Сайт Образование и Православие > Воскресная школа > Как повысить квалификацию учителя воскресной школы

Как повысить квалификацию учителя воскресной школы


02.06.2017.
По моим наблюдениям, труд учителя воскресной школы привлекает наиболее одаренных и посвященных людей прихода. Добровольный учитель воскресной школы обладает многообразными талантами, дарованными ему Духом Святым, и каждый из них обогащает наши воскресные школы. Мы бесконечно признательны Святому Духу за то, что Он наполнил Церковь таким множеством талантливых людей, посвящающих себя и свое время тому, чтобы неделю за неделей нести людям Слово Жизни.

Но даже самый талантливый учитель воскресной школы осознаёт необходимость не только возрастания в понимании Библии и различных учений, но и развития педагогических навыков. Начинающий учитель стремится узнать, как лучше проводить занятия в воскресной школе и максимально эффективно делиться с ближними бесценным Евангелием Иисуса Христа. Опытный учитель осознаёт необходимость достижения еще большего искусства в этом благородном служении обучения Слову Божию, чтобы семя Слова приносило больше плода. Даже эксперт с многолетним стажем признаёт необходимость роста, позволяющего избежать застоя.

В этой книге восемь опытных учителей Слова делятся своими знаниями и опытом, стремясь помочь добровольным учителям повсюду развивать дарованные им Богом таланты и навыки. Возможно, что-то покажется читателю уже известным, но большая часть этого труда станет свежим материалом.

Главы этой книги написали Оливер Шульц, Мерайан Бейден, Рут Хаммел, Беверли Бекман, Кейт Луманс, Хал Уэлпли младшая, Дональд Розенберг и Лес Шмидт. Все они являются квалифицированными и активными учителями Слова Божия, проведшими в учебных классах немало лет. Мы благодарны Богу за такие дары Церкви.

Пусть Дух Божий благословит вас при изучении этих страниц, а также при использовании советов и опыта авторов этой книги в своем служении учителя воскресной школы.

Как подготовиться к следующему воскресенью

В 1957 году один крупный [американский] журнал назвал время, проводимое в воскресной школе "самым бесполезным часом недели”. Автор совсем не хотел сказать, что воскресная школа как таковая лишена смысла. Он говорил о том, что воскресная школа слишком часто теряет всякий смысл, поскольку ее время заполнено бесполезными занятиями. Этот час тратится впустую, потому что учителя плохо готовятся или вообще не готовятся к нему.

При разумном подходе за час занятий в воскресной школе можно успеть многое. Чтобы использовать это время с максимальной отдачей, заранее определите, чего вы желаете достичь со своими учениками, и спланируйте все действия, которые помогут им достичь этих целей. Центр этого часового занятия должен иметь библейское содержание. Час воскресной школы принесет наибольшую пользу, если вы тщательно продумаете молитву, выберете песни, организуете на уроке дискуссию и приготовите обучающие задания, которые направят учеников к достижению целей, выбранных для этого воскресного занятия. Все это требует тщательного планирования.

Учитель сделает уроки воскресной школы более плодотворными, если составит общие программы на каждый квартал и на весь год. Каждое воскресное занятие должно содержать введение к следующему занятию. Хорошо согласованный и соединенный курс уроков на весь год обеспечит всем ученикам возрастание и становление в христианской вере и жизни.

С чего начать

Как учитель воскресной школы вы являетесь сотрудником Святого Духа в Его трудах по сотворению, утверждению и питанию спасительной веры в вас и ваших учениках через Слово, которое вы распространяете. Цель вашего служения в том, чтобы помочь ученикам возрастать в личных взаимоотношениях с Богом через Иисуса Христа. Вам оказана честь вести своих учеников к христианской зрелости и направлять их, пока они учатся думать, чувствовать и вести себя по-христиански во всех сферах жизни. Вы не сможете сами пробудить или утвердить в них веру. Это деяние Святого Духа. Но посредством Слова Божия, которое вы преподаете своим ученикам во время изучения Библии, в личном общении, через христианские песни, обучающие задания с библейскими цитатами и так далее, вы становитесь человеком, через которого Святой Дух пробуждает и питает христианскую веру и жизнь ваших подопечных.

Успех зависит от ваших отношений с Богом. Вам следует постоянно просить в молитве духовной силы, мудрости и благословения во всех сферах служения учителя воскресной школы. Через регулярное чтение и изучение Писания Святой Дух будет говорить с вами и даровать вам Свои мудрость, понимание и водительство, которые вам необходимы в служении посланца Божия.

Во время молитвы и подготовки к этим урокам, размышляйте отдельно о каждом ученике вашей группы и его потребностях. Также поминайте о них в ваших личных молитвах и просите Бога использовать вас для доставления им именно того Слова, которое им необходимо.

Готовьте материалы

Чтобы спланировать общую стратегию на весь квартал, бегло просмотрите в начале квартала учебные материалы за весь этот период, и тогда ваши уроки будут взаимосвязаны. Следите, чтобы каждый урок логически вытекал из предыдущего и предвосхищал следующий урок.

В этом вам поможет таблица. В заголовке таблицы напишите тему и цели данного квартала. Затем начертите таблицу из тринадцати горизонтальных рядов (на каждое воскресенье) и шести вертикальных колонок. Озаглавьте колонки: «Дата», «Библейское основание урока», «Тема урока», «Цели урока», «Взаимосвязь темы и целей на текущий урок и квартал», «Учебные задания».

В графу "Учебные задания” запишите выбранные вами песни (разрешайте ученикам самим предлагать песни), перечень молитв и действий, различные приемы, которые помогут вам при изложении библейского повествования, при исполнении различных упражнений и заданий. На протяжении квартала вы можете включать в уроки обзоры пройденного материала.

Возможно, вам пригодятся 13 конвертов из плотной бумаги, достаточно больших, чтобы собирать в них вырезки из газет и прочие учебные материалы. Используйте по конверту для каждого из 13 воскресений квартала. На лицевой стороне конверта запишите важную для вас информацию, такую как дата, тема и цели урока, библейское основание и задания, спланированные вами для проверки учеников. Записывайте возникающие у вас полезные идеи и раскладывайте их в соответствующие конверты. Так же поступайте с вырезками из газет и журналов.

На протяжении квартала задавайтесь вопросом, используете ли вы достаточно разнообразные методы и материалы, как часто вы повторяете на уроках главные тезисы, насколько логически связаны уроки, которые вы готовите.

Подобное планирование требует некоторого времени и труда, но вы убедитесь, что результаты будут стоить потраченных усилий. Вы увидите, что каждый новый урок проходит более гладко. Вместе с учениками вы будете видеть свой прогресс, переходя от одного урока к другому, а кроме того, вам понравится чувство уверенности, которое дает тщательная подготовка.

Связь между темой урока и потребностями ваших учеников

Изучив фрагменты Писания и материалы, собранные для следующего воскресного урока, задайтесь вопросом, какое отношение все это имеет к вашим ученикам. Для этого вы должны знать своих учеников.

Вы можете лучше познакомиться с общими характеристиками учащихся вашей возрастной группы через книги и специальные журналы. Исключительно полезным является Пособие для работников воскресных школ.7 Эта книга, выпущенная Издательским домом Конкордия, содержит пособия для каждой возрастной группы и руководство для работников воскресных школ.

Простейший способ знакомства с учениками — общение с ними. Вы узнаете об их взглядах, способностях, интересах и потребностях из разговора перед началом урока и во время внеклассных занятий. Так вы сможете сделать свой воскресный урок доступным для их уровня восприятия.

Не менее ценны домашние визиты. Приходя к ним в гости, вы сможетее познакомиться с домашними обстоятельствами своих учеников и понять, почему они такие, какие есть. Вы также сможете поощрять активный интерес и участие их родителей, чтобы совместно способствовать духовному становлению детей.

Изучая фрагмент Писания и учебные материалы следующего воскресенья, подумайте, как это относится к Маше или Саше. Возможно, вам потребуется вести записи во время чтения. Размышляя в процессе подготовки о своих учениках, в следующее воскресенье вы не станете делиться информацией, но будете использовать Писание и урок как средства, при помощи которых Святой Дух питает духовный рост ваших подопечных.

Наследие
 


Вернуться назад