Сайт Образование и Православие > Интернет-журнал > Святость - это переживание, а не математика, которую можно объяснить

Святость - это переживание, а не математика, которую можно объяснить


08.09.2017.
Автор: свящ. Харалампос (Пападопулос)

Никто не должен бояться жизни. Христианин – это человек, который не боится жизни, а радуется жизни. Св. Литургия, Св. Евхаристия – это альфа и омега в нашей жизни, мы стремимся жить с благодарностью и восхвалением Бога, потому что она не отвергает материю, а трансформирует ее в отношение к Богу. Таким образом, мы все можем трансформировать в отношении к Нему. Однажды, в одной беседе какая-то молодая женщина спросила меня:
- Вы сказали, что старец Порфирий сказал, что надо всему радоваться – морю, купанию в море и т. д. Но, не должны ли мы быть осторожными с этими искушениями?
Да, но проблема согласно православному богословию, также, и Св. Максим Исповедник очень красноречиво говорит, – это происходит по произволении и воле человека. Вещи не плохи сами по себе, но вопрос заключается в том, как мы к ним подходим. Жизнь – это не зло, но мы ее искажаем и превращаем нашу жизнь в ад. Божьи создания не являются злом, но важно то, каким образом используем их и как относимся к ним. Вопрос заключается в том, чтобы видеть в них радость и благословение. Для того чтобы жить духовной жизнью, не нужно убегать от мирского, а необходимо преобразить мир, видеть его по-другому, другими глазами и с другим пониманием, в другом отношении, увидеть его в отношении к Богу.
Мы это можно увидеть у великих святых. Я очень люблю Св. Порфирия. Он является для меня большим примером. Этот святой, который изменил мою жизнь, потому что – он человек радости, человек света, он – радость, свет, всему радовался, имел прекрасные тексты о лесах, о море, о людях, о человеческих лицах, о простом рукопожатии человека до Св. Литургии, обо всем. Это есть в Св. Литургии – снова вспомнить то, что мы забыли, быть благодарными людьми, говорить: „Слава Богу!” Но мы этого не делаем. Вопрос заключается в том, чтобы сказать: „слава Богу”, благодарить, быть радостными людьми. Но мы этого не делаем и не делаем по одной причине, потому что у нас очень плохие отношения со временем. Чувствуем время как бремя. Страшно то, что мы делаем дома каждый вечер. Надеваем пижаму, осеняем себе крестным знамением и вместо того, чтобы сказать:
- Слава Богу! – мы говорим. – Ой, прошел и этот день.
Как будто это проклятие – день, который Бог дал тебе, ты считаешь его проклятием! В то время как он является возможностью для тебя - возможностью строить отношения с людьми, покаяться – откуда ты знаешь, что доживешь до утра, кто тебе это сказал? Это дар, все это дар, Божье присутствие – это дар, другие люди являются даром, если даже они будут нас мучить (и мы будем мучить их, потому что мы несчастные люди, мы не являемся злом, а испуганными и оскорбленными). Но и они являются даром.
Таким образом, человек приобретает предпосылки, всему радуется . Таким был Св. Порфирий, такими были святые в Церкви. Когда я впервые, пришел к старцу Паисию, дома меня подготовили:
- О-о-о, ты сейчас увидишь святого. Смотри, не говори ему нечего лишнего, не закидывай ногу на ногу, а не чешешь за ухом!
Внутренне я был смущен. Когда я подошел к его кельи, то услышал его голос, внутри кельи находились люди, я начал дрожать, и мой пульс учащился. Я сказал себе: „Ну, как я сейчас скажу ему то, что я хочу сказать?!” Но когда я вошел внутрь, он увидел нас, обнял нас, поступила радость и мы начали шутить, он радоушно нас. Святость – это переживание, Бог – это переживание, а не математика, которую можно объяснить. Мы чувствовали, что от старца исходит святость. Я сказал ему:
- Геронда, у меня проблема, я хотел бы Вам что-что сказать!
Я действительно хотел что-что сказать, я переживал трудный этап в своей жизни – я был на последнем курсе лицея. Я помню, что его объятие стало для меня чудом. Не то, что он сказал. Как крепко и радостно он меня обнял меня! Это было чудо. То есть, чувство, что кто-то любит тебя, это спасает, любовь спасает, а не слова, потому что мы все очень хорошо знаем и красиво говорим. Но почему это не применяем это на деле? В то время как мы это знаем, и красноречиво говорим, но этого не делаем. Это то, что нам не хватает, не знания, а полная уверенность в любви. Святые имели эту абсолютную любовь. Старец Паисий сидел и семь часов слушал одного юношу молодой с психологическими проблемами, ни один раз не двинул ногой, чтобы не показать ему, что он устал. Так он просидел прокованный на стуле семь часов. И это спасло и исцелило юношу, потому что он нашел человека, который действительно выслушал его с любовью. Как кто-то, который приходил к старцу, и он говорит, говорит, говорит целый час, старец нечего не успел сказать, потому что он разбомбил старца словами, и в конце этот человек сказал ему:
- Огромное Вам спасибо за Ваши золотые слова!
Но как, ведь старец не успел нечего сказать. Однако, этот человек исцелялся внутренне, потому что его впервые кто-то выслушал. Это не самоочевидно. Большинство женщин дома никто не слушает. Я живу в глубинке.1 В деревнях, где люди испытывает огромное одиночество, и особенно женщины. Потому что мужчины выходят из дома, ходят в кафе, а женщины целый день сидят дома. По принужденею смотрят турецкий телесериал „Великолепный век”,2 потому что, никто их не выслушивает...

Перевод с болгарского: магистр богословия Виталий Чеботар.
Источник: https://zadrugata.com/2017/01/17/%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%82%D0%B0-%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%8F%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%B0-%D0%BD%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8/
24-28. 05. 2017 г., г. Бургас (Болгария).
Редакция моя: 10. 08. 2017 г., г. Бургас (Болгария).


1 Священник Харалампос живет и служит в критской деревне. – Справка болгарского переводчика.
2 „Великолепный век” – турецкий сериал, „мыльная опера” - Справка русского переводчика.


 


Вернуться назад