Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > О миролюбии буддизма или об одном устойчивом мифе

О миролюбии буддизма или об одном устойчивом мифе


05.03.2015.
Священник Георгий Максимов в своем блоге напоминает о том, что многие наши заблуждения имеют корень простое незнание истории.

О миролюбии буддизма или об одном устойчивом мифеСейчас встретил в одной группе расхожее утверждение о том, что, якобы, в истории буддизма, в отличие от христианства и ислама, не было "кровопролитных религиозных войн". Это очень устойчивый миф, не смотря на то, что сейчас в интернете совсем нетрудно найти факты, которые его опровергают. Приведу несколько фактов: 

В Тибете в 841 г. буддистским монахом Пелгьи Дорже был убит царь Лангдарма, решивший поддержать религию бон и прекратить поддержку буддизма [1], позднее монашеские школы тибетского буддизма принимали активнейшее участие в гражданской войне XVII века, которая завершилась победой школы, возглавляемой Далай-ламами [2].

В средневековой Японии были отряды и армии буддистских монахов-воинов, называвшихся сохеи. Они способствовали распространению буддизма, использовались в конфликтах между соперничающими буддистскими течениями, принимали участие в сражениях во время гражданских войн XII, XIV и XVI веков [3], а в XV веке монахи течения Дзедо-синсю подняли "восстание Икко-икки" и захватили ряд областей страны. Один из их лозунгов гласил: "Милосердие Будды должно быть проявлено даже через рассечение плоти на части!"[4] 

Стоит вспомнить и постоянные войны Сиама и Бирмы с XVI по XIX века [5] - двадцать войн, при том, что оба государства исповедовали буддизм тхеравады как государственную религию. 

И это все не только "преданья старины глубокой". Уже в ХХ веке в Японии отличилась террористическая "Лига крови", возглавляемая буддистским монахом Нишо Иноуэ, которая в 1932 г. наметила двадцать убийств известных японских политиков и бизнесменов, но осуществить успела только два из них [6]. Во время второй мировой войны дзен-буддистские институции оправдывали японский милитаризм и активно сотрудничали с японской армией [7]. 

B Таиланде в 1970-е буддистские монахи выступали с заявлениями, что убийство коммунистов не нарушает ни один из принципов буддизма [8]. На севере Мьянмы с 1994 г. действует террористическая организация "Демократическая каренская буддистская армия", возглавляемая монахом У Тхузана [9]. На Шри-Ланке во время гражданской войны 1983-2009 гг. буддистские монахи призывали правительство к атакам на повстанцев и настаивали на решении межэтнического конфликта только военным путем [10]. 

Если кому-то нравится буддизм - это его дело, но надо все же иметь мужество смотреть правде в глаза и не распространять мифы об исключительной миролюбивости буддизма и бескровности его истории. 

[1] Jerryson M.K. Buddhist Traditions and Violence. NY., 2013. Р. 55.
[2] Van Schaik S. Tibet: A History. London, 2011. Pp. 209-211.
[3] Подробнее об этом см.: Adolphson M.S. The Teeth and Claws of the Buddha. Monastic Warriors and Sōhei in Japanese History. Honolulu, 2007; Turnbull S. Japanese Warrior Monks AD 949-1603. NY., 2003.
[4] Kitagawa J.M. Religion in Japanese history. NY., 1990. Pp. 116-117.
[5] Википедия
[6] Large S.S. Inoue Nissho and the 'Blood-Pledge Corps Incident, 1932 // Modern Asian Studies 35, 2001. Рр. 553-564.
[7] Victoria B.D. Zen at War. Lanham, 2006.
[8] Jerryson M.K. Buddhist Fury: Religion and Violence in Southern Thailand. Oxford, 2011. P. 110.
[9] http://www.start.umd.edu/start/data_collections/tops/terrorist_organization_profile.asp?id=3583
[10] Bartholomeusz T.J. In Defense of Dharma: Just-War Ideology in Buddhist Sri Lanka. Londod-NY., 2002.


 


Вернуться назад