Сайт Образование и Православие > Материалы НЕВ > Леонид Гребнев: «Вопрошание» о взаимодействии Церкви и науки - дань советскому прошлому»

Леонид Гребнев: «Вопрошание» о взаимодействии Церкви и науки - дань советскому прошлому»


17.03.2010.
Леонид Гребнев: «Вопрошание» о взаимодействии Церкви и науки - дань советскому прошлому» -
бывший замминистра образования о взаимоотношениях Церкви и мира науки

29 января 2010 года в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание президиума Межсоборного присутствия. На нем были сформированы рабочие комиссии, определен их состав и тематика.

Идея создания Межсоборного присутствия появилась еще в январе прошлого года, во время работы Поместного cобора Русской Православной Церкви. За почти двадцатилетний межсоборный период в Церкви накопилось немало вопросов, требовавших обсуждения и компетентного решения. Но формат Поместного cобора не был рассчитан на длительную вдумчивую работу с всесторонним рассмотрением насущных проблем.

Спустя три месяца, на первом послесоборном заседании Священного Синода было решено начать подготовку Межсоборного присутствия: как говорится в официальном документе, «во исполнение решений Поместного cобора Русской Православной Церкви». Здесь имелся ввиду пункт 6 определения «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» прошедшего Поместного cобора, который предписывал Священному Синоду «озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного cобора». В результате была создана Комиссия по образованию Межсоборного пристутствия под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, которая должна была разработать основные положения, а также определиться с его составом.

Аналогом нового органа можно считать существовавшее в начале ХХ века Предсоборное присутствие, готовившее вопросы к первому после двухсотлетнего перерыва Поместному cобору. Но полного сходства между этими двумя Присутствиями все же нет.

- Положение Церкви тогда было другим - регулярных соборов не было - и Предсоборное присутствие работало «вхолостую». Предполагалось, что оно готовит предложения для грядущего Поместного cобора. Его все ждали, но он состоялся много позднее, в 1917-1918 гг. В итоге предложения Предсоборного присутствия были, скорее, благими пожеланиями. Сегодня же отличие в том, что наша работа ведется из расчета, что в Русской Православной Церкви соборы проходят регулярно. Мы готовим общецерковный форум, на котором предварительно будут обсуждены важнейшие вопросы для дальнейшего их рассмотрения и принятия решений в иерархическом порядке на Архиерейском или Поместном Соборах, - говорит иеромонах Савва (Тутунов), секретарь Комиссии по Межсоборному присутствиюотец.

Наконец, по результатам работы Комиссии 27 июля заседавший в Киеве Священный Синод РПЦ утвердил Положение о Межсоборном присутствии РПЦ, его состав и круг вопросов, входящих в его компетенцию. В официальном документе было сказано, что «Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». В его состав вошли 136 человек, из них 50 архиереев, 60 клириков и монашествующих и 26 мирян. Возглавил Межсоборное присутствие Святейший Патриарх Кирилл. Также на заседании был сформирован президиум из 25 человек.

В течение полугода шло формирование групп по актуальным вопросам церковной жизни, которое завершилось на первом заседании президиума Межсоборного присутствия, состоявшемся в конце января 2010 года. В результате были созданы 13 комиссий численностью в среднем по 22 человека.
Деятельность, которая развернется в комиссиях Межсоборного присутствия, охватит практически всю церковную жизнь, включая взаимоотношение Церкви с государством и обществом и другими религиозными конфессиями. Решения, которые станут приниматься, скорее всего, будут рассматриваться на архиерейских совещаниях или заседаниях Священного Синода, а потом и на Архиерейском и Поместном соборах.

Одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, является взаимоотношение Церкви и мира науки. Своим видением данной проблемы поделился в интервью «Русской линии» заместитель министра образования России в 2001-2004 годах, доктор экономических наук, профессор Московской государственной юридической академии Леонид ГРЕБНЕВ.

- Патриарх Кирилл участвовал в съезде ректоров в прошлом году - впервые за все время их проведения. Об этом недавно говорил ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий как о значимом событии. В деле воспитания - Церковь и вузы, как и другие учебные заведения - естественные союзники. Это, по-видимому, ясно всем здравомыслящим людям. Поэтому «вопрошание» о взаимодействии Церкви и науки, - это, скорее дань советскому прошлому, чем реальная проблема. Для будущего России важна как Церковь, так и наука.

Однако взаимодействие Церкви и науки не безоблачно, и во многом потому, что среди ученых много религиозно безграмотных людей, отягощенных массой детских страхов, просто недостойных ученого человека. Не надо «сотворять кумира» и из науки тоже. Иначе сама наука превращается в религию, причем сомнительного качества.

В западной культуре существует четкое разделение на субъект и объект, на субъективное и объективное. Это разделения прослеживается уже с первых страниц Ветхого Завета: есть Творец и творения, в том числе подобные самому Творцу. Важно понимать, что наука занимается объективными явлениями, объект-объектными взаимодействиями, а не Творцом и субъект-субъектными связями. Поэтому любая культура европейского типа содержит три части - науку, религию и философию, специализирующуюся как раз на изучении субъект-объектной переходов в разнообразной деятельности людей. Гармонично сочетаться должны все эти три «составные части».

Одним из недоразумений, существующим во взаимодействии Церкви и науки, является нынешний статус теологии в образовательной сфере. Это недоразумение связано с некими фобиями тех людей, которые считают себя учеными. Дело в том, что уже с начала 1990-х годов в российской высшей школе существуют государственные образовательные стандарты подготовки теологов. На их основе давно разработаны образовательные программы, по которым ведется обучение, в том числе и в государственных вузах за счет средств федерального бюджета. А ученых по этому направлению, как утверждают некоторые представители научного сообщества, в принципе не может быть. Это типичное ученое невежество: наука в средневековой Европе начиналась в университетах как раз с теологии, в рамках которой были разработаны многие их тех приемов мыслительной деятельности, которыми и сейчас пользуются люди науки.

Но дело не только в технике (точнее, техниках) мышления. Различение добра и зла - это типичные пример жизненно важного различения, которым как своим делом занимается именно религия, а не наука. Кому, как не пользующимся нравственным авторитетом служителям Церкви следить за применением научных достижений и говорить свое веское слово, если есть опасения, что эти достижения приводят к плохим последствиям.

НЕВ №1 (87) март 2010 года
Аналитическая служба «Богослов.RU»,
Русская линия

 


Вернуться назад