Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Игумен Кирилл (Сахаров). Дневник деревенского попа
Игумен Кирилл (Сахаров). Дневник деревенского попа10.06.2016. |
Часть 9
На трапезе был огромный торт самодельной работы. После поучения проходит оживленная беседа, задают вопросы. Интересуются моим семейным положением. Узнав, что одинок, одна пожилая женщина сочувственно сказала: «У нас в селе живет одинокий мужчина – и ничего себе, хозяйство держит». Затаив дыхание, слушают из моих уст байки о разных казусах в церковной жизни (по книге о. Михаила Ардова «Мелочи архи-, прото-, и просто иерейской жизни»). Заключительные аккорды мини-рассказов вызывают у хохлушек громкий смех, так, что стены сотрясаются. Картина напоминает известное произведение Сурикова «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» (только в женском варианте). В Юнаково планировались полунощница и павечерница только в понедельник. Но местные поняли, что ежедневно – пришлось подтягиваться. После каждой службы была беседа. Одна женщина рассказала о своем сильно пьющем муже. Не приносит деньги, убирает иконы, чуть что шантажирует – повешусь (были попытки). Идет эта женщина в магазин за сигаретами для него и, пользуясь этим случаем, заходит на молитву.
Я подумал: «Женщины 9 месяцев носили погибших во чреве. Рожали, испытывая сильные боли. Растили, лечили, воспитывали. Заканчивали они кто 8, кто 10 классов. Служили в армии десантниками, ракетчиками, моряками и т.д. Получали специальность, работали. Женились, поднимали детей. В конце концов, такой ужасный конец. Заколоченные дома, пустоты... Что вообще происходит? Куда смотрит государство? Ничего не понимаю».
В церкви селаРоссыпное совершил Литургию. В конце службы поступило сообщение, что со мной желает встретиться местное руководство. Поговорили на тему дальнейшей, после долгого перерыва, реставрации храма. По моему предложению, учредили Попечительский совет, избрали его руководителя. В протоколе зафиксировали 10 пунктов решения. Храм здесь начали строить в 1906-м году. Завершили строительство в 1910-м. Освящали в 1914-м. Тогда в Россыпном было 750 человек жителей, а теперь только 70. Закрыли храм в 1927-м году. Вот уже четверть века в нем эпизодически совершаются службы, но нет постоянного священника. Вообще, в районе на 40 церквей только 11 священников. В селе Попасное в выделенной администрацией комнате (или одной из комнат) почты, совершил вечерню. Запомнился рассказ одной старушки о том, что ее тяжкоболящий сын завещал матери не брать деньги за чтение Псалтыри и та этот завет строго исполняет. В Троицкой церкви с. Четвериково за последние два года была покрыта крыша и установлены все окна. Рядом со старостой стояла и участвовала в разговоре девушка-чеченка. В с. Медвежьеу поклонного креста на месте разрушенной Воздвиженской церкви была только одна местная женщина. По случаю Дня защиты детей мой спутник, известный певец из Белоруссии, Евгений Савельев в местном клубе принял участие в концерте. На хуторе Переездном (здесь родился мой отец) в помещении краеведческого музея в здании бывшей школы после вечерни была трапеза, в которой приняли участие несколько десятков человек. Особенно много было учителей из соседнего большого села Воронцовки. До революции здесь было 3 храма; сейчас действует один в здании бывшей школы. Детских садов было тоже три, а теперь один. Решили поклонный крест, установленный при входе на кладбище (он был первым нами установлен в 1997 году), перенести в центр хутора. Бывший директор школы жаловалась, что школу закрыли под большим давлением. Еще 31 августа обещали, что она продолжит свое существование, а уже 1-го сентября увезли детей в соседнее село Шувалово. Колхоз работает с пятого на десятое. Колхозников не более 50-ти человек. Одна учительница сетовала на то, что ученики не знают про Хатынь, Брестскую крепость и «Молодую гвардию». С. Хвощеватое. У поклонного креста на месте разрушенной Покровской церкви прочитали часы и обедницу. На сегодня в селе проживает 260 человек (в 1976-м было 530). В школу пойдут только четыре первоклассника.
При выезде из Калача поразил огромный (на тысячу человек) Преображенский храм в с. Заброды. В настоящее время функционирует только левый его придел в честь апостола Фомы. Здесь находится афонский список иконы Божией Матери «Сладкое лобзание». Восстановлены купол и колокольня храма. Только собрались ехать дальше, как подъехал настоятель храма о. Евгений. Оказалось, что именно он опекает храмы в Россыпном, в Четвериково и еще в Ширяево. В расписании служб в воскресный день на 22 мая прочитал: «В 14.00 молебен в Ширяево, в 15.00 – в Четвериково, в 16.00 – в Россыпном». О. Евгений, смущенно: «Чтобы поднять эти храмы, надо в них как можно чаще служить и подольше общаться с народом. Реально это сделать только монахам». «Теплый батюшка» - говорили нам в селе Лесково, куда в течение значительного времени о. Евгений после своей службы часто приезжал служить по воскресным дням. В Лесковона престольный праздник - память святых равноапостольных Константина и Елены – совершил первую за 80 лет Литургию. Накануне облачил престол и жертвенник, прочитал две молитвы на обновление храма, затем было всенощное бдение. В Новомеловаткеу поклонного креста на месте разрушенной Благовещенской церкви читал чин 12 псалмов. Неожиданно было то, что на молитву пришло не менее 50-ти человек. Полукругом они стали вокруг креста, возвышающегося над окрестностями. Захватывающая дух картина пространства с буйной южной растительностью. Евгений также здесь выступал. Пили чай в местном молитвенном доме – оборудованном из колхозной столовой (построенной из кирпича второй разрушенной в селе церкви во имя Святой Троицы). Несколько лет назад был заложен фундамент этой церкви, но, к сожалению, дальше дело не пошло. Рассказывали, что во время закладки фундамента храма, буквально, бесновалась одна иеговистка – выкрикивала оскорбления в адрес православных. В молитвенном доме смущает лепка из пятиконечных звезд на потолке. Мнения разделились – кто-то полагает, что их нужно сбить, а кто-то почитает за Вифлеемские звезды. Меловые пещеры. Ко времени возникновения слободы Калач (1816 г.) монастырь здесь был уже заброшен, а история его возникновения забыта. Исследователи называют 14-й век как дату возникновения обители (могло быть и раньше; не исключен и более поздний срок). По протяженности пещеры занимают второе место в Европе (около 1 км.). Пещеры Белогорского монастыря в Павловском районе области длиннее на 50 метров. В 2014-м году монастырь посетил епископ Россошанско-Калачеевский Андрей, а в 2015-м – казачий крестный ход. Ежегодно совершаются молебны. Зимой и летом температура в пещерах одинакова – около 8 градусов. Внутри пещер два храма и две часовни. Колодец с водой. Сохраняет свою тайну библиотека обители (есть замурованные ходы). Все стены испещрены надписями посетителей. На вопрос, были ли в пещерах несчастные случаи, был такой ответ: «Об этом ходят только слухи». Келья затворника. В пещерах легко дышится, хотя отсутствует вентиляция.
Особый интерес в этот приезд проявил к крестьянскому быту и хозяйству. В детстве отец шутил: «Вы люди городские, вы, наверное, думаете, что хлеб булками растет на деревьях». Меня интересовало все – как кормят кур, гусей, индюков, овец, коз, коров и т.д. Оказывается утки и гуси между собой несовместимы, поэтому плавают они отдельно. На пруд их отпускать становится рискованно, т.к. крадут рыболовы и пьяницы. Уток заманивают домой, поднося к ним емкость с кормом. Гуси же сами приходят – они умные, недаром Рим спасли. Если кто-то из стайки пропал, то собратья его не разыскивают, а стараются подальше убежать. Если у курицы на глазах появляется бельмо, ее режут, потом сжигают. Настоящим бедствием для сельчан в настоящее время являются лисицы и куницы. Они живут в заброшенных домах и тащат любую живность, которая им попадается. Из-за этого хозяева стараются не выпускать домашнюю птицу за ворота, держат собак, чтобы отпугивать зверьков. Были случаи, когда те таскали кур из-под носа хозяев. В этом случае не самому хозяину нужно бежать за воровкой, а спускать на нее собаку. Раньше лисиц отстреливали, ставили капканы, высокие изгороди. У лисиц жесткая хватка. Они, нападая, душат, прокусывают горло. Отбиться невозможно. Если у телка сухая морда и она отказывается от пищи, значит, болен. Бывает так, что корова не признает хозяйку, перестает ее слушаться. Тогда ее режут. Режут и заболевших свиней. Если раньше был контроль со стороны соответствующих инстанций, то теперь вероятность сплава на городской рынок такого продукта весьма высока. Очень высокие цены на корма. Раньше тонна пшеницы стоила 1 тысячу рублей, теперь – пять. Когда цены на нефть были высоки, стремились покупать импортные продукты, т.к. они более презентабельно выглядели, была красивая упаковка и т.п. Потом, когда цены резко упали, спохватились и кинулись развивать отечественное производство. На селе нет притока свежей крови. Отсутствует производство. Если пытаться работать в городе, то только на дорогу в месяц уходит тысяч десять – все становится нерентабельным. Обвал на селе произошел в короткий промежуток времени и затем лучше не становилось. Были сняты надбавки работникам села. Большим злом являются перекупщики (как правило, это представители южных республик). Так, себестоимость килограмма свинины 250 руб., а ее скупают за 140 руб. «Раньше люди на селе были сплоченные, они были востребованы. Теперь много зависти, злобы. Если у соседа есть корова, а у тебя нет и т.п.» Ситуация усугубляется тем, что у молодежи начинают атрофироваться трудовые навыки и вообще желание работать. Запомнилось сетование на то, что трудно найти пастуха с окладом в 28 тысяч рублей. Один руководитель рассказывал, что на его вопрос, почему молодые люди уезжают, был такой ответ: «Вот если бы активно развивалось животноводство…» Этот руководитель сказал, что он организовал элитное животноводство, а молодежь все равно уезжает. Кстати, в деревне появились свои латифундисты из числа руководителей хозяйств, которые в личной собственности имеют по несколько тысяч гектаров земли.
Вернуться назад |