Сайт Образование и Православие > Воскресная школа > Детский вопрос: о новомучениках и жизненной правде

Детский вопрос: о новомучениках и жизненной правде


27.01.2017.
Новый 2017 год имеет для России особое символическое значение: исполнилось сто лет с момента коренной смены государственного строя и всего образа жизни страны. Одними это событие называется «Великой октябрьской социалистической революцией», другими – «октябрьским государственным переворотом». Не вдаваясь в политические оценки, можно констатировать только одно: трагические последствия происшедшего век назад отзываются в нашей памяти и сегодня. И нам жизненно необходимо откровенно говорить о них новым поколениям.

Детский вопрос: о новомучениках и жизненной правдеДля православных людей с 1917 года начался отсчет нового этапа жизни Русской Православной Церкви, ставшей Церковью исповедников и новомучеников. Дни их памяти сегодня приходятся почти на каждый день церковного календаря. Особенно богат на праздники в честь новомучеников декабрь. Именно потому, а еще в преддверии наступающего столетия смуты, в декабре в старшем классе нашей церковно-приходской воскресной школы был проведен тематический урок, посвященный их подвигу. Конечно, о новомучениках мы, преподаватели, много говорили детям и раньше, но, в основном, в контексте общей канвы новейшей истории Церкви, либо посвящая занятия наиболее заметным и известным личностям из числа пострадавших за Христа, например, преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне.

Для наглядности к уроку составили презентацию, где краткие жизнеописания новомучеников иллюстрировались их фотографиями – сначала из мирной жизни, часто в кругу семьи, затем из следственного дела и, наконец, современными иконами. Подбирая жития, я сознательно опустила наиболее страшные моменты с упоминанием пыток, которым подвергались православные христиане в тюремном заключении, описания казней, по жестокости сравнимых, пожалуй, лишь с обычаями Древнего Рима. Нашла краткие воспоминания дочери репрессированного сельского священника о ее детстве, о том, сколько их многодетной семье довелось пережить в богоборческом лихолетье, начиная от неприязни одноклассников по отношению к «поповским детям», кончая конфискацией имущества и арестом главы семейства. Простая безыскусная история, увиденная глазами маленькой девочки, для которой мама, папа и старшие братья и сестры заключали в себе целый мир, и этот мир безвозвратно рушился на ее глазах, была и трогательна и глубоко трагична. Ценность материала в данном случае заключалась именно в том, что очевидица гонений была таким же ребенком, какие учились в нашем старшем классе, даже немного моложе.

Сорок пять минут урока пролетело быстро. Для вовлечения в тему я предложила каждому из присутствующих по очереди прочитывать вслух по абзацу из житий. Всего трех. А потом просто пустила видеоролик с фотографиями. В полутемном классе на экране проектора появлялись и пропадали лица, точнее, лики новомучеников – мужчин и женщин, разного возраста и социального положения, объединенных общей земной участью и общей причастностью к сонму свидетелей Христовой правды.

Зажегся свет. Класс, состоящий из подростков от двенадцати до четырнадцати, сидел притихший, подавленный. Разошлись молча.

Вскоре директор школы сообщила, что родители некоторых учащихся выразили недовольство и просили перевести их в другую группу, к другому педагогу, хотя я вела у них занятия не один год. Несколько человек с этого дня просто перестали посещать занятия в воскресной школе.

Оказалось, подростки попросту испугались. Испугались этих историй о людях – пожилых и молодых, чей жизненный путь завершился Бутовским полигоном, испугались лаконичных строк житий, старых черно-белых фотографий из следственных дел, даже рассказа маленькой поповны. Испугались того образа христианской жизни, который им открылся.

Христиане первых веков, и дети в их числе, жили рядом со святыми. В том числе и с теми, кого волею римских императоров-язычников терзали на аренах цирков дикие звери, кого мучали и распинали, подвергая позорной с точки зрения общества рабской смерти на кресте. Мучеником, независимо от возраста и пола, мог стать каждый человек, с которым члены общины жили и молились бок о бок, – сосед, друг, родственник. Пример их христианского свидетельства был живым и наглядным.

В Средние века и даже в Новое время человеческое сознание было проникнуто религиозным смыслом. Осознание необходимости непрестанного нравственного выбора, обусловленного высшими – духовными – ценностями, для христиан было само собой разумеющимся, равно как и готовность жертвенно свидетельствовать свою верность Христу. Крестовые походы, религиозные войны несколько веков сотрясавшие Европу, – во многом следствие искаженного понимания этого христианского долга.     

Даже в относительно недавние, позднесоветские времена, когда уже прекратились массовые репрессии, христианская жизнь наших бабушек и прабабушек была ежедневным безмолвным подвигом. Посещения храма, крестины ребенка – все это могло стать поводом для исключения из вуза, увольнения с работы с «волчьим билетом». Известными общественности эти факты становились, поскольку советская система имела разветвленную сеть «наблюдателей», а за религиозной жизнью граждан наблюдалось особенно рьяно. Даже те, кто начинал церковную жизнь двадцать с небольшим лет назад, осознанно выбирали путь, требовавший жертвы и самоотречения: они не только учились молитве и посту, но и переживали непонимание, порой и отторжение неверующих близких и сослуживцев, сознательно отказывались от нравственно неприемлемых возможностей достижения материального благополучия. Девяностые годы XX века – время молодых неофитов с горящими сердцами, из которых потом вышло много священнослужителей; ими пополнялись и возрождающиеся монастыри.

Нынешние дети растут совсем в других условиях. Они, как правило, появлялись на свет в семьях, где принадлежность к Православию априори подразумевалась и даже считалась хорошим тоном. Их безбоязненно крестили в младенчестве, затем регулярно приносили и приводили причащать. Но, к сожалению, это зачастую сопровождалось объяснениями со стороны старших, что вера в Бога – путь к успешной, по-земному благополучной жизни. Ходи в храм, молись, причащайся – станешь хорошо учиться, будешь здоров, поступишь в достойный вуз, найдешь хорошую работу, создашь счастливую семью.

Воскресная школа воспринималась такими родителями как естественное продолжение храма – уютное место, где под водительством доброго батюшки и любящих наставников чада прилежно изучают нечто духовно полезное, одновременно совершенствуясь в пении, рисовании и рукоделии. И да, этих детей еще старательно ограничивали от всякой негативной информации. Сейчас люди вообще стараются не говорить о смерти, тем более с детьми – мир и так непрост, зачем их дополнительно травмировать? Во многих православных семьях давно нет телевизоров, что, в общем-то, благо. Но, в итоге став уже подростками, дети из этих семей не знают, что в мире есть страны, где до сих христиане подвергаются гонениям за веру, что в век интернета и гаджетов вполне актуально все то, о чем написано в житиях мучеников древности.

К сожалению, в современных семьях детям редко говорят о том, что Таинство крещения налагает на них особую ответственность, что это вступление в ряды воинства Христова, а Символ веры – своего рода присяга, всенародно повторяемая за каждой Литургией. Что однажды сделав этот выбор, необходимо следовать ему всю жизнь, и эта жизнь есть крестоношение. Не говорят и не готовят к тому, что Бог может вместо жизненного благополучия и успеха призвать на испытания, и этими испытаниями проверяется вера и верность данным при крещении обетам. А ведь это – основа подлинно православного воспитания. И очень важно, чтобы юные души закалялись с детства и были готовы свидетельствовать о Христе «не по имени, но по жизни».  

Ольга КИРЬЯНОВА

Приходы.Ru
 


Вернуться назад