Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Несколько слов о необходимости единения российского народа на основе сохранения культурно-нравственных ценностей

Несколько слов о необходимости единения российского народа на основе сохранения культурно-нравственных ценностей


27.01.2012.
На открытие юбилейных XX Рожественских чтений выступающие много говорили о формировании ценностных ориентаций молодежи. Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Максим Дулинов, в частности, сказал: «задача воспитания самостоятельного ответственного творческого человека, социальной поддержки развития духовно-нравственной личности гражданина РФ, становится сегодня важнейшим государственным и общественным приоритетом, от ее решения непосредственно зависит социально-экономическое развитие нашей страны.

На открытие юбилейных XX Рожественских чтений выступающие много говорили о формировании ценностных ориентаций молодежи. Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Максим Дулинов, в частности, сказал: «задача воспитания самостоятельного ответственного творческого человека, социальной поддержки развития духовно-нравственной личности гражданина РФ, становится сегодня важнейшим государственным и общественным приоритетом, от ее решения непосредственно зависит социально-экономическое развитие нашей страны. Не раскрыв духовный мир человека, мы не изменим ни общество, ни государство, не улучшим состояние экономики. Современная экономика – это, прежде всего, люди, их образование, профессионализм, трудолюбие, ответственность, материальные и интеллектуальные возможности, духовные ценности и социальные приоритеты. Ее основная движущая сила – это человеческий капитал, готовность человека инвестировать свои знания, опыт, силы и время в реальное дело, значимое для него самого, его семьи, общества и народа». По словам заместителя Министерства культуры РФ Александра Голутвы, «этот потенциал еще далеко не исчерпан».

Действительно, наше общество сегодня окончательно осознало важность сохранения и развития традиций духовного гуманизма и патриотизма и необходимость объединения российского общества на основе культурных и нравственных ценностей. Но констатация того, что просвещение и нравственность суть залога тех или иных институтов, это лишь начало большого пути. Формирование системы ценностных идеалов, воспитание детей, подростков и молодежи как наиболее уязвимых пластов общества – вот задача, которую ставят перед собой государство, общество и Церковь.

Достоевский как-то сказал: «берите и давайте лишь то, что производит прекрасное впечатление и родит высокие мысли», а что имеем мы?

Телевидение, столь любимое подростками, давно перестало выполнять пропаганду достижения культуры, количество часов, отводимых на изучение литературы в старших классах средней школы, уменьшилось почти вдвое, а, по словам Александра Голутвы, доля российских детских фильмов по валовым сборам и по количеству релизов составила в прошлом году 8 процентов, остальные 82 – зарубежные ленты. В кинопрокатах на 3 отечественных фильма приходится 33 иностранных. Согласитесь, в таких условиях говорить с молодежью о важности сохранения национальных традиций довольно трудно.

Современное школьное гуманитарное образование должно воссоздавать российскую культуру, единство и взаимное влияние всех ее компонентов – науки, искусства, религии и социальной жизни людей. Только таким способом мы сможем сохранить ее в неискаженном виде и передать молодому поколению.

Сегодня государство активно направляют все усилия на поддержку русского языка, повышение качества подготовки учителей, что, несомненно, поможет выработать новую стратегию формирования системы идеалов и духовных ценностей при опоре на национальные традиции, усиливая не цензуру, а нравственные основы. И в этом благом, вне сомнения, деле, государству действительно необходима помощь Церкви. Ведь, как сказал Витте, министр финансов России с 1892 по 1909 гг: «Никакое государство не может жить без высших духовных идеалов. А идеалы эти могут держать массы лишь тогда, когда они просты, высоки, если они способны охватить души людей, — одним словом, если они божественны».

Пожалуй, самыми заметными социально-значимыми формами взаимодействия Церкви и государства последних лет стали работа по включению в школьную программу нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» и обсуждение проекта нового Федерального Закона об образовании в РФ. По инициативе Святейшего Патриарха, Президентом РФ было принято решение о введение в школах комплексного учебного курса, состоящего из 6 учебных модулей, апробация которого продолжалась два года. В программе приняло участие более полумиллиона школьников, которые, как и их родители, отметили, что новый предмет оказался чрезвычайно полезен детям, понятен учителям и родителям, вне зависимости от их религиозных убеждений. Дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, человеческой жизни и социальных отношениях. С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозной культуры и светской этики» будет введен во всех общеобразовательных школах РФ. Он будет изучаться в течение всего 4 класса и первой четверти 5 класса из расчета 1 час в неделю. Дулинов отметил, что «изучение основ православной культуры, как неотъемлемой части отечественной и мировой культуры, имеет большое значение для сохранения исторической памяти, укрепления исторического сознания российского народа и духовной социальной консолидации».

Говоря о других формах совместной социально-педагогической деятельности школы и церковно-приходских учреждений, Дулинов также отметил социальные служения, помощь сиротам, детям с особыми потребностями, пожилым людям, организацию и проведение религиозных, государственных, народных праздников, экскурсионно-паломническую, туристическую деятельность, проведение творческих конкурсов, православных лагерей.

Молодое поколение воспитывают не слова, а конкретные дела. Живое участие в настоящем социально-значимом деле, если оно совершается вместе с взрослым человеком, посвятившим свою жизнь служению государственным идеалам, непременно даст добрые плоды.

Дария Подчезерцева, e-vestnik
 


Вернуться назад