Сайт Образование и Православие > Новости Митрополии, Материалы НЕВ > Подарки Запада, или герои с обличьем монстров

Подарки Запада, или герои с обличьем монстров


30.12.2009.
Чему учат наших детей комиксы? Есть ли понятия морали у современных супер-героев? Что думают об этих популярных детских изданиях профессионалы – художники и психологи? Над этими вопросами задумалась наш корреспондент Нина СОКОЛОВА.

Как-то раз стояла я у газетного киоска. Подходят к нему мама с ребенком лет 7-8. Он указывает на броских расцветок журнал под названием «Герои и злодеи» и требует его купить. Мать, даже не посмотрев на издание, покупает журнал, отдает сыну, и они уезжают на машине.

Удивленная и озадаченная таким странным названием для детского журнала, прошу продавца показать его. C любопытством и даже некоторой опаской беру в руки. Цена немалая – больше 120-ти рублей, краски мрачные, хотя и яркие. На обложке - страшные существа, некие монстры. Под названием «Герои и злодеи» подзаголовок: «Человек-паук».

Моей первой реакцией были брезгливость и недоумение. Кто же создатель этого, с позволения сказать, «шедевра»? Ага, вот он: учредитель и издатель - ООО «Джи Фабри Эдишинз, главный редактор Мартин Медрано, распространитель по России, Белоруссии, Украине и Казахстану - «издательский дом «Бурда». Издание имеет свидетельство о регистрации как средство массовой информации всех четырех стран. Финансирует его некто или нечто MARVEL.

Детская литература в России традиционно была высокохудожественной и высоконравственной. Возраст этой литературной традиции как минимум лет двести. Вытекала она из основ Православия, где семья – это основа жизни государства и человека, а дети – подобия ангелов. В русской народной культуре детству было отведено важное место: здесь и образцы устного творчества - всевозможные пестушки, песенки, сказки, и различные виды прикладного искусства - неизменно добрые, немного забавные игрушки из глины, дерева, ткани. Разнообразнейшая игровая культура давала возможность хорошего умственного, физического и нравственного развития ребенка. Впрочем, так было искони заведено не только в русской культуре: традициям всех народов свойственно бережное отношение к детству, охранение, ограждение его от всего жестокого, безобразного и безнравственного.

К сожалению, все это почему-то оказалось утерянным в современном, «демократическом» мире. Одного взгляда на детские игрушки в наших магазинах достаточно, чтобы понять, на каких примерах и образах сегодня воспитываются российские дети. В печатной же продукции подобные казусы просто вопиют о беде.

Вернемся к изданию, с которого мы начали разговор. В центре обложки - некое существо сиреневого цвета с выпирающими мышцами, как будто без кожи, к тому же еще и с огненной головой. За ним другое существо, красного цвета с белыми глазами, на его груди значок: паук и паутина. Видимо, это и есть «герои». Сражаются они с наипротивнейшим монстром сине-черной расцветки, из руки которого, с загнутыми в виде рожек пальцами, устремляются желтые молнии. Что характерно, рога и рожки в этом издании присутствуют постоянно.

Первый сюжет называется «Паукомания»: ей, якобы, охвачен весь Нью-Йорк. И далее начинается полный бред о демонах, силе Паука и о том, как ею хотят завладеть какие-то злодеи. Причем, природа всей этой нечисти непонятна. В сказке, особенно в русской, все обусловлено течением сказочной жизни, четким определением носителей добра и зла. Есть завязка, развитие событий, кульминация и развязка, во всем сюжете - красивая ясность мысли и целей. В свое время отношение к сочинительству для юных читателей хорошо и просто выразил С. Маршак: «Для детей надо писать так же хорошо, как и для взрослых, только лучше».

Здесь же ничего такого нет и в помине: кто герои, кто злодеи – все с одинаково страшными рожами. А само действие представляет собой какую-то дурную бесконечность злодейств монстров и побед этого самого Паука. Еще есть безликая масса статистов, изображающих людей Америки.

Второй сюжет посвящен некоему ясновидящему доктору Стреджу и злым духам, а также медиумам, экстрасенсам и телекинезу.

На развороте мы видим огромный заголовок: «Неразбериха клонов». Под ним -штук 20 летающих «человеков-пауков», слева крупно - злодейская рожа в серых затемненных очках. Оказывается, это задание детишкам: им надо отыскать десять жучков, чтобы Спайди (так зовут Человека-паука) мог следить за своими злыми копиями.

Следующий разворот называется «Каратель». Настоящее имя его Френк Кастл, некогда лучший солдат армии США. Здесь детям тоже расскажут о том, как кого-нибудь убивают.

В «академии художеств» юным читателям преподаются уроки рисования от Спайди. Надо изобразить «героев» всех сериалов комикса – то есть всех «добрых» и злых монстров.

Дальше идет сектор головоломок, «спайдиворд»; при этом головоломки на все те же «героически-злодейские» темы. В других выпусках комикса можно увидеть «паучий детектив», «паучтамт», «гостей из параллельного мира», « спайди-тест», игру «По следам зловещей шестерки» и тому подобное.
В издании порой встречаются такие перлы: «справочник, как победить всех», «Раньше спасать вселенную могли только супер-герои, теперь это можешь сделать и ты», «собери супер-коллекцию раскрасок, ребусов, головоломок, и ты сможешь победить всех супер-злодеев».

Мне захотелось узнать, как эта зловещая мешанина может воздействовать на детей. Но не покупать же «журнальчик» специально! Спрашиваю у знакомых, оказывается, что сегодня многие – даже малыши - интересуются Человеком-пауком. Прошу дать мне комикс на время и показываю его профессиональным художникам.

Живописец, заслуженный художник РФ Алексей Андреевич Хусточка размышляет:

- В этом журнале очень тяжелый, агрессивный цвет. Форма, пластика в изображении человеческих фигур (впрочем, это не люди, а монстры) непонятна, груба, вызывает отвращение. Такими рисунками, изображающими уродов, монстров, можно и воспитать нечто подобное.

Нас в детстве воспитывали на простых и понятных художественных образах, где четко разделялось Добро и зло, красивое и безобразное, то есть не имеющее в себе образа Божия. В художественных вузах учили классическому рисунку и живописи. Надо сказать, что русский народ всегда был очень чуток к идеалам Добра и сам был добр, всегда кормил нищих и странников, даже если у самого не было пропитания, хоть куском хлеба милость оказывал. А этими, с позволения сказать, рисунками что закладывается в души детей? Только злоба, путаница, неразличение доброго и злого, извращенное представление о красоте. Точнее сказать, это представление, издавна присущее людям нашей страны, у современных детей просто не вырабатывается. Честно сказать, я бы постыдился появиться среди людей с таким журналом в руках.

Примерно так же характеризует это «детское издание» и художник Ольга Раздольская, добавляя, что острые, ломаные линии рисунков, постоянные углы в очертаниях тел и физиономий создают безотчетную тревогу даже у взрослого человека. Это достигается и при помощи цвета: лилово-черного, зелено-болотного и кроваво-красного. К слову, те же самые «углы агрессии» присутствуют и почти во всех популярных американских мультиках. Они ожесточают ребенка, делая его безжалостным и злым.

Что касается текстов, точнее, коротеньких реплик «героев» комиксов, то они чрезвычайно примитивны. Словарный запас у авторов в пределах словаря Эллочки-людоедки. Бросается в глаза грубость речи, бесцеремонность, хамство в отношении друг друга. Кроме того, в этих репликах нет узнаваемого мира, это чужие реалии чужой жизни, часто нам непонятные, не вызывающие ни интереса, ни сочувствия, ни уважения.

В сюжетах всегда кто-то один борется со всеми. Борец-одиночка – это в традициях американского общества. Его девизом я бы назвала слова песни, прозвучавшей некогда в одном хорошем американском фильме под названием «Последний дюйм»: «Какое мне дело до вас до всех, а вам до меня»… Кстати сказать, в советское время, когда к нам в кинопрокат приходили лучшие американские фильмы, когда мы читали и изучали в вузах классическую американскую литературу, культура этой страны вызывала у нас интерес и уважение. Но ее невозможно сравнить с водопадом пошлости, жестокости и грубости, который обрушился на нас сейчас.

Если продолжить разговор о характере речи «героев» комиксов, то, несомненно, это речь взрослых людей. Зачастую ее даже и речью-то не назвать – одна ругань, подстрекательства, обвинения. Персонажи постоянно пикируются, они не могут и не хотят договариваться между собой. Здесь не встретишь образного яркого выражения, емкой пословицы, точного сравнения - это разговор автоматов, роботов. А вы помните, какие диалоги в русских сказках? Например, в сказке «Лиса и заяц»:

- Что, зайчик, плачешь?
- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
- Пойдем, я твоему горю помогу.
- Нет, бык, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.
- Нет, выгоню.
А лиса им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!»

Обращение же героев русских сказок друг к другу не иначе как «добрый человек», «свет мой царевич», «девица красная», «добрый молодец» и другие.

Печально, что язык комиксов - примитивный, выхолощенный, грубый – многие дети воспринимают как руководство к действию. Их речь сегодня становится похожа на диалоги «супер-героев» с обличьями монстров.

Есть и другая опасность, исходящая от таких вот заграничных изданий на русском языке. В них – кстати, в последнее время по этому пути пошли и авторы популярных российских детских журналов – навязываются вредные и опасные идеи: например, пообщаться с мертвыми, чтобы узнать о будущем. Внушаются сомнительные мысли о якобы имеющихся сверхъестественных способностях у каждого человека, усиленно вызывается интерес к разного рода предсказателям и ясновидцам. Кроме того, постоянно ведется речь о волшебниках и волшебствах, с чьей помощью можно с легкостью достичь своей цели. Куда как проще – добиваться ее не каждодневным трудом, а умением хорошо колдовать!

Детский психолог высшей категории Лидия Дмитриевна Катаева утверждает, что подобные издания создают агрессивное и в то же время депрессивное состояние у детей младшего и среднего возраста (да и вообще у всех, кто их смотрит). Содержание комиксов искажает восприятие окружающей реальности, загоняет читателей в виртуальный мир, побуждает их жить по его примитивным законам; при этом они перестают различать истинные состояния друг друга. К примеру, если кто-то из окружающих смеется, то ребенок начинает воспринимать это как смех над ним. Мгновенно возникает причина для агрессии, ругани, драки. Такая реакция – это уже психическая патология, чреватая опасными последствиями.

Вот к таким невеселым выводам привело меня желание узнать о «духовной пище» нашего подрастающего поколения. И все началось с незначительной, казалось бы, минутной сценки возле газетного киоска, где было: требование ребенка купить яркий журнал, готовность молодой мамы выполнить дорогостоящую прихоть чада и при этом полное безразличие к тому, чем именно интересуется ее малолетний сын.

Собственно говоря, все мы уже давно живем в каком-то странном, патологическом состоянии бездумного доверия – или равнодушия? – ко всему, что нам предлагается – с экранов телевизоров, со страниц журналов с яркими, броскими обложками... Вся поступающая информация поглощается без ее критического осмысления. Родители не знакомятся со школьными программами, по которым обучаются их дети, множество людей вверяют свою единственную жизнь сектам и сомнительным сообществам, ночным клубам, игорным домам, оборудованным с вопиющими нарушениями элементарных правил техники безопасности.

Особенно наглядно это проявилось в последней страшной трагедии в Перми. Как могли взрослые парни, прошедшие армию, Чечню не понимать, сколь опасно находится толпой в триста человек в помещении с низкими потолками, с наглухо замурованными кирпичом окнами - и баловаться порохом, то есть пиротехническими «игрушками»! В этой трагедии все поднимается до символов, которые показывают, какими же мы стали…

Длинная, пугающая своей бесконечностью череда безответственности - родителей в воспитании, то есть в питании душ, своих детей, доверяющих это воспитание «супер-геройским» монстрам; школьных преподавателей, учащих лишнему, но не дающих необходимого; издателей, выпускающих книжки, растлевающие умы юных и неискушенных; кинематографистов, «стряпающих» пошлые сериалы... Несть числа этим примерам.

Сон разума рождает чудовищ… Наше национальное самосознание словно заснуло, и в кошмарном сновидении видит, как придуманные где-то за границей жуткие «герои-злодеи» похищают души российских детей. Видит – но ничего не делает, так бывает во сне. Озарены сполохами огня искаженные лица. Сверкают злобой красные глаза, скалятся в дьявольской ухмылке зубы, мелькают в душной темноте уродливые тени. И вдруг – взрыв, и тех, кто только что безумно веселился, настигает уже не духовная – физическая смерть… Эй, проснитесь, пока не поздно!

P.S. В тот раз, отдавая продавцу журнал «Герои и злодеи», я спросила, часто ли покупают этот «подарок» американской цивилизации. И она ответила: «Хорошо берут, долго не залеживается».

НЕВ 6 (86) 2009
 


Вернуться назад