Сайт Образование и Православие > Встречи > Опыт Алтайской Духовной Миссии в молодёжном служении сегодня

Опыт Алтайской Духовной Миссии в молодёжном служении сегодня


27.12.2016.
Актуальность. Современная церковная ситуация требует новых форм работы с молодёжью и их воцерковления. Наряду с богослужением педагогическая и социальная деятельность священника является приоритетным направлением его служения. Поэтому священники не должны ограничиваться службами и требами. Дети вырастая часто уходят из Церкви. Мы должны создать условия, чтобы они оставшись в лоне Церкви смогли и реализовали свой потенциал и свои таланты.

Цель. Показать опыт алтайской духовной миссии сегодня.

 

Задачи:

1. Выявить методики работы первых алтайских миссионеров.

2. Изучить материальную и духовную составляющую миссии.

4. Проанализировать миссионерское служение в настоящее время.

 

Алтайская духовная миссия основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп.Макарием (Глухарёвым), благодаря успешной деятельности которого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX — нач. XX в. Все основные виды миссионерского делания — проповедь, обучение, богослужение — алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Методы алтайских миссионеров широко использовались в др. миссиях РПЦ, стремившихся не только привести язычников ко Крещению, но и устроить все стороны жизни новокрещеных в духе православной церковности.

На Иркутском миссионерском съезде 1910 г. Алтайская Духовная миссия была признана «образцом и руководителем» для других миссий. Сильной стороной Алтайская духовная миссия являлась ее образовательная, переводческая, литиратурная и издательская деятельность; этнографические и лингвистические труды алтайских миссионеров не утратили своего научного значения до настоящего времени.

Создание миссии

1 сентября 1829 г. прп. Макарий отправился из Москвы в Тобольск и к концу месяца прибыл в распоряжение архиеп. Евгения. В Тобольске на протяжении 10 месяцев миссионер занимался подготовкой помощников, оформлением необходимых документов, а главное — выбором конкретного места своего служения. Согласно предписанию, полученному от Святейшего Синода, в Тобольске архим. Макарий избрал себе в помощники добровольно вызвавшихся на миссионерское поприще 2 местных семинаристов: Василия Попова, сына дьячка, и Алексея Волкова, сына священника. Находясь в Тобольске, прп. Макарий составил правила, определявшие взаимные отношения миссионеров. В основе правил лежали традиции иноческого общежития истарчества. Правила имели форму обещания миссионеров: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи; и сия мера да будет для нас удобностию в стремлении к единодушию. Желаем тому из нас, кому определением начальства будет поручено особенное попечение о деле проповедания, повиноваться по правилам иноческого общежития как в поручениях, относящихся к проповеданию, так и в других отношениях и случаях… Желаем принимать от него наставления со вниманием, смирением и любовью… Желаем быть пред ним искренними и откровенными в частом исповедании помыслов» . Правила были подписаны 3 сотрудниками миссии и после того утверждены архиеп. Евгением.

На путевые издержки и другие потребности миссии из синодальных сумм было определено ежегодно отпускать по 990 р., сверх этого Тобольская епархия из собственных средств каждому из семинаристов назначила жалованье по 250 р. в год. Архим. Макарий от миссионерского жалованья отказался и довольствовался магистерским окладом в 350 р.

7 сент. 1830 г. прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, которого как первенца миссии назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днем рождения миссии.

До прибытия прп. Макария от приходских священников ближайших русских поселений за 70 лет приняли Крещение ок. 300 коренных жителей Горного Алтая, однако большинство из них не были утверждены в вере. (По ревизии 1857 г. в Бийском и Кузнецком округах насчитывалось 39 тыс. коренных жителей Горного Алтая и Горной Шории.) К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам).

Миссионеры занимались катехизаторской работой, учили и лечили новокрещеных алтайцев и их детей, обучали их огородничеству, Стремясь всем ближним найти место в миссионерском служении, архим. Макарий говорил: «Если не можешь быть ловцом человеков, то лови рыбу для питания ловцов человеков». С новокрещеными он проводил внебогослужебные собеседования и учил их петь канты из составленной им «Лепты».

Изучив диалекты жителей Горного Алтая, архим. Макарий создал алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев и положил начало их письменности.

За время своего пребывания на Алтае архим. Макарий перевел для алтайцев почти все Евангелие, избранные места из Деяний св. апостолов, Первое послание Иоанна Богослова, многие псалмы, историю прав. Иосифа, др. избранные места из книг Ветхого Завета, краткий катехизис, 10 заповедей с изъяснением, составил краткую Священую историю и вопросы на исповеди. Предоставляя в 1841 г. на рассмотрение свт. Филарета (Дроздова) русскую азбуку для обучения детей, прп. Макарий писал: «Миссия приготовляет уже для представления церковному начальству сообразную сей славянской и русской азбуке азбуку на телеутском наречии, которое в близком сродстве со всеми другими наречиями здешних инородцев и для всех их понятное».

Небольшая подборка информации из истории Алтайской Духовной Миссии. Позволяет нам выделить основные принципы миссионеров Алтая. Как говорится в начале доклада о том, что прп. Макарий в течении десяти месяцев только формировал команду. Стараясь призывать добровольцев и это очень правильно ведь в деле служения нужно горение духа. Как важна команда и основной состав в любом православном молодёжном объединении вам скажет руководитель молодёжного клуба. Ведь это так? Данный подход к делу служения весьма правильный и безотказный. Например, в молодёжном казачьем центре «Бастион», которые работает всего несколько лет. Сформировался костяк, который наполняет не только идеями свой центр, но и реальными делами, благодаря которым численность клуба возрастает.

Духовник играет можно сказать решающую роль. У всех ли молодёжек есть духовник, и вносит ли он свои коррективы в работу с молодёжью? Так часто бывает, что священнику просто некогда заниматься этим. Хорошо если руководитель священник и понимает ответственность за пасомых, без сомнения организует правильную духовную жизнь. Из примера миссионеров мы видим, что даже помыслы открывали духовнику. Представляете, какое совершенное единение, какое доверие? Вот чего нам порой так не хватает единомыслия и полного доверия друг другу.

Наверняка вы замечали, что приходя в разные молодёжки, чувствуется настрой и дух клуба? С чем это связано, что одни выбирают миссионерскую направленность, другие социальную и т.д.? Ведь как сказано в целях Концепции Молодёжного Служения: воцерковление всех сфер деятельности человека. Будь он на работе в миру, в Храме, или общественном транспорте. Должен оставаться христианином, оказывать помощь словом и делом. Вот о чём идёт речь. Не только о проведении разовых акций и крестных ходов, а о постоянном пребывании в добродетели. Пример достойный подражания, пример жертвенности и любви. Вот какой опыт передают нам миссионеры. Можно выделить несколько подходов: первый это личный пример, второй это аскетика, молитва, таинства. Третьего не дано.

Что же касается духовной составляющей А.Д.М. здесь всё понятно. Непрестанное молитвенное делание. А, что касается материальной стороны не совсем понятно. Средств с Патриархии практически не выделялось только жалование сотрудникам. Которые свои личные сбережения вкладывали в постройку школ, Храмов на нужды населения. Ведь они всячески старались помочь алтайцам. В наше время ничего не изменилось, обозначены приоритетные направления работы и все всем понятно. А средства на вашу деятельность ищите сами. Но ведь так?

Хороший пример, который мне довелось видеть лично в двух епархиях, в Республике Алтай и в Республике Тува. В первом случае это частичное богослужение на национальном языке и преподавание в воскресной школе для его сохранения. Во втором же это переводы на национальный тувинский язык катехизиса, Священного Писания и распространение печатных изданий в уличной и квартирной миссиях.

В заключении скажу, что опыт А.Д.М. используется не только в России но и за границей, в Японии, Корее, Китае. Есть и нам чему поучиться у святых людей, которые потрудились возделывая почву и принесли добрый плод. Задачи моего доклада выполнены, цель достигнута.

 
Алексей Серкин
студент 5 курса БПДС


 


Вернуться назад