Сайт Образование и Православие > Архипастырь > Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского11.04.2017. |
| Боголюбивым клирикам, честному монашеству
и благочестивым мирянам Новосибирской Митрополии.
Смерти празднуем умерщвление,
адово разрушение, иного жития вечнаго начало. Из канона праздника Святой Пасхи Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос Воскресе!
«Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вместе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но упокоением и сном», – учит нас Святитель Иоанн Златоуст. Слово воскресение говорит нам о победе жизни над смертью. «Воскрес Христос, и жизнь жительствует!» — слышим мы сегодня в Огласительном пасхальном слове. Веруя во Христа воскресшего из мертвых, мы, по благодати Божией, вместе с возлюбленным учеником Христовым радостно утверждаем: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4). Веру во Христа, Победителя ада и смерти, как щит несли в сердцах своих все святые апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский, так молился Богу на костре: «Благодарю Тебя, что Ты удостоил меня приобщиться чаше Христа Твоего, для воскресения в вечную жизнь, душою и телом». За веру Христову шли на страдания Новомученики и Исповедники Церкви Русской, когда сто лет тому назад Российскую империю сотрясла революция. Богоборческая революция 1917 года и порождённая ею братоубийственная гражданская война ознаменовали новый период русской истории: перед Русской Церковью открылся путь исповедничества и мученичества, по которому ей предстояло идти в течение нескольких кровавых десятилетий. Боголюбивому русскому народу, принявшему Святое Крещение ещё при святом равноапостольном князе Владимире, после революции 1917 года предстояло огненное крещение — величайшее в христианской истории испытание крепости веры во Христа. До революции Русское государство основывалось на христианских традициях, божественных заповедях. При коронации царь читал Символ веры. Новая власть провозгласила атеизм – безбожие, отрицание базовых христианских нравственных ценностей. Невинно пострадали поэтому не только епископы, священники и церковнослужители, но и управленцы, интеллигенция, рабочие и крестьяне – все носители православной веры. Страдания и смерть Новомучеников Церкви Русской были не просто репрессиями. Они явились великим жертвенным подвигом святых соотечественников наших, для которых смерть за веру во Христа стала свидетельством их величайшей любви к Богу. Никто не разлучил их «от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем», как восклицает святой Апостол Павел (Рим.8, 39). Церковное предание сохранило свидетельства о том, как молились ведóмые на расстрел Новомученики Церкви Русской и как некоторые из них, укрепляемые силой Божией, пели победную пасхальную песнь «Христос Воскресе из мертвых!» Пасхальная радость озаряла сердца страдальцев за веру во Христа среди самых страшных испытаний и бед. Как свидетельствовали исповедники веры, никогда так реально не переживается Пасха так, как во время гонений, уз и страданий: «Воскресение Христово видевше…». На Новомучениках и Исповедниках Церкви Русской исполнились пророческие слова Господа нашего Иисуса Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел»; «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15; 18, 20). Чему учит нас наша многострадальная Отечественная история? — Она учит нас, что спасают Россию Вера Православная, надежда на Покров Богородицы и молитвенное предстательство о земном Отечестве нашем Святых, в Церкви Русской просиявших. О Богохранимой стране нашей мы усердно молимся на каждом Богослужении. Хранимая Богом родная земля, «священная держава» наша славится и в Государственном Гимне России. В 30-е годы прошлого столетия воинствующие безбожники хотели не только разрушить очаги нравственности – храмы и монастыри на святорусской земле, уничтожить русскую литературу, культуру и искусство, казнить носителей отечественного духовного наследия. Они даже мечтали память о Боге истребить в Православном Отечестве нашем. Но планы строителей безбожного рая на земле провалились, и память гонителей и мучителей христиан погибла с шумом (Пс. 9, 7). А подвиг Новомучеников и Исповедников Церкви Русской прославляется миллионами христиан всего мира. «В жертву Богу приносится не худшее, а лучшее», — пророчески говорил настоятель храма Василия Блаженного в Москве священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, одним из первых принявший мученическую кончину за веру Христову. В конце многострадального двадцатого столетия мы стали свидетелями, как молитвами Новомучеников и Исповедников Церкви Русской стала возрождаться и укрепляться в нашей стране Святая Православная Вера. Кровь и страдания сотен тысяч мучеников и исповедников Русской Церкви послужили благодатным залогом укрепления православной веры и возрождения церковной жизни в нашем Отечестве. Не тщетными остались и молитвы о России участников Всероссийского Собора 1917–1918 годов, на котором было восстановлено Патриаршество на Руси. Столетие этого события мы отмечаем в этом году. Высочайший пример стояния за Веру Православную явил Святейший Патриарх Тихон, который своей жертвенной любовью и преданностью воле Божией и своему Отечеству смог сплотить духовенство и верующих и как мудрый кормчий провести церковный корабль сквозь бурю революционных потрясений, укрепляя народ и обличая безбожников в своих пламенных посланиях. После празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году в России за короткое время были восстановлены или заново построены десятки тысяч храмов, сотни монастырей, открыты десятки духовных учебных заведений, множество Воскресных школ, возродилось иконописное искусство, стали издаваться православные книги, журналы. И всё это явилось свидетельством духовной жажды нашего народа, стремящегося к нравственному обновлению жизни. Появился целый ряд церковно-государственных праздников, которые также свидетельствуют о возрождении православных культурно-исторических традиций России. Так началось восстановление подлинного народного единства, разрушенного революцией, разделившей народ на верующих и атеистов. События столетней давности, как известно, оцениваются по-разному. Часто мы слышим слова о необходимости примирения людей с различным восприятием прошлого. Но когда осмысливаются итоги минувшего столетия, то очень важно осознавать, что примирение не означает того, что из нашей многострадальной истории должны быть вычеркнуты имена и подвиги пострадавших за веру во Христа. Причислив в последние годы к лику святых поимённо более 1700 страдальцев за веру и благочестие, Русская Православная Церковь тем самым дала выверенную оценку важнейшим событиям XX века. Подлинная консолидация гражданского общества в России может происходить только на основании таких базовых духовно-нравственных национальных ценностей, как вера, нравственность, патриотизм, семья, национальные традиции, трудолюбие, жертвенность. А классовая борьба со своим народом и воинствующее безбожие, уничтожавшее духовно-нравственные государственные основы, никогда не породят народного единства. Палачи не могут почитаться как народные герои. Молитвами Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Господь хранит в мире страну нашу, чтобы мы жили «во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2,2). Дорогие братья и сестры, будем всегда молиться, чтобы события, подобные тем, что произошли сто лет назад, никогда больше не повторились в нашей истории. Будем также помнить слова церковной молитвы: «Русь Святая! Храни Веру Православную, в нейже тебе утверждение». Мы, православные люди, верим во Христа, верим, что Он победил грех и смерть и даровал нам Вечную жизнь в Своем Царстве. Только Он дает воскресение верующим, ибо Он – Бог. Эта вера православная на Руси хранилась в пещерных кельях преподобных отцов Киевопечерских Антония и Феодосия, в монастырях преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Сергия и Германа Валаамских, Амвросия Оптинского, хранилась в сердцах Новомучеников и Исповедников Российских прошлого века. Она выстрадана в гонениях, в постах, коленопреклонениях, слезах и молитвах, в хранении нравственной чистоты души и тела, в ночных бдениях, во всяком подвиге самоотвержения ради следования за Христом вырастали православные гиганты духа, которых мы именуем святыми. Они созидали Святую Русь, великую духовную культуру – Русский мир, великую Россию. Мы получили это как бесценный дар, в наследие. Мы должны это наследие сохранить, приумножить и передать потомкам. Чтобы они усвоили: в нашей стране – «русский дух, здесь Русью пахнет». Церковь говорит о Евангельских вечных ценностях, о вечных идеалах, которые могут воплощать в жизни высоконравственные, святые личности. Другие учения говорят о земном, о бытоулучшительном, суетном, временном – «здесь и сейчас». Такие учения возникают и быстро исчезают. Они не в силах победить свидетельство о вечном, о том, что исполняет счастьем сердце человека ещё здесь на земле, когда оно обретает Бога – Создателя всего мира. Наш народ избрал веру в Воскресение. Это наш главный праздник в Православной Церкви – праздников праздник и торжество из торжеств – Вечная Пасха, Праздник Вечной Жизни. На крови и слезах наших отцов и дедов – Хранителей Православия сейчас, на наших глазах восстает Святая Русь, во весь рост, в сиянии духовных и нравственных сокровищ, на зависть и злобу потерявших Христа соседей – неистребимая, могучая, святая, Божия, вечная. Слава Богу за это чудо Воскресенья! Сейчас, когда моральные ценности подвергаются сомнению, а многие люди дезориентированы — не знают где правда, где ложь, где добро и где зло, — первостепенной заботой родителей, школы и всего гражданского общества должна быть забота о духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодых людей, у которых только формируется мировоззрение. Человек свободен, но воспитывать его надо так, чтобы он, по слову академика Д.С.Лихачева выбирал высокое, доброе, полезное и вечное, и не опускался до временного и низменного. Церковь Христова призывает всех нас, таких разных людей, к миру, единению и любви. Жертвенной, любовью проникнуты бессмертные слова о любви, начертанные Святым Апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4–8). К такой божественной любви и должен стремиться каждый христианин. К миру, милосердию и братской любви призывают нас и нынешние пасхальные песнопения: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем. Рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Аминь. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Пасха Христова 2017 год г. Новосибирск
Вернуться назад |