Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Преображение человека: можно ли измениться сразу после крещения

Преображение человека: можно ли измениться сразу после крещения


20.08.2013.
Вошел в купель один человек, а вышел совсем другой? Так бывает редко, обычно путь к Богу тернист и сложен даже после Крещения. Протоиерей Игорь ГАГАРИН рассказывает истории разных людей, в том числе свою собственную.c

Согласно Православному Катехизису,«Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую". Очевидно это должно бы выглядеть так - вошел в купель один человек, а вышел совсем другой?
Именно это произошло с тем человеком, с именем которого мы связываем обращение ко Христу нашего народа, святым равноапостольным князем Владимиром. Вошел в купель человек необузданных страстей, властолюбивый и сластолюбивый, проливший немало крови, а вышел смиренный и кроткий, отказывавшийся даже казнить преступников, расставшийся со всеми многочисленными женами и наложницами, кроме той, с которой соединился христианским браком. Вот уж действительно крещение было смертью и воскресением. 
Но часто ли бывает такое? Те тысячи русских людей, которые по призыву (или приказу?) князя принимали крещение в водах Днепра, переживали нечто подобное? Многие ли из них в тот же миг искренне уверовали и покаялись? Не думаю. 
Массовое крещение взрослых в нашей стране началось немного больше двадцати лет назад. Это почти совпало с началом моего служения в священном сане. Взрослые приходили почти каждое воскресение. С некоторыми удавалось предварительно беседовать, как-то готовить. Кому-то приходилось отказывать. 
Так один, помню, категорично, до скандала, настаивал, чтобы я его окрестил, при этом говорил: "В Бога я, конечно, никакого не верю, но я человек православный! И вы обязаны меня крестить!" 
Были кто и похитрее. Одну женщину после крещения встречаю через полгода. "Что же вы в храм не заходите?" -"А я не верю в Бога!"- "Как же так! Ведь вы же говорили, что верите!" - "А что мне оставалось делать? Ведь вы бы меня не крестили иначе!"- "Конечно! А зачем Вам нужно было креститься?"-"Ну, знаете... Это уже мое дело". 
К слову сказать, в те годы "Новости" сообщили, что принял крещение грузинский лидер, Эдуард Щеварнадзе. На вопрос корреспондента, действительно ли он обрел веру, политик ответил, что к этому еще надо прийти. 
Могу ли я вспомнить случаи подлинного обновления, перемены всей жизни после крещения? Такие случаи были. Но их за двадцать два года моего служения вспоминается очень-очень немного. Это, однако, не ставит для меня под сомнение действенность таинства. Ведь, если разобраться, не очень-то надо и ждать такого разительного изменения.
Разумеется, сейчас мы будем говорить о взрослых. Дети-то понятно: опускаешь их в купель - кричат, вынимаешь - так же кричат, а то и еще громче. Что происходит со взрослыми? Ведь если, как мы говорим, выходит из купели совершенно новый человек, то в чем проявляется это обновление?
Давайте все-таки разберемся в том, как все должно происходить согласно Писанию. Господь Иисус Христос перед Своим вознесением говорит ученикам: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк. 16:16). Книга Деяний Апостольских повествует, как эфиопский вельможа, вдохновленный проповедью диакона Филиппа, произнес: "...вот вода; что препятствует мне креститься?". Филипп ответил: "если веруешь от всего сердца, можно". (Деян. 8:36,37). Итак, сначала - вера "от всего сердца".
Мы верим Евангелию которое говорит, что только во Христе мы можем стать настоящими людьми, что самая высшая ценность - Царство Божие, что это не сказка, а самая что ни на есть реальность, что главное дело жизни выражено словами: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его."
Вера во все это, и не только в это, должна появиться не в крещении, а предшествовать ему. Затем сразу же следует родная сестра веры - покаяние. То есть решительное желание начать новую жизнь, основанную совсем на других ценностях, чем раньше; перемена мыслей, намерений, целей. И венчает все это крещение, которое становится началом новой жизни, жизни во Христе.
Когда все происходит в такой последовательности, вера, покаяние, крещение, тогда мы действительно видим явное обновление человека, но обновление это не ограничивается купелью. Оно происходит раньше, а погружение в купель дает уверовавшему и покаявшемуся силы идти дальше тем путем, который он свободно избрал до крещения.
Так должно быть. И когда так бывает, мы действительно видим перемену и второе рождение. Но часто ли так бывает? Не часто. И снова вспомню массовое крещение русских при князе Владимире. Не думаю, повторю, что очень многие из них переживали обретение искренней веры и от сердца каялись.
Многие, наверно, и вообще не очень хорошо представляли себе те истины, без знания которых невозможно быть настоящим христианином. И тем не менее то крещение принесло прекрасные плоды! Языческая Русь все-таки стала Русью Святою, как бы кто-то ни иронизировал над этим словосочетанием.
В наше время часто происходит нечто подобное. Сначала - крещение, затем осознание того, что произошло.
Признаюсь, так было и со мною. На третьем десятке лет возникло горячее желание разобраться, в чем смысл жизни, и стать лучше.
В голове тогда была мешанина из толстовства, буддизма, рериховских идей и пр. Уже было прочитано Евангелие, уже была любовь ко Христу как к лучшему из людей, живших на земле, и совершенное непонимание, какое отношение к Нему имеет Церковь с Ее обрядами и традициями, "простыми" и "заказными" записками по 20 и 40 копеек, бабушками в платочках, не всегда добрыми.
Уже были к тому времени первые попытки понять Православие, но попытки робкие и слабые. Были встречи, которые не привели к какому-то решению, но над чем-то заставили задуматься. Были некоторые книги, которые тоже ни в чем не убедили, но какие-то вопросы поставили. Креститься меня уговорила теща, и я согласился с мыслью: ладно, хуже не будет. Даже немного надеялся: а вдруг что-то на меня снизойдет, вдруг будет какое-нибудь озарение. Ничего этого не произошло. Крестик, правда, стал носить.
Но спустя несколько месяцев появилось желание чаще заходить в храм, подолгу простаивал на службах, стало появляться желание разбираться, что же все- таки происходит во время богослужения, в чем его смысл. Стал наблюдать, вникать, покупать книги и делать открытие за открытием. Появилась мысль об исповеди. Не прошло и года после крещения, как я впервые исповедался, причастился и понял, что только теперь и начинается настоящая жизнь.
Случаев подобных моему я знаю немало. И каждый, кто прошел этим путем, подтвердит, каким восхитительным, радостным и интересным было вхождение в мир христианской веры. Страшно сейчас подумать, насколько пустой, бессмысленной была бы жизнь, если бы не было в ней Христа и Его Церкви.
И хотя как у меня, так и у многих, это произошло не сразу после крещения, я уверен, что именно в таинстве крещения были брошены в душу те семена, которые проросли несколько позже.
Любые резкие перемены очень впечатляют, но нередко оказываются поверхностными и недолгими. Если крещению предшествовала катехизация, если путь к купели был результатом осмысленного выбора, то крещение станет началом новой жизни, но ожидать того, что человек сразу же станет другим - не стоит.
Человеческий характер меняется не просто. Новая жизнь проникает в нас наподобие семени и понадобится немало сил и времени, чтобы это семя проросло и принесло плоды. В крещении мы встаем на тот узкий путь, который ведет в Вечность. Встаем и делаем только первые шаги. Эти шаги могут быть совершенно незаметны со стороны, да и самим нам может казаться, что не сдвинулись с места. Часто, очень часто, лишь спустя долгое время обнаруживается, что в нашей жизни произошли те перемены, которые были бы невозможны если бы не крещение.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН, «Нескучный сад»
 


Вернуться назад