Сайт Образование и Православие > Новостная лента > Пост и Второе пришествие
Пост и Второе пришествие11.03.2013. |
О чём читается Апостол и Евангелие в храме в эти выходные? Какое отношение к нашей жизни имеет идоложертвенная пища и Страшный суд? Комментирует священник Феодор Людоговский.
Рядовые евангельские и апостольские чтения нынешних субботы и воскресенья имеют две основные темы: это почти уже начавшийся пост (с понедельника не едим мясо) и Страшный суд. Темы эти — аскетика и эсхатология — казалось бы, далеко отстоят друг от друга. Тем не менее, мы увидим, что на самом деле они весьма близки — и не в отвлеченном, теоретическом плане, а вполне осязательно, в нашей повседневной жизни. Однако далее следует важное уточнение: «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» (ст. 27). В самом деле: если мы пришли в гости, и хозяева знают, что мы христиане, что мы постимся, однако ставят на стол мясо — мол, что мне ваши посты! — тогда, пожалуй, стоит проявить строгость и твёрдость, поскольку здесь мы оказываемся в ситуации испытания: насколько мы верны своим принципам, насколько мы способны к воздержанию, заповеданному нам Церковью? Тема поста продолжается и в воскресном апостольском чтении (1 Кор 8:8 — 9:2), и в субботнем евангелии (Лк 21:8–9, 25–27, 33–36). Последнее перекидывает мостик к воскресенью: если на воскресной литургии будет читаться евангелие о Страшном суде (Мф 25:31–46), то в субботнем чтении речь идет о признаках приближающегося конца мира — и вместе с тем вновь о посте. Приведем заключительные слова субботнего евангельского чтения: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21:34–36). Здесь Христос показывает нам эсхатологическую перспективу поста: пост — т. е. приучение себя не отягощаться объядением, пьянством и житейскими заботами — это то, что позволяет нам сохранить в себе память о Боге, сохранить трезвение, не поддаться на искушения последних времен и с надлежащей готовностью встретить пришествие Христово. Впрочем, о дне второго пришествия на землю Сына Человеческого не знает никто (ср. Мк 13:32). И хотя, вчитываясь в слова Евангелия, мы, казалось бы, убеждаемся, что всё это сказано о нашем времени, — вместе с тем надо признать, что ожидание конца света характерно для всех эпох, в том числе для апостольских времен. И мы действительно не знаем, когда настанет конец этого мира — может быть, через пару дней, а может — через тысячи и миллиарды лет. Но в чем мы можем быть уверены полностью — так это в том, что жизнь каждого человека конечна, и мало кто может предугадать день своей кончины. Поэтому и конец вселенной, и конец нашей отдельной земной жизни мы должны встретить как христиане — и верным нашим помощником в этом будет пост. Священник Феодор Людоговский, Православие и мир
Вернуться назад |