Церковь находится на самой высокой части боярского города – в старинном квартале Варуша, на улице Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла, № 31.
 Церковная летопись гласит, что этот Божий дом является делом известного строительного мастера Колю Фичето [1]. В этой же исторической справке он впервые был назван болгарским архитектором. Интересно и то, что кроме архитектора и строителя Колю Фичето является и дарителем настоящего храма. Его лептой является два железных светильника (полиелея). На на благодарные современники увековечили имя щедрого ктитора.
В один из зимних месяцев 1860 года султан Абдул-Меджит I [2] подписал ферман, в котором удовлетворил просьбу болгарской православной общины в Стамбуле, построить Божий дом, в Тырновграде. Строительство церкви Св. Кирилла и Мефодия началось 10 марта 1860 года. Грубое строительство храма было закончено 8 октября следующего года. Полностью этот православный молитвенный дом был построен 14 апреля 1863 года. 4 октября 1872 года церковь была торжественно освящена болгарским епископом Илларионом Макариопольским [3]. Как и кафедральный собор в Велико Тырново, так и этот дом Божий был построен в довольно короткий промежуток времени. Место, на котором был возведен храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия является оброчище [4] освященное в честь святого Афанасия, поэтому изначально и церковь носил его имя.
 Этот Божий дом трикорарабельный, купольная псевдобазилика с балконом и открытым нартексом, расположенный в западной стороне. Главный вход в храме был расположен в южной стороне. Также был и второй вход, так называемый второстепенный вход. Он находился в западной части. Максимальные вступающиеся крылья эмпориума (балкона) и его центральная площадка иллюзорно представляет идею семи райских небес.
Во время землетрясения, происшедшее в 1913 году купола притвора и выше наоса [5] были разрушены. Землетрясение разрушило и красивый церковный карниз, выполненный в характерном для Колю Фичето стиле. Позже церковь Св. Кирилла и Мефодия была восстановлена, но притворные и наосные купола не были восстановлены, а также и дуговой карниз. Не уступает по красоте и оставшиеся арки и своды, которые с взыскательным взглядом строительного мастера изящно и гармонично соединенные изогнутыми линиями на балконе. Первоначально церковный пол был сделан из каменных плит.
 Это первый в старопрестольном граде Божий дом с литым колоколом и колокольней над притвором. В южной части церковного двора возвышается самостоятельная башня с колокольней с часами. И сегодня старинный часовой механизм на башне каждые полчаса уведомляет жителей квартала о точном времени. Надпись на белой каменной плите показывает, что башня была построена спустя 23 лет после построения храма. Возле колокольни находится небольшое кладбище, где они похоронены священники и люди, служившие этом православном молитвенном доме.
Величественный иконостас в храме был изготовлен в 1872-1874 годах двумя мастерами резчиками по дереву из города Калофер, они были учениками Ботьо Петкова [6], которые позже героически погибли во время осады Дряновского монастыря, как активные участники в отряде Бачо Киро [7].
Не возможно не обратить внимание, на деревянный архиерейский трон [8], украшенный уникальной и богатой резьбой. Каждый вошедший в эту церковь остается очарованым старой иконой, изображающая сцены из жизни Иисуса Христа и Его Матери – Девы Марии, и плащаницей [9], которая изображает нашего Господа Иисуса Христа после Его распятия на Кресте.
В этой церкви эпохи Возрождения [10] служили такие известные болгарские архиереи, как Иларион Макариопольский, Партений Софиийский, Климент Тырновский, Антим 1, Иосиф, Филипп, Софроний и епископ Варлаам Драговитский. Сегодня в храме Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла служит протоиерей Илия Пенков.
В 1964 году церковь Св. Кирилла и Мефодия был объявлен архитектурным памятником культуры национального значения. Двадцать один год тому, в 1995 году была проведена архитектурная художественная консервация, с укреплением конструкции колокольни. В 2005 году архитектор Д. Колева разработала проект заснятия, консервации, реконструкции и экспонирования храма. Этот проект получил частичное государственное финансирование.
Виталий Чеботар,
магистр богословия
--------------------------------------------
Использованная литература
- Драганова,Т., Попова, Сн., „Пътеводител Велико Търново”, София, 1977 г.
- Драганова,Т., Попова, Сн., Димитров, Й., „Пътеводител Велико Търново”, София, 1982 г.
- Драганова,Т., Попова, Сн., Димитров, Й., „Пътеводител Велико Търново”, София, 1984 г.
- Настоящая статья была напечатана на болгарском языке 9 янвяря 2009 года в приложении в областной газеты „Борба” („Борьба”), в рубрике ”Христианские храмы в Великотырновской области”.
Примечания:
- [1] Никола Фичев (Колю Фичето, 1800-1881 гг.) -великий болгарский зодчий-строитель эпохи Национального Возрождения.-ссылка
- [2] Абду́л-Меджи́д I (23 апреля 1823—25 июня 1861)— 31-й султан Османской империи, правивший в 1839—1861. - ссылка
- [3] Митрополит Илларион(в миру Стоян Стоянов Михайловский) —епископ Константинопольского Патриархата болгарского происхождения, епископ Макариопольский (село, ныне на территории Тырговиштской области в Болгарии). С апреля 1860 года деятель Болгарской схизмы, впоследствии митрополит Тырновский(в схизме). Анафематствован собором в Константинополев мае 1872 года. Один из ранних лидеров болгарского Национального Возрождения. - ссылка)
- [4] Культовым местом в болгарских селах или вне них бывают церковь, часовня, монастырь, место поклонения. Многие из них и сейчас становятся местом, где собираются жители данного места или округи на определенные церковные и сельские праздники.Наряду с перечисленными названиями, место проведения церковного ритуала называют в Болгарии еще оброчище, крест, подкрест, место обряда или обета. Обычно культовое место посвящено христианскому святому, Богородице или Иисусу Христу.- ссылка
- [5] Нао́с(отгреч.ναός— храм, святилище)— центральная частьхристианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся. С востока к наосу примыкаеталтарь— важнейшее помещение храма, где располагаетсяпрестоли совершается литургия. Алтарь в православных храмах отделён от наосазавесойииконостасом. С запада к наосу присоединяется притвор, по-греческинартексилипронаос. В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос. С противоположной стороны к наосу примыкает отделённый стенойопистодом, закрытое помещение для хранения ценностей. - ссылка
- [6] Ботьо Петков – (получивший прозвище от своих соотечественников учитель), болгарский просвещенный деятель и учитель, отец Христо Ботева (1848 – 1876) – известного болгарского революционера и борца за освобождения Болгарии от турецкого ига – справка русского переводчика, сравни: https://bg.wikipedia.org
- [8] Архиерейский трон – еще он называется епискомским престолом, епископским троном или кафедрой. Архиерейский трон – это почётное кресло в храме, предназначенное дляархиерея и обычно находится на самом видном месте, напротив алтаря. В болгарских храмах епископский трон находится нескольких метрах от артаря, в южной части църкви справка русского переводчика.
- [9] Плащаница(греч.Επιτάφιος)— плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробеИисуса Христаили усопшейБогородицы. Плащаница употребляется вПравославной церквиво время богослуженияВеликой ПятницыиВеликой Субботы(с изображением Иисуса Христа), а также в богослуженииУспения(с изображением Богородицы). - ссылка
- [10] Болгарское национальное возрождение(конец XVIII—XIXвв.), связанный со становлением современной болгарской нациии борьбой за культурную и политическую независимость от Османской империи. - ссылка
Вернуться назад
|