Сайт Образование и Православие > Воскресная школа > Воскреснай школа как феномен педагогической действительности. История и современность

Воскреснай школа как феномен педагогической действительности. История и современность


03.10.2015.
В этой автор анализирует историю возникновения и деятельность воскресных школ России, цель и задачи, которые ставились перед ними, и, опираясь на исторический анализ, отделяет такие понятия, как «церковно-приходская школа» и «воскресная школа», утверждая, что воскресная школа явилась во второй половине XIX в. новой формой общего и, иногда, религиозного образования для различных возрастных и социальных (средних и нижних) слоев общества. Ее основной задачей было снижение в стране уровня неграмотности, в т. ч. и религиозной

В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих граждан нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью выявилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности воскресных школ.

Первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX в. по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и появление их связано было прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования.

Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И. Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «воскресные школы – предмет необходимости» (1). Ученый подчеркивал, что «у нас воскресные школы важны не столько потому, что распространяют грамотность путем самым надежным, – т. е. путем частной инициативы и благотворительности, – сколько тем, что заохочивают к учению ремесленный и рабочий класс народа, отвлекая их, вместе с тем, от праздности и разгула» (2).

Программа воскресной школы, по мнению Н.И. Пирогова, должна была состоять из обучения письменности и осмысленной грамоте, обучения счету и некоторым техническим предметам. Общепринятый предмет «Закон Божий» должен был входить в программу лишь там, где не было раскольников  (3). (Если же это требование не выполнялось, то в таких школах преподавание ограничивалось одной Священной историей). Чтобы избежать проникновения раскольничества в школы, этот предмет должен был вести не священник, а семинарист или ученик духовной академии.
 
Что касается изменения программы воскресных школ с целью увеличения числа предметов, то здесь Н.И. Пирогов был непреклонен: «Другой программы для простых, народных воскресных школ не может и не должно быть… Чем ограничение и определеннее будет цель, тем вернее результаты. А цель народных воскресных школ и должна состоять в распространении осмысленной грамотности» (4). Из статьи Н.И. Пирогова «О Воскресных школах» (5) следует, что занятия в школе проходили раз в неделю по воскресеньям в течение двух часов. Учили грамоте, письму, счету и все это «с необычным педагогическим тактом» (6), что, в свою очередь, значительно влияло на успехи учеников.

Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая форма обучения стала привлекать все большее число учащихся, и к началу 60-х годов XIX в. воскресные школы были организованы не только в столичных и губернских городах, но и в уездных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен (7).

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству. В сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, издало распоряжение о предоставлении им помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам. Надо отметить, что учредители и преподаватели этих школ в большинстве своем принадлежали к учебному ведомству министерства.

Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д. Ушинским. Активная работа по организации воскресной школы в Смольном институте, а также других школ в Петербурге свидетельствовала о его приверженности идее укрепления христианского и нравственного компонентов в педагогическом процессе. Интересно отметить, что посещение вновь образованных воскресных школ произвело на К.Д. Ушинского весьма положительное впечатление. О людях, которых он встретил в этих учебных заведениях, Ушинский пишет даже с некоторым восторгом: «Видно, что все эти люди… собрались сюда не шутку шутить, не из пустого любопытства, а
собрались дело делать, и что это дело, для которого они пожертвовали несколькими часами единственного свободного дня своей трудовой недели, кажется им не только делом полезным, серьезным, но каким-то святым, каким-то религиозным делом». И далее: «Я был поражен той напряженностью внимания, без всяких усилий со стороны наставников, которую заметил в учениках воскресных школ» (8).

Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных заведениях того времени носили в большей мере образовательный характер, нежели воспи-
тательный. Это подталкивало ученых-педагогов к поискам новых путей в распространении веры и грамотности, в том числе и в воскресных школах. Статья К.Д. Ушинского «Воскресные школы», впервые напечатанная в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 г., обобщила и систематизировала имевшиеся знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX в., при этом автор акцентировал внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. Так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинским были выделены основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы.

Во-первых, воскресная школа должна строиться на обоюдном и свободном желании с одной стороны – учиться, с другой – учить.

Во-вторых, воскресные школы следует разделить на мужские и женские, причем, как пишет автор, «значительную пользу школе может принести участие женщин в педагогическом процессе, так как в женском характере есть удивительно размягчающий элемент, съедающий нечувствительно ту грубую кору, облекающую сердце, которая так упорно мешает развитию мальчика, заброшенного в детстве» (9).

По мнению К.Д. Ушинского, преподаватель в воскресной школе, обучая и воспитывая своих учеников, «постоянно должен держать в голове две цели: первая – формальная – представляет собой развитие умственных способностей учащихся, памяти, воображения, фантазии и т. д. При этом задача учителя в большей мере заключается в развитии в ученике желания и способности добывать знания самостоятельно» (10).

Для достижения второй цели – так называемой реальной – необходим разумный выбор предметов для наблюдений, представлений и соображений. И, как считает ученый, эта задача не менее, а даже более важная, чем первая.

К.Д. Ушинский формулирует и важнейшие задачи, которые ставит перед собой сама воскресная школа, а именно: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба» (11).

Очевидно, что без четко продуманной программы реализация таких задач была бы невозможна. В связи с этим К.Д. Ушинский предлагает следующее: во-первых, преподавателю с большой осторожностью относиться к выбору предметов, подходя к нему с особым вниманием; во-вторых, предметы бесед с учащимися выбирать заранее и распределять на весь учебный год, при этом согласовав их с распорядителями школ. Что касается самих предметов и бесед, то К.Д. Ушинским рекомендовано в его статье «Воскресные школы» восемь тем:
1. Главнейшие события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории Церкви, главнейшие священнодействия и обряды богослужения, главнейшие нравственные обязанности всякого человека.
2. Крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской Церкви.
3. Главные физические явления: ночь, день, четыре времени года, дождь, снег, гром и т. д.
4. Различие главнейших пород животных.
5. Умственное счисление, знакомство с главнейшими геометрическими формами и свойствами этих форм, наглядное решение геометрических теорем.
6. Рисовка преимущественно с натуры.
7. Знакомство с различными ремесленными производствами.
8. Ознакомление с главнейшими техническими изобретениями с помощью моделей и картин.

Живо интересовала К.Д. Ушинского и проблема преподавания такого предмета, как Закон Божий. В своей статье «Из отчета о командировке заграницу» К.Д. Ушинский, проводя сравнительный анализ, делится своими соображениями относительно преподавания Закона Божия как в школах Германии и Швейцарии, так и в России. Сравнение оказалось не в пользу российских школ. Первый недостаток нашей школы, по мнению Ушинского, это преподавание Закона Божия священником. На Западе этот предмет преподавался светскими учителями. Свои сомнения о необходимости преподавания Закона Божия только священником Ушинский объясняет следующим:

«Трудно представить себе более непедагогические училища, как наши духовные семинарии, где идет самое худое и схоластическое преподавание, состоящее главным образом в заучивании всего наизусть, или в различных схоластических упражнениях, давно отживших свой век»12. Поэтому, как считал педагог, священники, получившие образование без правильного педагогического воспитания, впоследствии будут так же сухо и схоластически учить своих учеников.

Вторым и, наверное, более существенным недостатком российской церковной школы, который, по сути, являлся причиной слабого религиозно-нравственного влияния школ на воспитанников, было так называемое разделение обязанностей учителей и священников: «Например, если на Западе в обязанности учителя входит на протяжении курса трансляция религиозной и нравственной идеи, то в России священник, порой, увлекшись схоластикой, просто не успевает этого делать, в то время как другие учителя не утруждают себя религиозно-нравственным воспитанием, считая это дело сугубо священника. Следствием этого является религиозно-нравственная деградация учеников» (13).

Несмотря на перечисленные недостатки, нравственное значение воскресных школ было бы несправедливо недооценивать. Во-первых, школы позволяли ученикам «проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково» (14). Во-вторых, воскресные школы давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными. Именно воскресная школа давала понять, например, рабочему человеку преимущество образования. «Ведь только просвещенный религией и образованием человек, – писал К.Д. Ушинский, – составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство» (15).

К концу XIX в. количество воскресных школ стало постепенно сокращаться. Причиной тому были организационные и кадровые проблемы, на что Министерство народного просвещения отреагировало распоряжением об ответственном подходе к выбору учредителей и преподавателей воскресных школ. Министерством предлагалось также обеспечить контроль над школами со стороны смотрителей уездных училищ, директоров гимназий и других лиц.

Однако параллельно в системе воскресных школ стали возникать проблемы политического характера, что было связано с нарастанием общегосударственной политической напряженности. С увеличением в обществе антиправительственных настроений некоторые частные и общественные воскресные школы стали использоваться для пропаганды «неополитических» идей. Это получило настолько широкое распространение, что один из известных священников А.В. Гумелевский начал открыто «протестовать перед училищным начальством», настаивая и добиваясь того, чтобы «воскресные школы были чисто приходские и состоять в главном ведении приходских священников»16. В июле 1862 года, в связи с раскрытием тайного общества, члены которого были педагогами воскресной школы, и другими событиями, последовало высочайшее повеление о повсеместном закрытии всех воскресных школ, включая и церковные, «до преобразования означенных школ на новых основаниях» (17).

В 1864 году воскресные школы были разрешены вновь. Новым положением они, в числе прочих, подчинялись губернским и уездным училищным советам, составленным из представителей различных министерств. В это время (1866–1867 гг.) открываются воскресные школы при большинстве духовных семинарий, для детей и взрослых (до 40 лет), где преподают студенты этих учебных заведений. С 70-х годов широко начали открываться частные воскресные школы. В 1874 году выходит «Положение о начальных народных училищах», подтвердившее право открывать воскресные школы самым широким общественным кругам. По 4-му пункту 2-й статьи этого Положения воскресные школы позволялось «открывать обществами городскими и сельскими и частным лицам, для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно» (18).

Однако Положение о начальных народных училищах не регламентировало систему церковно-приходского образования и, в частности, церковно-приходских воскресных школ. В связи с этим 13 июня 1884 г. выходят высочайше утвержденные «Правила о церковно-приходских школах». Отдельным параграфом (№ 7) духовенству разрешалось «по мере надобности и средств» открывать при церковно-приходских школах, в числе прочего, и воскресные школы «для лиц, не имеющих возможности пользоваться ученьем ежедневно» (19).

Для церковно-приходских воскресных школ начинают вырабатываться специальные программы, учебники, пособия, составляются библиотеки духовнонравственной литературы, принимаются меры к образованию учителей. Эти школы получают поддержку правительства, так как воскресное обучение в частных, ведомственных и земских школах, приносившее несомненную пользу в деле народного образования, начинает вновь активно использоваться «революционными деятелями».

В 1900-х гг. число церковных воскресных школ по стране тоже начинает сокращаться. Так, в 1899 г. было официально зарегистрировано 487 школ, в 1907 г. их оставалось уже 18220. Помимо объективных причин, носящих экономический характер, некоторые школы для взрослых закрывались из предосторожности, так как и здесь были попытки превращения занятий в революционные собрания и даже митинги. Несмотря на это, церковные воскресные школы (там, где они существовали и имели достаточное материальное обеспечение) активно посещались теми, кто не желал получать образование в других школах. По данным статистики за 1907 г. наиболее посещаемыми из церковных воскресных школ были: Санкт-Петербургская Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне – 479 учащихся; при Воскресенской церкви Религиозно-нравственного общества – 384; По остальным городам России: г. Оренбург – 539 учащихся; г. Шуя – 313; г. Елизаветград – 272; станица Каменская, Донецкий округ – 280; и др.

После 1917 г. принципы воскресного обучения были использованы в школах по ликвидации безграмотности, затем эти школы были заменены «ликпунктами», а в дальнейшем получили продолжение в качестве рабочих и сельских школ (1943 г.). Что касается церковных воскресных школ, то они на длительный период прекращают свое существование.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в целом вторая половина XIX – начало XX вв. для России, кроме прочего, является периодом активизации педагогической деятельности как на государственном, так и на локальном уровнях. Активность касалась и церковной педагогической деятельности. В этот период Церковь выдвинула несколько видных мыслителей и педагогов, имеющих священнический сан, для которых вопросы соотношения светского и религиозного обучения и воспитания в образовательных учреждениях были одними из приоритетных (прот. Сергий Булгаков, прот. Василий Зеньковский, о. Павел Флоренский и др.). Среди них особо выделяется митрополит Макарий (Невский), чье мнение можно представить как общее для всех религиозных педагогов того времени.

Митрополит Макарий поставил вопрос о соответствии школьного светского общественного воспитания воспитанию религиозному и христианским ценностям в целом. Он отмечал, что многие родители, даже благочестивые христиане, отдавая своего ребенка в учебное заведение, не всегда задумываются о царящем там нравственном климате. Поэтому зачастую подростки, даже если они получали твердое нравственно-религиозное воспитание в семье, под влиянием школьных товарищей могли заметно измениться к худшему. 
 
«Обычно, – писал митрополит Макарий, – это происходит в тех училищах и гимназиях, где духовно-нравственному образованию и воспитанию… отводится мало места. А если к тому же и в семье дети не получили должного воспитания, то в результате неблаговоспитанность их доходит до того, что сами родители не знают, что с ними делать, как с ними справляться» (21).

Митрополит Макарий призывал педагогов и родителей к «одухотворению» педагогического процесса, говорил о необходимости направлять учебно-воспитательную деятельность не на прагматическую философию приспособления к существующей социальной жизни, а на нравственное совершенствование воспитанников, что более отвечает высокому призванию педагогов. В этом деле, по мнению митрополита Макария, положительное место могут занимать учебные заведения, находящиеся под эгидой Церкви с соответствующе подготовленными кадрами (22).

Как отмечалось выше, в послереволюционное время развитие воскресных школ как института религиозного образования и воспитания в нашей стране стало невозможным, в связи с чем в педагогической литературе также стало невозможным найти и сколько-нибудь заметных работ по вопросам функционирования воскресных школ. Исключением являются труды русского мыслителя, педагога-психолога В.В. Зеньковского (находившегося после революции за рубежом), чье творчество во многом посвящено исследованию проблем православной педагогики, в том числе проблематике функционирования церковных школ.

В известной работе «Церковь и школа», изданной в Париже в 1934 г., автор, глубоко переживая сложившуюся ситуацию в России в отношении религии, рассуждает о проблемах и трудностях возобновления церковных школ в России. Из текста его работы следует, что В.В. Зеньковский не теряет веры в то, что воскресные школы останутся востребованными в народе, даже несмотря на сложное время. При этом для него были несущественными такие вопросы, как: будут ли новые воскресные школы находиться в ведении и управлении церковных общин, будут ли священники заведовать школой, какое количество часов будет отведено для преподавания Закона Божия, какие методы религиозного воспитания будут использоваться в школе. По мнению ученого, эти проблемы не являются сутью и смыслом идеи церковных школ. Суть их, как пишет В.В. Зеньковский, заключается в том, «чтобы школа была внутренне пронизана религиозным началом, чтобы она по духу своему вела детей к церкви, а не уводила от нее, чтобы она укрепляла и развивала религиозные запросы детей, а не убивала, не коверкала их» (23).

В.В. Зеньковский дает также рекомендации тем, кто собирается основывать школу, связанную с Церковью. Создавая церковную школу, считает автор, ее основателю нужно учитывать трудность, с которой ему придется столкнуться. Эта трудность заключается в умении «создать атмосферу свободной и безграничной любви к Церкви». Чтобы любовь к Церкви была свободной и чтобы личная свобода способствовала любви к Церкви, и составляет, по мнению В.В. Зеньковского, главную проблему (задачу) воскресной школы в целом.

Второй основной проблемой для церковной школы, по мнению ученого, является следующее: если путь религиозного воспитания связан со свободной любовью детей к Церкви, то как нейтрализовать гнетущее и разрушающее действие атеистического мира? По мнению В.В. Зеньковского, для религиозного воспитания помимо семьи и церковной школы, пронизанной духовностью, обязательным является и духовно здоровая культурная атмосфера, в которой существует общество. Только при таких условиях церковная школа будет в силах осуществлять свои задачи по религиозно-нравственному воспитанию (24).

Тем не менее последовавшие после октябрьской революции события отбросили религиозное воспитание и образование на долгие десятилетия в небытие. Была утрачена материальная база, отобраны здания, ликвидированы учебные пособия, разогнаны или репрессированы кадры церковных преподавателей. Возможность возродить традицию церковно-приходских воскресных школ (25) открылась лишь к началу 90-х годов ХХ в., когда расширение демократических свобод и прав личности, развернувшееся на фоне деидеологизации государственной политики, позволило Православной Церкви возвысить свой голос в защиту духовно-нравственных ценностей человечества.

Несмотря на то, что пришлось начинать по сути с нуля, во многом стихийно и недостаточно продумано, организация воскресных приходских школ шла довольно быстрыми темпами, но в этой своей деятельности Церковь столкнулась с рядом серьезных проблем, основная из которых, по мнению Святейшего Патриарха Алексия, – отсутствие подготовленных педагогических кадров (26).

Вопрос организации воскресных школ на приходах полностью лег на плечи священнослужителей (настоятелей храмов), большая часть из которых оказалась организационно и методически не готова к решению этой задачи, в том числе по причине отсутствия психолого-педагогических знаний (только считанные годы назад педагогика как учебная дисциплина вошла в учебный план духовных семинарий и академий).

Еще одной сложностью при организации воскресных школ, как показало исследование, явилось желание учителей и священнослужителей полностью воссоздать, скопировать систему христианского образования и воспитания дореволюционной России, безотносительно к совершенно иным социальным, экономическим, политическим условиям в России конца ХХ века. В этом священноначалие усматривало серьезную ошибку, поскольку в наши дни «для церковно-приходских школ стоит качественно новая задача: в основном не готовить людей для поступления в духовные школы (духовные училища, семинарии и академии. – Е.Н.), а дать необходимую сумму религиозно-нравственных знаний и практических навыков для жизни в мире по принципам православной веры»27.

Осознавая социальную актуальность религиозно-нравственного воспитания подрастающих поколений в новом демократическом российском обществе, а также учитывая все увеличивающуюся востребованность верующими институтов религиозного образования и воспитания, руководство Русской Православной Церкви в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви учреждает 1 февраля 1991 года Отдел религиозного образования и катехизации, являющийся синодальным учреждением Русской Православной Церкви. Основной задачей Отдела стало осуществление общего руководства и координации деятельности системы начального, среднего и высшего религиозного образования мирян Русской Православной Церкви, а также содействие созданию сети православных воспитательно-образовательных учреждений во всех епархиях РПЦ. При этом одним из главных направлений деятельности Отдела религиозного образования и катехизации становится организация воскресных школ на каждом церковном приходе (эта задача стоит на первом месте в перечне основных задач Отдела) (28).

В течение 90-х годов отмечается активный процесс качественного и количественного развития воскресных школ по всем епархиям РПЦ. Для координации функционирования и аккумулирования опыта деятельности воскресных школ в епархиях создаются Епархиальные комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ (в г.Москве такая комиссия образована в 1999 году).

7 июля 1999 года выходит Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия «О повышении уровня и эффективности церковно-приходской воспитательной и образовательной деятельности» (№ 3786), включивший в себя два важных документа. Первый – «Положение о Церковно-приходских воскресных школах для епархии г. Москвы», в котором впервые в обобщенном виде сформулированы цель и задачи церковно-приходской педагогической деятельности и которое в известной мере становится ориентиром для всех епархий РПЦ. Так, согласно Положению церковно-приходская воскресная школа «является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к духовному преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение» (29).

Из текста Положения следует, что воскресная школа призвана помочь каждому верующему или стремящемуся к вере человеку стать сознательным христианином. При этом указывается на то, что хорошо работающая воскресная школа способствует становлению приходской общины, благотворно влияет на духовно-нравственную атмосферу в семьях учащихся и окружающих. Что касается конкретных задач церковно-приходской воскресной школы, то ими, согласно документу, являются следующие:
«– формирование православных представлений о Боге, мире, человеке и о самом себе;
– воспитание благоговейного отношения к святыни;
– изучение Евангелия и разъяснение Евангельского Благовестия, выработка навыка регулярного чтения Священного Писания;
– разъяснение Символа Веры Православной Церкви;
– понимание догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции;
– изучение церковной истории, в том числе истории Русской Православной Церкви;
– разъяснение учащимся содержания и смысла церковного Богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к таинствам Исповеди и Святого Причащения;
– обучение молитве церковной и домашней;
– воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; объяснение понятия греха, необходимости каждому видеть свои грехи, каяться и постоянно бороться с грехом;
– разъяснение нравственных требований во всем многообразии их приложения к современной жизни;
– воспитание любви к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыка милосердной заботы о болящих и бедных; 
– формирование у учащихся православного отношения к неправославному окружению;
– воспитание любви к родной земле, своей Родине, изучение ее истории;
– приобщение и формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам мировой культуры, прежде всего православной, к церковному искусству» (30).

Далее, кроме прочих организационных пунктов, из документа следует, что соответственно своему назначению, отличному от назначения общеобразовательных учреждений, воскресная школа допускает большое разнообразие форм занятий и работы с учащимися, и вовсе не должна копировать общеобразовательную школу. Занятия могут проводиться не только по воскресеньям, но в любые удобные дни. Однако в документе указывается, что церковно-приходской воскресная школа является только тогда, когда она непосредственно связана с конкретным приходом и духовно окормляется священнослужителем.

Второй документ, вошедший в состав Указа, – «Положение об аттестации работников церковно-приходского образования». В нем, кроме прочего, отмечается, что успех деятельности учреждений системы церковно-приходского образования и воспитания, созданных с целью широкого духовного просвещения народа, в значительной мере зависит от личных и профессиональных качеств работающих в них преподавателей, воспитателей и руководителей. При этом отмечается, что уровень их богословских и педагогических знаний должен отвечать определенным требованиям. В целях соблюдения этих требований, а также повышения квалификации работников церковно-приходских воспитательно-образовательных учреждений и предусматривается аттестация, процедура которой излагается в данном документе.

Кроме этого в Указе предписывалось всем настоятелям храмов г. Москвы в определенный срок подать рапорт о наличии в приходе воскресной школы или с указанием причин ее отсутствия, а также содержащий ряд предложений по координации учебно-методической, аттестационной и организационной работы (31).

Как видно, все эти документы наглядно свидетельствуют, с одной стороны, о серьезной озабоченности священноначалия Русской Православной Церкви педагогической стороной деятельности церковных приходов, а с другой – о достаточно широкой распространенности в жизни Церкви конца ХХ века такого элемента церковно-приходского образования и воспитания, как воскресная школа. При этом если воскресные школы XIX века – это школы, созданные с целью обучения грамоте и письму ремесленного и рабочего класса, то современные воскресные школы – это школы, призванные транслировать прежде всего духовно-нравственные основы Православной Церкви и религиозные знания желающим из всех слоев и возрастных групп российского общества. 
 
Статистические данные по воскресным школам всех епархий РПЦ, которые в полном объеме были собраны и предоставлены в октябре 2004 г. на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, показывают, что за достаточно короткий срок в этом направлении деятельности Православной Церковью были достигнуты внушительные результаты. Так, согласно этим данным, в Русской Православной Церкви на 2004 г. насчитывалось 9 468 воскресных школ, из них в России – 4 696, на Украине – 3 044, в Белоруссии – 447, в Молдавии – 955, в странах СНГ и Балтии – 260, в дальнем зарубежье – 66. Наибольшее число воскресных школ приходится на Московскую область – 566 и на Кишиневскую епархию – 520. Имеют одну воскресную школу Канада, Анадырская епархия, Брюссельская, Корсунская епархии. Отсутствуют воскресные школы в Аргентинской епархии.

Для сравнения приведем статистические данные, касающиеся деятельности  воскресных школ, Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата за 1995 г., которые свидетельствуют, что на тот год в епархиях Русской Православной Церкви было организовано и работало чуть более 1200 воскресных школ (32).

Что касается количества церковно-приходских воскресных школ на сегодняшний день, то оно достигло десяти тысяч. Эта цифра была озвучена председателем синодального Отдела по делам молодежи РПЦ архиепископом Костромским и Галичским Александром на первых Молодежных Рождественских чтениях, прошедших в г. Москве в феврале 2007 года.

Вместе с тем отметим, что наряду с количественными показателями, важнейшими на сегодня параметрами деятельности церковного образования и воспитания являются качественная и содержательная сторона вопроса функционирования церковно-приходских воскресных школ в наши дни. Это, в свою очередь, является предметом самостоятельного, кропотливого и очень полезного педагогического исследования.

1 Советская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 1963. С. 465.
2 Советская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 1963. С. 468–469.
3 «Раскол – самовольное уклонение от единства богопочтения и от православной церкви». (Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. Репринтное издание. М., 1993. С. 542).
4 Советская историческая энциклопедия. Т. 3. С. 471.
5 Пирогов Н.И. О Воскресных школах // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1952.
6 Там же.
7 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1945. С. 205.
8 Ушинский К.Д. Указ. соч. С. 92–93.
9 Ушинский К.Д. Воскресные школы // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочи-
нения. М., 1945. С. 96.
10 Там же.
11 Ушинский К.Д. Указ. соч. С. 98–99.
12 Ушинский К.Д. Из отчета о командировке заграницу http://www.prokimen.ru/article_129.
html С. 392.
13 Там же. С. 330.
14 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. С. 93–95.
15 Там же.
16 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1892.
17 Ушинский К.Д. Воскресные школы // К.Д. Ушинский / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1994.
18 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.
19 Духовно-нравственная культура: Материалы первого Фестиваля духовной культуры.
Москва, 26 января 2005 г. М., 2006. С. 245.
20 Там же. С. 246.
21 Макарий (Невский), митрополит Московский. Избранные слова, речи, беседы, поуче-
ния. М., 1996. С. 100–101.
22 Там же. С. 176–177.
23 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
С. 167.
24 Там же. С. 169.
25 Понятия «церковно-приходская школа» и «воскресная школа» имели, как показывает исторический анализ, существенные различия. Так, церковно-приходская школа, обретая различные содержательные формы в течение отечественной истории, оставалась по смыслу неизменной – это самый распространенный в России институт начального образования (религиозного и общего), организовывающийся при приходе того или иного храма неизменно под руководством священнослужителя (см. подробнее: Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы. М., ПСТГУ, 2006).
Воскресная же школа, как было показано в начале статьи, явилась во второй половине XIX в. новой, по отношению к церковно-приходским школам, формой общего и, иногда, религиозного образования для различных возрастных и социальных (средних и нижних) слоев общества. Ее целью было снижение в стране уровня неграмотности, в т. ч. и религиозной. Воскресные школы не всегда были церковно-приходскими (были еще общественными и частными), равно как и церковно-приходские школы были не только воскресными, но и ежедневными. В наши дни понятия «церковно-приходская школа» и «воскресная школа» часто отождествляются, что, как  видно, не вполне верно с исторической точки зрения, но по сути верно в плане сегодняшнего положения дел – воскресная школа образуется исключительно приходом того или иного храма в основном с вероучительной целью и, как правило, располагается на церковной территории (см. подробнее: Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. М., ПСТГУ, 2006. С. 74).
В связи с этим правильной (полной) формулировкой названия этого института религиозного образования и воспитания в наши дни принято считать следующую: «Церковно-приходская воскресная школа», поскольку эта формулировка используется во всех официальных документах Русской Православной Церкви. Впрочем, в ряде источников можно встретить и тот (церковно-приходская школа), и другой (воскресная школа) варианты, отражающие при этом сходные позиции.
26 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на епархиальном собрании 25 марта 2003 года. М., 2003. С. 27.
27 Там же.
28 http://www.prokimen.ru/article_136.html.
29 http://www.prokimen.ru/article_130.html
30 http://www.prokimen.ru/article_130.html
31 http://www.prokimen.ru/article_129.html
32 Вестник духовного просвещения. № 2–3. М., 1995. С. XV.

НИКИТСКАЯ Е.А.,
 доцент Кафедры педагогики высшей школы ГОУ ВПО «МПГУ» 
фото tuzha-voskresenie.prihod.ru

 
Вернуться назад