Сайт Образование и Православие > Обзор СМИ > С помощью искусственного интеллекта выявлена ранее не известная работа Рафаэля

С помощью искусственного интеллекта выявлена ранее не известная работа Рафаэля


28.01.2023.
Толчком послужило близкое сходство лиц Мадонны, изображенной на «Тондо де Бреси», и «Сикстинской Мадонны».

ЛОНДОН. Картина, ранее условно именуемая историками искусства как «Тондо де Бреси», почти наверняка является работой великого итальянского мастера эпохи Возрождения

Исследователи использовали технологию распознавания лиц, чтобы идентифицировать давно потерянную картину Рафаэля. Ученые пришли к выводу, что картина, ранее условно именуемая историками искусства как «Тондо де Бреси», почти наверняка является работой великого итальянского мастера эпохи Возрождения, сообщает АrtnetNewsсо ссылкой на ВВС .

Основываясь на близком сходстве лица Мадонны, изображенной на «Тондо де Бреси», и лица «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, исследовательская группа из Университета Ноттингема и Университета Брэдфорда (оба в Великобритании) определила, что существует 97-процентная вероятность того, что таинственная круглая картина, на протяжении десятилетий безуспешно изучаемая учеными и искусствоведами, является работой знаменитого мастера.

Исследователи сравнили две работы, используя систему распознавания лиц с искусственным интеллектом, которую профессор визуальных вычислений из Университета Брэдфорда Хассан Угайл начал разрабатывать в 2002 году.

Глубокая нейронная сеть, обученная с помощью машинного метода обрабатывать данные в многоуровневой структуре, провела прямое сравнение лиц двух картин, обнаружив высокую статистическую вероятность того, что обе работы создал один художник.

Было обнаружено, что две Мадонны имеют сходство на 97 процентов, а сходство Младенца Иисуса – на 86 процентов. Исследователи утверждают, что сходство в 75 процентов и выше считается доказательством идентичности.

«Глядя на лица человеческим глазом, можно обнаружить очевидное сходство, но компьютер может видеть гораздо глубже, чем мы, в тысячах измерений на уровне пикселей», — говорит Угайл. — «Мои коллеги-соавторы и я пришли к выводу, что для обеих картин использовались одинаковые модели, и они, несомненно, принадлежат одному и тому же художнику».

Использование распознавания лиц и других форм машинного обучения, как видно, может оказаться мощным инструментом аутентификации произведений искусства.

«Технологии могут раскрыть то, что было скрыто», — сказал Адам Лоу, директор студии искусства и цифровых технологий Factum Arte и основатель Factum Foundation. — «Я подозреваю, что изучение поверхности окажется более точным, чем распознавание лиц. Картина — это репрезентация, в данном случае репрезентация лица — трехмерная форма, нанесенная краской кистью. Всегда будут стилистические следы, и программное обеспечение для распознавания образов может помочь их выявить».

Лоу работал с машинным обучением, чтобы идентифицировать характерные черты того, как художники наносят краску на поверхность. «Раньше это называли стилем художника, но на самом деле это информация, встроенная в поверхность картины», — сказал он.

Анализ «Тондо де Бреси» с помощью искусственного интеллекта еще больше подтверждает давнее убеждение покойного британского коллекционера произведений искусства Джорджа Лестера Уинворда в том, что картина, купленная им на распродаже загородного дома в Англии в 1981 году, является утерянным шедевром Рафаэля.

Gemäldegalerie Alte Meister (Галерея старых мастеров) Дрезденского государственного художественного музея, которому принадлежит «Сикстинская Мадонна», наиболее известная своими двумя путти или ангелочками-младенцами в нижней части холста, ранее определила, что ранее изучавшийся двойник «Тондо де Бреси» был гораздо более поздней копией (возможно, викторианской эпохи) с какой-то оригинальной работы Рафаэля. Похоже, теперь она идентифицирована.

Новые результаты дополняют выводы других исследований картины, проведенных Winward's De Brécy Trust, включая сканирующую электронную микроскопию и рамановскую спектроскопию, которые показали, что ее материальный состав соответствует составу картины эпохи Возрождения.

Исследование опубликовано в научной статье «Глубокие черты лица для анализа художественных изображений» и было представлено в рамках презентации на декабрьской конференции по программному обеспечению, знаниям, управлению информацией и приложениям в Камбоджийском университете технологий и науки в Пномпене.


 


Вернуться назад