Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Из истории православия на территории Болотнинского района

Из истории православия на территории Болотнинского района


03.12.2018.

В 2008 году в нашей области широко отмечались две круглые даты - 1020 лет Крещении Руси и 85 лет Новосибирской пархии Русской Православной Церкви. Праздничные юбилеи не обошли стороной Болотнинский район: в конце ноября прошлого года в Болотном было торжественно освящено здание нового храма во имя Михаила Архангела. В Болотном это уже второй православный храм после Свято-Никольского, расположенного на улице Кондукторской. Впрочем, и ныне существующий Свято-Никольский храм также не первый православный храм в нашем городе. О том, как и когда появились первые православные церкви в Болотном и Болотнинском районе, что представляли собой их приходы, кто служил в этих церквях и что с ними стало, об этом я хочу рассказать в серии очерков, посвященных истории православия на территории Болотнинского района.

История православия на территории нашего района начинается  со времени появления у нас первых русских насельников (300-350 лет). Русские крестьяне, основавшие здесь свои деревни, принесли с собой и свою православную веру

Вероятно, самым первым православным храмом на современной территории Болотнинского района была церковь во имя Трех святителей в селе Ояш, во 2-й поло- вине 18 века перевезенная из  Умревинского острога. Из упоминаний о ней в путевых заметках путешественников 19 века, мы знаем, что церковь эта прочно занимала свое место в центре села, на Московском тракте.

В 1893 году в Ояше вместо обветшавшего старого здания церкви было построено новое. Новая церковь была деревянной и однопрестольной. В 1914 году при ней служили: настоятель Иосиф Петрович Овсянников, второй священник Иосиф Петрович Марсов, дьякон Константин Емелъянович Аршин, псаломщик Даниил Иванович Бочкарев. В составе прихода состояло 7111 прихожан из Ояша, Балтинской, Вороново, Татарской, Кривояшинской, Бибеево, Каменской, Чебулы, Умревинского. Приходская земля включала в себя 195 пахотных и сенокосных десятин, 70 десятин леса. 3 члена причта содержались при готовых причтовых домах, псаломщик получал от прихожан 27 рублей 16 копеек на квартирное пособие, жалованье из казны составляло 312 рублей, о доходах от треб неизвестно. При данном храме в том же 1914 году находилась походная Покровская церковь. Ояшинская церковь в 1914 году относилась к благочинию 8 округа.

Из путевых заметок путешественников 19 века известно о православной часовне в селе Чебула, располагавшемся севернее современной Чебулы, на Московском тракте.

Всякие сведения об этой часовне исчезают во 2-й половине 19 века, и ни в каких списках последующего времени о ней не упоминается. Скорее всего, по времени сооружения данная часовня была вторым православным культовым зданием на территории Болотнинского района.

Церковь в Болотном - третье по времени сооружения православное культовое здание на территории Болотнинского района. В конце 30-х годов 19 века жители села Болотное обратились в Духовную Консисторию с просьбой о дозволении на строительство в селе собственной церкви. 19 марта 1838 года эта просьба была удовлетворена. Томская губернская строительная комиссия освидетельствовала грунт земли, назначенной под строение, после чего в центре села (угол современных улиц Московская и Комитетская) началось строительство однопрестольной деревянной церкви, названное во имя Св. Николая Мирликийского.

В 1911-1912 гг. Рядом со старым, обветшавшим зданием Болотнинской церкви было построено новое деревянное здание однопрестольной церкви на кирпичном фундаменте, под железной крышей. В 1913 году старое здание было разобрано. В 1914 году при церкви в Болотном служил настоятель Александр Николаевич Мигай, второй священник Сергей Гаврилович Коновалов, дьяк Александр Строганович Кирилов, псаломщик Евгений Николаевич Захваткин. В составе прихода было 5704 прихожанина из Болотного, Мануйлово, Саввино, Таскаево, Зудово, Н-Елбакское, Карасево, Поселья, Киряково других сел

Приходская земля включала в себя 120 десятин. Вес причт содержался при готовых причтовых домах, жалованье о казны составляло 180 рублей, доходы от треб — до 2500 рублей. Болотнинская церковь относилась к благочинию 48 округа.
 

Болотное. Редкий снимок 1913 г. Слева старое здание церкви во имя Св. Николая Мирликийского, построенное в 1836 г. Справа новое здание церкви Св. Николая, построенное в 1911-1912 гг. (Фото из фондов Болотнинского районного историко-краеведческого музея).

В 1910 году была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Святой Троицы в селе Кунчурук. При этой церкви долгое время служил один псаломщик Иоанн Трифонович Исаченко, место священника было вакантным. Некоторое время священником здесь был Александр Александрович Злобин.  В составе прихода было 2321 прихожан из Кунчурука, Кустовского, Рыбинского, Кривозеровского, Борзенского, Любомировского, Варламово. Причт содержался при готовых квартирах, жалованье из казны составляло 800 рублей, доходы от треб 83 рубля. Относилась к благочинию 48 округа.
В 1911 году была построена однопрестольная деревянная Свято-Троицкая церковь в селе Дальнее, ныне не существующем. При церкви в 1914 году служили: настоятель Василий Митрофанович Гоголушко, псаломщик Петр Васильевич Марсов. В составе прихода были жители Дальнего, Сухинского, Ширяевского, Верхотуровского, Лево-Терского, Терского, Маматынского, Жуковского, Асановского, Кайлинского. Причт содержался при готовых квартирах, казенное жалованье составляло 800 рублей, доходы от треб 285 рублей. Церковь относилась к благочинию 48 округа.
В 1914 году  была освящена деревянная церковь во имя Св. Серафима Саровского в селе Турнаево, строительство которой было начато в 1912 году. Первым настоятелем был здесь Злобин, переведенный из кунчурукской Свято-Тороицкой церкви, первым псаломщиком был Герасим Федорович Рочегов. В составе прихода долгое время были лишь турнаевцы, сама церковь в 1914 году входила в состав Проскоковского прихода, относилась к благочинию 2 округа.
Между 1914 и 1917 годами были построены и освящены деревянные церкви в селах Корнилово, Больше-Черное, Карасево.
Корниловская Свято-Троицкая церковь относилась к благочинию 48 округа, входила в состав Алексеевского прихода.
Больше-Черновская (Черновская) церковь относилась к благочинию 2 округа входила в состав Зеледеевского прихода.
Карасевская церковь относилась к благочинию 48 округа, входила в состав Болотнинского прихода.
Вероятно, уже в 1917 году была построена деревянная церковь в селе Рыбинск.
До 1918 года при православных приходах, расположенных при этих церквях существовала сеть церковно-приходских школ. Старейшей церковно-приходской школой на территории района являлась Болотнинская церковно-приходская школа, основанная в 1863 году. В 1914 году при приходе Болотнинской Свято-Никольской церкви функционировало 3 церковно-приходских школы – в Болотном, Мануйлово и Зудово. В 1914 же году существовали церковные школы грамоты в Больше-Черном, Новобибеево, Кругликово и Дальнем. Смысл работы этих школ отражен в «Правилах о церковно-приходских школах»: «школы сии имеют целью утвердить в народе православное учение веры и православности христианской и сообщать первоначальные знания». Число учащихся в них было  невелико, например, в Болотном – не более 20 человек.

После Октябрьской революции 1917 года появляются правительственные декреты, подрывающие значение веры: признается необязательность церковных актов крещения и брака, прекращается преподавание Закона Божьего в учебных заведениях, церковь отделяется от государства, религия становится частным делом.
В 1920-х годах закрываются Свято-Троицкая церковь в Дальнем, церкви в Карасево и молитвенный дом в Татарской. Церковь в Карасево была разобрана, из нее и дополнительных строительных материалов в какой-то ближайшей деревне была построена школа.
 Церковь в Дальнем, по видимому, была затем открыта вновь, известно, что окончательно она была закрыта распоряжением Облисполкома № 1020 от 28 февраля 1941 года, использовалась как зернохранилище.  В дальнейшем, была полностью утрачена. Долгое время считалось, что она была еще в 1920-е годы разобрана и перевезена в Кривояш, где из нее построили школу и клуб, вскоре сгоревшие. Возможно, воспоминания о некоей разобранной в 1920-е годы церкви, из которой затем была выстроена школа в Кривояше, связаны именно с Карасевской церковью.
4 июня 1923 года на заседании Болотнинского волостного комитета рассматривался вопрос о закрытии церкви в Болотном и передаче ее под Народный дом. Волисполком постановил считать передачу церкви под Народный дом возможным, целесообразным и политически выгодным, присутствовавший на заседании представитель РКП Фурман согласился поддержать постановление собрания перед УКомом и губисполкомом, однако, Свято-Никольский храм в Болотном тогда закрыт не был.
Вероятно, в конце 1920-х – начале 1930-х годов были закрыты Свято-Троицкая церковь в Кунчуруке и молитвенный дом в Кругликово. Кунчурукская церковь стояла в селе без крыши, крестов и куполов еще в 1940 году. В 1940-м же году описано как пустующее здание без крестов и колоколов здание молитвенного дома в Кругликово. В дальнейшем были утрачены.
Не обошел наш район и конфликт внутри православия тех лет – борьба за приходы между староканоническими православными и обновленцами.
 В 1933 году настоятелем в Болотном становится обновленец Валов Николай Иванович, сменивший на этом посту Антоненко Григория Ивановича. 15 апреля 1933 года в Болотное прибывает новый настоятель, также обновленец, – Зверев Михаил Иванович, 5 октября 1933 года вторым священником в Болотнинской Свято-Никольской церкви назначается обновленец Николай Петрович Скворцов. В результате этих пертрубаций Болотнинский приход прочно оказывается в руках обновленцев – православных, порвавших со староканонической православной церковью. В 1934 году в списке обновленческой общины в Болотном 770 человек, в 1935 году – 1131 человек. Православные приверженцы староканонической церкви оказываются в Болотном без храма.
В 1933 году настоятелем Ачинской Иоанно-Предтеченской церкви становится обновленец Данилов Петр Васильевич. Неизвестно каким образом, но 22 мая 1934 года Томский епархиальный совет старо-православной канонической церкви сумел сместить Данилова и поставить на его место своего настоятеля Яценко Ивана Афанасьевича.
Староканоническими оставались общины в Корнилово, Больше-Черном и Турнаево.
В Корнилово до 30 апреля 1934 года настоятелем был Бальва Иван Васильевич, которого сменил новый настоятель Александр Николаевич.Горячко, некоторое время бывший настоятелем в Турнаево после ареста там в 1933 году настоятеля Рикунова Венедикта Дмитриевича. В 1934 приход Корниловской Свято-Троицкой церкви состоял из 313 человек.
В Больше-Черном в это же время настоятелем был Матвей Иванович Казанцев, в его приходе было 1168 человек.
После ареста в 1933 году настоятеля Турнаевской церкви Св.Серафима Саровского Рикунова Венедикта Дмитриевича на его место 21 марта 1934 года  был назначен Горячко Александр Николаевич, через месяц переведенный настоятелем в Корнилово. С апреля 1934 года в Турнаево приехал новый настоятель церкви Боровик Давид Фомич. В 1934 году община в Турнаево состояла из 216 человек.
В 1930-е годы начался новый этап закрытия церквей. 26 ноября 1934  ачинский сельсовет передал на утверждение Болотнинскому райисполкому копии протоколов общего собрания граждан колхозников и единоличников с. Ача о закрытии там церкви. Окончательно церковь здесь была закрыта распоряжением Облисполкома № 76 от 17 апреля 1940 года, после этого использовалась как клуб, в дальнейшем была утрачена.
В 1935 году  поднимался вопрос о содержании храма в Больше-Черном, в селе составлялся  список желающих иметь и содержать церковь. Церковь здесь была закрыта распоряжением Облисполкома № 49 от 29 февраля 1940 года, использовалась летом как колхозный клуб, зимой пустовала или засыпалась зерном, кресты и колокольня были сняты, в дальнейшем была утрачена.
В 1935 году также был поднят вопрос о закрытии церкви в Корнилово. Официально церковь была закрыта распоряжением Облисполкома № 43 от 22 февраля 1940 года, в том же году она описана как пустующее здание, внутренний иконостас и алтарь которого были убраны при сохранившихся куполах, крестах и колокольне. Использовалась частично как зернохранилище, была утрачена.
25 марта 1935 года было принято решение Болотнинского райисполкома о закрытии церкви в Болотном  на период ее капитального  ремонта. 26 марта 1935 года  в Болотнинский райисполком пришло  уведомительное  письмо из Краевой комиссии культов о том, что 8 учреждений и предприятий Болотного в составе 421 работника на своих собраниях постановили включить в наказ Болотнинскому райисполкому закрыть церковь в Болотном, а само здание церкви использовать для культурно-просветительских целей, в связи  с чем предлагалось выяснить отношение к ликвидации церкви остального населения с. Болотное и окружающих поселков. В следующих числах марта 1935 года, несмотря на толпы протестующих верующих, церковь была закрыта, священнику было отказано в праве исполнять в ней требы и молитвы. Верующие принялись писать жалобы в Болотнинский райисполком и в Запсибкрайисполком.  Райисполком не обращал на них никакого внимания, однако, жалобы православных верующих Болотного  вынудили секретаря Запкрайисполкома  М. Тутина прислать телеграмму в Болотнинский райисполком с требованием  вновь открыть для верующих церковь с условием их обязательства выполнить ремонт церкви в течение лета.
В 1937 году была закрыта церковь в Ояше, по описанию 1940 года значилась  как пустующее здание, в дальнейшем была утрачена.
В 1938 году  была закрыта церковь в Турнаево, официально ее закрытие было оформлено распоряжением Облисполкома № 70 от 9 апреля 1940 года, в том же году являлась уже пустующем зданием, периодически засыпаемым зерном, кресты купола, иконостас которого были сохранены при убранном алтаре. В 1937 году были арестованы и расстреляны последний настоятель Турнаевской церкви Петр Гаврилович Мануйленко и ее бессменный староста Василий Степанович Баннов.
2 декабря 1939 года на заседании Болотнинского райисполкома было вынесено новое решение закрыть Болотнинскую церковь с передачей ее здания под культурное учреждение,  обсуждался  вопрос о передаче ее  Дому Пионеров. Богослужения в Болотнинской церкви были прекращены, православные верующие Болотного оказались без храма, приход распался на группы, собирающиеся нелегально по домам, существовал до 1949 без регистрации. Официально церковь была закрыта распоряжением Облисполкома № 35 от 10 февраля 1940 года, в этом году церковь описана как свободное деревянное здание, переоборудованное под городской кинотеатр, внутри которого произведен капитальный, незаконченный ремонт. В 1942 году решением райисполкома пустующее здание церкви в Болотном хотели передать под спиртзавод, в 1943 – в аренду артели «Объединенный труд», однако, до1945 года здание оставалось пустым. В 1945 году в нем  был открыт кинотеатр «Победа», сгоревший в 1952 году. Сейчас на этом месте стоит одинокий крест.

(продолжение следует)

Сотрудник Болотнинского районного
 историко-краеведческого музея

Терентьев Евгений Викторович

 

Администрация Ояшинского сельсовета
 


Вернуться назад