Сайт Образование и Православие > Православное воспитание > Воспитание детей: традиция против современных специалистов?

Воспитание детей: традиция против современных специалистов?


25.06.2015.
Представляем часть вводную (первую) статью цикла посвященного проблеме взаимодействия традиционных и современных практик воспитания.

Воспитание детей: традиция против современных специалистов?

Пожалуй, не найдётся родителя, который бы в числе своих главных жизненных приоритетов не назвал бы воспитание детей. Ещё в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов сокрушался о публичном поведения молодых людей, полагал воспитание как краеугольный камень жизненных приоритетов человека. Он писал: "Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь". Об ответственности родителей пишет и святитель Феофан Затворник: «Постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни, возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным».

Главное опасение у современных родителей вызывает проблема внедрения в российскую практику системы ювенальной юстиции. Как таковая система поддержки и защиты несовершеннолетних, а именно это подразумевается под термином «ювенальная юстиция», ничего опасного в себе не несет и даже напротив учитывание возрастных особенностей даже похвально. Ведь одно и то же наказание для разных возрастов будет восприниматься совершенно по-разному. Вместе с тем как показывает практика без учитывания традиций общества губительна не только в России, но и в Западной Европе откуда эта система в современном виде берет свои основы.

Так что же делать родителям? Как воспитывать детей?

С одной стороны видится важным не забывать те традиции которые за многие столетия сложились на нашей родине. Основой воспитание у всех слоев общества был труд. Ребенок воспринимал своё участие в семейных трудах не как наказание или ограничение. А прежде всего как показатель приближения к взрослости, к самостоятельности. И здесь лучшей наградой выступало признание вклада ребенка в общее дело. Что характерно это было характерно в дореволюционной России для всех слоев общества: крестьян, купцов, аристократии (вспомните хотя бы знаменитую фотографию, где император Николай II и цесаревич Алексей пилят бревно).

С другой важно учитывать накопленный опыт специалистами за последние сто лет: педагогами, психологами, социологами и другими специалистами, работающими с подрастающим поколением. И здесь важно обращаться не к «самоназванными» специалистам. Но людям которые получили признание как профессионального сообщества, так и на протяжении времени показали эффективность своих методик.

Разумное сочетание двух подходов традиции, дореволюционной и новых находок в воспитательных части нашей жизни, способна принести «плод добрый».

Петр Чертогов
 


Вернуться назад