Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Академик Н.Н. Покровский как историк Русской Православной Церкви
Академик Н.Н. Покровский как историк Русской Православной Церкви17.10.2025. |
Академик Российской академии наук Николай Николаевич Покровский родился в Ростове-на-Дону 20 июня 1930 года. Отец его, Николай Ильич Покровский, был профессором, деканом исторического факультета Ростовского государственного университета, а прадед был священником. Кончина земной жизни академика Покровского наступила 13 октября 2013 года в Новосибирске, где прошла бо́льшая часть его жизни — начиная с 1965 года. 95-летие со дня рождения ученого Сибирское отделение Российской академии наук будет отмечать 13 октября традиционными Покровскими научными чтениями.
Академик Н.Н. Покровский всемирно известен как крупнейший специалист по истории Сибири, выдающийся археограф и источниковед, а также как исследователь истории и литературного наследия старообрядчества. Он является автором более 200 научных публикаций, в том числе 10 монографий. Однако со временем всё большую известность приобретают его труды по истории Русской Православной Церкви, по проблемам взаимоотношения Церкви и государства. Полноценное изучение истории Русской Церкви невозможно без освоения истории Отечества в целом, также как и полноценное изучение гражданской истории России невозможно в отрыве от знания истории Русской Православной Церкви. Величайший вклад Н.Н. Покровского в историографию России заключается в том, что в его исследованиях, строго основанных на исторических источниках, органично сочетаются важнейшие события нашего исторического прошлого, касающиеся как политических проблем государства, так и религиозной жизни его граждан. Как невозможно оторвать душу от тела, пока человек жив, так невозможно отделить и Церковь от государства, пока оно не погибло. Попытки такого отделения известны, но известны и их печальные последствия. В настоящее время декларации «Церковь отделена от государства» в действующем законодательстве Российской Федерации нет. До тех пор, пока религия обозначалась государством как объект, с которым надо бороться (Хрущев говорил, что религию в коммунизм не возьмет), не могло быть и подлинно научных исторических исследований так называемого «религиозного сознания» отсталых от прогресса граждан, не могло быть и научного освещения истории Русской Церкви. Если в соответствии с марксистской историософией религия есть опиум для народа, то можно ли было историкам думать и тем более писать о важном культурно-историческом значении Русской Церкви?! Академик Н.Н. Покровский своими исследованиями и изданными трудами постепенно разрушил «каноны» советской материалистической историографии, проникнутой антирелигиозной, антиправославной идеологией. Замечательным свидетельством его стремления всегда честно исследовать и описывать историю Отечества является цитирование им слов М.В. Ломоносова о том, как надлежит изучать историю. В 2011 году, когда отмечалось 300-летие со дня рождения Ломоносова, на торжественном заседании в Доме ученых СО РАН Н.Н. Покровский сделал доклад о Ломоносове как историке Отечества. Размышляя в своем докладе о подходе Ломоносова к написанию русской истории, Покровский обратил внимание на то, как сам Ломоносов определял задачи истории. «Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостию разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает. Наконец, она дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судиям — правосудия, младым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах, каждому — незлобивое увеселение, с несказанною пользою соединенное. Когда вымышленные повествования производят движения в сердцах человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет силы, особливо ж та, которая изображает дела праотцев наших? Предпринимая тех описание, твердо намеряюсь держаться истины и употреблять на то целую сил возможность. Великостию сего дела закрыться должно все, что разум от правды отвратить может. Обстоятельства, до особенных людей надлежащие, не должны здесь ожидать похлебства, где весь разум повинен внимать и наблюдать праведную славу целого Отечества: дабы пропущением надлежащия похвалы — негодования, приписанием ложныя — презрения не произвести в благорассудном и справедливом читателе». Процитировав Ломоносова, Николай Николаевич добавил: «Хочу обратить ваше внимание и на вторую часть этой сентенции, которая открывает труд Ломоносова, о том, что он надеется предпринять тех исторических событий описание, твердо намереваясь «держаться истины и употреблять на то целую сил возможность». Это главная задача историка до сегодняшнего дня — и во все века задача невыполнимая. Но тем не менее наличие ее — важнейшее условие существования науки, важнейшее условие для того, чтобы ученый считался историком. Не буду углубляться дальше в эту тему, есть огромное количество обстоятельств, которые не дают узнать, а как оно было на самом деле, начиная от скудости источников, сознания самого историка, теорий и предубеждений его времени и особенно — политических обстоятельств. Но тем не менее, повторюсь, так это было заявлено». Держаться истины и употреблять на это по возможности все силы — вот научный девиз славного русского историографа академика Николая Николаевича Покровского. Если кратко говорить о самых важных трудах Н.Н. Покровского по истории Русской Православной Церкви, то следует сказать следующее. Летом 1968 года во время археографической экспедиции в Горный Алтай Н.Н. Покровский нашел рукописный сборник XVI века, в котором, в частности, содержались «Судные списки Максима Грека и Исака Собаки». После реставрации уникальной находки оказалось, что этот «Судный список» — самый полный, и именно он позволил исследователям более точно описать, как проходил суд над преподобным Максимом Греком. В 1971 году издательством «Наука» была выпущена в свет книга «Судные списки Максима Грека и Исака Собаки» под редакцией Н.Н. Покровского. Дискуссии, возникшие в связи с публикацией этого памятника, ознаменовали начало нового периода в изучении русской церковной истории — периода, когда выводы делались не на основании предвзятых антирелигиозных концепций, а в соответствии с новыми историческими источниками. В 1977 году, работая в хранилище Томского государственного музея, Н.Н. Покровский обнаружил древнейший список «Степенной книги царского родословия» — изумительной книги, созданной в правление Ивана Грозного и представляющей собой первую попытку обобщающего изложения русской истории. Открытие томского списка «Степенной книги царского родословия» стало важнейшим вкладом в изучение этого ценнейшего памятника русской истории и привело к тому, что в 2007–2009 годах вышло полное двухтомное издание текста памятника, являющегося фактически первым учебником по русской истории. Величайшим вкладом Н.Н. Покровского в изучение истории Русской Церкви стало издание в 1997 году двухтомного сборника архивных документов «Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг.».
Почти на протяжении всего многострадального XX века многие самые важные события первого послереволюционного периода оставались нетронутой для историков целиной, опасной и запретной темой, связанной с исповедничеством и мученичеством православных людей за веру Христову. Начавшись сразу после переворота 25 октября 1917 года с расправы над священниками, монахами и простыми православными гражданами России, продолжившись расстрелом Государя Императора и его семьи 17 июля 1918 года, эпоха гонений на Русскую Православную Церковь и на верных ее чад продлилась на несколько десятков лет. Советская безбожная власть поставила Православную Церковь, веками являвшуюся нравственной опорой закона, вне закона и обрекла ее на бесправие и уничтожение. Распоряжениями советской власти были закрыты все духовные учебные заведения, ликвидированы церковные издательства, прекращены все виды общественного и патриотического служения Церкви. Как говорил об этом периоде истории Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий II, «наступление советской власти на Церковь было ознаменовано ограблением ее ценностей, закрытием и разрушением святых храмов, разорением и поруганием русских национальных святынь, гибелью бесчисленных и ценнейших памятников церковного творчества. Все эти храмы, памятники и ценности, созданные на протяжении многих веков трудом, любовью и гением русских людей, служили народу, делу его нравственного, духовного и патриотического воспитания, они воскрешали историческую память народа, хранили летопись поколений и доблесть военных побед, они воплощали в своем монументальном облике величие, могущество и славу России. Но самым драматическим явлением в жизни Русского Отечества и его Церкви после 1917 года следует считать обрушившуюся на церковную иерархию и верующий народ волну массовых жестоких репрессий, унесших жизнь миллионов наших соотечественников. В условиях беспрецедентных в истории притеснений, преследований и открытых гонений многочисленные сонмы святителей, священников, монашествующих и простых русских людей явили высоту, величие и благородство христианского религиозного духа и запечатлели свою верность Христу праведной мученической кровью». Чтобы понять, как всё это могло случиться в нашем родном, издревле православном Отечестве, надо прочесть документы, собранные Н.Н. Покровским и его сподвижником С.Г. Петровым в двухтомном труде «Политбюро и Церковь». Тогда станут более понятными и жития новомучеников и исповедников Церкви Русской — наши мартирологи XX века. Станут очевидными и потоки лжи на Русскую Православную Церковь и святых людей, которых обвиняли в контрреволюции и борьбе против советской власти. А боролись они и стояли за веру святую свою. Очень многое становится более ясным, если с родной историей знакомиться так, как учил Н.Н. Покровский, — по историческим источникам. Несомненная заслуга Н.Н. Покровского как историка Русской Православной Церкви заключается и в том, что он документально раскрыл тайну формирования обновленчества, работавшего на советскую власть, в самый трудный период гонения на Святейшего Патриарха Тихона и его всероссийскую паству. Благодаря его находкам ранее неизвестных документов подтвердилась истина, что обновленцы, борясь с «тихоновцами», боролись с Русской Православной Церковью, не ведая еще того, что после уничтожения Патриаршей Церкви большевики будут уничтожать и самих обновленцев. За свой труд «Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг.» Николай Николаевич получил Благодарственное письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Один из наименее известных трудов Н.Н. Покровского по истории взаимоотношения Церкви и государства — это ряд замечательных статей, написанных в 1997 году и опубликованных в журнале «Россия» (№ 8–12) под общим заглавием «Власть и Церковь на Руси. Заметки историка».
Заметки эти состоят из трех разделов: I. Киевская и Московская Русь. II. Петербургская Россия. III. Россия советская. Журнал «Россия», в котором были опубликованы эти глубоко содержательные исторические заметки Н.Н. Покровского, прожил недолго — с 1995 по 1998 год, хотя учредителем его были Правительство Российской Федерации и Администрация Президента страны. Издавался он Российским информационным агентством «Новости» и печатался в Германии. Номера журнала «Россия», в которых были напечатаны очерки «Власть и Церковь на Руси», стали библиографической редкостью. Поэтому так важно обратиться к этим очеркам: в них содержится весьма содержательный обзор истории России, начиная с Крещения Руси и почти до конца XX века. В этом обзоре имеются важные обобщения, являющиеся результатом многолетних изысканий, открытий и находок Н.Н. Покровского на поле российской историографии и источниковедения. Начинаются заметки на тему «Власть и Церковь на Руси» следующим вступлением: «Православная Церковь, являющаяся по догматическому своему определению объединением Церкви Небесной с Церковью земной, призвана служить, как известно, высшей цели не политической, но духовной — единению со Христом, исполнению заповедей Господних и обретению Царствия Небесного. Но земная ее часть, которая должна была действовать в заданных временем и местом политических обстоятельствах, неизбежно вырабатывала и корректировала линию своего поведения по отношению к этим обстоятельствам. И в первую очередь — к политическим институтам, к государству. Общая принципиальная позиция Церкви четко выражена еще в евангельских словах Христа о динарии кесаря: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Христианин взыскует Царствия Небесного и подчиняется земным царям и их установлениям. Но в реальной человеческой истории применение этих общих принципов было весьма многовариантным, и отношения Православной Церкви с государством воплощались как в различных по форме и содержанию союзах, так и в острых конфликтах. Византия, откуда пришло на Русь христианство, знала и официальную теорию «симфонии», гармоничного союза между Церковью и императорской властью, и устойчивую практику грубейшего неканоничного вмешательства государства во внутренние дела Церкви». Далее следует раскрытие вопроса о взаимоотношении Русского государства и Русской Православной Церкви по указанным периодам: Киевская и Московская Русь, Петербургская Россия, Россия советская. А завершаются исторические заметки Н.Н. Покровского «Власть и Церковь на Руси» размышлением о современности. «Те совершенно новые, благоприятные условия, в которых Церковь может ныне существовать в Российском государстве, стали возможны лишь со второй половины 1980-х — начала 1990-х годов, когда резко ослаб, а затем и рухнул коммунистический режим. Принесла свои плоды многолетняя борьба общества и Церкви за подлинно демократическую свободу совести, завоеванную вместе с другими свободами. Мне памятен один из эпизодов этой борьбы. Когда с началом политики перестройки и гласности стал для властей предержащих более весомым голос либерально-демократической интеллигенции, партийные лидеры М. Горбачев и Е. Лигачев тогда еще вроде бы в добром согласии начали проводить нечто вроде замеров общественного мнения, откровенно беседуя с видными деятелями культуры и науки. Во время одной из таких бесед академик Д. Лихачев доказывал, что государству необходимо предоставить культуре и Церкви настоящую свободу, прекратить их преследовать. Вскоре в печати появились его первые статьи на эту тему. До торжественного празднования 1000-летия христианства на Руси тогда оставалось еще более двух лет. Именно это широкое празднование яснее всего показало, что период гонений и преследований Русской Православной Церкви богоборческим государством закончился, что начался новый этап свободного от государственного диктата возрождения православия в нашей стране. Тысячелетняя история православия на Руси дала немало примеров и непосредственной поддержки Церкви государственной властью, и растущей зависимости первой от второй. Цари и генсеки с удовольствием директивно распоряжались решением догматических и канонических проблем, вопросами организации и управления Церковью, да и самого ее существования. Традиции государственного насилия над Церковью на исходе 20-го столетия от Рождества Христова выглядят глубоким анахронизмом. Автономия сфер политической власти и конфессиональной куда более соответствует и современной концепции правового государства, и догматическому определению задач Церкви, с которого мы начали эти очерки». Еще одна книга по истории Русской Православной Церкви — это изданный Православной гимназией во имя Преподобного Сергия Радонежского цикл из двенадцати лекций, которые Н.Н. Покровский прочитал учащим и учащимся гимназии в период с 2012 до середины 2013 года. Эта учебная книга называется «Русская Церковь и государство в XIII–XVI веках».
После выхода ее в свет Николай Николаевич написал в редакцию Православной гимназии: «6 августа 2013 г. Эти дни я нередко доставляю себе приятные переживания, листая эту книгу… Книга вышла и начала собственную жизнь, уже не зависящую от создателей пособия. Мои коллеги, работающие в нашем секторе, получили в подарок по экземпляру. Посмотрю, как они примут много необычного для данного пособия…»
В 2014 году в Москве на IX открытом конкурсе изданий «Просвещение через книгу» эта учебная книга академика Н.Н. Покровского получила Диплом I степени в номинации «Лучшее учебное издание».
Н.Н. Покровский был знаком по работе в Археографической комиссии России с архимандритом Иннокентием (Просвирниным) — выдающимся церковным историком, археографом, источниковедом. Сохранилось и опубликовано письмо отца Иннокентия Николаю Николаевичу. Высоко ценили труды академика Н.Н. Покровского руководство и сотрудники Церковно-научного Центра «Православная Энциклопедия». В 57-м томе Православной Энциклопедии помещена статья, посвященная ученому. В 2002 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II академик Н.Н. Покровский был награжден на сцене большого зала Дома ученых СО РАН орденом Русской Православной Церкви Святителя Макария, митрополита Московского, III степени. А в 2009 году ученый был награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени.
Со дня кончины Незабвенного Николая Николаевича минуло 12 лет. Его помнят не только его ученики и сподвижники по НГУ и Институту истории, его ученики и сотрудники, труждающиеся на ниве исторического просвещения по всей России, помнят и прихожане храма в честь Всех Святых в земле Русской просиявших как почетного прихожанина, помнят также учащие и учащиеся православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского, имевшие счастье слушать его лекции и учиться у него. Вечная память дорогому нашему Учителю — Николаю Николаевичу Покровскому! Протоиерей Борис ПИВОВАРОВ
Вернуться назад |