Сайт Образование и Православие > Встречи > Воздествие сети интернет на духовно-нравственное развитие молодежи

Воздествие сети интернет на духовно-нравственное развитие молодежи


30.03.2016.

Шпак Наталья Олеговна, к. пед. н., доцент Сибирского института управления-филиала РАНХиГС; Лихтенфельд Вера Витальевна, студентка факультета ГМУ Сибирского института управления-филиала РАНХиГС // "Общество и этнополитика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. г. Новосибирска,  24-26 сентября 2015 г. в 3 ч. / РАНХиГС, Сиб. ин-т упр.; под науч. ред Л.В. Савинова. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. - Ч.2 - 33 с

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Согласно Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Российской Федерации сейчас нужно более активно и широко привлекать средства массовой информации, культуры и шире использовать возможности сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.[1] 

В связи с этим задача духовно-нравственного развития учащейся молодежи имеет чрезвычайную значимость в патриотическом воспитании и является одной из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Состояние российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни.

Российское общество переживает сейчас духовно-нравственный кризис. Российское государство лишилось официальной идеологии, а общество – духовных и нравственных идеалов. В результате, мы видим, что массовому сознанию присущи ценностные установки, которые во многом деструктивны и разрушительны с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Современных ученых тревожит процесс активного внедрения западного потребительского отношения к жизни и ценностей западной культуры в сознание других народов, что в свою очередь не имеет ничего общего с равноправным диалогом, и уничтожает культурное наследие стран, попавших в сферу влияния Запада. В результате, сейчас по всему миру все больше обсуждаются вопросы человеческого общения и непосредственно связанная с ними проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур.

Очевидно, что в современных условиях наблюдается снижение толерантности, духовно-нравственного потенциала молодежи. В декларации ЮНЕСКО о принципах толерантности, отмечается, что толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.[2]

Антиподом толерантности выступает интолерантность, под которой понимается неравенство, неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Началом интолерантного поведения может служить проявление категоричности в суждениях, действиях, поступках без учета мнения других людей.

В условиях глобализации молодым людям необходимо уметь проявлять терпимость по отношению к мнениям и поступкам других людей, вести открытый и честный диалог, ценить человеческую жизнь, а также проявлять такие качества, как сострадание, доброту и порядочность. Все это придает молодым людям уверенность в себе и способствует профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

В современном мире пользователям сети Интернет представлен большой объем информации, в распространении которой они осознано или неосознанно принимают участие. «Мир научился информировать себя сам. Миллионы событий фиксируются ежедневно на камеры телефонов и камеры слежения. Миллионы людей размещают информацию о том, что вокруг, в своих блогах и социальной сети».[3]

Люди по всему миру самостоятельно ищут информацию и размещают различные новости и свои комментарии в блогах, зачастую ставя под сомнения новости СМИ. Опасение вызывает также и то, что количество распространяемой в сети информации растет в глобальных масштабах, а ее качество не успевает контролироваться. Много он-лайн сплетен тесно связано с политикой, что становится действительно опасным из-за роста массовой агрессии в обществе. В наше время люди склонны резко высказывать свое мнение и никого не волнует, что только одно неверно используемое слово в сети может уничтожить тысячи жизней. Люди должны понять, что главная цель любого сообщения - рассказать правду вместо того, чтобы привлекать внимание людей, предоставляя им сенсационную, но недостоверную информацию.

Очевидно, что интернет оказывает огромное влияния на формирование духовно-нравственных ценностей у молодых людей, вовлекая их в активную деятельность. Однако, информация, выложенная в сети, может не только направить энергию молодых людей на преобразование мира, но и на его разрушение.

На сегодняшний день мощный бесконтрольный информационный поток оказывает пагубное влияние на некрепкие души молодых людей, ищущих духовно-нравственные ориентиры. Молодые люди открыты миру, но не подготовлены правильно отбирать нужную для развития информацию. Из всего, предлагаемого западной культурой, важно научиться перенимать положительный опыт и трансформировать в российскую среду с учетом культурных традиций и русского менталитета. Нам сейчас как никогда нужно учиться взаимодействовать с другими культурами, быть толерантным, уметь вести конструктивный диалог.[4]

В современном обществе назрела необходимость изучить воздействие информации в сети Интернет на духовные и нравственные ценности молодежи. Проблема заключается в том, что молодые люди не думают о качестве получаемой и распространяемой ими информации и о том воздействии, которое они оказывают на политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь людей.

Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства. Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Русская Православная Церковь считает, что СМИ должны нести ответственность за публикации в интернете, в том числе за содержание комментариев своих читателей. Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда считает, что возлагание ответственности на СМИ за комментарии на их сайтах не будет "ужесточением цензуры или закручиванием гаек, нарушением свободы интернет-пользователей", а будет способствовать повышению культуры сетевого пространства. С сайтов СМИ он требует убрать "клевету, экстремистские высказывания, сеющие раздор и рознь", поскольку "невыносимая легкость комментариев", характерная для большинства интернет-дискуссий, действует разрушительно и ведет к ненормативному общению и оскорблениям.[5]

Главный признак русской культуры – ее соборность. Это проявление христианской склонности к общественному и духовному началу. Но соборность – не только религиозная категория. Для русского самосознания во всей своей полноте проявлений она представляет собой единение человека с миром и единение людей с пространством и временем. Этим объясняется терпимость в национальных отношениях.[6]

Однако в современном обществе происходит отчуждение человека от самого себя и себе подобных. Утрачивается сострадание, гуманность, толерантность, поскольку исчезает культура взаимоотношений между людьми. Именно в отсутствии взаимной помощи заключается главная причина современного мирового кризиса, имеющего не материальное, а духовное значение. Некоторые ученые определяют его как бытие без культурной ориентации.[7]

Мы полагаем, что в сложившейся ситуации не только Правительство Российской Федерации, но и сами пользователи должны контролировать поток онлайн-информации, учитывая, что с 1 августа 2014 года в силу вступил закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которому все интернет-пользователи, выкладывающие информацию в сети, должны нести ответственность наравне с представителями СМИ.[8]

Российские блогеры и пользователи соцсетей опасаются, что свобода слова в рунете находится под угрозой, связывая свои тревоги с несением ответственности за комментарии в интернет-СМИ. Однако эксперты считают, что принятие такого закона, напротив, защитит интересы онлайн-СМИ и снимет с редакций ответственность за действия читателей. В интернете станет меньше клеветы, сплетен, экстремистских лозунгов и их авторов будет легко определить с помощью специального реестра для блогеров, имеющих три тысячи и больше уникальных пользователей в день. Таких блогеров при необходимости можно заблокировать или даже привлечь к уголовной и административной ответственности.

С целью выявления вовлеченности студентов к распространению информации в сети Интернете мы провели опрос мнений студентов Сибирского Института управления. Студенты должны были ответить на следующие вопросы: как часто они пользуются глобальной сетью, как предпочитают узнавать новости, знают ли и пользуются ли Твиттером, пишут ли сами твитты, пишут ли правду в Интернете и доверяют ли другим блоггерам.

Опрос показал, что 100% респондентов входят в сеть каждый день, и 75% из них выкладывают оперативную информацию. Кроме того, большинство молодых людей считают, что они выкладывают только правду, и ни один из них не признается во лжи. Данный опрос также выявил, что большинство респондентов участвуют в обмене онлайн-информациии без проведения каких-либо оценок ее качества.

С целью выявления готовности нести ответственность за распространение информации и умения воспринимать и обрабатывать получаемую информацию тем же самым респондентам была предоставлена для опроса вторая анкета. В новом опросе студенты сообщали о том, знают ли они о новом законе об ответственности за выкладываемую информацию в сети (поправки к Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 01.08.2014 г.); готовы ли они нести ответственность за распространение информации; хотят ли они получать достоверную информацию в сети Интернет; считают ли они, что умеют критически воспринимать, анализировать и давать объективную оценку информации.

Опрос мнений по второй анкете показал, что 40% студентов знают о новом законе об ответственности за публикуемую ими информацию в интернете, а 60% не знают; 75% готовы нести ответственность за распространение информации, а 25% затрудняются ответить; из опрошенных все 100% хотят получать достоверную информацию; 60% считают, что умеют критически воспринимать информацию, 15% не умеют, 25% затрудняются ответить; 80% считают, что умеют анализировать информацию и давать ей объективную оценку, 8% - не умеют, 12% - затрудняются ответить. Очевидно, что большинство респондентов уверены в том, что они умеют правильно воспринимать и обрабатывать получаемую информацию и готовы нести ответственность за ее распространение.

Для выявления уровня влияния онлайн-информации на духовно-нравственное развитие молодежи было проведено третье анкетирование, где студенты должны были ответить на вопросы: считают ли они, что информация в интернете сильно влияет на их духовно-нравственное развитие; что они сами могут защитить себя от негативного воздействия интернета; что в Российском обществе необходимо повышать уровень культуры через формирование духовно-нравственных ценностей (через любовь, милосердие и сплоченность); а также должны были выбрать для себя три жизненно важных показателя из перечисленных (комфортность, сострадание, карьеризм, патриотизм, справедливость, честь, индивидуализм, человеческая жизнь).

Последний опрос показал, что 30% респондентов считают, что информация в интернете сильно влияет на их духовно-нравственное развитие, 50% - что не влияет, 20% - затруднились ответить; 75% уверены, что могут защитить себя от негативного воздействия интернета, 5% - что не могут, 20% затрудняются ответить; 85% считают, что в российском обществе необходимо повышать уровень культуры через формирование духовно-нравственных ценностей, 5% - что не надо, 10% - затрудняются ответить. Что же касается выбора трех жизненно важных показателей, то большинство респондентов проголосовало за слово честь (55%), на втором месте - справедливость (50%) и индивидуализм (50%), на третьем - человеческая жизнь (40%), на четвертом - комфортность (35%), на пятом - сострадание (20%) и патриотизм (20%), а на последнем месте - карьеризм (10%).

Следовательно, большинство студентов уверены, что могут защитить себя от негативного воздействия сети Интернет, не видя в нем угрозы для общества, и только одна треть из всех опрошенных респондентов полагают, что интернет оказывает сильное влияние на их духовно-нравственное развитие. Большинство опрошенных осознают необходимость повышать уровень культуры общества через формирование духовно-нравственных ценностей, хотя не все из них различают положительное и отрицательное воздействие он-лайн-информации на формировании духовно-нравственных устоев личности. Однако важно отметить и то, что среди молодых людей больше всего ценится честь и достоинство человека, а стремление сделать карьеру – стоит на последнем месте.

Примечателен тот факт, что молодые люди хотят развивать и формировать в себе духовно-нравственные ценности, но работать над собой они предпочитают в одиночку, так как приоритетным для них является индивидуализм, а не коллективизм. Это говорит о том, что в российском обществе за последние десятилетия укоренился западный стиль жизни – стиль потребителя, удовлетворяющий свои индивидуальные потребности. Только это все идет в разрез с исторически свойственным русскому человеку коллективизму и соборности.

На основе проведенного исследования мы делаем вывод, что, находясь в сети Интернет, молодые люди хотят получать достоверную информацию и готовы нести ответственность за размещаемые комментарии и распространение информации, однако не все из них осознают силу воздействия интернета на свое мировоззрение и поведение. Становится очевидным, что в современном обществе необходимо помогать молодым людям становиться активными гражданами, патриотами своей страны, ориентировать их на накопление и сохранения духовно-нравственных ценностей и осуществления толерантного общения с представителями других культур.



[1] Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/199483/#ixzz3gIiCunGp (дата обращения:18.07.2015).

[2] Декларация принципов толерантности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=633 (дата обращения: 19.07.2015)

[3] Лосева Н. Мир научился информировать себя сам / Н. Лосева // Журналист. – 2011. - №11. – С. 42.

[4]Шпак Н.О. Формирование гуманистических ценностей у молодых специалистов сферы управления// Общество и этнополитика: материалы Седьмой Междунар. науч.- практ. Интернет-конф., 1 мая - 1 июня 2014 г./ РАНХиГС, Сиб. ин-т упр., под науч. ред. Л. В. Савинова. – Новосибирск: Изд-воСибАГС, 2015. - С.224-229.

[5] Интернет-СМИ должны отвечать за комментарии читателей, считают в РПЦ. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/media/20110603/383737830.html#ixzz3f16h5BGQ (дата обращения: 20.05.2015).

[6] Стеблецова Т.Б. Воспитание «экологии души»: философско-нравственный аспект / Т.Б. Стеблецова // Образование и культура России в изменяющемся мире: Материалы междисциплинарного семинара для молодых ученых и аспирантов. – Новосибирск, 2007. - С. 253.

[7] Мельчагова С.Е. К вопросу развития культуры будущего инженера в эпоху глобализации / С.Е. Мельчагова // Образование и культура России в изменяющемся мире: Материалы междисциплинарного семинара для молодых ученых и аспирантов. – Новосибирск, 2007. - С. 39.

[8] Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ // http://www.rg.ru/2014/05/07/informtech-dok.html (дата обращения: 25.05.2015).

фото www.firestock.ru

 
Вернуться назад