Сайт Образование и Православие > Встречи > Духовно-нравственное воспитание в системе образования - тема разговора в Государственной думе

Духовно-нравственное воспитание в системе образования - тема разговора в Государственной думе


07.02.2017.
В четверг, 26 января, Комитет по образованию и науке совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках V Рождественских Парламентских встреч провел «круглый стол» на тему: «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы»

Духовно-нравственное воспитание в системе образования -  тема разговора в Государственной думеВ обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, представители Русской православной церкви и других религиозных конфессий, научно-педагогической и родительской общественности.


Открывая заседание круглого стола,  глава думского комитета  по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил историческую роль Русской православной церкви в деле просвещения. «Нашей стране сильно повезло, потому что благодаря усилиям, прежде всего, Русской православной церкви, страна могла получить одновременно и образование, и слово Божие на родном языке. Усилиями великих учителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, усилиями многих подвижников монастырей и церкви, которые распространяли грамотность на Руси, во многом наша страна была грамотной еще в раннем средневековье. Образование носило церковный характер, и образованность шла вместе со словом Божием», - сказал парламентарий.

«Надо сказать, что в нашей истории были крушения, которые, во многом были вызваны расколом общественным, духовным и расколом в симфонии властей – церковной власти и власти светской, - отметил Никонов. - Это случалось неоднократно в нашей истории, и наиболее трагично, как раз 100 лет назад».

«Мы сейчас часто вспоминаем 1917 год, когда разрушились российская государственность, церковь и вера. Именно разрушение веры немало способствовало разрушению страны, а затем и установлению режима, который во многом оказался богоборческим», - напомнил Никонов.

«Сейчас, Патриарх говорил об этом, мы восстанавливаем это единство, наш дом стоит на все более прочном фундаменте. Скрепы, которые делают наш дом единым, это и скрепы духовные, и скрепы интеллектуальные, и, конечно, это скрепы образовательные», - подчеркнул Никонов.

«У нас недавно был съезд «Единой России», там выступал министр культуры Мединский, он сказал, что есть статистика по нашей стране: те дети, которые ходят в музыкальные школы, не попадают на учет в органы милиции. И я уверен, что то же самое можно сказать о детях, которые ходят в воскресные школы  и  получают духовное, религиозное образование, потому что этот воспитательный инструмент  делает людей невосприимчивыми к тем негативным явлениям, которыми, к сожалению, заражена значительная часть нашего молодого поколения», - заметил Вячеслав Никонов.

«Мы знаем также опыт тех регионов, где основы светской этики и религиозной культуры преподаются не только в 4-м классе, но и в других классах. Результат - там заметно меньше преступность, заметно меньше наркомания», - заявил парламентарий.

«Естественно, никто не посягает на светский характер нашего образования, - уточнил Вячеслав Никонов. - Но порой под светским характером понимаем нечто такое, что точно не понимается в других странах. У нас одно из самых жестких пониманий светскости образования». По его мнению, «изучение очень многих вопросов, связанных с основами религиозной культуры в школе просто необходимо».

«Я, например, всю жизнь жалел, что не получил такого полноценного образования. Потому что очень часто просто не ориентировался даже в выдающихся произведениях мировой культуры до тех пор, пока, действительно, не вошел глубоко и в Библию, и в Евангелие, в Святое писание. Поэтому возможности для сотрудничества в образовательной сфере между государством и церковью, конечно, имеются», - сказал Никонов.

«Наша задача – воспитывать настоящих граждан нашей страны, которые будут нести в себе наши традиционные ценности, связанные со справедливостью, достоинством, честью, верой, будут следовать традиционным семейным ценностям. Это задача и для государственных органов, и  для Русской православной церкви, для всех наших традиционных конфессий», - заключил Никонов.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский, председатель синодального отдела религиозного образования Русской Православной Церкви Меркурий уверен, что  знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе не анахронизм, а естественная и неотъемлемая часть воспитания и обучения. На повестке стоит много сценариев развития отечественной школы. Возвращение в школьную программу религиозно-культурологического компонента, основанного на изучении традиционных религиозных культур народов России - необходимая составляющая духовно-нравственного возрождения, которая будет оправдана при любом сценарии развития.

По словам митрополита Меркурия, 2016-2017 учебный год ознаменовался ростом  числа тех, кто выбрал для своих детей  основы православной культуры, как по России в целом (около 37%), так и практически в каждом федеральном округе.

В этом году основы православия изучают на 32 тысячи 400 четвероклассников больше, чем в прошлом. Число родителей, сделавших такой выбор, заметно увеличилось в Камчатском крае, Оренбургской, Магаданской, Тюменской областях, в Тыве, Чувашии и Чукотском автономном округе. В то же время в ряде регионов юга и Северного Кавказа процент тех, кто предпочел основы православия, по-прежнему низок.

«Не везде это следствие этнографического состава населения, - заметил митрополит. - Для Северной Осетии, где около половины населения относят себя к православным христианам, основы православной культуры выбрали менее 2% родителей. Это де-факто признание запрета на изучение православия в регионе».

Но наибольшую трудность представляет сохранение экспериментального характера преподавания. Пока это только один урок в неделю и только в четвертых классах. В общей сложности - 34 учебных часа. «Неадекватность временных затрат и воспитательных задач очевидна», - сказал митрополит.

По мнению митрополита, практику религиозного образования в светской школе дискредитирует закономерное отсутствие хорошо подготовленных педагогов и слабая интеграция курса с другими предметами.

«Настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур со второго по десятый классы, - считает представитель РПЦ. - Такой проект был разработан еще в 2012 году. Самое время приступить к его реализации».

Начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Светлана Ермакова констатировала, что традиционные религиозные конфессии стали полноправными участниками образовательного процесса в светской школе, а религиозная культура - предметом активного общественного обсуждения.

Почти половина школьников четвертых классов знакомится с религиями, в большей степени с православием, остальные предпочитают основы светской этики.

По данным на 20 октября 2016 года, в России к преподаванию курса основ религиозных культур и светской этики приступили около 70 тысяч педагогов, в большинстве своем учителя начальных классов. Из них 95% еще до начала учебного года прошли курс повышения квалификации.

Недавнее тестирование педагогов, проводившееся на добровольной основе, показало: не все учителя хорошо знакомы с содержанием курса. Причем худшие результаты были по модулю «Основы православной культуры».

Представитель Минобрнауки признала и проблемы с учебниками. В каких-то регионах их количество превышает число обучающихся, а где-то пособий не хватает.

По словам С.Ермаковой, вопрос о введении обязательного изучения традиционных религий со второго по десятый класс нуждается в серьезной проработке и обсуждении. Но Министерство под руководством Ольги Васильевой уже предприняло определенные шаги по подготовке программы преподавания православной культуры.

Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Тишков предложил отказаться от преподавания светской этики в рамках курса. Этим вопросам, считает он, можно уделять внимание на истории, обществознании и во внеклассной работе. Тогда курс по основам религий будет более цельным, гармоничным и удобным для восприятия. Можно подумать и об увеличении часов, отведенных для изучения предмета, но водить его следует не в начальной, а в средней школе.

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин большие возможности для духовно-нравственного воспитания  видит в дополнительном образовании. В регионах, по его словам, такой опыт уже имеется.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов посетовал, что при разработке нового курса, посвященного основам духовно-нравственной культуры народов России, не было учтено мнение мусульман. «Мне бы не хотелось, чтобы в этом вопросе сработал фактор соревновательности и вслед за Москвой, Подмосковьем, Белгородчиной, Татарстаном, Тывой и Калмыкией регионы стали усиленно вводить в школах занятия по религиозной культуре титульного населения. Хотя подобные команды главы республик Северного Кавказа уже дали», - заметил он.

Епископ Городецкий и Ветлужский Августин отметил, что великое заблуждение считать образование только дошкольным и школьным, «образование  должно быть до последнего вздоха человека».

Сергей Наумов,  министр образования Нижегородской области,  рассказал, что в регионе с 2005 года изучается в 8-9-х классах курс "История культуры и религии России".   По нему разработан полный комплекс материалов - учебник, программы, пособия, хрестоматия, методические рекомендации. И значительное число учащихся в области делает выбор в пользу этого курса.

На заседании   круглого стола был рассмотрен  проект рекомендаций, которые после внесения дополнений и замечаний будут утверждены на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.

Пресс-служба

 
Вернуться назад