Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Анастасия Митрофанова: «Бенедикт XVI стремится оправдаться за свое нацистское детство»

Анастасия Митрофанова: «Бенедикт XVI стремится оправдаться за свое нацистское детство»


06.03.2011.
Эксперт о причинах, побудивших понтифика снять с еврейского народа вину за гибель Иисуса Христа.

Анастасия Митрофанова: «Бенедикт XVI стремится оправдаться за свое нацистское детство»Вопрос о том, соответствует ли заявление папы Римского Бенедикта XVI о том, что евреи не несут вину за гибель Иисуса Христа, или входит в прямое противоречие со Священным Писанием, должны решить богословы. Я не богослов, поэтому негоже мне отвечать на такие вопросы, тем более, что по нашим правилам женщина не должна учительствовать в Церкви. Тем не менее, я могу рассмотреть заявление понтифика с политологической точки зрения и постараться выяснить,
зачем оно было сделано. Тем более, мне кажется, папа совсем не стремился лучше понять Священное Писание, а преследовал политические цели.

Всё проще, чем может показаться. В современном мире проблематика холокоста и всё, что с ним связано, - вещи, о которых нельзя говорить в свободном ключе. Многое просто запрещено законодательством. Например, в некоторых странах запрещено отрицать холокост, публиковать книги на эту тему. В Германии были случаи, когда затапливали тираж книг, в которых находили что-то связанное с отрицанием холокоста. Но никому не запрещается возлагать ответственность за холокост на «христианскую цивилизацию». Я думаю, это понятие надо употреблять в кавычках, потому что непонятно, о какой цивилизации идет речь - европейской (католическо-протестантской), американской, латиноамериканской или даже православной. Единая «христианская» цивилизация - миф. К тому же немецкие нацисты, которые (этого, кажется, никто не отрицает) несут главную ответственность за холокост, были большей частью не христианами, а неоязычниками. Тем не менее, идея общей ответственности христиан за холокост и их общей вины перед еврейским народом получила популярность. Возникло понятие «христианство после Освенцима» - на основе идей философа Теодора Адорно, который утверждал, что современная цивилизация не имеет права на жизнь, потому что жизнь после Освенцима невозможна. Сначала протестанты, затем католики начали реформировать христианство с целью достичь искомого «христианства после Освенцима». Из теологии начали вытеснять все, что можно было интерпретировать как "антисемитизм". Здесь корни публикации папы Бенедикта. Кроме того, не стоит забывать, что у папы Бенедикта XVI, что называется, «подмоченное» прошлое. Он был когда-то членом гитлерюгенда. Поэтому он особенно стремится оправдаться за свое нацистское детство.

Во всей эпопее с ответственностью христианства и необходимостью его реформировать прослеживаются двойные стандарты. Папа Бенедикт в своей книге пишет, что нельзя обвинять всех евреев за казнь Христа, но одновременно всех христиан обвиняют в антисемитизме. В одном случае групповую ответственность отрицают, а в другом, наоборот возлагают групповую ответственность за какие-то действия на всех людей, в частности, на всех христиан. На Западе издано много книг на тему «христианские корни антисемитизма». У них разные названия, но смысл именно такой. Ещё интересный штрих, указывающий на двойные стандарты: в Будапеште, в столице Венгрии, не так давно был открыт новый музей холокоста. Там надписи сделаны на венгерском и на английском языках. Венгерского языка я, к сожалению, не знаю, но английским владею профессионально. И в английской версии для характеристики нееврейского населения Будапешта используется слово «gentile», которое вообще-то означает «язычники». И никто протестов не выражает.

Анастасия Митрофанова, доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ, специально для «Русской народной линии»
 


Вернуться назад