Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > Храмы и духовенство Новосибирской епархии в 1943-1945 гг.

Храмы и духовенство Новосибирской епархии в 1943-1945 гг.


13.10.2025.

УДК 281

Гуляев В.В., иер.

кандидат богословия

Новосибирская православная духовная семинария

г. Обь, Россия

 

Храмы и духовенство Новосибирской епархии в 1943-1945 гг.

 

Аннотация. На основе архивных данных в данной статье систематизируются сведения о храмах и духовенстве Новосибирской епархии в 1943–1945 гг., когда епархия простиралась от Омска до Тихого океана. На этой огромной территории действовало всего пятнадцать приходов, в которых несли служение около двадцати священников. В годы войны священнослужители принимали активное участие в борьбе с фашизмом, вознося молитвы о победе и собирая пожертвования для помощи фронту.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, история Церкви, Западная Сибирь, Дальний Восток.

Несмотря на негативное отношение Советского государства к Русской Церкви в начале Великой Отечественной войны, православное духовенство в лице Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и всего клира с первых дней войны начало оказывать поддержку воинству и народу в деле достижения победы. Проводились сборы и перечисление денежных средств в фонды помощи фронтовикам и их детям, делались взносы на другие патриотические цели. На протяжении всей войны духовенство возносило молитвы за победу над врагом.

Ещё до начала Великой Отечественной войны, в конце 1930-х гг., управление приходами, входившими в состав Новосибирской епархией, перешло к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), причем на всей этой огромной территории в 1939–1942 гг. оставалось лишь три действующих храма. В Новосибирске действовала одна кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы на Берёзовой роще [14, л. 120], в Бийске оставался открытым Покровский храм, и в Тобольске не прекращала свою деятельность кладбищенская церковь во имя Семи отроков Эфесских [12, л. 95].

В Красноярске с 1940 по 1942 гг. не было действующего храма. Община Никольской кладбищенской церкви была зарегистрирована в 1942 г. В начале 1944 г. она ходатайствовала о передаче Покровской церкви и 5 апреля разрешение было получено. Никольская церковь осталась в ведении церковной общины как подсобная для совершения отпевания усопших [1, л. 84]. Всехсвятская церковь г. Тюмени действовала с начала 1942 г.

В Омске и Иркутске с лета 1943 г. начали действовать единственные в этих областях Крестовоздвиженские храмы [3, л. 8]. В Хабаровске в том же году был открыт храм в честь Рождества Христова [13, л. 4]. В Томске [8, л. 116], Кемерово [2, л. 82], Благовещенске и прочих областных центрах Сибири с конца 1930-х гг. до 1945 г. действующих приходов Русской Церкви не было.

В 1943 г., когда была вновь образована Новосибирская епархия, в её состав входили обширные территории нынешних Курганской, Омской, Тюменской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, Алтайского и Красноярского краев, Республики Тува, а также всей Восточной Сибири и Дальнего Востока, так как Новосибирский архиерей являлся временным управляющим Хабаровской (до 1945 г.), Тобольско-Омской (до 1946 г.) и Иркутской (до 1947 г.) епархий, которые на тот момент были вдовствующими.

В сентябре 1943 г. произошло существенное улучшение отношения государства к Церкви, что, в частности, выразилось в разрешении открывать православные приходы. По мнению учёных, к внутренним причинам потепления государственно-церковных отношений в 1943 г. можно отнести консолидирующую роль Церкви в трудные военные годы, её патриотическую позицию и деятельность, направленную на оказание материальной и моральной поддержки фронту. Внешние причины включали действия немецких оккупантов, которые стремились возродить церковные общины, а также отношения с союзниками и надежды на открытие Второго фронта. Кроме того, существовали далеко идущие планы по устройству послевоенного мира, в которых Русской Православной церкви отводилась значительная роль [21]. В 1943–1945 гг. в Сибири и на Дальнем Востоке, то есть, в пределах Новосибирской епархии, действовали следующие храмы.

Крестовоздвиженский собор г. Омска был построен в 1867–1870 гг. Президиум Омского облисполкома 5 ноября 1936 г. принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу; 25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М.И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно-обувной фабрики.

Омский горисполком на основании постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия Церквей» своим решением от 7 марта 1943 г. зарегистрировал общину верующих и 2 августа передал общине Крестовоздвиженскую церковь. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества. Богослужения в храме начали совершаться 26 сентября того же года.

Настоятелем общины стал протоиерей Феофан (Токарев) [31]. Он родился в 1883 г. в г. Кургане Тобольской губернии. В 1905 г. окончил Тобольскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. На духовно-училищной службе находился с 1909 г.; 4 декабря 1912 г. был назначен помощником смотрителя Ишимского духовного училища [24]. В середине 1930-х гг. протоиерей Феофан служил настоятелем Крестовоздвиженского храма г. Омска. После закрытия храма в 1938 г., он стал работать швейцаром Омского областного дома санитарного просвещения. О. Феофан был арестован 29 августа 1942 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности; был освобожден из-под стражи 26 декабря того же года, а дело прекращено за недостаточностью доказательств.

С июля 1943 г. протоиерей Феофан служил настоятелем возвращенного верующим Крестовоздвиженского храма. Согласно отчетам уполномоченного, «Настоятель священник Токарев …ведёт активную патриотическую работу, с 1943 по 1946 г. Крестовоздвиженская ц. внесла – 410 т.р.» [11, л. 67]. В 1947 г. был запрещён в служении, вскоре восстановлен и окончательно уволен за штат в начале 1949 г. по старости и болезни [20, л. 12].

Еще одним священнослужителем Крестовоздвиженского храма был протоиерей Михаил (Молодцов) (1892–1962). Он родился в крестьянской семье, участвовал в боях на полях Первой мировой войны с 1915 по 1917 гг. и был дважды тяжело контужен. После 1922 г. был репрессирован за служение Церкви. После освобождения (не позднее 1942 г.) служил в Омской епархии, а с 1943 по 1952 гг. был священником Крестовоздвиженского кафедрального собора г. Омска. В 1952–1962 гг. занимал должность благочинного Омской и Тюменской епархии, служил в Знаменском соборе г. Тюмени. Скончался в 1962 г. и был похоронен в Тюмени [27].

Митрофорный протоиерей Сергий (Симановский) был настоятелем храма Семи отроков Эфесских на Завальном кладбище г. Тобольска. О. Сергий родился в 1870 г. в с. Концеба Подольской губернии. На церковной службе был с 1914 г. В Великой Отечественной войне не участвовал. В 1941 г. в ходе репрессий был выслан из Московской области в Омск сроком на пять лет. Московской патриархией назначен настоятелем не закрывавшейся кладбищенской церкви в Тобольске [12, л. 95].

О. Сергий Симановский был участником Поместного Собора 1945 г. в Москве [4, л. 5].

Согласно отчету уполномоченного, «У Симановского имеется тенденция к филантропическим подачкам местным органам власти и отдельным лицам, а в сущности это показная "благотворительность,” с целью завоевания авторитета себе и церкви и не заботится о сборе на патриотические нужды более значительных сумм. Уклончивость от патриотической работы у него носит не явный, но завуалированный характер. Настоятель Симановский помогал всем обращающимся к нему советским организациям: школа №2, детский приют, фельдшерская школа. Симановский был вызван к уполномоченному и обещал прекратить свою деятельность. В общем это довольно гибкая личность… Симановский собрал на: детский приют – 17 т.р.; на нужды демобилизованных – 8 т.р.; бедным вдовам духовенства – 3,1 т.р» [9, л. 224, 226].

В отчетах также говорится об о. Сергие в следующих выражениях: «В общем Симановский изворотливый и практический человек с коммерческой наклонностью. В этом стиле он ведет церковное хозяйство, будучи сам распорядителем кредитов, занимается при этом ведением счетоводства и составлением отчётов» [12, л. 95а]. В 1946–1947 гг. был настоятелем Покровского собора г. Тобольска.

В конце 1947 г. протоиерей Сергий ушел за штат по возрасту. По некоторым сведениям, в 1949 г. он проживал в Москве и часто бывал в Патриархии. Дата смерти его не известна [22, с. 106].

Всехсвятская церковь г. Тюмени Священник Никифор и игумен Игнатий прошли ссылку и лагеря и были освобождены в 1942 г.

Успенский храм г. Новосибирска представлял собой небольшое одноэтажное деревянное здание в форме креста с куполом и колокольней, выкрашенное в голубой цвет. Церковь была освящена епископом Новониколаевским Никифором (Асташевским) в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1925 г. Приставной престол был освящён в честь преподобного Сергия Радонежского. В штат Успенской церкви входило пять человек. Во время гонений 1930-х гг. храм не закрывался, оставаясь единственным действующим храмом Западной Сибири; был закрыт в 1962 г. и тогда же разрушен.

С 1941 по 1944 гг. настоятелем Успенской церкви г. Новосибирска был протоиерей Павел (Протасов) (1891–1968). [14, л. 120]. Архиепископ Варфоломей вместе со своим диаконом Юрием (Никифоровым), который также исполнял обязанности иподиакона владыки, прибыли в Новосибирск 24 августа 1943 г. и поселились в маленьком домике во дворе дома настоятеля Успенской церкви протоиерея Павла [28, с. 95]. На Пасху 1950 г. о. Павел был награждён митрой [17, л. 23]. Он скончался 31 декабря 1968 г.

В 1944–1947 гг. настоятелем Успенской церкви был протоиерей Николай (Сырнёв) (1875–1960). В отчетах уполномоченных говорится, что настоятель Успенского храма г. Новосибирска «с положительной стороны зарекомендовал себя, постоянно напоминает верующим о необходимости жертвовать на патриотические цели и трудиться на благо родины» [10, л. 85]. О. Николай скончался 23 февраля 1960 г. и был похоронен на Заельцовском кладбище г. Новосибирска.

Деревянный Вознесенский храм (кафедральный собор) г. Новосибирска был освящён в 1913 г. и вновь открылся в апреле 1944 г. Разрешение было получено в конце шестой недели Великого поста, и так как храм не требовал основательного ремонта, а все необходимые богослужебные предметы были в наличии, после генеральной уборки в Великий Четверг 13 апреля в нём начались богослужения. На Пасху, которая в 1944 г. пришлась на 16 апреля, владыка Варфоломей возглавил праздничное богослужение.

Настоятелем Вознесенской церкви г. Новосибирска с апреля 1944 г. до 13 января 1945 г. был протоиерей Николай (Сперанцев) (1894–1959). Он родился 12 мая 1894 г. в г. Петрозаводске Олонецкой губернии. В 1909 г. окончил Петрозаводское духовное училище, 29 декабря 1944 г. был назначен настоятелем вновь открытой Петропавловской церкви г. Томска. Протоиерей Николай принимал участие в заседании Поместного собора Русской Православной Церкви 31 января–2 февраля 1945 г. от г. Томска Новосибирской епархии.

С 13 января 1945 г. о. Николай был настоятелем Петропавловского храма г. Томска, который был освящен архиепископом Варфоломеем в июле 1945 г. [7, л. 119]. Скончался 13 января 1959 г. и был погребён на Ивановском кладбище г. Екатеринбурга.

Протоиерей Василий (Озеров) (1889–1962) был настоятелем собора с 29 декабря 1944 г. по 15 ноября 1954 г. Он родился 26 мая 1889 г. в с. Песчаное Курской губернии в крестьянской семье. В 1908 г. Василий стал псаломщиком Свято-Николаевской церкви с. Урлапова, а 27 ноября 1909 г. был назначен учителем того же села. В 1922 г. был рукоположен в священники епископом Новониколаевским Софронием (Арефьевым). Служил в Свято-Иоанно-Богословской церкви с. Вострово-Кобанье.

Покровский храм г. Барнаула был закрыт 10 апреля 1939 г. Колокольня и крест на куполе были снесены. В 1943 г. храм был вновь открыт и более не закрывался, оставаясь единственным действующим храмом города. Освящен 2 апреля 1944 г. [28, с. 112]. Настоятелем храма до 8 декабря 1943 г. был иерей Аркадий (Петров) [28, с. 112]. О. Аркадий родился в 1893 г. и стал священником в 1925 г. До 1936 г. служил в Алтайском крае. В 1946 г. он возобновил свое служение в должности настоятеля в с. Плешково с перерывом с октября 1948 г. по декабрь 1949 г. [28, с. 104]. Следующим настоятелем храма с декабря 1943 г. [28, с. 105] до начала 1945 г. [9, л. 191] был протоиерей Дмитрий (Копытин). В июне 1944 г. прихожане, собрали 150 тысяч рублей в Фонд обороны и 100 тысяч рублей на строительство самолёта «Александр Невский», за что председатель приходского совета Ефимова и настоятель протоиерей Дмитрий Копытин три раза за годы Великой Отечественной войны получали благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

С начала 1945 г. настоятелем Покровского храма и благочинным Барнаульского благочиния был протоиерей Николай (Юдин) (1886–1967). Он был переведен в Бийск настоятелем Успенской церкви 15 августа 1947 г. В 1950–1952 гг. был благочинным по Кемеровской области, а 12 марта 1953 г. стал настоятелем Свято-Троицкой церкви и благочинным церквей Томской области. С 1962 г. находился за штатом. Скончался 18 декабря 1967 г. [23, с. 34] в г. Барнауле и был погребён, предположительно, на старом Булыгинском кладбище (точное место захоронения неизвестно).

Покровский храм г. Бийска, закрытый 15 апреля 1939 г., был вновь открыт в 1943 г. Эта церковь была закрыта и разрушена в 1961 г. Н астоятелем в первой половине 1940-х гг. был протоиерей Иоанн (Лопатин) (1912–2001). Он р одился в с. Талица на Алтае. Будучи юношей, пережил репрессии 30-х гг., когда раскулачили и сослали их семью. Протоиерей Иоанн скончался 17 мая 2001 г. и был погребен рядом с храмом святителя Николая в с. Турочак.

Покровский храм г. Красноярска действовал до 1935 г.; в 1944 г. верующие добились его открытия [1, л. 84]. В 1961 г. власти вновь ликвидировали церковную общину, и храм был приспособлен под скульптурные мастерские. Настоятелем храма до начала 1945 г. был протоиерей Ушаков, имя которого неизвестно [4, л. 119].

Крестовоздвиженской храм г. Иркутска открылся в июле 1943 г. [3, л. 8]. Настоятелем храма с 1945 г. до 1959 г. был протоиерей Николай (Пономарёв) (1876–1964).

По отчетам уполномоченных «Пользуется значительным доверием у верующих… Претензий к благочинному у уполномоченного нет, постоянно выполняет указания, консультирует и сам советуется. Но недостаточно хорошо управляет духовенством, т.к. занят на приходе» [10, л. 218]. Участвовал в Поместном Соборе 1945 г. [5, л. 33]. Скончался 1 апреля 1964 г. в Иркутске.

Воскресенский храм г. Чита был открыт в 1944 г. В 1943–1945 гг. здесь служили священник Александр (Мануилов) и священник Савин, больше о деятельности и духовенстве данного храма в этот период ничего не известно.

Георгиевский кладбищенский храм г. Сретенск а был открыт в 1945 г. Настоятелем в начале 1940-х гг. был священник Авдей (Щенёв) [16, л. 3].

Покровскийхрам с. Нижняя-Хила был открыт в 1945 г., и настоятелем стал священник Селезнёв.

Официальная Советская история православия на Дальнем Востоке начинается в середине Великой Отечественной войны, а именно летом 1943 г. когда местные власти в г. Хабаровске разрешают открыть приход в честь благоверного князя Александра Невского. Все бывшие до того немногочисленные храмы Хабаровского и Приморского края были закрыты и частично уничтожены, частично приспособлены под хозяйственные нужды в 20-е и 30-е гг. Борьба с религией в Сибири и на Дальнем Востоке была настолько рьяной, что строителям нового порядка удалось «избавиться» от всех священнослужителей и храмовых построек от Енисея до Тихого океана.

По имеющимся сведениям, в июне 1943 г. новый приход в честь благоверного князя Александра Невского возглавил протоиерей Даниил (Фурман) (1890–1981), вернувшийся из обновленчества. Первое богослужение было совершено 17 июля, а община была зарегистрирована 7 ноября [35, с. 31]. Постоянное здание для прихода, на базе которого было принято решение оборудовать храм, было обретено лишь через год в августе 1944 г. О. Даниил был настоятелем прихода до 1945 г., затем был назначен настоятелем вновь открытого храма Рождества Христова в Хабаровске, где служил до 1948 г. Об о. Данииле также известно, что он получил образование в Каменец-Подольской духовной семинарии, в 1909–1910 гг. был учителем церковноприходской школы в слоб. Щербовец Подольской губернии, и принял священный сан ок. 1920 г. Он принимал участие в работе Поместного собора Русской Православной Церкви 31 января–2 февраля 1945 г. от Новосибирской епархии. В 1948 год стал настоятелем Никольского собора г. Душанбе и благочинным Ташкентского округа Ташкентской и Среднеазиатской епархии.

Митрофорный протоиерей Пётр (Соколов) (1887–1972) служил в Христорождественском соборе Хабаровска с 1945 по 1964 г. После окончания духовной семинарии служил в сельских храмах Орловской губернии. В 1929 г. был осуждён за неуплату налогов и подорвал здоровье на торфоразработках в Московской области. Стараниями о. Петра к Христорождественском собору в конце 1940-х годов был пристроен придел в честь святителя Иннокентия Иркутского, восстановлена звонница, приобретено оборудование для изготовления свечей; под его руководством прихожане собирали средства в фонд обороны, оказывалась помощь инвалидам, вдовам и сиротам войны [39].

Первым храмом Владивостока, открытым 5 февраля 1944 г. после периода гонений, стал Никольский храм, построенный в память о русских воинах, погибших в Русско-японской войне 1904–1905 гг. Настоятелем стал священник Захария (Гелюта). О. Захария родился в 1882 г. После окончания Московских пастырских курсов в 1914 году был рукоположен в сан священника и служил в Вознесенской церкви с. Татьяновка Спасского района Приморской области до назначения в Никольскую церковь Владивостока. Принимал участие в работе Поместного собора Русской Православной Церкви 31 января–2 февраля 1945 г. от Новосибирской епархии. [36, с. 31].

В начале сентября 1944 г. в Приморском крае появилась вторая официально зарегистрированная православная община на ст. Лазо недалеко от г. Дальнереченска, которая, по всей видимости, не имела постоянного помещения для сбора верующих, вследствие чего была снята с регистрации в 1959 г.

Завершая рассказ о духовенстве, служившем в 1943–1945 гг. в храмах Сибири и Дальнего Востока, можно смело сказать, что священники этого периода энергично проводили сборы и производили отчисления денежных средств в фонды помощи детям фронтовиков Великой Отечественной войны, принимали активное участие во взносах на патриотические цели, и, что самое главное, молились с народом о даровании Победы над фашизмом и укрепляли патриотический дух своими проповедями. Всего в этот период на данной территории действовало около пятнадцати приходов Русской Церкви. Трудно с точностью оценить материальный вклад духовенства и прихожан этих приходов в дело Победы, но можно с уверенностью сказать, что духовный вклад этих людей был неоценим.

 

Источники

1. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 9. Информационные отчеты уполномоченных о работе и положении и деятельности РПЦ по РСФСР за III квартал 1944 г.; переписка с уполномоченными. том 2. 203 л.

2. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 11. Информационные отчеты уполномоченных Совета по РСФСР за IV квартал 1944 г. 140 л.

3. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 12. Информационные отчеты уполномоченных Совета по РСФСР за IV квартал 1944 г. и I квартал 1945 г. 170 л.

4. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 34. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за 1 квартал 1945 г. т.1. 189 л.

5. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 35. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за I квартал 1945 г. т. II. 170 л.

6. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 37. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1945 г. т.1. 84 л.

7. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 48. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. т. 1. 278 л.

8. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 49. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. т. II. 131 л.

9. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 50. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. т. III. 302 л.

10. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 84. Информационные отчеты уполномоченных Совета по РСФСР за 1 квартал 1946 г. 240 л.

11. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 85. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за 1 квартал 1946 г. т. II. 261 л.

12. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 86. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за 1 квартал 1946 г. т. III. 327 л.

13. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 169. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Хабаровскому краю и переписка с ним за 1947 г. 36 л.

14. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 340. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Новосибирской области и переписка с ним за 1948 г. 137 л.

15. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 469. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Алтайскому краю и переписка с ним за 1949 г. 78 л.

16. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 516. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Читинской области и переписка с ним за 1949 г. 32 л.

17. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 621. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Красноярскому краю и переписка с ним за 1950 г. 47 л.

18. ГАНО Ф. 1418. Оп. 2. Д. 15. Материалы о регистрации служителей культа (указы, анкеты, справки и др.) за 1954 год. 51 л.

19. ГИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 7. Информационные отчёты, доклад и сведения о состоянии и положении русской православной церкви и религиозных культов по Омской области за 1947 год. 27 л.

20. ГИАОО. Ф. 2603. Оп. 1. Д. 9. Информационные отчеты и сведения о состоянии и положении русской православной церкви и религиозных культов по Омской области за 1949 год. 134 л.

 

Литература

 

21. Васильева О.Ю. Внешняя политика советского государства и русская православная церковь. 1943-1948 годы // Труды Института российской истории РАН. 1997-1998 гг. Вып. 2 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: ИРИ РАН, 2000. С. 339-353.

22. Базылев В., иер. Святыни земли Сибирской. Храм святых Семи отроков Ефесских города Тобольска // Сайт Тобольской митрополии: http://tobolsk-eparhia.ru/newslist.php?id_new=1025 (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

23. Базылев В., прот. Храм семи отроков Ефесских г. Тобольска Тюменской области после революции. Рязанский богословский вестник №2 (24) 2021 г. с. 100-125.

24. Вечная память почившим. // ЖМП, № 6. 1968. с. 33-34.

25. Выпускники Тобольской духовной семинарии за 1878-1909 годы. Составлено преподавателем семинарии Николаем Аполлоновичем Бирюковым: http://www.petergen.com/history/tobolsksem3.shtml (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

26. Гелюта Захар Агеевич. // Сайт «Древо»: https://drevo-info.ru/articles/13680646.html (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

27. Дроботушенко Е. В. Материалы к истории православия в Читинской области во второй половине 1940-х годов. // Записки Забайкальского отделения Российского исторического общества. № 1, 2021. с. 65-72.

28. Духовенство РПЦ в ХХ в. // https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3327/ (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

29. Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. / [Сост. Пивоваров Б., протоиерей]. Новосибирск, 1996. – 300 с.

30. Никольский храм был освящен в станице, и атаманцы пели «Отче наш»… // ОмскРегион. http://omskregion.info/news/127846-nikolskiy_xram_bl_osvyachshen_v_stanitse_i_atamant/ (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

31. Овсянников П.А. Списки участников Собора 1945 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 2 (31). с. 120-129.

32. Омский Крестовоздвиженский собор. // Сайт «Древо»: https://drevo-info.ru/articles/24022.html (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

33. Покровская церковь города Бийска. https://pokrov2019.cerkov.ru/istoriya-xrama-2/ (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

34. Рубан Н.А. Православная Церковь в Хабаровском крае в 1950-е – 1960-е годы. // Культура и наука Дальнего Востока. № 2 (31), 2021. с. 49-53.

35. Сайт Вознесенского собора г. Новосибирска // http://vksnsk.ru/articles/74 (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

36. Сердюк М.Б. Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке (1939 – 1955 гг.). // Россия и АТР. №1, 2007. с. 30-39.

37. Сретенск. Церковь Георгия Победоносца. // https://sobory.ru/article/?object=37343 (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

38. Церковь всех Святых в Тюмени. // Сайт РусКонтур: https://ruskontur.com/czerkov-vseh-svyatyh-v-tyumeni/ (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

39. Фурман Данил Ефимович. // Сайт «Древо». https://drevo-info.ru/articles/13680647.html (Дата обращения: 14.03.2025 г.)

    
«Живоносный Источник» №2 (32) за 2025 год

 


 


Вернуться назад