Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Вхождение во храм

Вхождение во храм


05.12.2014.

Введение – в какой-то мере детский праздник, ведь в этот день мы вспоминаем событие из раннего детства Пресвятой Богородицы, когда Она была приведена своими родителями в Иерусалимский храм. А с какого возраста стоит приобщать наших чад к полноценному участию в богослужениях? Детей к посещению храма надо готовить, уверен протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма святителя Иннокентия в Южно-Сахалинске, руководитель миссионерского отдела Сахалинской епархии. Беседовала Ольга КИРЬЯНОВА.

 

Вхождение во храм

- В православных СМИ активно идет дискуссия относительно того, каким образом надо приобщить к Церкви детей, особенно не достигших семилетнего возраста. Надо ли, например, с ними выстаивать богослужения целиком или правильнее приводить сразу к Причастию? Какова Ваша точка зрения, как пастыря и отца троих детей?

− Сложно дать однозначный ответ, поскольку в каждой семье − свои особенности. Знаю примеры, когда пятилетние дети вместе с родителями находятся в храме большую часть службы. Но больше, конечно, тех, кто приводит малышей ближе к моменту Причастия. Мне кажется, что эта традиция вполне уместна. Мы верим в действенность Таинства и приходим именно для того, чтобы ребенок принял в нем участие. Раз Таинство действенно, оно действенно не только в отношении взрослого человека, но и в отношении ребенка. Значит, вполне допустимо, безотносительно к тому, был ребенок на всей службе или нет, все-таки приводить его на Причастие. Это очень важно.

Я не являюсь сторонником тех, кто говорит, что не надо вообще причащать детей, с аргументацией: «Они все равно ничего не понимают…». На самом деле ощущение благодатной атмосферы храма, которое переживается с самого детства, в какой-то определенный момент дает о себе знать, и человек, вспоминая эти свои детские впечатления, может быть, даже через много лет вновь возвращается в Церковь. Это очень важно.

 

Вхождение во храм

- Некоторые полагают, что в этом есть своего рода магизм: вроде как родители не молились, ребенок не молился, а получается, что они автоматически получают благодать Таинства вне зависимости от предпринятых усилий…

− Как раз наоборот − магизм тогда появляется, когда нам говорят о том, что непременным условием участия в Таинствах является вычитка определенных молитвенных текстов. Получается, мы верим не в благодать Божию, а именно в правильно произнесенные в определенный момент в определенной группе людей слова.

Молитвы нам, безусловно, необходимы, потому что, во-первых, в них запечатлелся многовековой мистический опыт Церкви. Молитвенный канон формировался постепенно, видоизменяясь, исходя из духовного опыта его составителей, поэтому не стоит пренебрегать этим опытом. Во-вторых, конечно, молитва в храме приводит нас в такое состояние, в котором мы в большей мере готовы принять Таинство, принять Христа. В тропаре на праздник Преображения говорится, что ученики, присутствовавшие в тот момент на Фаворе, видели славу Христову, «якоже можаху» − то есть настолько, насколько могли. Участвовать в Таинствах человек способен в зависимости от того, насколько он может их воспринять, но Таинство все равно действенно.

Родители, приходя в определенный день на службу сами по себе, без детей, находятся в храме более продолжительное время, готовятся к Причастию более основательно. Когда же они идут в храм с чадами, то больше посвящают время детям − в этом, конечно, есть некий дополнительный труд для родителей, который они обязаны нести как христиане. Но вот заставлять ребенка выстаивать всю службу неправильно, поэтому лучше просто приводить его на Причастие. Таково мое мнение.

- До какого момента следует просто приводить ко Причастию?

− Думаю, что в шесть-семь лет ребенок уже может полноценно присутствовать на службе. Тут надо очень взвешенно подходить, понимаете. Не должно быть такого: «Сегодня тебе семь лет, и сейчас мы с тобой будем стоять всю службу обязательно. Так батюшка сказал». Даже когда мы впервые приводим ребенка в детский сад, то в первый день оставляем его на два часа, потом на полдня, потом − на целый день, то есть постепенно приучаем малыша к новой среде. Однако если в житейских вопросах мы поступаем определенным образом, то в отношении духовной жизни нередко начинается формализм.

Детей к посещению храма очень важно готовить. Например, если собираетесь вместе с ними пойти на воскресную Литургию, можно накануне в субботу сказать: «Завтра мы пойдем в храм на Причастие, ты будешь участвовать в главном церковном Таинстве». Потом, по дороге в храм, тоже можно рассказывать ребенку о том, что ему предстоит. Маленькому человеку сложно одномоментно переключиться с детских игр и забав на что-то важное, серьезное и сосредоточиться на этом, поэтому важна подготовка к службе.

А если ребенка просто привели и сказали: «Ну вот, стой, сейчас тебе дядя хлебушек даст», − то, конечно, происходит профанация. Потому что, во-первых, это священник, а не дядя, во-вторых, в Причастии дается не хлебушек. Если же мы все время малыша готовили, разговаривали с ним, то постепенно он понимает, что да, на службе нужно быть.

 

Вхождение во храм

У меня был такой опыт: мы ехали с учащимися воскресной школы, детьми восьми-девяти лет, в один дальний храм. Там нет даже прихода, поскольку храм размещается на территории завода, для сотрудников которого он в свое время и был построен, но долгое время там не было богослужений. Ехали где-то около часа на автобусе. Пришли в храм. Он не отапливался, было очень холодно, но всю Литургию дети отстояли и все причащались. Предварительно мы договорились с ними: «Вы обязательно подготовьтесь и будете все причащаться, а ваша поездка – паломничество, в котором трудности нужно потерпеть». Этот пример свидетельствует, что детям важна мотивация; важно пробудить в них интерес к церковной жизни, но это возможно, только если с ними разговаривают и объясняют, как это важно.

- Не секрет, что иногда подростки из православных семей, даже окончившие воскресные школы, отходят от Церкви. Что с этим делать? Не следствие ли это «перекармливания» духовной пищей?

− На самом деле это естественный процесс, когда дети, переживая переходный возраст, могут устремиться «на страну далече». Поэтому не надо думать, что они уходят именно потому, что учились в воскресной школе. Скорее, наоборот: воскресная школа дает детям некие полезные знания, якорь, который поможет им, пройдя через житейские бури, вернуться обратно.

Не стоит думать, что, если ребенка привели в воскресную школу, то он автоматически стал православным. Конечно, нет. На его поведение влияет масса факторов, например, как в семье относятся к Церкви, к окружающим людям. Ребенок, скорее, будет доверять своим родителям и поступать, как они поступают. Если родители осуждают других, то и он будет осуждать, причем словами родителей. Он просто честно транслирует то, что слышит. Поэтому, когда мы видим какие-то странности наших детей, надо, прежде всего, посмотреть на себя: не являются ли эти странности отражением нашей жизни? Основная ответственность за детей и основная работа по их христианскому воспитанию ложится именно на родителей.

- Если уж затронули тему воскресной школы… Я сама преподаю в ней и все чаще сталкиваюсь с тем, что на уроках учащиеся старшего возраста начинают проверять преподавателя на прочность, бросать каверзные реплики и задавать провокационные вопросы. Как с этим быть?

Вхождение во храм− Надо разговаривать с ребенком, надо показывать ему, что он не прав. Это процесс воспитания, который немало зависит от профессионализма преподавателя. В старших классах общеобразовательной школы происходит то же самое: ребенок доступными ему способами пытается доказать, что он самостоятельная личность.

Здесь нет универсальных ответов, но надо понимать, что к определенному времени формат воскресной школы уже себя исчерпывает. В тринадцать-четырнадцать лет подросток уже не готов быть «винтиком», пассивным слушателем. Для таких детей должны быть какие-то другие мероприятия. В основном подростки проявляют себя через социальную активность, то есть важно, чтобы они чувствовали свою ответственность и свою значимую роль в каком-либо серьезном деле. На приходе чаще всего дети идут алтарничать, помогать священнику, девочки на клиросе поют… Нужно постоянно придумывать какие-то формы активности детей − может быть, храм убрать или помогать воду набирать во время праздника Крещения.

Деятельность воскресной школы должна быть максимально приближена к реальности, чтобы ребенок в результате мог получить практические навыки. И если даже мы берем теорию, ее, опять же, надо преломлять через современную жизнь для того, чтобы показать, что она актуальна здесь и сейчас. Например, на занятиях в воскресной школе важно разучить молитвы, которые все прихожане поют вместе в храме, чтобы ребенок понимал, что вот у него есть некая компетенция, которой нет у его сверстников. Для него это очень важно. Спросят сверстники: «Что вы там делали в воскресной школе?» − «Учили молитву «Отче наш», а ты знаешь, какие там слова? Как ее петь? А я знаю. Еще говорили о празднике Рождества Христова, а ты знаешь, какой это праздник? А я знаю».

Важно, чтобы информацией, изучаемой в воскресной школе, ребенок мог сразу воспользоваться в повседневной жизни, ведь он еще не способен работать на долгую перспективу.

Паломнические поездки в воскресных школах тоже очень интересны и ценны. Это, может быть, более полезно, чем некоторые долгие уроки по Закону Божию, из которых, как выясняется, информация чаще всего процентов на восемьдесят не запоминается.

- Какова в этом случае роль преподавателя?

− Нужно помнить, что это не школьный педагог, а просто верующий человек, который делится с детьми своим личным духовным опытом, то есть их старший товарищ, обладающий знаниями, а также умениями, как это сделать интересно.

С детьми, убежден, надо серьезно разговаривать − как со взрослыми − и так же спрашивать с них. Тогда они будут тянуться к преподавателю, даже если чего-то пока не знают. В этом случае учащиеся, понимая, что пока еще достигли немногого, будут видеть некий горизонт, куда нужно двигаться.

Приходы.Ru


 
Вернуться назад