Исследователи использовали технологию распознавания лиц, чтобы идентифицировать давно потерянную картину Рафаэля. Ученые пришли к выводу, что картина, ранее условно именуемая историками искусства как «Тондо де Бреси», почти наверняка является работой великого итальянского мастера эпохи Возрождения, сообщает АrtnetNewsсо ссылкой на ВВС .
Основываясь на близком сходстве лица Мадонны, изображенной на «Тондо де Бреси», и лица «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, исследовательская группа из Университета Ноттингема и Университета Брэдфорда (оба в Великобритании) определила, что существует 97-процентная вероятность того, что таинственная круглая картина, на протяжении десятилетий безуспешно изучаемая учеными и искусствоведами, является работой знаменитого мастера.
Исследователи сравнили две работы, используя систему распознавания лиц с искусственным интеллектом, которую профессор визуальных вычислений из Университета Брэдфорда Хассан Угайл начал разрабатывать в 2002 году.
Глубокая нейронная сеть, обученная с помощью машинного метода обрабатывать данные в многоуровневой структуре, провела прямое сравнение лиц двух картин, обнаружив высокую статистическую вероятность того, что обе работы создал один художник.
Было обнаружено, что две Мадонны имеют сходство на 97 процентов, а сходство Младенца Иисуса – на 86 процентов. Исследователи утверждают, что сходство в 75 процентов и выше считается доказательством идентичности.
«Глядя на лица человеческим глазом, можно обнаружить очевидное сходство, но компьютер может видеть гораздо глубже, чем мы, в тысячах измерений на уровне пикселей», — говорит Угайл. — «Мои коллеги-соавторы и я пришли к выводу, что для обеих картин использовались одинаковые модели, и они, несомненно, принадлежат одному и тому же художнику».
Использование распознавания лиц и других форм машинного обучения, как видно, может оказаться мощным инструментом аутентификации произведений искусства.
«Технологии могут раскрыть то, что было скрыто», — сказал Адам Лоу, директор студии искусства и цифровых технологий Factum Arte и основатель Factum Foundation. — «Я подозреваю, что изучение поверхности окажется более точным, чем распознавание лиц. Картина — это репрезентация, в данном случае репрезентация лица — трехмерная форма, нанесенная краской кистью. Всегда будут стилистические следы, и программное обеспечение для распознавания образов может помочь их выявить».
Лоу работал с машинным обучением, чтобы идентифицировать характерные черты того, как художники наносят краску на поверхность. «Раньше это называли стилем художника, но на самом деле это информация, встроенная в поверхность картины», — сказал он.
Анализ «Тондо де Бреси» с помощью искусственного интеллекта еще больше подтверждает давнее убеждение покойного британского коллекционера произведений искусства Джорджа Лестера Уинворда в том, что картина, купленная им на распродаже загородного дома в Англии в 1981 году, является утерянным шедевром Рафаэля.
Gemäldegalerie Alte Meister (Галерея старых мастеров) Дрезденского государственного художественного музея, которому принадлежит «Сикстинская Мадонна», наиболее известная своими двумя путти или ангелочками-младенцами в нижней части холста, ранее определила, что ранее изучавшийся двойник «Тондо де Бреси» был гораздо более поздней копией (возможно, викторианской эпохи) с какой-то оригинальной работы Рафаэля. Похоже, теперь она идентифицирована.
Новые результаты дополняют выводы других исследований картины, проведенных Winward's De Brécy Trust, включая сканирующую электронную микроскопию и рамановскую спектроскопию, которые показали, что ее материальный состав соответствует составу картины эпохи Возрождения.
Исследование опубликовано в научной статье «Глубокие черты лица для анализа художественных изображений» и было представлено в рамках презентации на декабрьской конференции по программному обеспечению, знаниям, управлению информацией и приложениям в Камбоджийском университете технологий и науки в Пномпене.