Сайт Образование и Православие > Православное краеведение, Публикации ЖИ > ПРЯЛУХИНА Л.А. Село Горлово
ПРЯЛУХИНА Л.А. Село ГорловоВчера, 05:17. |
| Село Горлово ПРЯЛУХИНА Л.А., преподаватель воскресной школы прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Линёво, Россия
По воспоминаниям В.А. Зайделя и Н.С. Хрящёвой, хранителей Иверской иконы Божией Матери из храма села Горловского Искитимского района. Также были использованы рассказы Л.В. Гвоздевой и А.В. Хрящёва. Воспоминания записала Л.А. Прялухина. Аннотация. Воспоминания о старожильческом селе Горловском (ныне село Горлово Искитимского района Новосибирской области) были записаны преподавателем воскресной школы прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Линёво Любовью Анатольевной Прялухиной со слов её дедушки, бабушки, отца и тёти. Когда в 30-е годы прошлого века местные власти решили закрыть храм в селе Горловском, спасителями Иверской иконы Пресвятой Богородицы стали Семён Кириллович и Евдокия Даниловна Хрящёвы. Отец Семёна Кирилловича, Кирилл Никитич Хрящёв, приехал в Сибирь в годы переселенческой реформы Председателя Совета министров Российской империи, действительного статского советника П.А. Столыпина. В 1910-1912 гг. в Сибирь, Туркестан и на Дальний Восток перебрались несколько миллионов малоземельных крестьян и казаков. Русское правительство оказало новосёлам, получившим земельные наделы, также помощь в переезде, строительстве жилья и обзаведении хозяйством. Возможным местом выхода Кирилла Никитича Хрящёва могла быть Нижегородская губерния, в которой была распространена фамилия Хрящёвых. В воспоминаниях горловских жителей отражена нелегкая военная и послевоенная жизнь крестьян, работавших в колхозах за трудодни и не получавших денег. Сельским жителям, чтобы прокормиться, приходилось охотиться, рыбачить, собирать съедобные растения, ягоды, грибы, яйца диких птиц. Безденежность вынудила многих фронтовиков после демобилизации поселиться в городах или поступать на работу в совхозы, в которых платили деньги. Так, инвалид Великой Отечественной войны, сержант Венедикт Антонович Зайдель, воевавший в 53-м танковом полку 81-й мотострелковой дивизии, после увольнения в отставку поселился с семьёй в посёлке Марксист (Легостаевский, ныне Искитимский район, в 3 км от села Горлова) и работал в подсобном хозяйстве войсковой части Сибирского военного округа. Интересно, что на правом берегу реки Бердь, в районе искитимского Кукуя располагалось еще одно военное подсобное хозяйство с тем же названием «Марксист». Надеемся, что настоящие воспоминания наших земляков, проживших нелёгкую жизнь, станут ещё одним «кирпичиком» в истории искитимских сел и храмов. Ключевые слова: село Горлово, Искитимский район, Хрящёвы, храм, деревня. О селе Горлово остались обрывочные сведения у моей тети Гвоздевой Людмилы Венедиктовны 1947 г.р., моего папы Хрящёва Анатолия Венедиктовича 1950 г.р., кое-что слышала от бабушки и дедушки (по папиной линии) Хрящёвой Надежды Семёновны (14.09.1919 - 21.11.2009) и Зайдель Венедикта Антоновича (08.10.1918 - 10.11.1998). Со слов ныне покойной бабушки, Надежды Семёновны, в село Горлово из европейской России переехал ее дед Хрящёв Кирилл Никитич (1852-1934) с четырьмя сыновьями и одной дочерью: Андреем Кирилловичем (18961933), Семёном Кирилловичем (1887-1956), Офимьей Кирилловной. Село Горлово в то время входило в Легостаевский район. Оно протянулось вдоль реки Выдриха (впадает в реку Бердь) примерно на километр. В селе была одна улица и лишь несколько домов на другом берегу. Мой папа, Анатолий Венедиктович, помнит, что примерно до 1960 года в селе ещё стояла церковь. Тёмные бревенчатые стены возвышались над другими постройками. Куполов не было, их убрали и сделали простую крышу. В стенах храма хранили зерно, а потом здание и вовсе снесли. Сестра отца, Людмила Венедиктовна, рассказывала, что в углу школьного черёмухового сада был белый плоский мраморный камень, люди говорили, что это всё, что осталось от храма. А бабушка, Хрящёва Надежда Семёновна, в детстве мыла в этом храме пол - её родители в период гонений на веру сохранили у себя дома Иверскую икону Богородицы из этого храма и передали ее дочери Надежде Семёновне. Мой дедушка, Венедикт Антонович, заменил большой оклад на компактную раму со стеклом. Моя тётя Людмила Венедиктовна проводила каждые летние и зимние каникулы у бабушки и дедушки в селе Горлово. Хрящёв Семён Кириллович и Евдокия Даниловна жили в высоком бревенчатом доме на окраине села. По воспоминаниям тёти, бревна, из которых был построен дом, были распилены вдоль. Под окнами росли черёмухи. Вход в дом начинался с трех ступеней и на всю ширину дверного проёма была очень широкая, приблизительно в один метр, половица на всю ширину дверного проёма. Дом состоял из двух комнат. В первой стояла красивая кровать с металлическими спинками, на ней лежал высокий матрас с пружинами, на котором мы детьми весело прыгали. Кровать была очень красиво заправлена. Ещё в комнате были деревянные табуретки и печка-голландка, очень жаркая, на ней сушили рукавички и платочки. Во второй комнате слева стояла деревянная лавка вдоль русской печи, которая занимала половину комнаты. Через лавку можно было перелезть на полати (сооружение между потолком и полом, на котором спали). На полати и с полатей можно было перелезть с печки, которая была пониже. Полати были закрыты шторкой. Если её отодвинуть, то можно было видеть людей, сидящих на кухне. В кухне было два окна, возле первого окна стоял большой стол и две лавки. Часть людей видно было с лица, часть спиной. Дедушка с шестью сыновьями сидели у этого стола, курили самосад; синий дым клубился в кухне. Рассказы за этим столом были, в основном, про охоту и рыбалку, а дети с полатей внимательно слушали. И дедушка, и все его сыновья были охотниками и рыбаками, это ремесло передавалось из поколения в поколение. Так мой папа Анатолий Венедиктович и мой брат Хрящёв Алексей Анатольевич (1987 г.р.) заядлые рыбаки и охотники. Около второго окна был шесток - пристройка к русской печи, на которой могли вскипятить воду в чугунке, который брали ухватом и через полукруглое отверстие вставляли в печь, закрывая заслонкой. Часто бабушка запаривала молотую сушенную черёмуху или боярку. В селе Горлово была и мельница, на которой мололи всё, что вырастили и собрали жители. В памяти тёти сохранились тканые полосатые дорожки. В доме была большая кладовка, между половицами в ней находилась специальная щель и свисала веревка с узлом - это был замысловатый замок. Если потянуть за узел, можно было отодвинуть изнутри жердь, и дверь отпиралась. Таким образом можно было в подпол войти с улицы. Здесь хранились овощи и соленья. Ограда была большая, было и хозяйство. Баня была на берегу реки Выдриха, её топили «по-черному». Под горкой камней разжигали дрова, камни раскалялись, затем дым выпускали, а в жар, который исходил от камней, шли мыться. У Семёна Кирилловича и Евдокии Даниловны было семь детей (шесть мальчиков и девочка): старший Михаил, затем Сергей (1909 г.р.), Василий, Петр, Надежда (1919 г.р.), Анатолий и младший Дмитрий. Жили бабушка и дедушка, со слов Людмилы Венедиктовны, дружно, спокойно, деловито. Сестра Семёна Кирилловича Офимья Кирилловна жила в полуземлянке с дочерью Клавдией, хромой с детства из-за травмы ноги после несчастного случая на комбайне, на котором работал её отец. Рядом с мостом через реку Выдриха, на подъёме в гору, бьет родник. Там всегда набирали воду, когда шли в лес за грибами и ягодами. Он и сейчас там. Собирали клубнику, а после первых морозов калину, и Надежда Семёновна продавала замороженную калину на базаре, так как семья жила довольно скромно. Промышляли и сусликами, их «выливали» из норок водой. Шкурки сдавали. Ещё в летнее время собирали яйца диких птиц и ели их. Село Горлово находилось приблизительно в трех километрах от поселка Марксист (Легостаевский район, военторг, подсобное хозяйство воинской части из города Новосибирска). Председателем Марксиста был военный по фамилии Белов, и у него была жена Зинаида (из детских воспоминаний Людмилы Венедиктовны). Приблизительно с 1946 по 1960 год семья проживала в этом посёлке, здесь и родились мои папа и тетя. Но в посёлке Марксист была только начальная школа, и семья переехала в город Искитим. Первое время жили в доме, переделанном из амбара. Приблизительно в 1957 году построили новый дом, но вынуждены были этот дом разобрать, подписать все брёвна и летом 1960 года переехать в Искитим. Там дом вновь собрали. По словам Людмилы Венедиктовны, в сентябре было уже холодно, а все и взрослые и дети месили ногами холодную глину и бабушка замазывала стены. Сколько было радости, когда в первый раз затопили печку! Мои бабушка и дедушка Надежда Семёновна и Венедикт Антонович познакомились уже после Великой Отечественной войны. Первый муж Надежды Семёновны Грибанов Пётр Иванович погиб на Финской войне и на руках у нее оставался малолетний сын Грибанов Владимир Петрович (04.07.1941 - 12.09.1992). Ее старшая девочка Галина (1939 г.р.) умерла от коклюша. Затем от второго брака родилось еще двое детей - Людмила (1947 г.р.) и Анатолий (1950 г.р.). В поселке Марксист жили Иван и Прасковья Грибановы - свёкр и свекровь Надежды Семёновны от первого брака. У них была пасека и все трое детей, Владимир, Людмила, и Анатолий, много времени проводили у них, лакомились мёдом. По воспоминаниям моей покойной ныне мамы Хрящёвой Людмилы Филипповны (12.09.1951 - 03.01.2022), на улице Бердской в городе Искитиме до её сноса, вплоть до 1985 года, жила семья Горловых из села Горлово. «Живоносный Источник» №3 (33) за 2025 год
Вернуться назад |