Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > Сельские священники с «княжеской» фамилией

Сельские священники с «княжеской» фамилией


25.02.2022.

Жизнь сельского священника очень редко удостаивается публичной известности. И по смерти весь некролог пастыря сельской церкви, по большей части, ограничивается следующим известием: «умерший такой-то священник исключается из списков», и только. Не говорим, что подобная запись не имеет исторически-официального смысла, но полагаем и верим, что всякая жизнь серьёзного и дельного человека представляет свою страницу истории и потому заслуживает внимания, а тем более жизнь сельского священника, который, при всех невзгодах и нуждах своих, приносит все силы свои на алтарь общественного служения. К таким пастырям принадлежали и священники Волконские, последний из которых был убит за веру в 30-х годах XX века.

Династии священников Волконских положил начало диакон церкви села Шереметьевка Аткарского уезда Любомиров Михаил, который по бытовавшему в то время обычаю дал сыновьям не свою, а вымышленную фамилию.

Иоанн Волконский: полвека доброго пастырства

Иоанн Михайлович Волконский (1817–1888) окончил курс Саратовской духовной семинарии в 1840 году, и с этого же года начал служение священником Сергиевской церкви села Большие Бакуры Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Екатериновский район Саратовской области). В 1858 году в селе тщанием прихожан была построена каменная однопрестольная церковь с каменной же колокольней. Храм располагался на небольшом холме в центре села. Он был выкрашен в зеленовато-белый цвет, пять куполов возносили свои главы над храмом. По воспоминаниям старожилов, «храм был красоты неописуемой: он возвышался над селом, и голубые купола словно растворялись в небе. Рядом с храмом стояла колокольня. В будни и праздники колокол созывал верующих в храм. Прихожан было очень много. В престольные праздники все желающие не могли попасть в храм – сотни людей стояли вокруг церкви и молились».

Всего в должности священника отец Иоанн состоял более 47 лет. Все время своего священства Иоанн Михайлович был постоянно занят исполнением разных обязанностей, возлагаемых на него епархиальной властью.

Он много лет был благочинным: в 1858, 1865, 1868, 1871 и 1874 годах утверждался в должности благочинного по 4-му округу Сердобского уезда на следующее трёхлетие. Благочинный округа – должность выборная. На нее избирались люди деятельные, умные, добросовестные и, где следует, стойкие. В 1875 году благочинный И. Волконский был избран гласным (членом собрания с решающим голосом в Российской империи) от землевладельцев на уездном земском собрании Сердобского уезда.

Ещё 18 ноября 1865 года благочинному Иоанну Волконскому позволено было «…впредь именоваться сотрудником Попечительства о бедных духовного звания, так как по долговременному состоянию в сей должности много понёс трудов в исполнении разного рода поручений Попечительства» (попечители и их сотрудники определялись епархиальным архиереем по собственному усмотрению и удостоверению в их качествах).

Кроме этого, по особенной доверенности к нему клириков, несколько лет был избираем в депутаты на училищно-окружные и епархиальные съезды духовенства, проходившие в епархии ежегодно с 1867 года.

К чести Иоанна Михайловича нужно сказать, что все возлагаемые на него обязанности он исполнял рачительно и не без пользы для окружного духовенства. Да и епархиальная власть тоже оставалась довольна его служебной деятельностью, о чём можно судить по тем наградам, которых он удостоен: орден Святой Анны III степени; наперсный крест, от Святого Синода выдаваемый; сан протоиерея; орден Святой Анны II степени; признательность епархиального начальства.

Помимо того от протоиерея Волконского поступали немалые денежные жертвы на пользу местных благотворительных заведений, духовно-просветительских и миссионерских братств. В мае 1872 года от Совета Епархиального женского училища отец Иоанн получил благодарность: «Благочинных и священников, особенно потрудившихся в сборе вышеозначенных пожертвований в пользу женского училища, благодарить от Совета оного за усердие и доброе их сочувствие к делу образования дочерей и сирот девиц духовного звания».

Резолюцией архиерея от 19 декабря 1885 года священник села Комаровка Сердобского уезда Александр Смирнов и протоиерей с. Большие Бакуры того же уезда Иоанн Волконский перемещены один на место другого. Это было сделано в интересах епархии и самих священников: из-за преклонного возраста Иоанну Михайловичу стало трудно исполнять обязанности священника в обширном приходе села Большие Бакуры, а в нескольких километрах, в селе Комаровка этого же благочиния, прихожан (а значит, и обязанностей) было меньше. Свой собственный дом, стоящий тысячу рублей, отец Иоанн уступил за 600 рублей в собственность церкви с. Большие Бакуры для жительства приходского священника.

Но привыкший к ежедневным трудам на пользу прихода отец Иоанн и на новом месте нашёл себе дело. Ещё в ноябре 1885 года в Комаровке была открыта церковно-приходская школа (помещение просторное, удобное и светлое; здание собственное, пристроенное к церковной сторожке; обществом пожертвовано 20 рублей на отопление школы; обучались 35 мальчиков и 5 девочек). Закон Божий преподавал в школе отец Иоанн Волконский и продолжал эту деятельность до самой своей смерти. В 1887 году священник церкви села Комаровка Сердобского уезда Иоанн Волконский был уволен за штат (ему было около 70 лет).

Протоиерей Иоанн Михайлович Волконский и жена его Агриппина Михайлова были похоронены при Сергиевской церкви села Большие Бакуры Сердобского уезда. К сожалению, в 1935 году церковь была разрушена, и только 18 июля 2009 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в селе Бакуры состоялась закладка нового храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

Николай Волконский – священник, учитель, лекарь

Сын Иоанна Михайловича, Николай Иванович Волконский (1847–1900), с 1864 по 1870 год обучался в Саратовской духовной семинарии, окончив курс семинарии по второму разряду.

Далее он поступил на должность учителя начальной народной школы с тем, чтобы, по народной поговорке, «уча других, ещё больше учиться самому». Несколько лет Николай Иванович состоял учителем Ивановской школы села Матюшкино (Ивановка) Саратовского уезда. Народная школа в селе была открыта в 1865 году, а в 1875-м ее преобразовали в министерское двухклассное училище. Благодаря природным дарованиям и настойчивому труду Николай Иванович сумел запастись полезными знаниями, приобрести жизненный опыт, заслужить благосклонное внимание окружающих.

В 1877 году он женился. Жена его, Евдокия Ивановна, происходила из духовного звания; она окончила полный курс Саратовского епархиального женского училища. Первый сын Волконских, Сергей, родился в 1878 году в том же селе Матюшкино, где глава семьи продолжал учительствовать. Но ко времени рождения второго сына, Василия, Волконские переехали в Сердобский уезд, на родину Николая Ивановича.

Высочайше утверждённым 15 апреля 1869 года журналом Присутствия по делам Православного духовенства лицам, окончившим семинарский курс и не менее трёх лет пробывшим учителями в начальных школах, предоставлялось право на занятие священнических мест без прохождения предварительно должности псаломщика. Этим правом и воспользовался Николай Волконский –в сентябре 1879 года он стал настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Малый Бакур Сердобского уезда.

Двадцатилетнее служение отца Николая Церкви Божией, при его всегдашнем трудолюбии и неукоснительной исправности, было разнообразно и многоплодно. Стараниями этого священника в 1882 году было вновь открыто церковно-приходское попечительство при Михаило-Архангельской церкви села Малый Бакур. Приложив много сил, попечительство изыскало средств для ремонта храма, устройства в церкви печей, приобретения церковного облачения.

Сверх прямых обязанностей пастыря трудился отец Николай в должности катехизатора (в 1883 году утвержден катехизатором на 1884 год по 4-му округу Сердобского уезда); немало было положено им сил в должности окружного духовника (на 1900 год – духовник 4-го округа Сердобского уезда).

В 1880 и 1882 годах Николай Волконский был утверждён кандидатом в уполномоченные на епархиальные и училищные съезды по Бакурскому десятку 4-го округа Сердобского уезда. Отец Николай – депутат съезда Петровского училищного округа 1881 года; осенью 1884 года – уполномоченный Петровского духовно-училищного округа, участник съезда от духовенства отцов уполномоченных Петровского училищного округа. Далеко не каждый священник мог стать депутатом – для этого необходимо было зарекомендовать себя опытным руководителем, усердным в служении, иметь знания.

При многочисленных и сложных обязанностях своего служения Николай Иоаннович Волконский любил уделять время досуга на уважаемую им науку популярной медицины. Вот как дочь София писала об этом в прошении директору Московских высших женских курсов: «Отец мой был сельский священник Сердобского уезда Саратовской губернии. Условия деревни относительно медицинской помощи, а также любовь отца к врачеванию заставили его работать не только на поприще пастыря, но и врача».

До 1866 года в семинариях в обязательном порядке преподавали медицину и сельское хозяйство, и только позже они были заменены педагогикой как предметом более необходимым для будущих пастырей и учителей народа. Получив медицинские сведения в семинарии, отец Николай применял их на практике: исправив церковную службу и разные требы, он шёл домой, где ожидала его толпа больных и недужных.

Малый талант к лекарству, получаемый в семинарии, не зарывался как бесплодный в землю, а пускался в оборот и быстро возрастал. Да и сама жизнь понуждала к этому: за отсутствием в селе всякой медицинской помощи единственное там лицо, могущее оказать благовременную помощь и дать добрый совет, – это приходский священник. К нему в большинстве случаев и обращались крестьяне в трудных обстоятельствах.

Отец Николай был чадолюбивый отец своего большого семейства, состоявшего из жены и десятерых детей – четырёх сыновей и шести дочерей. Хотя средства материальные отец Николай имел небольшие, но на воспитание детей не жалел ничего. Закончив семинарию и прослужив несколько лет учителем в школе, он на своём опыте знал, в чём имеют нужду обучающиеся в учебных заведениях дети. И действительно, заботы его не остались тщетными. Все дети Николая Иоанновича получили хорошее по тем временам образование: сыновья закончили духовные училища и семинарию, а дочери – епархиальные женские училища Саратовской губернии. Конечно, немалую роль в этом сыграла и матушка Евдокия Ивановна, которая и после смерти мужа все силы приложила к тому, чтобы дети продолжили образование.

За свои пастырские труды отец Николай имел награды от Святейшего Синода от набедренника до камилавки включительно. Вне всякого сомнения, присущая отцу Николаю ревность к исполнению обязанностей его сана служила ручательством, что и дальнейшее его служение своему долгу будет приносить ещё более обильные плоды. Но не судил Господь доброму рабу Своему приумножить дарованные ему таланты. Долго и тяжело отец Николай страдал от болезни, которая всё более и более подтачивала его жизнь и в конце концов, ещё сравнительно молодым, свела его в могилу. Иерей Николай Иоаннович Волконский скончался 19 ноября 1900 года, в двенадцать часов дня. Похоронили священника в ограде Михаило-Архангельской церкви села Малый Бакур Сердобского уезда.

Василий Волконский: священник до конца

Старший сын Николая Иоанновича, Сергей, священником не стал, а второй сын, Волконский Василий Николаевич (1879–1937) на момент смерти отца ещё учился в Саратовской духовной семинарии. Учёба и в училищах, и в семинарии не давалась ему легко: случались и переэкзаменовки, и повторительные курсы. Тем не менее, в 1902 году Василий Волконский окончил полный курс семинарских наук.

1 сентября 1902 года Василий Николаевич Волконский поступил на должность учителя Александровской церкви-школы Петровского уезда, где и прослужил два года. В этом он пошёл по стопам отца, прослужившего учителем около десяти лет. Находилась Александровка (второе название села – Волхонский умёт) в четырех верстах от села Волхонщина, относилась к 4-му благочинию. 17 марта 1903 года архиерейской резолюцией Василий Николаевич был утверждён законоучителем Александровской церковно-приходской школы.

8 октября 1904 года Василий Николаевич венчался с 17-летней Марией Фёдоровны Жуковой в Христорождественской церкви села Брыковка Николаевского уезда Самарской епархии. Венчал пару священник той церкви священник Василий Жуков, старший брат Марии. Мария Фёдоровна родилась в семье священника Хвалынского уезда, получила хорошее образование. В семье Волконских было трое детей: дочь Людмила, старший сын Георгий и младший сын Леонид.

К служению в священном сане отец Василий поступил в 1904 году: 21 октября епископом Гермогеном он был рукоположен во диакона, а на следующий день посвящён во священника к Михаило-Архангельской церкви села Нижняя Чернавка Вольского уезда.

22 сентября 1906 года священники Михаило-Архангельской церкви села Малый Бакур Сердобского уезда Иоанн Жимский и Михаило-Архангельской церкви села Нижняя Чернавка Вольского уезда Василий Волконский были перемещены один на место другого. Прошение о перемещении было связано с тем, что в Малом Бакуре на иждивении зятя, священника И. Жимского, жила вдовая мать Василия Николаевича – Евдокия Ивановна, а с ней и младшие дети, которые ещё не были пристроены. Таким образом, отец Василий стал служить в селе, в котором родился.

За отлично-усердную службу Василий Николаевич Волконский был награждён набедренником и бархатной фиолетового цвета скуфьёй.

Помимо прямых пастырских обязанностей отец Василий много лет преподавал крестьянским детям Закон Божий и немало положил при этом сил. С 1906 года состоял законоучителем в Мало-Бакурской школе. 6 февраля 1911 года утверждён в должности законоучителя Михайловского земского начального училища, а с 1913 года – Киселёвской школы (Михайловка и Киселёвка – приписные к Малому Бакуру деревни).

В 1917 году Василий Николаевич прекращает работу законоучителем в школах в связи с государственным переворотом. Новые власти закрыли церковно-приходскую школу, а её здание и церковную сторожку отдали в пользование местной земской школе. Но церковную библиотеку, которую несколько лет собирал отец Василий, не тронули: книг в ней насчитывалось 350 томов.

Тяжело пришлось духовенству после октябрьской революции 1917 года. Священники тех лет в социальном плане были совершенно бесправными людьми, терпевшими притеснения и скорби даже от своих прихожан. Жили они в крайней нужде. Вообще быть священником в то время означало «поднять на рамена (плечи) тяжелейший скорбный крест». Сказать по правде, современное общество до конца не осознаёт, какие тяготы и лишения пришлось перенести духовенству в те годы.

Но и в то тяжёлое время отец Василий не прекращал своего служения. В июле 1918 года как пастырь примерный и достойнейший он был утверждён духовником духовенства 4-го округа Сердобского уезда. До 1930 года служил в Михаило-Архангельской церкви села Малый Бакур. На 1930 год – священник Христорождественского храма в с. Зелёновка Сердобского района, состоял также в должности благочинного. Село Зелёновка появилось между 1917 и 1927 годами в результате объединения деревень, приписных к церкви села Камзола 4-го округа Сердобского уезда. Здесь и в наше время можно увидеть остатки храма в честь Рождества Христова, построенного в 1797 году на средства помещика коллежского асессора Ивана Юматова.

16 октября 1930 года Василий Волконский был арестован Сердобским ОГПУ по обвинению в том, что проводил антисоветскую агитацию против проводимых партией и советской властью мероприятий, а также в срыве коллективизации (в другом источнике дата ареста иная – 5 ноября 1930 года, в нем в вину священник ставят «агитацию против коллективизации, вредительство и разложение в колхозе» и «участие в религиозной контрреволюционной группировке»).

10 апреля 1931 года он приговорён «тройкой» при ОГПУ к десяти годам исправительно-трудовых лагерей с последующим изменением приговора на ссылку. 10 августа 1933 года освобождён условно-досрочно под поручительство родственников.

В середине 30-х годов отец Василий жил в Саратове, работал сторожем в артели «Объединённый швейник». 2 декабря 1937 года он был арестован НКВД г. Саратова, а 8 декабря осуждён тройкой при УНКВД по Саратовской области за «антисоветскую агитацию». Из доноса, который есть в уголовном деле, стало известно, что работая сторожем, Василий Николаевич продолжал принимать записочки об упокоении, читать Псалтирь.

В уголовном деле Василия Волконского за 1937 год хранится и личная переписка – одно маленькое письмо с просьбой взять его на должность священника (и это летом 1937 года!). Отец Василий был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 11 декабря 1937 года в Саратове. Точное место его захоронения неизвестно.

По первому делу Василий Волконский был реабилитирован 9 сентября 1989 года прокуратурой Пензенской области. По второму реабилитирован 12 мая 1989 года Саратовской областной прокуратурой.

Оба уголовных дела свидетельствуют о том, что Василий Николаевич Волконский, несмотря ни на что, оставался священником, вера в Бога и служение Церкви были для него смыслом жизни.

Ирина КОЗЛИЦКАЯ

В основе материала – публикация
сайта Балашовской епархии


 


Вернуться назад