности как явления. Но даже в этих условиях на бытовом уровне элементы благотворительной деятельности сохранялись (помощь беспризорным, ссыльным, переселенцам), что свидетельствует о том, что даже карательные меры не могли изгнать сострадание из духа российского общества. Естественно, говорить о каких-то серьезных исследованиях в области благотворительности не представляется возможным. На это, в частности, указывают более поздние в этой области труды А.Н. Боханова[19].

В работах советских историков конца 70-80-х годов, посвященных общественному движению и изучению культурной жизни страны, нашли отражение отдельные проблемы дореволюционной благотворительности. А.Д. Степанский[20]в своей работе по истории развития общественных организаций в России во второй половине ХIХ–начале XX вв. рассматривает и филантропические общества.

Вплоть до конца 80-х годов тема благотворительности в дореволюционной России так и не стала предметом самостоятельного исследования. Лишь в последнее десятилетие XX века стал проявляться интерес к различным аспектам этой проблематики в нашей исторической науке в работах Л.В.Бадя, Т.Е.Покотиловой, Е.И.Холостовой, Б.И.Нещеретнего, Б.Ш.Нувахова, Я.П.Щапова и др.[21].

Попытка рассмотреть историю крупнейших благотворительных ведомств и учреждений России предпринята П.В.Власовым в работе "Обитель милосердия"[22].

Отечественная литература 1990-х годов представлена учебной методической работой доктора исторических наук В.Г.Афанасьева и кандидата исторических наук А.Р.Соколова «Благотворительность в России. Историографический аспект проблемы»[23]. Цель данной работы – рассмотреть в историографическом плане проблему становления и развития благотворительности в России, уделив особое внимание ее состоянию в XVIII – начале XX вв.

Диссертационные работы по исследуемой тематике представлены трудами целого ряда авторов, в них рассмотрены и обобщены проблемы развития благотворительной деятельности как общероссийского масштаба, так и на региональном уровне. В частности примечательны работы Горбуновой Ю.И., Черницовой Н.В., Егоровой Л.А., Колебакина Е.Ю., Хитрова А.А. и многих других[24].

Важным историографическим фактом стала опубликованная в исторической энциклопедии обобщающая статья о благотворительности[25]. На предыдущем этапе такие понятия, как благотворительность, филантропия, меценатство или вообще отсутствовали в энциклопедических изданиях и словарях, или им давалось аксиоматическое одностороннее толкование. В статье, представленной М.Ю. Лачаевой и Г.Р.Наумовой, дается подробная и глубокая характеристика благотворительности, показана эволюция ее на различных исторических этапах, мотивы и основные виды этой деятельности, представлены учреждения и организации, участвовавшие в благотворительном движении в дореволюционной России, и основные направления их деятельности.

Современный период представлен работами Хитрова А.А. «Дом Романовых и российская благотворительность. Вторая половина XIX – начало XX века (по материалам Санкт-Петербурга и Петербургской губернии)»[26], где предметом исследования является деятельность российских благотворительных ведомств и комитетов под покровительством императорской фамилии по оказанию социальной помощи нуждающимся; Соколова А.Р. «Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII – конец XIX вв.)»[27], где рассматривается благотворительность как важная роль в жизни светского государства. Впервые в отечественной историографии благотворительность рассмотрена как механизм взаимодействия общества и государства.

Многие научные статьи посвящены отдельным аспектам российской благотворительности[28]. В статье Синельникова С.П., основанной на материалах Саратовской и Донской губернии, показана одна из форм церковной благотворительности в тяжелое для России время. В статье говорится о голоде 1891-1892 гг[29]. Однако, как нам представляется, автор несколько преувеличивает роль церковно-приходской благотворительности в России на рубеже ХIХ–XX вв. Большинство дореволюционных авторов в свое время отмечали слабое участие российского духовенства в общественно-благотворительном движении. И хотя российская статистика относила все церковноприходские попечительства к благотворительным единицам, далеко не все из них оказывали призрение нуждающимся своего прихода, а размеры оказываемой помощи, за редким исключением, были очень незначительны.

Изучение проблемы благотворительности на современном этапе стимулируется усиленной разработкой истории отечественного предпринимательства, наблюдаемой в последнее время. Стремление дать объективную оценку роли российской буржуазии в жизни российского общества на рубеже XIX-XX веков обусловило особый интерес к вопросу о размерах и мотивах благотворительной деятельности отечественных предпринимателей[30]. В настоящее время наблюдается отказ от односторонней оценки таких мотивов. Как полагают многие авторы, мотивы благотворительности могли быть самыми разными, единой основы для благотворительных поступков не существовало: здесь могли иметь место и осознание общественного долга, и чувство патриотизма, и исполнение христианских заповедей и сердоболие. Хотя, безусловно, присутствовало и тщеславие, и стремление достигнуть определенного общественного положения, приобрести награды и титулы, т.к. царское правительство всячески поощряло крупные пожертвования.

Как бы то ни было, сегодня все чаще звучит мысль о том, что участие российских предпринимателей в благотворительной деятельности было отнюдь не исключением, а существенной чертой менталитета "третьего сословия" России в конце ХIХ-начале XX веков.

Наблюдается возросший интерес к меценатству и коллекционированию в нашем обществе и в литературе. Целый ряд работ и статей посвящены представителям промышленных и торговых династий, наиболее известным меценатам и коллекционерам[31]. Огромный вклад в развитие благотворительного движения внесло российское купечество, что нашло свое отражение в появившемся в 1995 г. фундаментальном издании, посвященном истории российского предпринимательства[32].

В заключение анализа историографии по теме отметим, что в последние годы, когда в обществе наблюдается потребность в переосмыслении отдельных сторон отечественной истории, в более глубоком и всестороннем рассмотрении исторических явлений и процессов, в качестве самостоятельного предмета исследования в нашей исторической науке обозначилась и проблема российской благотворительности. Однако изучение ее находится еще в начальной стадии, отличается фрагментарностью и разработкой многих аспектов лишь на региональном уровне. Ощущается недостаток как в обобщающих исследованиях феномена отечественной благотворительности, так и в работах, посвященных отдельным сторонам благотворительной деятельности.

Внимание к отечественной и зарубежной историографии по благотворительности является необходимой предпосылкой изучения регионального аспекта. Это позволит не только выявить общие закономерности процесса развития института общественного призрения и благотворительности, но и вычленить специфику этой проблемы на региональном уровне. Специально проблема благотворительности в Астраханской и Саратовской губерниях не рассматривалась в силу того, что современная историография проблемы только начинает складываться, изредка затрагиваясь авторами в усеченном виде по другим вопросам[33].

Исходя из степени научной разработки темы, а также в связи с ее актуальностью и научной значимостью автором исследования поставлена цель – исторический анализ становления и совершенствования института благотворительности на рубеже XIX–XX веков в нижневолжском регионе, исследование региональных аспектов благотворительности на примере Нижнего Поволжья.

Создание полного банка данных о российской благотворительности позволит расширить социальную характеристику этого явления в жизни общества. В соответствии с поставленной целью определяются и задачи диссертации:

· Благотворительность как механизм взаимодействия общества и государства.

· Развитие призрения в регионах как отражение социализации политики государства.

· Общественная благотворительность как отражение зрелости гражданского общества в регионе.

· Изучение модели постановки дела благотворительности в Нижневолжском регионе, расширение банка данных о российской благотворительности.

· Выявить особенности генезиса на региональном уровне общественного призрения, выяснить размеры и место частной благотворительности в общем потоке благотворительного движения.

· Показать роль благотворительной практики различных конфессий в Нижнем Поволжье.

· Исследовать систему земской благотворительности.

· Проанализировать деятельность, особенности и характер добровольных благотворительных обществ с отпечатком сугубо местной специфики.

· Изучить виды и формы благотворительной деятельности, методы реализации призрения, направление и диапазон приложения усилий.

· Внутреннее устройство системы благотворительности и механизмы ее финансирования.

· Показать роль благотворительности в культурном развитии региона.

Выполнение указанных задач предполагает изучение ранее не публиковавшихся материалов архивных фондов, документов, использование ценных источников, периодической печати, общей литературы и т.д. Наконец, поиск оптимальных вариантов решения социальных вопросов, путей либерализации и обновления в сегодняшней России тоже обращает нас к опыту прошлого.

Хронологические рамки исследования затрагивают период с конца XIX до начала XX века, когда развитие благотворительной деятельности вступило в свой «золотой век». Верхней гранью являются буржуазные реформы, определившие периодизацию общественного развития России, а для Нижнего Поволжья (Астрахань и Саратов) ставшие временем бурного экономического и культурного развития.

Нижняя хронологическая граница определяется общероссийским экономическим и социально-политическим кризисом, обусловленным началом Первой мировой войны.

Территориальные рамки исследования обусловлены административным делением дореволюционной России и охватывают губернские города Нижнего Поволжья (Астрахань и Саратов), бывшие на рубеже XIX – XXвеков крупными культурными центрами. Саратов как «столица Поволжья» и полиэтничная Астрахань как «Каспийская столица» привлекали представители самых разных этнических, конфессиональных групп, относящиеся к разным социальным уровням, превращает проблему изучения благотворительности на региональном уровне в предмет особого внимания.

Методологическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, системности, позволяющие с научных позиций ставить и решать исследовательский задачи. Они заключаются в конкретно-историческом подходе к анализу изучаемых явлений, во всесторонней их оценке на всем протяжении поэтапного развития, учитывая сравнительные, критические принципы познания. Комплексное использование различных документов и материалов по теме является составной частью исследовательского метода, позволяющего учесть всю совокупность факторов для более полной ретроспективы исследуемых процессов.

В диссертации использован целый комплекс общих и специальных научных методов исследования: историко-генетический, историко-сравнительный, статистический, структурно-функциональный.

Источниковую базу диссертации сформировали обширный круг опубликованных и неопубликованных материалов, которые можно разделить на следующие группы: 1)законодательные и нормативные акты; 2)документация центральных благотворительных органов, материалы съездов по благотворительности и труды государственных и общественных деятелей; 3) справочно-статистические документы; 4)материалы самих благотворительных обществ и заведений (уставы, отчеты, протоколы и т. д.); 5) периодическая печать; 6)архивные документы (РГИА и ГААО, ГАСО).

В первую группу нормативно-правовых актов включены законодательные документы, примерные уставы, правила и циркуляры, касающиеся устройства и функционирования учреждений общественного призрения, характеризующие основы организации призрения в Российской империи. Призван регулировать как сферу государственного призрения, так и благотворительность частных лиц, а также порядок создания и деятельность благотворительных организаций «Устав общественного призрения»[34](последний был издан в 1892 г.). Отдельная глава Устава была посвящена «благотворительным обществам и кассам».

Издание «Временных правил об обществах и союзах»[35]в 1906 году внесло изменения в порядок создания благотворительных обществ. Этот законодательный акт появился под влиянием первой русской революции, оставался основным правовым документом для добровольных благотворительных организаций вплоть до 1917 г.

К данному комплексу источников примыкают примерные уставы, разработанные Министерством внутренних дел для отдельных типов благотворительных обществ в конце 90-х годов, а также многочисленные правила, касающиеся различных сторон благотворительной деятельности («Правила о порядке выдачи разрешений на лотереи», «О порядке выдачи разрешений на устройство театральных представлений, концертов и пр.» и некоторые другие)[36].

Законодательные акты, правительственные разрешения, правила, циркуляры Министерства внутренних дел по различным вопросам, хранящиеся в архивах, позволяют подробно охарактеризовать политику российских властей по отношению к общественно-благотворительному движению.

Ко второй группе относятся материалы центральных благотворительных органов, которые также содержат необходимую информацию по теме[37].

Рассмотреть текущие проблемы и решить стоявшие задачи нам помогли материалы двух всероссийских съездов, посвященных вопросам благотворительности[38].

Труды государственных и общественных деятелей, занимавшихся вопросами благотворительности, значительно дополняют эту группу источников[39].

Третья группа – справочные издания – представлена памятными книжками и адрес-календарями губерний, энциклопедическими словарями, а также справочным материалом, указанным в историографическом обзоре литературы диссертационного исследования[40].

В четвертую, основную группу документов вошли материалы самих благотворительных организаций: уставы, отчеты, протоколы заседаний правления и общих собраний членов. Каждое благотворительное общество и заведение обязано было иметь устав, утвержденный Министерством внутренних дел (до 1906 г.). В уставах определялась цель общества, задачи, состав, средства, полномочия правлений, а также общих собраний членов. Регулярные отчеты – ценнейший, обязательный для публикации источник. Все частные благотворительные учреждения должны были предоставлять (обычно ежегодно) отчеты (финансовый и общий отчет о деятельности) в Министерство внутренних дел. Многие отчеты выходили отдельными изданиями, а также нередко публиковались на страницах журналов и газет. Протоколы, фиксировавшие повестку заседаний, содержание и итоги общих собраний членов являются тоже значимым источником. Поименные указатели вступивших в общество лиц могут много рассказать о его социальном статусе. Балансовые сметы характеризуют финансовое положение организации. Однако следует с определенной долей критичности относиться к этим документам, так как содержание отчетов, особенно финансовых, не всегда отражало действительное положение дел. Обобщение этих источников в одну группу позволит нам составить общее впечатление о деятельности отдельных, наиболее значимых филантропических организаций.

Пятая группа – периодическая печать – как источник содержит в себе богатый информативный материал, в котором с долей критичности обозревается деятельность благотворительных учреждений. Использование газет «Астраханский листок», «Астраханский вестник», «Астраханские епархиальные ведомости», «Саратовские губернские ведомости», «Саратовский дневник» и т.д. и журналов, о которых говорилось в начале историографического исследования, позволяет объективно подойти к рассмотрению темы исследования.

Шестая группа – архивные документы. Ни одни теоретические выкладки не могут считаться достоверными, если они не подтверждены обширным фактологическим материалом, основным первоисточником которого являются документы государственных архивов. Особая важность архивных документов заключается в том, что они позволяют обратиться к первоисточнику, минуя налет авторской мысли, присущий любой печатной работе.

Научная новизна диссертации заключается, прежде всего, в самой постановке проблемы, попытке, на основе введения в научный оборот ранее не использованных документом и материалов, комплексного исследования благотворительности на рубеже XIX – XXвеков на примере крупного региона Российской Федерации – Нижнего Поволжья. В исследовании сформулированы следующие положения, обладающие качеством новизны:

· определены основные движущие факторы и побудительные мотивы развития благотворительности;

· проанализирована структура и особенности функционирования региональных благотворительных организаций, вскрыты причины оперативного реагирования на первоочередные социальные проблемы, делающие их работу эффективной;

· выявлены общие черты, свойственные явлению благотворительности на данном временном этапе для российской действительности в целом, и вычленение специфичных черт для изучаемого региона в соответствии с его географическими, национальными, экономическими и культурными реалиями. Именно соотнесение двух этих важнейших составляющих позволило рассмотреть проблему частной и общественной благотворительности как единое целое для данного района;

· осмыслена история Нижневолжского региона в контексте развития филантропических идей в обществе;

· на примере, благотворного межконфессионального взаимодействия в области церковной благотворительности определена эффективная модель сосуществования представителей различных религиозных течений, сплоченных общей идеи помощи нуждающимся. Показана внеконфессиональная проблематика благотворительности, как идея, имеющая общечеловеческую значимость;

· на основании изучения различных аспектов работы благотворительных обществ, выявлены их сильные и слабые стороны. Сильной стороной являлась –мобильность, адресность и возможность сосредоточится на решении конкретной проблемы, что подчас позволяло невилировать огрехи государственного призрения. Слабая сторона – децентрализация, невозможность оперативного управления финансовыми ресурсами, сложности при проведении долгосрочных социальных программ, недостаточная координация даже в нутрии региона;

· вскрыто двойственное отношение государственного аппарата к благотворительным обществам. С одной стороны нормативная база ставила их в ранг вспомогательного инструмента призрения, с другой, фактически стремилась переложить на них основное бремя социальной защиты населения;

· дан развернутый анализ проблемы подмены государственной социальной системы на общественную благотворительность, как основного стабилизирующего элемента эволюционного развития общества;

· сделан вывод о высокой востребованности полученных результатов на современном этапе развития гражданского общества в России. Отражена роль совершенствования системы благотворительности в поступательном развитии общественной жизни.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью приложения собранных в ней материалов и использования сделанных на их основании выводов и заключений при:

· проведении исследований в рамках означенной тематики как на региональном уровне, так и на всероссийском;

· подготовке учебно-методических изданий по истории России и краеведению;

· систематизации разрозненных источников и публикации научных работ и монографий по вопросам благотворительности на рубеже XIX–ХХ веков;

· сохранении культурно-исторического наследия и черт самобытности Нижневолжского региона;

· совершенствовании практической деятельности региональных органов социальной защиты населения на современном этапе;

· подготовке работников социальной сферы;

· воспитании идей гуманизма, сострадания, межрасовой и религиозной терпимости на всех этапах обучения подрастающего поколения.

Результаты исследования были апробированы в выступлениях автора на ежегодных научных конференциях под эгидой Астраханского государственного педагогического университета, а также нашли отражение в научных публикациях.

Структура диссертации выдержана в традиционной манере: она состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, перечня источников, списка использованных источников и литературы.

 

II.Основное содержание работы.

Во введении обоснована актуальность избранной темы, научная новизна, установлены объект, хронологические и территориальные рамки изысканий, выявлена степень освещенности проблемы в историографии, сформулированы цель и задачи работы, определены источниковая база и методологические принципы исследования, обусловлена научно-практическая значимость диссертации, сообщаются сведения о степени и характере апробации результатов исследования.

В первой главе – «Развитие призрения как отражение социализации политики государства в регионах» – рассматривается формирование призрения на рубеже XIX–XX вв. в Нижнем Поволжье. Означенный период ознаменовался значительной социализацией государственной политики. Проведен анализ зарождения нормативного регулирования в области общественного призрения, особое внимание уделяется государственной благотворительности. Приказ общественного призрения подвергнут рассмотрению как не благотворительная, а государственная организация, занимавшаяся помощью неимущим, хотя богадельни Приказа очень часто основывались на деньги богатых горожан.

Освещена благотворительная практика Русской православной церкви в Нижнем Поволжье, ведь традиционно в России церковь являлась идейным вдохновителем и непосредственным организатором решения благотворительных задач. Однако формы осуществления ею социальной поддержки варьировали в зависимости от отношений с государством. С момента учреждения церкви в качестве части государственного аппарата ее благотворительная практика была подчинена государственным интересам, поэтому мы рассматриваем ее как проявление государственной политики.

Церковная благотворительность имела два основных направления, различающихся объектом и целями. Первое, состоящее в оказании помощи нуждающимся лицам духовного звания, было построено на началах сословной взаимопомощи и осуществлялось епархиальными попечительствами. Второе же, проводимое в жизнь именно церковными структурами (братствами, монастырями), было в большей степени ориентировано на прихожан или представителей иных конфессий, то есть лиц, не входящих в духовное сословие.

Рассматриваемые регионы являются маркерными в контексте межконфессиональной толерантности и мирного сосуществования различных национальностей, поэтому социальная политика представляется не только как помощь нуждающимся, но и как государственная стратегия развития всех народов и народностей, тут проживающих.

Во второй главе – «Общественная благотворительность как отражение зрелости гражданского общества в регионе» – рассмотрена организация социальной защиты нуждающегося населения губерний.

Раскрывается система земской помощи нуждающимся. Общественное призрение, находившееся в ведении екатерининских приказов, переходило в руки земских учреждений по мере введения их в отдельных губерниях. С 1864г. в 34 губерниях России были введены земские учреждения, 1 января этого же года были изданы Высочайше утвержденные правила для земских учреждений по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении. На земства были возложены самые разнообразные обязанности. Глава правил «Положения о земствах», в частности, содержала пункт о том, что «обязанности по делам общественного призрения, предусмотренные по существующим законам,…возлагаются на губернские и уездные земские учреждения».

Одновременно с учреждением земств теряли свое значение и упразднялись приказы общественного призрения. Таким образом благотворительность государственная в значительной части своей заменялась общественной.

Земства стали местными неспециализированными органами призрения.

С введением земств произошло выделение, обособление народного образования и медицины, а на общественное призрение были возложены «дела по управлению благотворительными капиталами и имуществами», «дела, собственно к призрению относящиеся»[41].

На земские учреждения в обязательном порядке перелагались функции, осуществлявшиеся до 1864 года приказом общественного призрения и больничными советами. Для этого губернские земства получили губернские богоугодные заведения для содержания душевнобольных и соответствующий капитал, на процент с которого следовало их содержать.

Важное место в благотворительности занимает помощь, оказываемая детям. Проблемам помощи детям уделялось большое внимание. Среди забот, перешедших в ведение земства от бывшего приказа общественного призрения, было устройство детей, брошенных матерями.

Губернское земство взяло на себя финансирование средних учебных заведений, которые учреждены и существуют для обеспечения образования населения всей губернии. Вопросами начального образования занимались уездные земства. Финансирование учебных заведений осуществлялось на паритетной основе, где наряду с централизованными ресурсами привлекалась и денежная помощь земств.

Еще одна из форм социальной помощи, которую оказывали земства, — помощь раненым воинам и семьям погибших в военные и послевоенные годы. Кроме того, на земские учреждения были также возложены обязанности по призрению семей нижних воинских чинов и ратников государственного ополчения, призываемых в военное время на службу.

Предпринятое исследование позволяет сделать вывод, что организация земств стала новым этапом в развитии общественного призрения. Как следует из проведенного анализа, важнейшей особенностью в благотворительной практике земств должна была стать возлагаемая на них профилактическая функция, не наблюдавшаяся у предшествующих организаций по призрению, которая должна была бы способствовать сокращению источников бедности и нищеты. Такая практика, свидетельствующая о более рациональном подходе к проблемам организации помощи нуждающимся, вместе с тем не могла в тот период стать приоритетным направлением в социальной деятельности земств, что определялось как минимум двумя факторами: во-первых, вызванным освобождением крестьянства значительным увеличением количества лиц, нуждающихся в оказании экстренной социальной помощи, и, во-вторых, слабой материальной базой земств, которая к тому же должна была обеспечивать, помимо призрения, чрезвычайно широкий спектр иных земских обязанностей. Последнее обстоятельство вызвано тем, что, переняв благотворительные функции приказов общественного призрения, земства были лишены важнейших источников доходов приказов – поступления от кредитных операций, апелляционных пошлин, монопольной продажи игральных карт, что, естественно, отражалось на качественно-количественных показателях оказываемой помощи. Не способствовал должному финансированию призрения сохранившийся сословный принцип в его организации, который препятствовал справедливому перераспределению средств в обществе.

Несмотря на это, благотворительная деятельность земств была активной, чем приказная. Учитывая, что в земский период обособились медицина и образование, из деятельности земств по призрению следует исключить учреждение и содержание городских и земских больниц, училищ, школ. В этой связи важнейшими отраслями деятельности стали детское призрение, поддержка престарелых и инвалидов в рамках преимущественно закрытого призрения. Кроме этих основных направлений, благотворительная деятельность выражалась в помощи населению во время неурожаев, наводнений, пожаров, выплаты стипендий учащимся, оказании помощи бедным чиновникам, служащим в учреждениях, выдаче ссуд.

Следует учесть, что действующее законодательство, признавая призрение обязанностью земств, не устанавливало ответственности за ненадлежащее выполнение этой обязанности и таким образом придавало этой обязанности рекомендательный характер. Не было официальных разъяснений насчет способов, видов, размеров помощи, в каких случаях она должна была оказываться и т.д., то есть решение конкретных вопросов призрения было отдано на усмотрение земств.

В целом этот позитивный момент, предоставляющий земствам самостоятельность в решении низовых социальных проблем, не имел надежных гарантий в виде права земских учреждений на издание обязательных к исполнению постановлений и, кроме того, блокировался жестким административным контролем, что во многом снижало результативность общественной активности. Не согласовывалась с рационализацией призрения и установленная законодателем структура земских учреждений, поскольку земские положения 1864 и 1890 годов не предполагали наличие мелкой земской единицы – попечительства – в рамках которой возможно реализовать один из важнейших принципов социальной помощи – адресность.

Крестьянская реформа 1861 г., Земская реформа 1864 г., ставшие очередным этапом в процессе модернизации страны, породили существенные изменения в социальной структуре российского общества, что привело к ряду важных социальных последствий, учет и понимание которых необходимы при исследовании дальнейшей развития феномена российского благотворения. Социальные реформы 60-х годов XIX века вызвали перенос основной проблемы социальной заботы о нуждающихся с государственных структур в лице Приказов общественного призрения на земства и частично на органы городского общественного управления. Проведенный нами анализ содержания и специфики работы земств в области общественного призрения доказал несомненное преимущество земской системы в организации и управлении общественной помощью по сравнению с приказной. Довольно успешная направленность земских органов на решение проблем в народном здравоохранении позволила освободить город, сословные и частные учреждения от забот о здоровье нуждающегося народа и дала им большую возможность обратить внимание и высвободить большие средства на дела, относящиеся к сфере общественного призрения. Земским органам принадлежит приоритет в научно-обоснованном категорировании нуждающихся в помощи в соответствии с социально-экономическими реалиями пореформенной России. Более того, появившись как орган самоуправления в первые годы крестьянской реформы и разделив, по-существу, с правительством ответственность за освободившихся крестьян, земства получили в сфере социальной заботы о нуждающихся и значительно больший, чем у Приказа общественного призрения, контингент нуждающихся в помощи, что заставило земских деятелей очень серьезно и основательно подойти к организации и профилактике нужды путем поддержки со стороны ими организованной взаимопомощи. Наконец, земства подошли к развитию общественной самодеятельности и привели к участию в деле благотворительности активную часть общества, осознавшую свой гражданский и общественный долг.

Земская система взаимопомощи как всесословная, несмотря на отсутствие у земств и городских общественных управлений реальной самостоятельности, доступных и значительно меньших, чем у приказов общественного призрения, средств; а также несмотря на наличие устаревшего законодательства по поводу благотворения (основанного на принципе сословности в социальном призрении) оказалась значительно более эффективной по сравнению с приказной благотворительностью.

Опыт земств в работе по общественному призрению свидетельствует о том, что именно привлечение общественных сил, при должном внимании со стороны государства, является оптимальной формой организации помощи нуждающимся, в основу которой должен быть положен принцип, в соответствии с которым отсутствие общественного участия в решении вопросов, непосредственно связанных с жизнедеятельностью общества, является самым существенным препятствием этого решения, что в свою очередь требует определенной суммы гражданских прав и свобод, должного культурного уровня, опыта самоорганизации.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны обобщения и выводы.


Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

Работы, опубликованные в перечне периодических научных изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования РФ:

Статьи:

1. Васильева, Г.П. Церковная благотворительность в Нижнем Поволжье на рубеже на рубеже XIX–XX вв.[Текст] / Г.П. Васильева // «Известия Волгоградского государственного университета». - Волгоград, 2010. – № 8(52) – С. 65 – 69. (0,6 п.л.)

2.Васильева, Г.П. К вопросу об изменении подхода к формированию законодательной инициативы в области общественного призрения на рубеже XIX-XX вв. [Текст] / Г.П. Васильева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - Астрахань, 2010. – № 8(52) – С. 65 – 69. (0,6 п.л.)

3. Васильева, Г.П. Историографический аспект вопросов благотворительности на рубеже XIX-XX вв.[Текст] / Г.П. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – Санкт-Петербург, 2011. – № 127 – С. 90-94. (0,6 п.л.)

Работы, опубликованные в других научных изданиях:

Статьи:

4. Васильева, Г.П. Благотворительная практика русской православной церкви на Нижнем Поволжье на рубеже XIX–XX веков.[Текст] / Г.П. Васильева // Аспирант и соискатель. - Москва, 2004. - № 5 – С. 15-18. (0,6 п.л.)

5. Васильева, Г.П. Меценатство в Астраханской губернии на рубеже XIX–XX вв. [Текст] / Г.П. Васильева // Вопросы гуманитарных наук. - Москва, 2005. - № 2– С. 13-17. (0,6 п.л.)

6. Васильева, Г.П. Основные направления церковной благотворительности в Нижнем Поволжье рубеже XIX–XX вв.[Текст] / Г.П. Васильева // «Гуманитарные исследования». - Астрахань, 2005. - № 1(13) – С. 90-94. (0,6 п.л.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в печать Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство



[1] См.: Георгиевский П.И. О призрении бедных. СПб., 1897; Призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894; Лыкошин П.И. Благотворительная Россия: история государственной, общественной благотворительности. СПб, 1901. В 2-х т.; Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии ее в России. СПб., 1906.; Ильинский В. Благотворительность в России: история, настоящее положение и задачи. СПб., 1908. 32с.; Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897. 115с.

[2] Межов В.И. Благотворительность в России: Библиограф. указатель книг и статей на рус. яз., вышедших в России в период царствования императора Александра II. Спб.,1883; Селиванов А.Ф. Библиография о благотворительности.//Вестник благотворительности.1901. №№4-6.

[3]Благотворительные учреждения Российской империи: В 3-х т./ Под ред. А.А. Тулубьева. СПб., 1900; Сборники сведений по общественной благотворительности. Т.1-7, Спб., 1880-1886; Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт – Петербурге и Москве. Спб., 1899; Сборник статистических сведений о заведениях закрытого призрения детей, в том числе сирот сельского населения. Петроград, 1916.

[4]Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. Под ред. П.И. Лыкошина. Т. 1. - Спб., 1901.

[5]Благотворительность в России. В 2т. СПб., 1907.

[6]Селиванов А.Ф. Современное положение русской благотворительности (выст. На I Всероссийском съезде деятелей по общественному и частному призрению).1910; Д-р Гордон. К вопросу о постановке у нас общественного призрения.//Современный мир. 1907. №9; Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. - М., 1897; Труды первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению, 8-13 марта 1910 г. Спб., 1910; Духовский М.В. О личной деятельности в общественной благотворительности. М., 1887.

[7]Общественное и частное призрение в России. Спб., 1907.

[8]Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии в России. СПБ., 1906; Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Б.м., 1894; Он же: Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России. Б.м., 1900; Георгиевский П.И. Призрение бедных и благотворительность. Спб., 1894; Забелин А. Мысли об общественной благотворительности //Журнал земледельцев.1858. Авг. №8. С.84-92.; Ильинский В. Благотворительность в России: (История, настоящее положение и задачи). Спб., 1908; Исаев А.А. Благотворительность и общественное призрение. Лекция. Спб., б.г.; Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М.,1897.

[9]Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. Спб., 1908: Левенстим А. Нищенство в России по отзывам начальников губерний. Спб., 1899; Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. Спб., 1901; Сперанский С.К. История нищенства в России//Вестник благотворительности. 1897. №№ 1-3; 5-8.

[10]Бобошко Ф.Л. Долой филантропов и их учреждения. Николаев, 1912.

[11]Русский торгово-промышленный мир/ Ред. изд. А.М. Шампаньер. Б.м., б.г.; Современная Россия в портретах и биографиях выдающихся деятелей. Б.м., б.г.; Московская Городская Дума, 1897-1900. М., 1900; Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного дома Романовых. М., 1913; Россия в ее прошлом и настоящем: В память 300-летия царствования дома Романовых. М., 1914.

[12]Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры: в 2-х т. М.: Наука, 1962; Он же: Статьи и заметки, не вошедшие в собрание сочинений: в 2-х т. М.: Искусство, 1954; Янжул И.И. Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. - СПб, 1904.

[13]Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее органах – приходских попечительствах. М., 1876.;Ульгорн Г. Христьянская благотворительность в древней церкови. СПб, 1899; Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси. СПб,1907; Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси после 1864 г. СПб., 1907; Забелин А.Р. Что могут сделать приходские благотворительные общества? СПб., 1880; Кудрявцев А. Нищенство как предмет попечения церкови, общества и государства. Одесса, 1885; Лабутин И.К. Характер христьянской благотворительности. СПб., 1899; Лаврешъев К. Христьянское братолюбие. СПб., 1875 и др.

[14]Призрение детства. Сведения по общественной и частной благотворительности в России и за границей. Т1-3. СПб,1888; Т. I. Призрение малолетних детей в России и за границей; Т.2. Призрение больных детей в России и за границей; Т.3. Исправительные заведения для детей в России и за границей.

[15]Скачков И.А. Краткий исторический очерк (хроника) детского приюта Его Императорского Высочества принца Петра Георгиевича Ольденбурского. 1846-1881гг. СПб.1883; Пятидесятилетие С.- Петербургскому училищу глухонемых. 1-го января. СПб,1860;

[16]Максимов Е.Д. Десятилетие Попечительства о домах трудолюбия и работных домах (1сент 1895- 1сент.1095 г.). СПб., 1906; Волков Д.С. Что такое дома трудолюбия? Их основные начала и цели, состав, устройство, быт, источники. СПб,188; Герье В.И. Русские дома трудолюбия. М., 1900.

[17]Линденмайер А. Бедность не порок: благотворительность, общество и государство в Российской империи.СПб., 1889.

[18]Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. Спб., 1908.

[19]Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука, 1989. С.172.

[20]Степанский А.Д. История общественных организаций дореволюционной России: Учебное пособие. М., 1979; он же. Общественные организации России на рубеже XIX-XX вв.: автореф. дисс. … докт. ист. наук. М., 1982.

[21]Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М., 1993; Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России. М., 1997; Покотилова Т.Е. Теоретико-методологические и историографические аспекты феномена российской благотворительности. Ставрополь, 1998; Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995; Нещеретний Б.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России (Библиотека социального работника). М.: Союз,1993. Нувахов Б.Ш. Странноприимный дом: Традиции российского милосердия, XVIII-XXвв. М.,1994; Щапов Я.П. Благотворительность в дореволюционной России: опыт и вклад в цивилизацию// Россия в XX веке. Историки спорят. М., 1994. С.84-88.

[22]Власов П.В. Обитель милосердия: О дореволюционных московских благотворительных учреждениях. - М.: Московский рабочий, 1991.

[23]Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. Спб., 1998.

[24]Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX–XX вв.: автореф. дисс. … канд. ист. наук. М. 1996; Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения: автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 1997.; Черницова Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России (Х-ХХвв.): автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 1996; Вантеева Н.В. Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX–начале XX века. Дисс. канд. ист.наук. Ставрополь, 2000; Гуришидзе Д.А. Благотворительные общества в дореволюционной Западной Грузии. Дисс. … канд. ист. наук. Тбилиси, 1988; Пащинцев Д.А. Благотворительная деятельность Русской православной церкви во II-й половине XIX – начале XX вв. М., 1995г. Егорова Л.А. Благотворительность в российской провинции (Костромская губерния, 2-я половина XIX–начало XX в.): автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2002; Колебакина Е.Ю. Общественное призрение и благотворительность в Архангельской губернии (конец XVIII–начало XX веков): автореф. дисс. … канд. ист. наук. Архангельск, 2002; Крюков Н.П. Исторический опыт социальной поддержки населения России и его использование в 90-е годы XX века (на материалах Нижнего Поволжья). Дисс. … докт. ист. наук. Саратов, 2003; Тимченко В.А. Деятельность южнороссийских благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIXвека. На материалах Дона, Кубани и Ставрополя: автореф. дисс. … канд. ист. наук. Новочеркасск, 2004; Хитров А.А. Дом Романовых и российская благотворительность. Вторая половина XIX – начало XX века (по материалам Санкт-Петербурга и Петербургской губернии): автореф. дисс. … канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2009; Шрамкова О.В. Национальные меньшинства Саратова во второй половине XIX – начале XX вв.: социальная интеграция и повседневная жизнь: автореф. дисс. … канд. ист. наук. Саратов, 2009.

[25]Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия: в 5. т. М., 1994. Т. 1. С. 240-242.

[26] Хитров А.А. Дом Романовых и российская благотворительность. Вторая половина XIX – начало XX века (по материалам Санкт-Петербурга и Петербургской губернии). Калининград: Издательство КГТУ, 2004. 390 с.

[27]Соколов А.Р. «Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII - конец XIX вв.)». СПб,: Лики России, 2006. 648с.

[28]Абросимова Е.А. История законодательного регулирования создания и деятельности российских благотворительных организаций.//Известия вузов: Правоведение. 1991. № 2 С.89-94; Алферова Е.Ю. Призрение сирот в дореволюционной России и СССР: новые источники и методы исследования. Екатеринбург,1993.С.70-78; Герасимов Г. Времен связующая нить//Сопричастность, 1992. № 1; Голубев В.В. В пользу бедных//Родина. 1991. № 3.С.79-90.; Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности//На пути к свободе совести. М., 1989; Савельев В.Г. Благотворительность и развитие народного просвещения в России в пореформенный период//Вестник Челябинского университета. Серия История. 1991. № 1; Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию//Россия в XX веке. Историки спорят. М., 1994. С.89-94; Ярская В.М. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности //Российский журнал социальной работы. 1995. №2. С.27-33.

[29]Синельников С.П. Русская православная церковь и голод 1891-1892тгг.// Волга.1999. №2. С.58-61.

[30]Боханов А.Н. Крупная буржуазия России: конец XIX в. 1914 г. М., 1992; Баикина А.И., Додонова Л.А. Аристократы капитала: Очерки истории российского предпринимательства и благотворительности Х-ХХ вв. Тюмень, 1994; Власов П.В. Мотивы милосердия//Былое. 1992. № 10; Петров Ю.А. Предприниматели и российское общество в начале XX века//Свободная мысль. 1992. № 17; Он же. Москва купеческая на рубеже XIX-XX веков//Отечественная история. 1996. № 2; 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. Сост., вступ. статья, примечания д.э.н. О.Платонова. М., 1995.

[31]Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995; Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука,1998; Он же: Савва Мамонтов//Вопросы истории. 1990. № 11; Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков. М.: Искусство, 1986; Грязнов А.И. Почетный гражданин Москвы: Страницы жизни П.М.Третьякова. М.: Моск.рабочий, 1982; Думова Н. Друзья Художественного театра: Савва //3намя. - 1990 - № 8; Пак Б.И. Савва Тимофеевич Морозов//История СССР. 1980. № 6; Зилоти В.П. В доме Третьякова. М.: Высш. школа, 1992; Петров Ю.А. Павел Павлович Рябушинский//Исторические силуэты. - М., 1991; Шамаро А. Братья Рябушинские//0течество. М., 1991. Вып. 2 и др.

[32] 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов/Сост. д.э.н. О.Платонов. М.: Современник, 1995.

[33]Крюков Н.П. Российские традиции социальной помощи. Основывается на материалах Саратовской губернии. Саратов, 2001; Иванов И.С. Частная и общественная благотворительность в Астрахани. Астрахань, 1888г.; И. Саввинский. Историческая записка об астраханской Епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903. С.355-356. Матвеев И.Н. Санитарные очерки. Общественное призрение. Саратов, 1898; Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет ее существования. Ростов-на-Дону, 2002. В 2-х т. и др.

[34] Свод законов Российской Империи. Т.XII. Изд. 1892 г.

[35]Полн. собр. законов Российской империи. Собр.3.Т.26. № 27479.

[36]Положения о частных обществах, учреждаемых с разрешения министров, губернаторов и градоначальников./ Сост. К.Г.ф. Плато. Рига, 1903.

[37]Всероссийский Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Отчеты о деятельности Союза: в 2-х т. СПб.,1911-1913.

[38]Всероссийский съезд деятелей по общественному и частному призрению. I– й. Петербург, 1910 г. Доклады и сообщения. СПб., 1910; Резолюции первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению. СПб., 1910; Труды первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению. 8-13 марта 1910г. СПб., 1910; Труды съезда по общественному и частному призрению, созванного Министерством внутренних дел 11-16 марта 1914 г.: в 2-х т. Пг.,1914.

[39]Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903; Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии в России. СПб., 1906.; Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Б.м., 1894; Он же: Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России. Б.м., 1900; Максимов Е.Д. Очерки частной благотворительности в России//Трудовая помощь. 1897. № 1. (ноябрь). С. 57.; Духовской М.В. О личной деятельности в общественной благотворительности. М., 1887; Селиванов А.Ф. Современное положение русской благотворительности (выст. на I Всероссийском съезде деятелей по общественному и частному призрению). СПб., 1910.

[40]Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900; Всеобщие календари на 1867-1917 гг. СПб., 1866-1916; Вся Волга: путеводитель, справочник и адрес-календарь. Казань, 1908; Памятные книжки и адрес-календари Астраханской губернии на 1884 – 1917 гг. Астрахань, 1884-1917 гг.; Памятные книжки и адрес-календари Саратовской губернии на 1883 – 1916 гг. Саратов. 1883-1916гг.; Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. Т.I. М. 1955. С.94.;Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. T. IV. СПб.,1891. С.55.; Энциклопедический словарь товарищества братьев Грант. 7-е издание. Т.6. М., 1911.; БСЭ.1-е издание. Т.6. М., 1930.С.466,471; БСЭ. 2-е издание. Т.5. М., 1950.С.278; Словарь русского языка в 4-х тт. Т.1. М., 1957.С.111; Словарь русского языка. 8-е издание. М., 1970. С. 48. и др.

[41]Устав об общественном призрении. Изд. в 1915//Свод законов Российской империи . Т.13. Спб.,Б.г.С8.

Картинка russiahistory.ru
 


Вернуться назад