Сайт Образование и Православие > Встречи > Программа духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа «Поколение будущего»

Программа духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа «Поколение будущего»


15.09.2016.

ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж»

г. Тамбова

 

1. Цели и задачи Программы

Основной целью Программы является совершенствование системы духовно-нравственного воспитания студентов в педагогическом колледже для формирования духовно-нравственных качеств личности, патриотического и гражданского сознания и самосознания будущего учителя, потребности в изучении отечественной истории и культуры, сохранении православных традиций.

Программа предусматривает решение следующих задач:
  • – интеграции научно-профессионального и духовно-нравственного содержания образования, путем создания и внедрения учебных курсов духовно-нравственного содержания; 
  • - развитие форм и методов духовно-нравственного воспитания студентов на основе современных подходов к организации воспитательного процесса;
  • - приобщение студентов к духовно-нравственным ценностям традиционной отечественной культуры, воспитание уважения к прошлому своего народа;
  • - развитие активного культурного сознания и нравственного поведения студентов, формирование их нравственной, профессиональной и жизненной позиции;
  • - организация социального партнерства, взаимодействия с учреждениями культуры города и области, с Тамбовской Епархией;
  • - подготовка и повышение квалификации педагогических работников по проблемам духовно-нравственного воспитания студентов;
  • - научно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания студентов, обобщение и распространение опыта формирования духовно-нравственной личности.

2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом

Духовно-нравственное воспитание молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития общества, государства.

В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социально солидарности в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Таким образом, возрождение интереса к духовно-нравственному воспитанию молодежи в современных, весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно. 

Сегодня необходимо совершенствование системы духовно- нравственного воспитания молодежи на основе создания социальных, правовых, организационных, ресурсных предпосылок, методической и информационной поддержки. В этих условиях решение проблемы организации духовно-нравственного воспитания молодежи требует программно-целевого подхода.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания студентов колледжа становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах: 
  • – культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), 
  • – нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром), 
  • – этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).
Формирование нравственных принципов является ведущей ролью воспитательной работы. Это комплексный процесс, включающий в себя разнообразные элементы, систему организационных форм педагогических действий, продиктованных высокими нравственно-этическими целями.
Поэтому данная программа духовно-нравственного воспитания будущих педагогов охватывает основные стороны жизни студентов: учебно-воспитательный процесс, их культурную и досуговую жизнь, работу с семьями и т.д.

3. Основные направления системы программных мероприятий

Ведущими направления деятельности, способствующими реализации цели Программы, являются:

1. Создание организационно-педагогических условий для формирования установки на нравственную жизненную позицию:
  • - организация жизнедеятельности колледжа в духе уважения прав человека, толерантности как условие формирование нравственной культуры студентов;
  • - формирование умения слушать и слышать оппонента, уважать чужую точку зрения, уметь отстаивать свою,
  • - профилактика противоправного поведения;
  • - создание условий для профессионально-деятельной самореализации студента, педагога.
2. Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности:
  • - ознакомление студентов с духовно-нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпимости к различиям среди людей (вероисповедание, национальность, убеждения и взгляды);
  • - формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед обществом, своим Отечеством;
  • - профилактика политического и религиозного экстремизма, расовой неприязни в молодежной сфере;
  • - формирование способности сопереживания, гуманизма, милосердия, стремления помогать людям;
  • - знакомство с основами православной культуры и духовного поведения.

4. Уровни реализации направлений программы «Поколение будущего»

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как через содержание образования, в особенности его гуманитарной составляющей, так и через внеклассные мероприятия, постоянно действующие органы студенческого самоуправления (волонтерский отряд «Милосердие», творческие объединения и студии), через участие в подготовке и проведении Дней славянской письменности и культуры, Питиримовских чтениях, фестивалях патриотической песни и др.
  • Учебный (в рамках изучения предметов «История», «Обществознание», «Мировая художественная культура», «Основы православной культуры» и реализации дополнительной образовательной программы в области социально-педагогической деятельности духовно-нравственной направленности)
  • Внеурочный (в рамках специально организованных внеклассных мероприятий, праздников, конференций, мастер-классов, работы клубов и студий, экскурсионных и паломнических поездок)
  • Социально-проектный (в рамках реализации общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями студентов, преподавателей и других заинтересованных лиц и организаций и направленных на помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на сохранение и развитие лучших традиций нашего народа).
Данные направления предполагают не только и не столько ознакомление студентов с основополагающими понятиями человеческого общежития и общечеловеческими ценностями, сколько формирование у них умений и навыков реализовывать содержание этих ценностей как в своей профессиональной деятельности, так и при реализации социокультурной функции.

Таким образом, жизнь в колледже организована так, чтобы в условиях студенческого сообщества как демократического правового пространства востребовались духовно-нравственные качества студентов, чтобы возникла ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращаться к нормам морали и поступать в соответствии с ними. Будущий педагог должен ясно представлять, что жизнь по законам нравственности является обязательным условием существования общества.

5. Сроки реализации программы и содержание основных этапов

Программа реализуется в три этапа:

1) Диагностико-проектный (май-сентябрь 2011 года)

Содержание: комплексное обследование уровня сформированности нравственных качеств у студентов и состояния духовно-нравственного воспитания в колледже.

Ожидаемые результаты: получение целостной картины состояния духовно-нравственного воспитания в колледже и сформированности нравственных качеств студентов.

2) Содержательно-деятельностный (октябрь 2011 – июнь 2014 гг)

Содержание: реализация комплекса мероприятий Программы, разработка системы мероприятий духовно-нравственной направленности в каждой студенческой группе, исходя из особенностей жизни группы, интересов и возможностей студентов.

Ожидаемые результаты: активизация деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания, повышение качества и эффективности проводимых мероприятий.

3) Рефлексивный (июнь-июль 2014 года):

Содержание: выявление результативности реализуемых в рамках Программы мероприятий посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

Ожидаемые результаты: изменение нравственных качеств личности студентов; определение системы дальнейшей деятельности по духовно-нравственному воспитанию в колледже.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступает в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:
  • - знание и понимание истоков отечественной материальной и духовной культуры, творческое самовыражение личности, умение сочетать свои интересы с интересами общества;
  • - формирование у студентов смысложизненных духовных ориентаций, знание и соблюдение законов, норм, правил поведения, милосердие;
  • - соблюдение студентами общечеловеческих норм гуманистической морали; культура личности, выражающаяся в интеллигентности, гражданственности, ответственности;
  • - проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к защите Отечества;
  • - степень гуманизации и гармонизации взаимоотношений студентов с педагогами, родителями, друзьями, окружающими людьми;
  • - уровень реализации творческого потенциала студентов в области духовно-нравственного воспитания.
Количественные параметры – это количество:
  • - студентов регулярно участвующих в работе творческих объединений и клубов, в организации мероприятий, формирующих духовно-нравственное качества личности;
  • - проведенных конкурсов, фестивалей, выставок творческих работ, мероприятий духовно-нравственной направленности;
  • - студентов, участвующих в волонтерском движении;
  • - студентов участвующих в колледжных, городских и областных социально-значимых акциях.
Конечным итогом реализации Программы должна стать сформированная система духовно-нравственного воспитания студентов в педагогическом колледже для формирования духовно-нравственных качеств личности, патриотического и гражданского сознания и самосознания будущего учителя, потребности в изучении отечественной истории и культуры, сохранении православных традиций.
 
Сборник материалов "Инновационная и проектная деятельность
в сфере духовно-нравственное воспитание детей и молодежи регионов Центрального федерального округа"
Составители: Т.Н. Глазкова, директор ТОГБУ Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», кандидат психологических наук; С.В. Кондратюк, методист ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение».


 


Вернуться назад