Сайт Образование и Православие > Православное краеведение > Об изучении церковной истории родного края

Об изучении церковной истории родного края


24.11.2009.
Благочинный Юго-Восточного округа священник Игорь ЗАТОЛОКИН

Краеведение всегда являлось одним из приоритетных направлений не только в обучении и распространении знаний об истории своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитием потребности в заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного края в регионе, в России в целом. Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия. Велико воздействие краеведения на разум и душу.

Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства патриотизма, сопереживания, ответственности, гражданственности.

История нашей страны, области немыслима без истории населенных пунктов, без истории района, села и без истории каждого местного храма, прихода. Церковное краеведение сегодня есть элемент культурного наследия, которое историческая наука долгое время обходила стороной. Хотя летописная история земли русской создавалась именно в монастырях.

Понятия «краеведение», «историческое краеведение» появились в русском языке сравнительно недавно (соответственно в 1910-е и 1960-е гг.), а изучение местной истории имеет гораздо более давние традиции. Сведения о прошлом селений, городов, областей нашей Родины вошли в местные и общерусские летописи. Старейшей дошедшей до нас летописью является «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Дореволюционное краеведение, которое именовалось «родиноведение», было построено в основном на изучении местного края и его достопримечательностей. В ХIХ веке с развитием богословского образования и церковно-исторической науки «родиноведение» стало обязательной, но, к сожалению, утраченной впоследствии традицией каждой епархии, каждого российского храма. Краеведение воспринималось как область церковной археологии, трактуемой весьма широко. В нашей стране с 1920-х годов в основном придерживались позиций коммунистической идеологии, исследуя, главным образом, процессы, связанные с революционным движением, историей пролетариата и крестьянства. Отношение историков к краеведению с конца 30-х годов ХХ века по ряду идеологических причин было пренебрежительным. В частности, история всякого края была немыслима без религиозных просветителей, церковных иерархов, духовенства, духовно-учебных заведений, приходов, а это были табуированные для советской идеологии темы. С начала 1990-х годов идеологические преграды отпадали, и специалисты получили возможность самостоятельно оценивать современное состояние, историю и культуру края без оглядки на политические штампы. Но еще двадцать лет тому назад кто бы мог предположить, что вопрос о репрессиях духовенства может стать темой научного исследования? Никто. А сегодня пишутся десятки диссертаций, посвященных вопросам гонений на Церковь. Но начиналось все с исследований краеведов, неравнодушных православных мирян, записывавших устные церковные предания о подвижниках благочестия, Новомучениках Российских.

Мне как церковному историку и благочинному нашего округа приходится постоянно сталкиваться с «белыми пятнами» в нашей недалекой церковной истории. Краеведческая работа ученицы искитимской школы Ксении Зевахиной впервые в нашем городе и районе посвящена истории прихода, отдельного храма. Но и по своему содержанию и изложению она заслуживает самой высокой оценки. Церковь Святых преподобных Савватия и Зосимы села Никоново Маслянинского района Новосибирской области была официально закрыта распоряжением новосибирского облисполкома от 5 марта 1941 г. за № 111. Со временем мы потеряли не только ее славную историю, но и сам храм. Он сгорел совсем недавно, в 90-е годы прошлого столетия. Благодаря исследованию искитимской школьницы мы можем не только познакомиться с прошлым никоновского храма, но и надеяться на продолжение истории прихода в будущем.

В заключение хочу поблагодарить Ксению и ее руководителя Л.И. Шведову не только за интересный труд по истории храма Святых преподобных Савватия и Зосимы, но и за то, что они стали в нашем городе Искитиме первооткрывателями церковной тематики краеведения в школе. Такие начинания необходимо всячески поощрять и поддерживать.

На примере данной работы видится, что занятия школьников краеведением, церковным краеведением были бы полезны во всех отношениях. Они могут способствовать формированию молодого человека-патриота, понимающего значение традиций и общечеловеческих идеалов. Стоит активнее вводить в учебные планы школ историю христианства в местном крае и чаще давать в качестве самостоятельных работ темы церковно-краеведческого характера, для освещения того историко-культурного наследия региона, которое изрядно подзабыто, но столь необходимо для все стороннего изучения родного края.

В этом номере мы также начинаем публикацию статьи референта издательского отдела Новосибирской епархии Е. А. Шабунина, посвященной истории Юго-Восточного благочиния Новосибирской епархии.

Живоносный источник № 1 (1) 2009 год


 


Вернуться назад